Неврозы.
Неврозы как следствие отрицательных эмоций
Эмоциональное состояние человека оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы. Неврозы — широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны… Читать ещё >
Неврозы. Неврозы как следствие отрицательных эмоций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эмоциональное состояние человека оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.
Невроз, по И. II. Павлову, — это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.
Выделяют три базовых формы невроза:
- 1. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах.
- 2. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах.
- 3. Неврастении (у людей промежуточного типа), которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.
Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на:
- 1. Общие (астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др.)
- 2. Системные (невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, это так называемые недифференцированные неврозы).
Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз — это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз — неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.
В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства:
- 1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками.
- 2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.
Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.
Неврозы — широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны от каких-либо психических нарушений; не менее 33% призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобождаются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами, до 80% учителей страдают его различными формами.