Методы оценки качества транспортной обеспеченности территории и населения
Очевидно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения в том или ином регионе. Поэтому расширение рынка транспортных услуг, возможно, потребует принятия инвестиционных решений, нового строительства транспортных линий или реконструкции действующих. So — обжитая территория Для приведения показателей различных видов транспорта к сопоставимому виду Л. И. Василевский предложил… Читать ещё >
Методы оценки качества транспортной обеспеченности территории и населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Показатели транспортной обеспеченности и доступности в определенной мере отражают качественный уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, соответствия географической конфигурации размещения транспортных линий и производительных сил, пропускной и провозной способностей видов транспорта и других факторов.
Очевидно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения в том или ином регионе. Поэтому расширение рынка транспортных услуг, возможно, потребует принятия инвестиционных решений, нового строительства транспортных линий или реконструкции действующих.
Расчет показателей транспортной обеспеченности Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависят от многих факторов:
- · протяженность сети;
- · пропускная и провозная способность;
- · конфигурации улиц;
- · параллельность ходов;
- · дождя, гололеда и др.;
Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются показателем густоты сети, измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети L3 к площади территории S:
1) Густота сети на 1000 км2
Lэ — протяженность эксплуатационной длины;
S — площадь территории.
Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше. Тогда густота сети, характеризующая транспортную обеспеченность населения равна протяженности эксплуатационной длины, деленной на число населения:
2) Транспортная обеспеченность населения на 10 000 человек.
Н — число населения.
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети da, км, с учетом и площади, и численности населения:
3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля).
Вместе с тем, очевидно, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства. Для учета этих факторов русский инженер Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в знаменатель, объем предъявляемых к перевозке грузов Q, тыс. т:
4) Успенский ввел формулу: объем предъявленных для транспортировки грузов.
Q — количество грузов.
Приведенные формулы, хотя и не отражают достаточность или оптимальность развития транспортной сети, являются важным индикатором уровня обеспеченности территорий путями сообщений отдельных видов транспорта.
Для определения комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта dK, прив. км, предложено указывать приведенную длину путей сообщения Lприв, км, и учитывать только обжитую площадь So рассматриваемого региона:
5) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению их к общему виду.
транспортный груз дорога провозной.
So — обжитая территория Для приведения показателей различных видов транспорта к сопоставимому виду Л. И. Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей).
- · для автомагистралей — 0,45
- · речной путь — 0,25
- · Показатели по железнодорожному транспорту dsж/д:
- · мир в целом — 1,81
- · СНГ — 0,65
- · США — 2,27
- · Азия — 1,35
- · Россия — 0,51
- · Африка — 0,50
- 6) Макроэкономическим показателем уровня транспортного обслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонно-километрах, (грузооборот — количество тонн, приведенных на один километр) приходящегося на 1 рубль национального дохода.
7) Представляет интерес также показатель уровня транспортной доступности населения и предприятий к имеющейся транспортной инфраструктуре, предполагаемый Советом по изучению производственных сил (СОПС) при РАН, на основе установленных зон доступности к транспортным магистралям. Для железных дорог такая зона определяется расстоянием по 30 км справа-слева от магистрали, а для автодорог — по 15 км.
Наиболее сложным моментом при анализе уровней транспортной обеспеченности является определение оптимальных нормативов этих показателей. Для этого используют 3 метода оценки качества транспортного обслуживания:
1) Временной метод Сопоставление результатов по нескольким показателям с течением времени.
2) Оценочный метод (по развитым странам) Сопоставление с аналогичными показателями развитых стран.
3) Сравнительный метод (внутри одной страны) Сопоставление с аналогичными показателями регионов внутри одной страны.
Несмотря на очевидную условность такого сравнения, оно может служить определенным ориентиром или индикатором, отражающим сложившийся уровень транспортной обеспеченности страны или региона и возможные тенденции ее развития. При этом следует учитывать не только удельную длину сети, но и другие факторы интенсивность использования транспорта, его перевозочную мощность, уровень экономического развития, географические, климатические и исторические условия.
Список использованных источников
.
- 1. Соколов Ю. И. — Лекционный материал
- 2. Магомедов Ш. Ш., Беспалова Г. Е. — Управление качеством продукции: Учебник, 2012 г.
- 3. http://studopedia.org/