Информационные потребности и запросы: сущность, виды, методы изучения
Информационная потребность-необходимость получения потребителем определяемой его индивидуальными предпочтениями достоверной, достаточно полной информации в удобном для него виде по приемлемой цене. Конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи — исследовательской, профессиональной, управленческой и т. п. Человеческие потребности… Читать ещё >
Информационные потребности и запросы: сущность, виды, методы изучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информационная потребность-необходимость получения потребителем определяемой его индивидуальными предпочтениями достоверной, достаточно полной информации в удобном для него виде по приемлемой цене.
Информационный запрос — текст, выражающий некоторую информационную потребность.
Человеческие потребности бывают следующих видов: индивидуальные, коллективные, общественные Принято выделять два основных типа информационных потребностей:
- * текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире;
- * конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи — исследовательской, профессиональной, управленческой и т. п.
Конкретные информационные потребности в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида:
- * информационные потребности ученых-исследователей;
- * информационные потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т. п.);
- * информационные потребности управляющих (руководителей).
Как уже отмечалось, для эффективного управления информацией, необходимо ответить на вопросы: какая информация, кому, когда и в каком виде должна быть представлена. Для ответа на эти вопросы существуют различные методы изучения информационных потребностей. Изучением информационных потребностей обычно занимаются специальные структуры. Как правило, это различные информационно-аналитические агентства, хотя могут быть организованы и специальные подразделения в структуре корпораций.
Существующие методы изучения информационных потребностей могут быть разделены на две группы:
- 1) «Косвенные» — базируются либо на изучении мнения людей, являющихся специалистами в той или иной предметной области, об их потребностях на основе запросов, либо путем применения анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т. п. Недостатком методов является то, что суждение об информационных потребностях специалистов происходит либо на основе их представления о своих потребностях, либо на основе сложившейся практики их контактирования с информационными службами и источниками информации. Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т. е. от уровня его информированности по данному вопросу. Однако уровень информированности специалиста относительно решаемой им задачи далеко не всегда бывает достаточным, а отсюда он запрашивает информацию не ту, которая объективно в наибольшей степени содействовала бы решению стоящей задачи, а ту, которая соответствует его представлению о возможных способах ее решения. Информация, соответствующая его представлению, не всегда бывает наилучшей.
- 2) «Прямые» — основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет.