Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экономические преобразования. 
Революционно-демократическая мысль России и Беларуси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу в истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения… Читать ещё >

Экономические преобразования. Революционно-демократическая мысль России и Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ликвидируется частная собственность на средства производства, национализированы: земля, недра, банки, заводы и торговля; земля передаётся в бесплатное пользование крестьянам; установлена всеобщая трудовая обязанность; вводится бесплатная медицинская помощь, на предприятиях действует рабочий контроль за производством.

Весть о победе революции в Петрограде пришла в Беларусь 1 — 4 марта и вызвала у жителей городов и местечек волну энтузиазма. Везде проходили митинги, демонстрации, разоружалась полиция, освобождались политзаключенные. Создавались Советы рабочих и солдатских депутатов, народная милиция. В марте — апреле организационно оформились тридцать семь Советов, в том числе 12 рабочих, 11 крестьянских, 14 объединенных Советов. Наиболее влиятельным в Беларуси и на Западном фронте был Минский Совет, созданный 4 марта на собрании представителей от ряда предприятий. Организационное оформление Минского Совета завершилось 8 марта, когда был создан Минский Совет рабочих и солдатских депутатов и один исполнительный комитет во главе с меньшевиком Б. Позерном и его заместителем большевиком И. Любимовым. Были созданы Советы в Гомеле, Витебске и других городах Беларуси. Они признавали руководящую роль Петроградского Совета и по его примеру — Временное правительство.

Буржуазные органы власти возникли вначале как временные городские общественные комитеты. Временное правительство в Беларуси опиралось на структуры, созданные еще при царизме — на земства, органы городского самоуправления. Губернские и уездные комиссары назначались, как правило, из числа председателей губернских и уездных земских управ. В Беларуси, как и во всей стране, установилось двоевластие.

В это же время начали создаваться профсоюзы, фабричные и заводские комитеты. Вопросы продолжительности рабочего дня, оплаты труда, сверхурочных работ рассматривались на заседаниях Советов рабочих и солдатских депутатов.

В действующей армии на основе приказа № 1 Петроградского Совета проводилась так называемая «демократизация» — выборы солдатских комитетов. В конце августа 1917 г. на Западном фронте действовало 7254 комитета, в том числе 60 дивизионных, 15 корпусных и 3 армейских.

20 апреля в Минске состоялся первый съезд крестьянских депутатов Минской и не оккупированных уездов Виленской губерний. По вопросу о войне съезд высказался за заключение воюющими странами справедливого мира без аннексий и контрибуций, а до того времени — продолжать войну, съезд осудил дезертирство. Окончательное решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания. Однако делегаты высказались за ликвидацию частной собственности на землю, запрещение ее купли и продажи, за уравнительное распределение земли по трудовой норме. Эсеры провели свою линию на крестьянских съездах Могилевской и Витебской губерний.

Июльские события 1917 г. ускорили процесс революционного просвещения трудящихся масс. Массовые стачки рабочих прошли во всех крупных городах Беларуси, увеличилось число крестьянских выступлений, волнений солдат на Западном фронте. Временное правительство организовало мятеж в конце августа 1917 г. под руководством генерала Л. Корнилова с целью подавления революционных сил и установления военной диктатуры. В Минске и в других городах Беларуси создавались вооруженные рабочие дружины, патрулирующие на железнодорожных станциях.

Формировались отряды Красной гвардии. 30 августа был создан Военно-революционный комитет (ВРК) Западного фронта, осуществлявший координацию действий по организации отпора контрреволюции. 1 сентября в Могилеве был арестован Л. Корнилов и другие генералы Ставки.

В Беларуси был ликвидирован старый государственный аппарат. Создавался новый — Временное правительство (буржуазное) и его «общественные комитеты порядка» на местах, в том числе и в Беларуси. Временное правительство свои полномочия осуществляло до созыва учредительного собрания (парламента), которое должно решить коренные вопросы революции: о власти, о земле и мире, национальный.

В России, в том числе и в Беларуси, возникло своеобразное положение, которое получило название «двоевластие». С одной стороныреволюционно-демократическая власть пролетариата и крестьянства в лице Советов, а с другой стороны — власть буржуазии в лице комитетов. Еще одной особенностью политического положения стала поддержка Советами деятельности буржуазных комитетов. Проводником такой политики стали меньшевики и эсеры, преобладавшие в Советах (они исходили из классического определения буржуазного характера революции).

Основные итоги буржуазно-демократической революции в Беларуси:

  • 1) о власти — а) свержение самодержавия; б) провозглашение в России демократической республики; в) выборы в Учредительное собраниепарламент России; г) установление двоевластия;
  • 2) о земле_- а) сохранилось помещичье землевладение; б) продолжался курс на дифференциацию крестьянства; в) обострился социальный конфликт среди различных категорий крестьян; г) возникли программы социализации и национализации земли;
  • 3) национальный — а) оформление программы государственно-территориальной автономии Беларуси в составе России; б) начался процесс национально-культурного возрождения в начале ХХ века.

Неспособность Временного правительства в сжатые сроки решить важнейшие вопросы жизни России — национальный, аграрный вопросы, прекратить войну — и перенести их разрешение на Учредительное собрание еще больше обострили ситуацию. Об этом красноречиво свидетельствуют три политических кризиса в стране после февральской революции 1917 года. Незавершенность процесса модернизации в данных условиях полным ходом вела Россию к новой, уже социалистической революции.

Политическая мысль Беларуси этого периода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальных окраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей в Беларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие в это время в западноевропейских странах. Генератором демократических социально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.

Особенно явственно революционно-демократическое содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться со второй половины XIX в. Среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни главное место занял крестьянский вопрос. Революционные демократы Беларуси стояли за самое радикальное для тех условий его разрешение — раздел помещичьей земли между крестьянами и передачу им всей земли без всяких выкупов. Не менее важным предметом дискуссий на собраниях землячеств и революционных кружков белорусской молодежи были также проблемы, связанные с пробуждением и подъемом белорусского национального движения. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Центром всей общественно-политической жизни в западных областях России стала подготовка и проведение восстания, направленного на решение указанных проблем.

Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского (1838−1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения от крепостной зависимости белорусского и литовского крестьянства. Еще будучи студентом Петербургского университета, который он закончил с присвоением ему степени магистра прав, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В 1861 г. он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, в 1862—1863 гг. издавал нелегально газету «Мужыцкая прауда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. на Беларуси. После поражения восстания Калиновский был схвачен и казнен.

Революционная деятельность Калиновского полностью соответствовала его демократическим социально-политическим взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов и стремлений трудового народа, был идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал есть не что иное, как крестьянский социализм. Он считал, что возникшее в прошлые времена крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им всей земельной собственности. Эта мысль в различных вариантах многократно повторяется в идейном наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю.

Важнейшие положения политической программы Калиновского — освобождение от власти Московского царя и создание демократического государства.

Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840−1900) и Адам Гуринович (1869−1894). Их деятельность — особенно это относится к творчеству Богушевича — способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. Богушевич указал также на самостоятельность белорусского языка, на его принципиальное равенство с языками других народов и обратился к белорусам со страстным призывом любить и беречь свой родной язык.

Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876−1916), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891 — 1917), Янка Купала (1882−1942), Якуб Колас (1882−1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906;1915 гг. газеты «Наша нiва». Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала их законные культурные и социальные права. Опубликованные на ее страницах произведения стали идейной основой белорусского национального движения.

Революционно-демократическая традиция была преобладающим, но не единственным направлением политической мысли Беларуси в XIX — начале XX в. Ей противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Впервые оно обозначилось в эпоху царствования Николая I, однако как идейное направление окончательно оформилось после восстания 1863 г. В ходе эволюции западный руссизм, имея в целом устойчивую систему взглядов, приобрел несколько оттенков и разновидностей, вобрал в себя значительное число сторонников. Среди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко (1799−1868), Ксенофонт Говорский (ок. 1811−1871), Михаил Коялович (1828−1891), Лукъяи Солоневич (1868−1938) и др.

Если представители первого, революционно-демократического, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность ее независимого от Польши и России развития, то сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. В сфере практической деятельности западноруссизм сводился главным образом к борьбе с польским и ополяченным экономическим и культурным элементом, к противодействию его влияния на Беларуси.

Указанные два подхода к пониманию Беларуси и ее народа — национально-белорусский и западнорусский — оказывали и пока еще продолжают оказывать свое воздействие на развитие политических идей и ход реальных политических процессов в нашей стране.

Это их влияние стало особенно ощутимым в период после февральской революции 1917 г., когда уже в Беларуси, как и в России, сложился широкий спектр идейно-политических течений: революционно-демократическое, буржуазно-либеральное и монархическо-консервативное. Наиболее мощным из них оказалось революционно-демократическое движение, представленное рядом политических партий. Общими положениями их политических программ являлись требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьего землепользования, права наций на самоопределение, социалистического развития страны. Представители буржуазно-либерального течения, которое в Беларуси не было организационно оформлено, выступали за установление в России конституционной монархии. Сторонники монархическо-консервативного течения, которые также не были оформлены партийной структурой, отстаивали самодержавный строй, а в подходе к Беларуси выступали с откровенно западнорусских позиций.

С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. Оно привело к жесткому идейному противостоянию вчерашних единомышленников и союзников по политической борьбе, составлявших революционно-демократическое течение. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусского народа, о характере будущего национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений.

Образование Белорусской ССР и ее развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимали и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 1920;е гг. из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа.

Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу в истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства — Республика Беларусь. Ныне Беларусь — суверенное государство, полноправный член международного сообщества. Таков на сегодняшний день итог многовековых исканий белорусского народа формулы своего политического бытия.

Разумеется, сегодня нет никаких препятствий и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями, с начала 90-х гг. XX столетия открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения государственного суверенитета республики, становления демократического общественного устройства на основе познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и мировой политической мысли.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой