Наследственное право по Leges Barbarorum
В области наследственных отношений как нельзя более сильно сказались различие племенных порядков и разница в степени романизации. Так, если у вестготов мы видим равный доступ к наследованию детей разного пола {Leg. Leong. VI. 2. 1), то у всех остальных дочери допускаются к наследованию с целым рядом оговорок, а у салических франков вообще постановлен строгий запрет наследования дочерьми {L. Sal… Читать ещё >
Наследственное право по Leges Barbarorum (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В области наследственных отношений как нельзя более сильно сказались различие племенных порядков и разница в степени романизации. Так, если у вестготов мы видим равный доступ к наследованию детей разного пола {Leg. Leong. VI. 2. 1), то у всех остальных дочери допускаются к наследованию с целым рядом оговорок, а у салических франков вообще постановлен строгий запрет наследования дочерьми {L. Sal. LIX § 5). Также можно сделать вывод исходя из анализа титула XLVI Салической правды.
(где приведен исключительно архаичный по своему символизму способ передачи имущества, но завещанию), что варвары относительно поздно вводят у себя наследование, но завещанию. Значительные пережитки родового общества видны и в том, что Правды, как правило, устанавливают различный режим наследования для движимости (более либеральный) и недвижимости (чрезвычайно строгий). Своеобразной филиацией родового строя является и знаменитый обряд кренекруды (chrenecruda), приведенный в титуле LX Салической правды, согласно которому лицо может выйти из родового союза, отказавшись от своих родственников и, соответственно, отказавшись от всех своих возможных прав на имущество. Делалось это в случае нежелания участвовать в круговой поруке, но платежу виры за провинившегося родственника.
Наследование по закону осуществляется согласно Правдам по нисходящей и в нескольких степенях родства. Восходящее наследование допускается Салической правдой, если родители пережили своих детей (LVI § 1); так, наследниками первой очереди являются дети, второй — братья и сестры, всего предусмотрено пять очередей наследований (LVI § 2−3). У лангобардов таких очередей уже семь (Ed. Ro. 153). У рипуарских франков, однако, мы не встретим указания на очереди наследников, здесь законодатель применяет термин «ближайшие родственники».
Правды предусматривали выделение обязательной доли: нисходящим, например, законами вестготского короля Хиндизуинда (IV. 5. 1), незаконнорожденному сыну в размере !/3 причитавшейся ему доли как законному наследнику (Ed. Ro. 154).
К наследованию недвижимости (родовой) допускались только сыновья: L. Sal. LIX. 5; L. Bur. 11; L. Thur. XXVII. Лангобарды допускают дочерей к наследованию недвижимости только при отсутствии любых наследников мужского пола (L. Liut. 1). Наследование имущества означает одновременно наследование и обязательств наследодателя: «К кому переходит земельное наследство, тому же следует и военное одеяние, т. е. кольчуга и месть за родича, а также уплата виры» (L. Thur. XXXI).
Наследование по завещанию требует у салических франков совершения сложных символических действий (L. Sal. XLVI), сама передача имущества по завещанию происходит в присутствии короля (Ibid. XLVIII). У вестготов же, напротив, мы видим полную свободу завещаний: в присутствии пяти или семи свидетелей как для римлянина, так и для варвара {Ed. Theod. XXVII, XXXII). Круг наследников по завещанию никак не ограничен.
Выморочное имущество свободного наследуется государством (королем), а священнослужителя — Церковью (I. Rip.LVII § 4).