Феномены культуры.
Кросс-культурная и этническая психология
Второй феномен фиксирует тенденцию к внезапным взрывным изменениям в культуре. Так, Альфред Кребер в книге «Конфигурации культурного роста» (1944) отмечал, что цель научного исследования состоит в обнаружении общих паттернов, общих свойств культуры. Он обнаружил, что знаменитые имена в области философии, науки, литературы, искусства обнаруживают определенные общности, кластеры. Так… Читать ещё >
Феномены культуры. Кросс-культурная и этническая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый феномен антропологи называют культурной диффузией. Это принятие или отторжение новшеств одной культуры со стороны другой. Культурные заимствования происходят постоянно, но они всегда выборочны, так как культура нацелена на то, чтобы сохранить свои основы. Ральф Линтон подсчитал, что из использованных людьми материальных объектов не более 10% представляют их собственные изобретения, остальные являются заимствованиями [24, с. 84].
Второй феномен фиксирует тенденцию к внезапным взрывным изменениям в культуре. Так, Альфред Кребер в книге «Конфигурации культурного роста» (1944) отмечал, что цель научного исследования состоит в обнаружении общих паттернов, общих свойств культуры. Он обнаружил, что знаменитые имена в области философии, науки, литературы, искусства обнаруживают определенные общности, кластеры. Так, в 1859 г. появились важнейшие публикации, оказавшие влияние на дальнейшее развитие науки: «Происхождение видов» Ч. Дарвина, «Критика политической экономии К. Маркса, «Клеточная патология» Р. Вирхова и т. д. Это был год открытия спектрального анализа, исследования Атлантики. Подготовка к изменениям происходит медленно, скрытно, затем наступает культурный взрыв [24, с. 86].
Третий феномен описывает закономерности культурной эволюции. К. Клакхон отмечал, что культурное развитие прослеживается как ряд одинаковых шагов, которые становятся необратимыми. Например, первобытные сообщества из матриархата вступают в патриархат, и описан только один случай перехода в матриархат из патриархата. Возросшая секуляризация и индивидуализация в сообществах приводят к крушению культурной изоляции. Современное общество никогда не бывает социально гомогенным. Расцвет культуры наступает после периодов деградации, этнокультурного смешения и культурной диффузии [24, с. 87−88].
Четвертым феноменом культуры является ее избирательность. Самые специфические нужды людей могут быть удовлетворены разнообразными способами, но культура выбирает из естественно и физически возможных способов один или очень мало. Понятно, что первоначальный выбор совершает кто-то один, за ним следуют остальные. Для последующих поколений этот выбор уже является нормой поведения, исторически апробированной предшествующими поколениями как наиболее эффективный способ решения проблемы.
Пятый феномен культуры состоит в единстве материальной и духовной природы. «Культура возникает, — писал Георг Зиммель (G. Simmel), — при слиянии двух элементов, из которых ни один не имеет на нее большего права, чем другой: субъективной души и объективного продукта труда». Он дал оригинальное определение культуры: «В основе культуры лежит внутренний факт, который в целом может быть выражен лишь символически и несколько расплывчато: как путь души к самой себе» [21, с. 1−2]. Познание самого себя через поведение и отношения других людей является основной функцией культуры.