Термины «качество» и «система качества» (международный стандарт ИСО 8402) и применение их на практике
Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15 467−79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением… Читать ещё >
Термины «качество» и «система качества» (международный стандарт ИСО 8402) и применение их на практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Что же такое качество? Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно данным, а не иным предметом.
Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х. Д. Харрингтон пишет, что качество — это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество — это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. — М.: «Инфра — М», 2001. С. 89.
Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15 467−79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Слово качество в общедоступном употреблении означает разные понятия для различных людей. В Международном Стандарте ИСО 8402, качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Огвоздин В. Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402 «Качество. Словарь» //Стандарты и качество. — 1992. — № 2. С. 21.
При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде, например, в области безопасности ядерных установок, потребности четко устанавливаются, тогда как в других условиях предполагаемые потребности должны быть выявлены и определены.
Во многих случаях потребности могут меняться со временем; это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству.
Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев.
Потребности могут включать, например, такие аспекты как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, окружающая среда, экономические и эстетические требования.
Для выражения превосходной степени в сравнительном или в количественном смысле при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно.
Чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное. Например, могут использоваться следующие термины:
a) «относительное качество», когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;
b) «уровень качества» в количественном смысле (применяется при статическом приемочном контроле) и «мера качества», когда проводятся точные технические оценки.
Достижение удовлетворительного качества включает все стадии петли качества как единое целое. Вклад в качество этих различных стадий иногда идентифицируется отдельно с целью их выделения, например, качество, обусловленное потребностями, качество обусловленное проектированием продукции, качество обусловленное соответствием.
В некоторых справочных источниках качество обозначается как «пригодность для использования» или «соответствие цели», или «удовлетворение нужд потребителя, или «соответствие требованиям».
Система качества это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством.
Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества. потребность качество стоимость Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.
В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
Рассматривая систему качества как совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, следует отметить её «внутрифирменную» направленность.
Она должна быть составной частью системы управления организации и должна создавать у руководства организации и (или) у потребителя уверенность в том, что продукция будет соответствовать установленным требованиям к её качеству.
При этом масштаб системы качества должен соответствовать задачам организации в области качества (политики организации в области качества), а затраты на её создание и функционирование не должны превышать «положительного эффекта» от эксплуатации или потребления продукции.
Система должна быть документирована в такой степени, чтобы быть легко актуализированной в организации и прозрачной для её контроля.
При разработке системы следует обращать внимание на решение трёх основных задач: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества.
Система качества может охватывать различные этапы жизненного цикла продукции: этапы окончательного контроля и испытания, или этапы от проектирования до монтажа и обслуживания. Они так же могут включать контроль эффективности системы качества субподрядчика. Они могут регламентироваться, например, следующими документами: ГОСТ Р ИСО 9003 — 96 Модель качества при контроле и испытании готовой продукции; ГОСТ Р ИСО 9001 — 96 Модель качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании; Стандарты QS 9000 «Quality system 9000» .