Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Малый и средний бизнес в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1992;1994 гг. число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. К началу 1995 г. этот темп роста снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%). В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г… Читать ещё >

Малый и средний бизнес в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своими корнями процесс формирования предпринимательского класса в России, в том числе малого бизнеса, уходит корнями в «теневую экономику», которая в виде «патологии» стала развиваться еще в недрах «развитого социализма» периода застоя, будучи естественной реакцией на запрет частного предпринимательства — насилие по отношению к человеческой природе. Заложенном в людях на уровне генетике стремление к свободе и независимости, которые немыслимы без экономического суверенитета личности и работы на себя, а не на «дядю» в лице государства.

В качестве легального, этот процесс датируется второй половиной 80-ых годов — годами инициированной руководством КПСС во главе с М, С Горбачевым «перестройки», будучи напрямую связанным с выходом в свет законов «О кооперации» и «Об индивидуальной трудовой деятельности в СССР». бизнес приватизация политический В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т. д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

В начале 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Экономический развал и политическая неразбериха (1991;1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

Именно этот период (92−93 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т. д.

Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.

После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т. д. URL: http://www.kreditbusiness.ru/history.html.

Принимается ряд Постановлений Правительства Российской Федерации о развитии малого бизнеса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.1993 г. № 286 «О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции» образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции как основной финансовый инструмент реализации государственной политики в области формирования конкурентной среды на товарных рынках, в том числе путем развития и поддержки малых предприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определены задачи министерств в данной сфере, установлен перечень приоритетных видов деятельности малых предприятий с точки зрения оказания им государственной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере для укрепления инновационного потенциала малого предпринимательства и специализированных объектов инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994;1995 гг.» одобрена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994;1995 гг., определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства. Развитие системы финансово-кредитной поддержки, активизацию внешнеэкономической деятельности, организацию подготовки, переподготовки кадров малых предприятий.

Несомненно, позитивное значение для развития малого предпринимательства имеет Указ Президента Российской Федерации от 08.07.1994 г. 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации «, которым упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 912 «О совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации как консультативный орган, участвующий в подготовке государственных решений с учетом мнения предпринимателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1994 г. № 322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» предусмотрено создание условий для участия малых предприятий в конкурсном отборе при размещении заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (услуг) для государственных нужд.

В 1992;1994 гг. число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. К началу 1995 г. этот темп роста снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%). В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий. Новиков Ю. В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России / Проблемы современной экономики, N 1−2 (9−10), 2004. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=408.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц. страх, ФОМС и т. д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

На начало 1998 года, по данным Госкомстата России, более чем в 800 тысячах малых предприятий было занято на постоянной основе более 9 млн. собственников, менеджеров, работников, а с учетом вторичной занятости (совместительства, временной работы) — 14,5 млн. человек. Каждый третий россиянин работал в частном секторе. Однако, такое количество малых предприятий недостаточно для реформирования российской экономики. Для сравнения в Великобритании насчитывается 2630 тыс. малых и средних предприятий, в Японии — 6450 тыс., в США — 19 300 тысяч.

Более 40% общего количества малых предприятий в России функционирует в торговле, посреднической деятельности, 16% их приходится на промышленность и строительство, более 2% - на транспорт и связь, 6% действует в науке и научном обслуживании. Например, в Индии доля малых и средних предприятий в промышленном производстве составляет 40%, в Японии — 51%.

Вклад малых предприятий в валовой национальный продукт (ВВП) в России оценивается примерно в 11−12%. В расчете на одного работающего на малых предприятиях производится объем продукции, почти в четыре раза превышающий таковой на крупных предприятиях. На долю малых предприятий приходится свыше 10% объема промышленной продукции. На малые строительные предприятия проходится свыше 17% общего объема строительных работ, что становится важным фактором формирования в отдельных регионах страны рынка жилья.

Приведенные показатели можно охарактеризовать только как весьма умеренные. Если взять количество малых предприятий на десять тысяч человек, то данные выглядят следующим образом: Германия — 370, Япония — 500, США — 740, Болгария — 380. В России этот показатель до кризиса 1998 года составлял 56 предприятий, а после него опустился до 36 предприятий. Горбань О. П. Проблемы пазвития малого предпринимательства в современной россии / Научно — техническая конференция МГТУ / Секция «Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права» URL: http://www.mstu.edu.ru/.

После августа 1998 г. у малого бизнеса появилась возможность занять на рынке ниши, оставшиеся после ухода с него более крупных предприятий, особенно тех, чья деятельность основывалась на местных ресурсах.

В 2000;2004 гг. доля объема продукции, работ услуг возросла с 4,6% до 8%, а в 2005;2009 гг. доля малых фирм в совокупном обороте фактически не менялся и составлял 24−26%. Это также говорит об адекватных темпах прироста оборотов малых фирм по сравнению с экономикой в целом, когда"взрывного" развития не происходит.

Положительным моментом деятельности малых предприятий можно назвать устойчивый рост вложений в основной капитал. Так, за 2000;2008 гг. инвестиции в основной капитал возросли с 29,8 млрд руб. в 2000 г. до 472,3 млрд руб. в 2008 г. почти в 16 раз. Но в 2009 году произошло снижение показателя на 126,2 млрд руб. или на 26,7%. Также следует отметить факт повышения доли малых фирм в общих инвестициях в основной капитал: с 2,9% в 2000 г. до 5,4% в 2008 г., хотя она по-прежнему остается неоправданно низкой. При этом по итогам 2009 г. показатель сократился до 4,4%. Выявленная тенденция может свидетельствовать как о повышении инвестиционной активности малых предприятий в целом, так и о развитии этого сектора, прежде всего, в не капиталоемких отраслях.

По данным Госкомстата России, объем произведенных на малых предприятиях продукции, работ и услуг в 2001 г. составил 1159,9 млрд руб. Основной объем деятельности (78%) был сосредоточен в тех же трех отраслях экономики. В промышленности было произведено продукции на 291,8 млрд руб. (25,2%), в торговле и общественном питании — на 325,8 млрд руб. (28,1%), в строительстве — на 286,5 млрд руб. (24,7%). Данные о развитии и состоянии малого предпринимательства в России позволяют говорить, что в стране после нескольких лет реформ малое предпринимательство становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики.

В то же время приходится констатировать целый ряд затруднений в этом развитии. К ним относятся: ограниченность сферы малого предпринимательства, связанная, прежде всего, с минимальными размерами собственного капитала малых предприятий; проблемы, связанные с необходимостью действовать в условиях жесткой конкуренции; повышенный риск, особенно в новых сферах деятельности; меньшая, чем в крупных предприятиях, степень социальной защиты работников. Новиков Ю. В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России / Проблемы современной экономики, N 1−2 (9−10), 2004. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=408.

С 2000 г. по 2009 г. количество российских малых предприятий заметно возросло — увеличение почти в 2 раза, при этом за 2009 год — на 250 тыс. ед. или на 18,9%. Средний прирост за анализируемый период составлял почти 7%. В целом необходимо заметить, что современное состояние малых предприятий все же оставляет желать лучшего. В 1997;2003 гг. число малых предприятий практически не увеличивалось и из года в год составляло 850−900 тыс. ед. Позитивная динамика в росте количества малых предприятий с 2003 г. может быть объяснена вступлением в действие с 1 июля 2002 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ряда других сопутствующих нормативно-правовых актов, значительно упростивших процедуру организации бизнеса. Бурлуткин Т. В. Анализ современного состояния и проблема функционирования малого предпринимательства в Российской федерации / Интернет-журнал «Экономические исследования», № 6 (11), Ноябрь 2011 URL: http://www.erce.ru/internet-magazine/magazine/27/389/.

По итогам 2010 года по сравнению с 2009 годом в целом по стране положительная динамика отмечается только по показателю объема оборота малых предприятий (без микропредприятий). По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятий) зафиксирована отрицательная динамика.

На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 год превысил показатель 2009 года на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%). На основе Информационно-аналитического доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (апрель 2011 года) URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1695.html?effort=1.

Динамика развития малого бизнеса, в общем количестве коммерческих предприятий в стране в период 2009;2011 гг. Ларичева З. М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. ;

2011. — № 5. — С. 39−51.

Предприятия, малые предприятия.

(тыс. шт.), из них:

282,7.

227,5.

219,7.

торговля (тыс. шт.).

83,9.

69,9.

65,4.

численность работников (тыс. человек), из них:

6736,5.

6187,0.

6016,9.

торговля (тыс. человек).

1758,3.

1505,7.

1432,3.

микропредприятия (тыс. шт.), из них:

1052,3.

1374,7.

1503,1.

торговля (тыс. шт.).

488,0.

588,2.

691,1.

численность работников (тыс. человек), из них:

4605,1.

5005,9.

5203,2.

торговля (тыс. человек).

1907,2.

1961,6.

2010,4.

всего коммерческих предприятий (тыс. шт.).

3365,1.

3575,9.

3796,5.

Из таблицы видно, что количество созданных малых предприятий в 2011 году по сравнению с 2009 сократилось и составило 219,7 тыс., из них 65,4 тыс., это предприятия торговли, остальные 154,3 это предприятия всех сфер экономической деятельности.

Рассматривая структуру малых предприятий по видам экономической деятельности за 2009 и 2011 гг. Почти половина предприятий занята в сфере оптовой и розничной торговли. Причем в 2011 г. доля предприятий данной области ниже на 0,9%, чем в 2010 г (2010 г. — 47,8%, 2011 г. — 46,9%). Доля предприятий, занятых в сфере операций с недвижимостью также существенна (17,5% в 2010 г. и 17,9% в 2011 г.). Также заметен процент предприятий обрабатывающего производства и строительства (12−14%). Доли предприятий, занятых в остальных экономических областях, несущественны — менее 5% .

В 2012 — 2013 гг. государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

Владимир Путин предложил ввести двухлетние налоговые каникулы в регионах для новых предприятий малого бизнеса.

«Все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Кроме того, надо предусмотреть для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возможность платить налоги и страховые взносы по принципу «одного окна». Сайт Президент России URL: http://www.kremlin.ru/news/19 825 ИТАР-ТАСС.

«К 2015 году должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база для благоприятного ведения бизнеса.

Поэтому уже со следующего года мы запустим национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте Федерации.

Одновременно мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест.".

«И, что так же важно, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР, должны быть созданы такие условия, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни. А чтобы решить вопрос с инфраструктурой в таких территориях, активно задействуем возможности Фонда развития Дальнего Востока.

До 1 июля 2014 года следует определить, где конкретно будут организованы такие территории, а также выпустить все правовые нормативные акты, необходимые для их работы. Имея в виду важность и масштабность этой задачи, прошу Председателя Правительства взять эту работу под личный контроль. В дальнейшем, с учётом опыта и практики деятельности таких территорий, полученного эффекта, примем решение об их будущем развитии." Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года.

URL: http://www.kremlin.ru/news/19 825.

Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства является на сегодняшний день в современной России одной из самых приоритетных направлений политики государства в связи с решением главной стратегической задачи России на перспективу до 2020 года — вхождение России в пятерку стран — лидеров по объему ВВП, что означает, переход страны на новый инновационный путь экономического развития.

Примечания

  • 1. http://www.kreditbusiness.ru/history.html
  • 2. http://www.mstu.edu.ru/ (Горбань О.П. (кафедра экономики и управления)
  • 3. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=408
  • 4. Интернет-журнал «Экономические исследования», № 6 (11), Ноябрь 2011
  • 5. На основе Информационно-аналитического доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (апрель 2011 года)
  • 6. Ларичева З. М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития
  • 7. Сайт Президент России http://www.kremlin.ru/news/19 825
  • 8. Там же.

Краткая аннотация

Статья посвящена динамике развития малого и среднего бизнеса в России. В статье представлены направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, а также содействие в области подготовки и повышения квалификации работников. Приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России.

Ключевые понятия

Малый бизнес. Средний бизнес. Статистика предпринимательства. Динамика развития.

Book review.

Article is devoted to the dynamics of development of small and medium-sized businesses in Russia. The article presents the directions of state support of small and medium-sized businesses: financial, property, information and consulting support, and assistance in the field of training and development of employees. Provides statistics on the proportion and structure of small and medium enterprises in Russia.

Key concepts.

Small business. Medium business. Statistics of entrepreneurship. Dynamics of development.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой