Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны. 
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и запасы материальных средств в целях гражданской обороны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В районы, пострадавшие в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий должны поставляться товары, качество которых соответствует стандартам, санитарным нормам и правилам, установленных законодательством Российской Федерации. Продовольственные товары, предназначенные обеспечения сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения, должны быть по возможности пригодными к употреблению без дополнительной… Читать ещё >

Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и запасы материальных средств в целях гражданской обороны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны (далее ГО) и сил единой государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (далее — РСЧС) является одним из условий успешного ведения аварийно — спасательных и других неотложных работ в зонах разрушений возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в районах чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее — ЧС), оно заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей сил ГО и РСЧС, населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС мирного времени и террористических актах необходимыми материальными и техническими средствами для проведения спасательных, неотложно-восстановительных работ и других задач по защите территорий и населения и организуется с целью:

заблаговременной подготовки и поддержания в постоянной готовности сил ГО и РСЧС;

проведения мероприятий по защите населения, объектов и материальных средств, при ведении военных действий или вследствие этих действий и при ЧС мирного времени;

обеспечения проведения спасательных работ и других неотложных мероприятий в очагах поражения и в районах ЧС;

создания условий для быстрого перевода всей системы ГО с мирного на военное время.

Основными задачами органов управления и служб материального обеспечения по материальному обеспечению сил ГО и РСЧС, жизнеобеспечению пострадавшего населения являются:

разработка и корректировка планов материального (материально-технического) обеспечения мероприятий ГО и обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

подготовка служб и формирований НАСФ материального обеспечения к выполнению задач по обеспечению ликвидации последствий ЧС;

совершенствование и расширение в загородной зоне материально-технической базы торговли, общественного питания и материального снабжения;

создание запасов материальных средств, накопление специального имущества и техники ГО для оснащения формирований, выявление и учет местных материальных ресурсов;

учет и приписка к формированиям штатно-табельной техники и имущества народнохозяйственного значения (не предназначенной, при объявлении мобилизации, для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах);

совершенствование способов защиты продовольствия и других материальных средств от современных и перспективных средств поражения;

материальное обеспечение формирований НАСФ и пострадавшего, при ведении военных действий или вследствие этих действий, от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, террористических актов, населения;

закладка запасов продовольствия на пункты управления (далее — ПУ);

Организация материального обеспечения мероприятий ГО и ликвидации последствий ЧС Организация устойчивого и бесперебойного снабжения сил ГО и РСЧС необходимыми материальными средствами при выполнении ими задач по ликвидации последствий ЧС и военных действий, жизнеобеспечения пострадавшего и эвакуируемого населения возлагается:

а) при чрезвычайных ситуациях мирного времени, на:

территориальные подсистемы и звенья РСЧС, включающие координирующий орган — комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (далее — комиссию по ЧС) (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую и т. д.) или другой орган, выполняющий ее функции;

функциональные подсистемы и звенья РСЧС;

б) в военное время, на:

руководителей гражданской обороны территориальных и местных органов власти, органы управления по делам ГОЧС при данных органах власти.

Непосредственными организаторами материального обеспечения (как при выполнении мероприятий ГО, так и при ликвидации ЧС) являются начальники соответствующих служб ГО, а исполнителями командиры нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — НАСФ).

Кроме того, в организации материального обеспечения принимают участие: ведомственные органы управления и организации торговли и материально-технического снабжения; коммерческие структуры различных организационно-правовых форм; торговые (коммерческие) ассоциации промышленных и транспортных министерств и ведомств; органы здравоохранения, социального обеспечения, образования; другие организации, привлекаемые на договорной основе по решению органов исполнительной власти.

При ликвидации ЧС мирного времени комиссии по ЧС территориальных и местных органов власти координируют деятельность различных структур, привлекаемых для обеспечения сил РСЧС, пострадавшего населения и отвечают за организацию взаимодействия между ними.

При выполнении мероприятий ГО эти функции выполняют Главные управления МЧС России по субъектам РФ и службы ГО территориальных и местных органов власти.

При проведении мероприятий по организации материально-технического обеспечения действий сил ГО и РСЧС, жизнеобеспечения пострадавшего населения целесообразно руководствоваться следующими требованиями:

запасы ресурсов жизнеобеспечения создавать в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения по нормам установленным для ЧС (военного времени), с учетом природных и других условий в зоне предполагаемых бедствий;

в создаваемых ресурсах продовольствия предусмотреть запасы в виде сухого пайка с длительными сроками хранения, имеющего особый статус;

хранение ресурсов материально-технических средств осуществлять в местах, исключающих порчу, затопление, заражение и расхищение;

для распределения ресурсов предусмотреть стационарную сеть торговли и общественного питания, автотопливозаправочных станций, предусмотреть создание на их базе подвижных пунктов аналогичного предназначения (подвижные пункты питания, продовольственного и вещевого снабжения, хлебопекарни, автолавки, подвижные автотопливозаправочные станции);

в зонах возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения осуществлять постоянный контроль продуктов питания и товаров первой необходимости;

для контроля и обеззараживания ресурсов, а также дезинфекции и дератизации создать резерв приборов, реактивов и средств специальной обработки;

зараженные (загрязненные) продукты питания и товары первой необходимости, непригодные для дальнейшего использования, подлежат захоронению.

В целях совершенствования организации материально-технического обеспечения при территориальных органах исполнительной власти (комиссиях по ЧС) создаются рабочие (оперативные) группы, состоящие из представителей органов власти, органов управления по делам ГОЧС, коммерческих структур (различных организационно — правовых форм), производителей товаров народного потребления.

Оперативные группы призваны решать следующие основные задачи:

мобилизовать продовольственные и промышленные ресурсы в зоне ЧС и в сопредельных районах;

организовать выделение дополнительные ресурсы и рационально их использовать;

готовить данные о составе и возможностях подчиненных сил служб материального обеспечения, производить необходимые расчеты по их использованию;

готовить предложения по применению сил и организации соответствующих видов обеспечения;

определять контингенты и численность пострадавшего населения для обеспечения основными видами товаров;

организовать работу предприятий торговли по обеспечению пострадавшего населения необходимыми товарами в зависимости от вида ЧС;

закреплять пострадавшее население за предприятиями торговли и общественного питания;

разрабатывать порядок обеспечения пострадавшего населения основными товарами (по талонам, спискам и т. д.).

Работа оперативных групп по материально-техническому обеспечению сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения осуществляется на основе:

планов ГО и обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

директивных указаний местных органов исполнительной власти, распоряжений, решений и т. д., направленных на оперативные решения вопросов;

договоров, с использованием различных экономических, компенсационных и правовых регуляторов.

При организации снабжения материальными средствами на договорной основе обе стороны (представители местных органов власти и торговых структур различных организационно — правовых форм) заключают между собой договор, в котором определяются необходимые и взаимоприемлемые условия снабжения сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения.

В целях покрытия образующегося, в период военных действий или в зоне ЧС, дефицита материально-технических средств и товаров первой необходимости для снабжения сил ГО и РСЧС, пострадавшего населения предусматривается использование в первую очередь местных товарных ресурсов, образуемых из:

текущих пригодных запасов материально-технических средств и товаров первой необходимости, сохранившихся на предприятиях;

запасов, имеющихся на предприятиях промышленности (поставщиков товаров);

запасов, имеющихся на сельскохозяйственных предприятиях;

чрезвычайных резервных фондов для ликвидации ЧС, создаваемых за счет местных бюджетов и иных источников.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС и запасы материальных средств в целях ГО Для обеспечения действий сил ГО и РСЧС при проведения АС и ДНР и жизнеобеспечения населения создаются следующие виды резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и запасов материальных средств в целях ГО:

а) резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС:

федеральные резервы — резервы материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ по ликвидации ЧС в составе государственного материального резерва, решением Правительства Российской Федерации за счет федерального бюджета;

ведомственные резервы — резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, решением федеральных органов исполнительной власти за их счет;

территориальные резервы — резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджета самого субъекта;

местные резервы — резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета;

объектовые резервы — резервы материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно — правовых форм собственности, решением администрации предприятий, учреждений и организаций за счет собственных средств;

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС, как правило, создаются по следующей номенклатуре: продовольствие, вещевое имущество, строительные материалы, горючее и смазочные материалы, медикаменты и медицинское имущество, другие материальные ресурсы.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, а также для обеспечения привлекаемых для ликвидации ЧС сил. Они размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС.

Система резервов материальных ресурсов должна использоваться следующим образом:

при возникновении чрезвычайной ситуации, ограниченной рамками предприятия, учреждения, организации — чрезвычайную ситуацию локального характера — ее ликвидация осуществляется силами и средствами, резервами материальных ресурсов предприятия, учреждения, организации, на базе которых создаются объектовые резервы. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися материальными ресурсами и объектовыми резервами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то администрация предприятия, учреждения, организации вправе обратиться за помощью в органы местного самоуправления, которые привлекают к ликвидации ЧС местные резервы;

при возникновении чрезвычайную ситуацию муниципального характера ее ликвидация осуществляется силами, средствами и резервами органов местного самоуправления. При недостаточности материальных ресурсов и имеющихся местных резервов, органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены. В случае принятия положительного решения об оказании помощи, органами местного самоуправления выделяются материальные ресурсы из территориального резерва;

при возникновении ЧС межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера или федерального характера и отсутствия на территориальном уровне необходимых материальных ресурсов и резервов для ее ликвидации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке обращаются в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти РФ, с представителем обоснованных расчетов, с просьбой о выделении материальных ресурсов из федерального или ведомственных резервов.

б) запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях ГО, которые предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также оснащение спасательных воинских формирований (СВФ) и НАСФ при проведении АС и ДНР в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий. Запасы материальных средств в целях ГО создаются и содержатся Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Запасы материально-технических средств в целях ГО включают: специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы и оборудование другие средства, предусмотренные табелями оснащения СВФ и НАСФ. Запасы продовольственных средств включают: крупу, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают: медикаменты и другое медицинское имущество. Запасы иных средств включают: вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и запасов материальных средств в целях ГО устанавливаются создающим их органом с учетом повторяемости и характера ЧС и возможных последствий военных действий, анализа статистических данных, экспертных оценок и другой информации, и определяются в зависимости от масштабов ЧС и расчетных последствий военных действий, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам ЧС и нормам военного времени.

Продолжительность периода жизнеобеспечения, при чрезвычайных ситуациях, как правило, принимают:

при ЧС локального и муниципального уровня — до 7 суток;

при ЧС межмуниципального и регионального уровня — 14−20 суток;

при ЧС межрегионального и федерального уровня — 30−40 суток.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения НАСФ определяются исходя из норм оснащения и потребности в обеспечении их действий в соответствии с планами гражданской обороны и планами действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне ЧС по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека перечень материальных средств. По продуктам питания за основу расчета берется средняя физиологическая потребность человека в энергии (величина основного обмена) равная 1700 ккал в состоянии покоя. С учетом пребывания в зоне ЧС эта норма увеличивается до 2300 ккал. Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания рассчитываются по численности и нормам обеспечения в условиях ЧС с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации ЧС. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что, в первые 2−3 суток после бедствия, до организации в зоне ЧС (в зоне эвакуации) приготовления горячей пищи, для его обеспечения, как правило, представится возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. В дальнейшем, при определении объемов поставки пострадавшему населению продуктов питания следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза питания консервированными продуктами или продуктами из набора сухих пайков. Хочется отметить, что нормы обеспечения продуктами питания, предметами первой необходимости, водой в различной методической литературе — различны, поэтому решение о норме обеспечения в конкретных условиях принимается местными органами власти исходя из имеющихся ресурсов (материальных и финансовых), возможностей служб материального обеспечения и вида бедствия (эвакуация, ЧС, теракт и т. п.).

При организации жизнеобеспечения населения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава специализированных аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Предусматривается, что прибывающие в зону ЧС специализированные аварийно-спасательные формирования, в т. ч. и войска (МЧС, МО, МВД), должны иметь автономное жизнеобеспечение, хотя бы на несколько (до трех) суток. Дальнейшее их обеспечение в мирное время, как правило, производится за счет местных ресурсов. В военное время порядок их обеспечения предусматривается соответствующими министерствами (МЧС, МО, МВД).

В районы, пострадавшие в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий должны поставляться товары, качество которых соответствует стандартам, санитарным нормам и правилам, установленных законодательством Российской Федерации. Продовольственные товары, предназначенные обеспечения сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения, должны быть по возможности пригодными к употреблению без дополнительной кулинарной обработки, иметь длительные сроки хранения и защитную тару не ниже первой категории. В перечне товаров первой необходимости для пострадавшего населения рекомендуется предусмотреть одежду, обувь, посуду, ткани, галантерейные изделия и прочие промышленные товары.

В соответствии со степенью риска ЧС и последствий военных действий, резервы материальных ресурсов и запасы материальных средств должны быть не простым набором материальных средств, а материализованным гарантом эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, для чего при новых экономических подходах они должны быть обоснованными, управляемыми, постоянно освежаемые и пополняемые за счет эксплуатации их в период хранения.

Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций, там, где он имеется, должен стать базой постоянной корректировки номенклатуры и объемов накопления материальных ресурсов в резервах субъектов РФ, муниципальных образований и объектов. Пополнение резервов в зоне ЧС и запасов в целях ГО может быть произведено за счет материального перераспределения и товаров, поступающих с сопредельной территории (республик, областей, краев и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой