Психологическое консультирование.
Введение в профессию: психолог
Проблемы становления профессиональной идентичности, повышение собственной профессиональной компетентности; Повышенная возбудимость (нередко родители сами ставят своему ребенку диагноз «гиперактивность»); Несформированность учебной деятельности (часто определяется как нежелание и неумение учиться); Проблемы детского коллектива и проблемы межличностного общения; Нарушения эмоциональной сферы… Читать ещё >
Психологическое консультирование. Введение в профессию: психолог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из важных видов деятельности психолога-практика является консультативная деятельность. Существуют различные представления о том, что же такое «психологическая консультация», а также различия в понятиях «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся психологическим консультированием как одним из направлений своей работы».
В настоящее время, отмечает И. В. Дубровина, наблюдается тенденция заимствования основных принципов и подходов деятельности психолога образования из смежных, родственных областей практической психологии, прежде всего из консультаций для родителей по проблемам семьи. Тем не менее у каждой из этих областей своя специфика. Консультативная работа в детском саду и школе имеет принципиальное отличие от той, которую ведет психолог в консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. «Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом»[1].
Психологические консультации могут проводиться для всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей, воспитателей и учителей, а также для администрации образовательного учреждения. Консультативная деятельность психолога осуществляется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Рассмотрим типичные запросы, с которыми различные участники образовательного процесса обращаются к школьному психологу.
Типичные запросы педагогов (воспитателей):
- • трудности усвоения учебного материала (как учебного материала по отдельным школьным предметам, так и школьной программы в целом);
- • выявление готовности к школьному обучению;
- • несформированность учебной деятельности (часто определяется как нежелание и неумение учиться);
- • нарушения эмоциональной сферы личности детей и подростков;
- • конфликты со сверстниками и взрослыми;
- • проблемы детского коллектива и проблемы межличностного общения;
- • вопросы, связанные с профориентацией и нрофилизацией учащихся (выбором профильного обучения и обучением в старших профильных классах), выявление профессиональных способностей, склонностей и интересов, в том числе вопросы, связанные с выбором методов профориентационной работы;
- • проблемы становления профессиональной идентичности, повышение собственной профессиональной компетентности;
- • трудности педагога в процессе осуществления профессиональной деятельности (например, проблемы с дисциплиной учащихся).
Типичные родительские запросы:
- • готовность к школе (диагностика готовности к школьному обучению). Нередко родители интересуются методами подготовки к школе, а также обращаются к психологу за помощью в выборе образовательной системы;
- • профориентация, определение профиля обучения, выбор профессии (помощь в построении индивидуальной образовательно-профессиональной траектории);
- • отсутствие у детей интересов, нежелание учиться, лень (ребенок «ничего не хочет делать», «прогуливает школу», «ленивый»);
- • плохая память, рассеянность и плохая концентрация внимания («плохая память — никак не может выучить таблицу умножения», «учитель говорит, что на уроках часто отвлекается», «часто допускает „глупые“ ошибки»);
- • повышенная возбудимость (нередко родители сами ставят своему ребенку диагноз «гиперактивность»);
- [1] Практическая психология образования. С. 75.