Правовые аспекты защиты информации
Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу с 20 октября 1992 года. В п. 4 постановления о введении Закона в действие предусматривался переходный режим, когда до 1 января 1994 года использование в учебных, научно-исследовательских… Читать ещё >
Правовые аспекты защиты информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На сегодня защита данных обеспечивается законодательными актами на международном и государственном уровне. В России такими законодательными актами служат закон «Об информации, информатизации и защите информации» (базовый) и закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», выпущенные соответственно в 1995 и 1992 гг.
В 1981 г. Совет Европы одобрил Конвенцию по защите данных, в Великобритании аналогичный закон был принят в 1984 г. Указанные законы устанавливают нормы, регулирующие отношения в области формирования и потребления информационных ресурсов, создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, защиты информации и защиты прав граждан в условиях информатизации общества [11].
На федеральном уровне принимаются следующие меры для обеспечения информационной безопасности: осуществляется формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, устанавливается баланс между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения, совершенствуется законодательство РФ в сфере обеспечения информационной безопасности, координируется деятельность органов государственной власти по обеспечению безопасности в информационной среде, защищаются государственные информационные ресурсы на оборонных предприятиях, развиваются отечественные телекоммуникационные и информационные средства, совершенствуется информационная структура развития новых информационных технологий, унифицируются средства поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации для вхождения в глобальную информационную инфраструктуру.
Вопросы информационной безопасности государства оговариваются в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», создаваемой в соответствии с указом президента РФ от 17.12.1997 г. К их числу относятся следующие: выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности; разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации; разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления, а также предприятий по обеспечению информационной безопасности; развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствии ее нарушения; обеспечение активного участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.
В настоящее время некоторые статьи УК РФ также направлены на защиту информации. В частности глава 28. УК «Преступления в сфере компьютерной информации» состоит из трех статей:
Ст. 272. «Неправомерный доступ к компьютерной информации».
Эта статья, которая, как и последующие, состоит из 2 частей, содержит достаточно много признаков, обязательных для объекта, объективной и субъективной сторон состава преступления. Непосредственным объектом ее являются общественные отношения по обеспечению безопасности компьютерной информации и нормальной работы ЭВМ, их системы или сети.
Состав преступления сформулирован как материальный, причем если деяние в форме действия определено однозначно (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации), то последствия; хотя и обязательны, могут быть весьма разнообразны:
- 1) уничтожение информации,
- 2) ее блокирование,
- 3) модификация,
- 4) копирование,
- 5) нарушение работы ЭВМ,
- 6) то же — для системы ЭВМ,
- 7) то же— для их сети.
Часть 2 ст. 272 предусматривает в качестве квалифицирующих признаков несколько новых, характеризующих объективную сторону и субъект состава. Это совершение деяния:
- 1) группой лиц по предварительному сговору;
- 2) организованной группой;
- 3) лицом с использованием своего служебного положения;
- 4) лицом, имеющим доступ к ЭВМ, их системе или сети.
Ст. 273. «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ».
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по безопасному использованию ЭВМ, ее программного обеспечения и информационного содержания. Статья предусматривает наказания при совершении одного из действий:
- 1) создание программ для ЭВМ, заведомо приводящих (приводящей) к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы аппаратной части;
- 2) внесение в существующие программы изменений, обладающих аналогичными свойствами;
- 3) использование двух названных видов программ;
- 4) их распространение;
- 5) использование машинных носителей с такими программами;
- 6) распространение таких носителей.
Ст. 274. «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».
Целью данной статьи является предупреждение неисполнения пользователями своих профессиональных обязанностей, влияющих на сохранность хранимой и перерабатываемой информации. Непосредственный объект преступления, предусмотренного этой статьей, — отношения по соблюдению правил эксплуатации ЭВМ, системы или их сети, т. е. конкретно аппаратно-технического комплекса. Под таковыми правилами понимаются, во-первых, Общероссийские временные санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров, во-вторых, техническая документация на приобретаемые компьютеры, в-третьих, конкретные, принимаемые в определенном учреждении или организации, оформленные нормативно и подлежащие доведению до сведения соответствующих работников правила внутреннего распорядка.
Право граждан на информацию установлено Конституцией РФ, в соответствии с которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время с помощью блока специальных законов регулируется информационная безопасность государства, общества и личности. Среди этих законов:
- · Закон «О средствах массовой информации» от 27.12.91 г. № 2124-I;
- · Закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации» от 19.02.92 № 4524−1;
- · Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 года № 3523−1;
- · Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.92 г. № 3526-I;
- · Закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485−1;
- · Закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.94 г. № 77-ФЗ;
- · Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 года № 24-ФЗ;
- · Закон «О внешней разведке» от 10.01.96 г. № 5-ФЗ;
- · Закон «Об участии в международном информационном обмене» от 5.06.1996 г. № 85-ФЗ;
- · Закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» № 20-ФЗ от 10 января 2003 г.
Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу с 20 октября 1992 года. В п. 4 постановления о введении Закона в действие предусматривался переходный режим, когда до 1 января 1994 года использование в учебных, научно-исследовательских и личных целях без извлечения прибыли допускалось без согласия авторов и правообладателей. С 20 октября 1992 года в Российской Федерации охраняются как программы для ЭВМ и базы данных, созданные после этой даты, так и программы для ЭВМ и базы данных, созданные ранее, но использование которых продолжается после 20 октября 1992 года (п. 3). Соответственно, правовая охрана программам для ЭВМ и базам данных, созданных российскими авторами, предоставляется в зарубежных странах на тех же условиях тоже после 20 октября 1992 года. При этом необходимо, чтобы эти произведения были выпущены в свет [17].
В первой главе Закона сформулированы основные понятия, применяемые в данной области. Они включают определения обоих объектов охраны, условия признания авторского права, сроки охраны и сферы действия Закона. В ст. 1 особо выделены понятия адаптации, модификации и декомпилирования программы для ЭВМ или базы данных. С помощью этих понятий разграничиваются действия, которые можно и нельзя осуществлять без согласия автора (правообладателя). Не менее важны понятия, относящиеся к использованию программы для ЭВМ или базы данных, к их воспроизведению, распространению, выпуску в свет и иные действия по введению в хозяйственный оборот.
В главе II содержатся нормы, регулирующие исключительные авторские права. В статьях 8−12 этой главы четко разграничены личные и имущественные права автора, определен порядок передачи имущественных прав, в том числе и на программы для ЭВМ и базы данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей (по заданию нанимателя). Специальная статья (13), посвященная праву на регистрацию программы для ЭВМ и базы данных, устанавливает требования к регистрации данных объектов в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РосАПО).
В главе III конкретизированы особенности использования программы для ЭВМ и базы данных по договору с правообладателем, их свободного воспроизведения и адаптации, условия свободной перепродажи отдельных экземпляров.
В главе IV приведены нормы, обеспечивающие защиту прав автора (правообладателя) программы для ЭВМ или базы данных.
В ст. 13 Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» предусмотрено два вида подзаконных актов: правила оформления заявки на официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных определяет Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем; Агентство устанавливает порядок официальной регистрации, формы свидетельств об официальной регистрации и состав указываемых в них данных; Агентство определяет порядок регистрации договоров о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированные программы для ЭВМ и базы данных и договоров о передаче имущественных прав на эти объекты; п. 7 ст.13 предусматривает, что размеры, сроки уплаты регистрационных сборов, а также основания для освобождения от их уплаты или уменьшения их размеров устанавливаются Правительством Российской Федерации. правовой нормативный информационный безопасность Таким образом, из основного закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных следует, что, как минимум, должны быть изданы три подзаконных документа. К ним относятся «Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (рег. № 181 в Минюсте России от 17.03.93), «Правила регистрации договоров на программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем» (рег. № 183 в Минюсте России от 17.03.93) и «Положение о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем». Положение было первоначально утверждено постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 года № 793, а затем в него были внесены отдельные изменения и уточнен размер регистрационных сборов постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 382.