Содержание бухгалтерской отчетности
Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта… Читать ещё >
Содержание бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» устанавливается обязательный состав бухгалтерской отчетности организаций, согласно которому она, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из следующих форм:
- а)бухгалтерского баланса;
- б)отчета о прибылях и убытках;
- в)приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- г)аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- д)пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Для отдельных категорий организаций предусмотрены особенности в определении состава форм и показателей бухгалтерской отчетности.
Основной формой бухгалтерской отчетности является форма 1 «Бухгалтерский баланс».
Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние. Например, по данным баланса определяются обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др.
По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. На основе информации, содержащейся в балансе, можно разработать мероприятия по их устранению.
Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.
Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения производственно-финансовой деятельности организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.
Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.
Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйственного органа, являются прибыли и убытки. Данные о порядке формирования финансового результата работы содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:
прибыли и убытки от продажи продукции (работ, услуг). Они определяются как разница между выручкой от продажи товаров (работ и услуг) (за минусом НДС и акцизов и др.) и себестоимостью проданных товаров (работ и услуг);
операционные доходы и расходы. В состав операционных доходов включаются поступления: от предоставления за плату во временное пользование активов; от участия в уставных капиталах других организаций; прибыль от совместной деятельности; от продажи основных средств и других активов и др. К операционным относят расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов, участием в уставных капиталах других организаций, по продаже основных средств, проценты, уплаченные за пользование кредитами и займами;
доходы и расходы по внереализационным операциям. В состав внереализационных доходов и расходов включаются штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные за нарушение договорных обязательств; стоимость полученных (переданных) активов безвозмездно по договору дарения; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредиторской (депонентской) задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы;
чрезвычайные доходы и расходы (страховые возмещения, стоимость ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению активов, расходы, возникающие в связи с устранением последствий стихийных бедствий).
В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.
Показатели о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в форме № 3 «Отчет об изменении капитала». В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и уменьшении.
Отчет состоит из двух разделов и справки. В первом разделе раскрываются состав и движение собственного капитала: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет (непокрытый убыток).
Показатели «Изменения в учетной политике», «Результат от переоценки объектов основных средств», «Результат от пересчета иностранных валют», «Чистая прибыль», «Дивиденды», «Отчисления в резервный фонд» позволяют более полно раскрыть изменения в капитале.
Во втором разделе содержится информация об остатках и движении резервов организации, создаваемых за счет себестоимости продукции (резервы на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств и др., предусмотренные законодательством РФ и нормативными актами Минфина РФ).
В этот же раздел включены показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).
В отчете все представленные резервы объединены в следующие показатели: «Резервы, образованные в соответствии с законодательством», «Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами», «Оценочные резервы» и «Резервы предстоящих расходов и платежей».
В отчете об изменении капитала представлены показатели стоимости чистых активов, используемые для оценки ликвидности организации. Под чистыми активами понимают разницу между суммой активов хозяйствующего субъекта, принимаемых к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету.
Наличие и движение (поступление и расходование) денежных средств представлены в форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» по видам деятельности.
В приказе Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» выделены следующие виды деятельности:
- — текущая, под которой понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т. е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.;
- — инвестиционная — деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других необоротных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.);
- — финансовая — деятельность организации, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств и т. п.).
Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, характеризующих качественную работу организации, приводится в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений и др.
В форме № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» некоммерческие организации представляют информацию по основной деятельности об остатках средств, поступивших в виде добровольных пожертвований, членских взносов, и т. д., данные о поступлении указанных средств за отчетный период и остатках их на конец отчетного года.
Составной частью годовой бухгалтерской отчетности является пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать ПБУ 4 /99.