Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и запасы материальных средств в целях гражданской обороны
В районы, пострадавшие в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий должны поставляться товары, качество которых соответствует стандартам, санитарным нормам и правилам, установленных законодательством Российской Федерации. Продовольственные товары, предназначенные обеспечения сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения, должны быть по возможности пригодными к употреблению без дополнительной… Читать ещё >
Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и запасы материальных средств в целях гражданской обороны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны (далее ГО) и сил единой государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (далее — РСЧС) является одним из условий успешного ведения аварийно — спасательных и других неотложных работ в зонах разрушений возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в районах чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее — ЧС), оно заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей сил ГО и РСЧС, населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС мирного времени и террористических актах необходимыми материальными и техническими средствами для проведения спасательных, неотложно-восстановительных работ и других задач по защите территорий и населения и организуется с целью:
заблаговременной подготовки и поддержания в постоянной готовности сил ГО и РСЧС;
проведения мероприятий по защите населения, объектов и материальных средств, при ведении военных действий или вследствие этих действий и при ЧС мирного времени;
обеспечения проведения спасательных работ и других неотложных мероприятий в очагах поражения и в районах ЧС;
создания условий для быстрого перевода всей системы ГО с мирного на военное время.
Основными задачами органов управления и служб материального обеспечения по материальному обеспечению сил ГО и РСЧС, жизнеобеспечению пострадавшего населения являются:
разработка и корректировка планов материального (материально-технического) обеспечения мероприятий ГО и обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
подготовка служб и формирований НАСФ материального обеспечения к выполнению задач по обеспечению ликвидации последствий ЧС;
совершенствование и расширение в загородной зоне материально-технической базы торговли, общественного питания и материального снабжения;
создание запасов материальных средств, накопление специального имущества и техники ГО для оснащения формирований, выявление и учет местных материальных ресурсов;
учет и приписка к формированиям штатно-табельной техники и имущества народнохозяйственного значения (не предназначенной, при объявлении мобилизации, для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах);
совершенствование способов защиты продовольствия и других материальных средств от современных и перспективных средств поражения;
материальное обеспечение формирований НАСФ и пострадавшего, при ведении военных действий или вследствие этих действий, от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, террористических актов, населения;
закладка запасов продовольствия на пункты управления (далее — ПУ);
Организация материального обеспечения мероприятий ГО и ликвидации последствий ЧС Организация устойчивого и бесперебойного снабжения сил ГО и РСЧС необходимыми материальными средствами при выполнении ими задач по ликвидации последствий ЧС и военных действий, жизнеобеспечения пострадавшего и эвакуируемого населения возлагается:
а) при чрезвычайных ситуациях мирного времени, на:
территориальные подсистемы и звенья РСЧС, включающие координирующий орган — комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (далее — комиссию по ЧС) (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую и т. д.) или другой орган, выполняющий ее функции;
функциональные подсистемы и звенья РСЧС;
б) в военное время, на:
руководителей гражданской обороны территориальных и местных органов власти, органы управления по делам ГОЧС при данных органах власти.
Непосредственными организаторами материального обеспечения (как при выполнении мероприятий ГО, так и при ликвидации ЧС) являются начальники соответствующих служб ГО, а исполнителями командиры нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — НАСФ).
Кроме того, в организации материального обеспечения принимают участие: ведомственные органы управления и организации торговли и материально-технического снабжения; коммерческие структуры различных организационно-правовых форм; торговые (коммерческие) ассоциации промышленных и транспортных министерств и ведомств; органы здравоохранения, социального обеспечения, образования; другие организации, привлекаемые на договорной основе по решению органов исполнительной власти.
При ликвидации ЧС мирного времени комиссии по ЧС территориальных и местных органов власти координируют деятельность различных структур, привлекаемых для обеспечения сил РСЧС, пострадавшего населения и отвечают за организацию взаимодействия между ними.
При выполнении мероприятий ГО эти функции выполняют Главные управления МЧС России по субъектам РФ и службы ГО территориальных и местных органов власти.
При проведении мероприятий по организации материально-технического обеспечения действий сил ГО и РСЧС, жизнеобеспечения пострадавшего населения целесообразно руководствоваться следующими требованиями:
запасы ресурсов жизнеобеспечения создавать в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения по нормам установленным для ЧС (военного времени), с учетом природных и других условий в зоне предполагаемых бедствий;
в создаваемых ресурсах продовольствия предусмотреть запасы в виде сухого пайка с длительными сроками хранения, имеющего особый статус;
хранение ресурсов материально-технических средств осуществлять в местах, исключающих порчу, затопление, заражение и расхищение;
для распределения ресурсов предусмотреть стационарную сеть торговли и общественного питания, автотопливозаправочных станций, предусмотреть создание на их базе подвижных пунктов аналогичного предназначения (подвижные пункты питания, продовольственного и вещевого снабжения, хлебопекарни, автолавки, подвижные автотопливозаправочные станции);
в зонах возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения осуществлять постоянный контроль продуктов питания и товаров первой необходимости;
для контроля и обеззараживания ресурсов, а также дезинфекции и дератизации создать резерв приборов, реактивов и средств специальной обработки;
зараженные (загрязненные) продукты питания и товары первой необходимости, непригодные для дальнейшего использования, подлежат захоронению.
В целях совершенствования организации материально-технического обеспечения при территориальных органах исполнительной власти (комиссиях по ЧС) создаются рабочие (оперативные) группы, состоящие из представителей органов власти, органов управления по делам ГОЧС, коммерческих структур (различных организационно — правовых форм), производителей товаров народного потребления.
Оперативные группы призваны решать следующие основные задачи:
мобилизовать продовольственные и промышленные ресурсы в зоне ЧС и в сопредельных районах;
организовать выделение дополнительные ресурсы и рационально их использовать;
готовить данные о составе и возможностях подчиненных сил служб материального обеспечения, производить необходимые расчеты по их использованию;
готовить предложения по применению сил и организации соответствующих видов обеспечения;
определять контингенты и численность пострадавшего населения для обеспечения основными видами товаров;
организовать работу предприятий торговли по обеспечению пострадавшего населения необходимыми товарами в зависимости от вида ЧС;
закреплять пострадавшее население за предприятиями торговли и общественного питания;
разрабатывать порядок обеспечения пострадавшего населения основными товарами (по талонам, спискам и т. д.).
Работа оперативных групп по материально-техническому обеспечению сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения осуществляется на основе:
планов ГО и обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
директивных указаний местных органов исполнительной власти, распоряжений, решений и т. д., направленных на оперативные решения вопросов;
договоров, с использованием различных экономических, компенсационных и правовых регуляторов.
При организации снабжения материальными средствами на договорной основе обе стороны (представители местных органов власти и торговых структур различных организационно — правовых форм) заключают между собой договор, в котором определяются необходимые и взаимоприемлемые условия снабжения сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения.
В целях покрытия образующегося, в период военных действий или в зоне ЧС, дефицита материально-технических средств и товаров первой необходимости для снабжения сил ГО и РСЧС, пострадавшего населения предусматривается использование в первую очередь местных товарных ресурсов, образуемых из:
текущих пригодных запасов материально-технических средств и товаров первой необходимости, сохранившихся на предприятиях;
запасов, имеющихся на предприятиях промышленности (поставщиков товаров);
запасов, имеющихся на сельскохозяйственных предприятиях;
чрезвычайных резервных фондов для ликвидации ЧС, создаваемых за счет местных бюджетов и иных источников.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС и запасы материальных средств в целях ГО Для обеспечения действий сил ГО и РСЧС при проведения АС и ДНР и жизнеобеспечения населения создаются следующие виды резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и запасов материальных средств в целях ГО:
а) резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС:
федеральные резервы — резервы материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ по ликвидации ЧС в составе государственного материального резерва, решением Правительства Российской Федерации за счет федерального бюджета;
ведомственные резервы — резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, решением федеральных органов исполнительной власти за их счет;
территориальные резервы — резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджета самого субъекта;
местные резервы — резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета;
объектовые резервы — резервы материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно — правовых форм собственности, решением администрации предприятий, учреждений и организаций за счет собственных средств;
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС, как правило, создаются по следующей номенклатуре: продовольствие, вещевое имущество, строительные материалы, горючее и смазочные материалы, медикаменты и медицинское имущество, другие материальные ресурсы.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, а также для обеспечения привлекаемых для ликвидации ЧС сил. Они размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС.
Система резервов материальных ресурсов должна использоваться следующим образом:
при возникновении чрезвычайной ситуации, ограниченной рамками предприятия, учреждения, организации — чрезвычайную ситуацию локального характера — ее ликвидация осуществляется силами и средствами, резервами материальных ресурсов предприятия, учреждения, организации, на базе которых создаются объектовые резервы. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися материальными ресурсами и объектовыми резервами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то администрация предприятия, учреждения, организации вправе обратиться за помощью в органы местного самоуправления, которые привлекают к ликвидации ЧС местные резервы;
при возникновении чрезвычайную ситуацию муниципального характера ее ликвидация осуществляется силами, средствами и резервами органов местного самоуправления. При недостаточности материальных ресурсов и имеющихся местных резервов, органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены. В случае принятия положительного решения об оказании помощи, органами местного самоуправления выделяются материальные ресурсы из территориального резерва;
при возникновении ЧС межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера или федерального характера и отсутствия на территориальном уровне необходимых материальных ресурсов и резервов для ее ликвидации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке обращаются в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти РФ, с представителем обоснованных расчетов, с просьбой о выделении материальных ресурсов из федерального или ведомственных резервов.
б) запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях ГО, которые предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также оснащение спасательных воинских формирований (СВФ) и НАСФ при проведении АС и ДНР в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий. Запасы материальных средств в целях ГО создаются и содержатся Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Запасы материально-технических средств в целях ГО включают: специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы и оборудование другие средства, предусмотренные табелями оснащения СВФ и НАСФ. Запасы продовольственных средств включают: крупу, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают: медикаменты и другое медицинское имущество. Запасы иных средств включают: вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и запасов материальных средств в целях ГО устанавливаются создающим их органом с учетом повторяемости и характера ЧС и возможных последствий военных действий, анализа статистических данных, экспертных оценок и другой информации, и определяются в зависимости от масштабов ЧС и расчетных последствий военных действий, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам ЧС и нормам военного времени.
Продолжительность периода жизнеобеспечения, при чрезвычайных ситуациях, как правило, принимают:
при ЧС локального и муниципального уровня — до 7 суток;
при ЧС межмуниципального и регионального уровня — 14−20 суток;
при ЧС межрегионального и федерального уровня — 30−40 суток.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения НАСФ определяются исходя из норм оснащения и потребности в обеспечении их действий в соответствии с планами гражданской обороны и планами действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.
Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне ЧС по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека перечень материальных средств. По продуктам питания за основу расчета берется средняя физиологическая потребность человека в энергии (величина основного обмена) равная 1700 ккал в состоянии покоя. С учетом пребывания в зоне ЧС эта норма увеличивается до 2300 ккал. Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания рассчитываются по численности и нормам обеспечения в условиях ЧС с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации ЧС. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что, в первые 2−3 суток после бедствия, до организации в зоне ЧС (в зоне эвакуации) приготовления горячей пищи, для его обеспечения, как правило, представится возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. В дальнейшем, при определении объемов поставки пострадавшему населению продуктов питания следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза питания консервированными продуктами или продуктами из набора сухих пайков. Хочется отметить, что нормы обеспечения продуктами питания, предметами первой необходимости, водой в различной методической литературе — различны, поэтому решение о норме обеспечения в конкретных условиях принимается местными органами власти исходя из имеющихся ресурсов (материальных и финансовых), возможностей служб материального обеспечения и вида бедствия (эвакуация, ЧС, теракт и т. п.).
При организации жизнеобеспечения населения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава специализированных аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Предусматривается, что прибывающие в зону ЧС специализированные аварийно-спасательные формирования, в т. ч. и войска (МЧС, МО, МВД), должны иметь автономное жизнеобеспечение, хотя бы на несколько (до трех) суток. Дальнейшее их обеспечение в мирное время, как правило, производится за счет местных ресурсов. В военное время порядок их обеспечения предусматривается соответствующими министерствами (МЧС, МО, МВД).
В районы, пострадавшие в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий должны поставляться товары, качество которых соответствует стандартам, санитарным нормам и правилам, установленных законодательством Российской Федерации. Продовольственные товары, предназначенные обеспечения сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения, должны быть по возможности пригодными к употреблению без дополнительной кулинарной обработки, иметь длительные сроки хранения и защитную тару не ниже первой категории. В перечне товаров первой необходимости для пострадавшего населения рекомендуется предусмотреть одежду, обувь, посуду, ткани, галантерейные изделия и прочие промышленные товары.
В соответствии со степенью риска ЧС и последствий военных действий, резервы материальных ресурсов и запасы материальных средств должны быть не простым набором материальных средств, а материализованным гарантом эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, для чего при новых экономических подходах они должны быть обоснованными, управляемыми, постоянно освежаемые и пополняемые за счет эксплуатации их в период хранения.
Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций, там, где он имеется, должен стать базой постоянной корректировки номенклатуры и объемов накопления материальных ресурсов в резервах субъектов РФ, муниципальных образований и объектов. Пополнение резервов в зоне ЧС и запасов в целях ГО может быть произведено за счет материального перераспределения и товаров, поступающих с сопредельной территории (республик, областей, краев и др.).