Военная и философская проблематика романов Робера Мерля
Это рассказ о трагических днях Дюнкерка, небольшого приморского городка на севере Франции, в жизнь которого так безжалостно ворвалась война. И оказалось, что больше нет ни прошлого, ни будущего, ни надежд, а есть только страх, разрушение и хаос, в котором даже миг смерти становится неразличим. Уик-энд на берегу океана" занимает особое место сред антивоенных романов Робера Мерля. Именно лот роман… Читать ещё >
Военная и философская проблематика романов Робера Мерля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Франц. писатель и литературовед, специалист по англ. литературе. Во время войны 3 года провел в нем. плену, затем сражался в частях генерала де Голля. Романы, отразившие военные впечатления писателя: «Уик-энд на берегу моря» (1949; Гонкуровская премия) и «Смерть — мое ремесло» (1953; о коменданте концлагеря); социальный роман «За стеклом» (1970; о студенческих волнениях во Франции в 1968); фантастические романы «Разумное животное» (1967; об использовании дельфинов в военных целях), «Мальвиль» (1972; история нескольких обитателей замка, выживших после ядерной катастрофы), «Охраняемые мужчины» (1974; антифеминистская сатира) и «Мад-рапур» (1976; философская притча); исторический роман «Остров» (1962; очередная версия истории о бунте на «Баунти»). Другие произведения: 9-томная эпопея о религиозных войнах 16 в. «Судьба Франции» (1977;85); монография «Оскар Уайльд, или Судьба гомосексуалиста» (1955; за нее М. получил степень доктора литературоведения); монография «Виттория, княгиня Орсини» (1959) и написанный на ее материале роман «Кумир» (1987); пьесы «Сизиф и смерть» (1950) и «Новый Сизиф» (1956); документальная книга «Монкада. Первая битва Фиделя Кастро» (1965).
Участник 2-й мировой войны; попал в плен под Дюнкерком, три года провел в лагере для военнопленных. В 1949 опубл. антивоен. роман «Воскресный отдых на южном берегу», отмеченный Гонкуровской премией; в нем нашли отражение впечатления М., участника битвы при Дюнкерке. Проблема насилия, отношения к войне, личной ответственности человека за все, происходящее в обществе, ставится в романах М. «Смерть — мое ремесло», «Остров» и в пьесе «Сизиф и смерть»; от пацифизма и абстрактного гуманизма М. приходит к пониманию необходимости революционного насилия. «Смерть — мое ремесло» — антифаш. книга, направленная против прусского культа солдатчины, слепого повиновения вождям-сверхчеловекам. Написана она как саморазоблачит. исповедь фашиста. В «Острове» в занимат. форме приключенч. романа ставится острая проблема борьбы колониальных народов за освобождение, показано, что европ. интеллигент должен найти свое место в этой борьбе. М. отвергает позицию непротивления злу насилием, к-рая характерна для его первого романа. «Остров» удостоен Премии Братства, присуждаемой Движением против расизма, антисемитизма и в защиту мира. Нравственно-философ. проблематика реалистич. прозы и драматургии М. раскрывается через столкновение характеров и анализ психологии героев, даже в тех случаях, когда автор избирает условный сюжет. Последние годы М. работает в жанре документальной прозы: «Монкада, первое сражение Фиделя Кастро» и др.
Роман «Мальвиль» традиционно относят к жанру реалистической фантастики. Герои романа — современники автора. Жители замка Мальвиль и прилежащих земель, чудом уцелевшие после термоядерного взрыва, оказываются отброшенными в эпоху феодальной раздробленности и, чтобы выжить, создают аграрную коммуну — Мальвильское Братство. Роман задуман автором как предостережение будущим поколениям. Однако трагизм ситуации — лишь декорация к увлекательному сюжету, насыщенному литературно-историческими аллюзиями и эротическими сценами патриархальной идиллии. Роман глубоко оптимистичен, и Мерль верит во всепобеждающую силу духа и разума человека.
" Уик-энд на берегу океана" занимает особое место сред антивоенных романов Робера Мерля. Именно лот роман принес автору в 1949 году престижную Гонкуровскую премию.
Это рассказ о трагических днях Дюнкерка, небольшого приморского городка на севере Франции, в жизнь которого так безжалостно ворвалась война. И оказалось, что больше нет ни прошлого, ни будущего, ни надежд, а есть только страх, разрушение и хаос, в котором даже миг смерти становится неразличим.