Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Специфика детского восприятия книжных иллюстраций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущей деятельностью психического развития является «деятельность общения». Она заключается в построении отношений с детьми своего возраста на основе определенных морально-этических норм, которые определяют поступки подростков. Сфера общей жизни с товарищами занимает особое место в подростковом периоде. Поэтому художнику, как и автору книги, необходимо касаться нравственных проблем, проблем… Читать ещё >

Специфика детского восприятия книжных иллюстраций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Редактор, работая с художником-иллюстратором, оценивая проделанную им работу, должен учитывать психологию детского восприятия той возрастной группы, которой адресована будущая книга.

Огромное количество работ посвящено психологии детского восприятия. Среди них можно перечислить следующих: В. А. Крутецкий «Психология», В. С. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития», Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей», Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте», Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк», а также других выдающихся психологов.

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на определенные органы чувств. Это ведущий познавательный процесс, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

Особенности восприятия:

  • · Предметность — это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь.
  • · Целостность — органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
  • · Константность — относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности.
  • · Обобщенность — отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название.

Редактор и художник должны понимать, что не каждое из этих свойств может быть развито у ребенка в совершенстве. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами и имеет аффективно-эмоциональную окраску. Оно включает в себя мышление (ребенок осознает, что перед ним находится), речь (обозначает предмет словом), память, внимание, волю (организует процесс восприятия). Направляется мотивацией, каким-то образом относится к тому, что воспринимает.

«Специфической чертой иллюстрации детской книги признается точность читательского адреса, объективный учет особенностей детского восприятия, проверяющиеся психологией детского возраста, наблюдением за детскими способами познания, изучением творческих возможностей ребенка» [4]. Именно на это и направлена в первую очередь работа редактора детского художественного издания при подборе иллюстративного ряда и работа художника-иллюстратора, который создает эти иллюстрации.

«Редактору важно понимать, что социальное начало, заложенное в детской иллюстрации, как во всяком искусстве, отвечает характеру психологического строя формирующейся личности, особенностям восприятия мира самим ребенком» [7].

Важность художественной иллюстрации в нравственном и эстетическом воспитании отмечали А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский. В. Г. Белинский писал: «Посмотрите, как жадны дети к картинкам! Они готовы прочесть самый сухой и скучный текст, лишь бы только он объяснил им содержание картинки». Посредством текстового и иллюстративного материала детская книга сообщает своему читателю разнообразную понятийную и художественно-образную информацию. Книги являются одним из главных факторов развития детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком.

Л. С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное воображение — из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересы и важны для понимания детского творчества в рассуждениях Л. С. Выготского о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит и глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное [10].

Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны. Чувства стимулируют работу воображения, а образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства неглубокие, недостаточно осознанные, но довольно яркие. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения.

Специфика детского восприятия обусловливает существование и собственно изобразительной детской книги. Понятие «изобразительная книга» трактуется достаточно полно Ю. Герчуком: «Два изображения одной и той же ситуации в разные моменты есть уже элементарный рассказ. Ряд картинок — остановленных мгновений, связанных временной последовательностью, — образует повествование. Такой зрительный рассказ может идти параллельно рассказу словесному или даже заменять его, образуя изобразительную книгу» [14].

Развитие детских способностей происходит постепенно. Сначала ребенок умеет видеть и слышать, затем учится говорить, держать в руках карандаш, создавая при этом детские каракули, и только значительно позже осваивает чтение и письмо. И одним из самых первых предметов познания становится детская книга.

Когда дети еще не умеют сами читать книжки, они изучают их по картинкам, сами додумывают сюжеты. Так развивается их творческое мышление, фантазия [25]. Наиболее запомнившиеся события дети изображают сами в виде рисунка. Они или срисовывают картинки из книги, или сами придумывают образы, передавая так свое отношение к героям, перенося свои эмоции на бумагу.

Ярким примером такого творчества может послужить оформление детской книги стихов С. Михалкова (Я карандаш с бумагой взял. Дети рисуют С. Михалкова. — М.: АСТ, 2012). К юбилею писателя Российский фонд культуры объявил Международный конкурс детского рисунка «Я карандаш с бумагой взял…» Конкурс проводился в трёх возрастных группах: с 5 до 8 лет; с 9 до 12 лет; с 13 до 15 лет. Иллюстрации к произведениям С. Михалкова рисовали дети из разных стран. Набралось около 15 000 рисунков. В книгу вошли не только работы победителей, но и просто хорошие рисунки (приложение 1) [22].

Иногда ребенку самому сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах.

С. Я. Маршак писал: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. Автор должен дать возможность читателю и зрителю быть полноправным участником той реальности, которую создает художник. Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. Именно на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор».

Восприятие рисунка, иллюстрации в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется:

  • · личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения — «познавательного» или «эмоционального»);
  • · возрастными особенностями;
  • · особенностями обучения

Представление о том, какие именно книги необходимы детям различных возрастов, редактор может получить, опираясь на данные педагогики, психологии детского восприятия.

Разделение детей на возрастные группы в педагогической и психологической практике:

  • · от года до трех лет — период накопления физических и психологических свойств, взрослые читают книгу ребенку, и ребенок уже листает книгу, делает вид, что читает;
  • · от 3 до 6 лет — раннее детство, формирование основных черт характера; процесс знакомства с чтением, детям нравятся короткие стихотворные произведения, пословицы, четверостишья;
  • · от 6 до 8 лет — собственно детство, развитие ребенка обеспечивает полноценный систематический учебный труд, новое отношение к книге — встреча с учебной книгой; расширение словаря читателя, формирование духовного мира с системой оценочных критериев личности;
  • · от 9 до 11 лет — зрелое детство. В данный период развивается познавательная, общественная активность, интерес к истории;
  • · от 11 до 14 лет — подростковый период. Возникает интерес к нравственным вопросам, размышления о любви, дружбе, счастье. Чтение приключенческой, военной литературы;
  • · от 14 до 18 лет — юношество. Происходит завершение физического и психического созревания личности, завершается становление читателя. Поэзия, древние авторы [6].

В реальной издательской практике категории читателей рассматриваются более крупными группами:

  • · от 3 до 7 лет — дошкольный возраст;
  • · от 7 до 11 лет — школьный младший возраст;
  • · от 11 до 14 лет — средний возраст;
  • · от 14 до 18 лет — старший возраст.

Дошкольный возраст.

К дошкольникам относятся дети от двух до пяти и дети от пяти до семи лет (собственно дошкольная группа).

Восприятие детей дошкольного возраста носит:

  • · игровой характер;
  • · предметный характер (отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь).

В этом возрасте маленький читатель с трудом одолевает текст, складывая слова по складам. После небольшого текста, почти после каждой фразы ему хочется сделать паузу, отдохнуть, посмотреть картинку. Если ребенок не умеет читать, то он листает книгу, рассматривает картинки, текст в этом случае также воспринимается как картинка, но картинка непонятная. Поэтому художественное оформление иллюстраций в книгах для дошкольников имеют особое значение — они могут занять главное место и играть основную роль по сравнению с текстом. Допустимы и книги без текстов — книжки-картинки. В этом специфика книг для малышей [8].

Например, книжки-картинки Ротраут Сузанны Бернер стали бестселлерами во многих странах мира от Японии до Фарерских островов. Серия книжек-картинок про жителей нарисованного Городка — «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга» и «Осенняя книга». Читать нужно именно в таком порядке, потому что в течение года в Городке происходит множество чудесных изменений. Эти книги рассказывают массу интересных историй, которые произошли на улицах Городка в разное время года. Выпустило данную серию книг издательство «Самокат» в 2014 году (рис. 5).

Книжки-картинки являются прекрасным пособием для обучения детей пересказу, рассказу по картинке, запоминанию, а также для логопедических занятий с детьми и взрослыми. Это прекрасный способ подстегнуть работу воображения ребенка, ведь именно через иллюстрации он воспринимает книжную историю и потом обыгрывает ее у себя в голове.

Как пишет автор книги «Редакторская подготовка изданий» С. Г. Антонова, редактору и художнику-иллюстратору надо понимать, что рисунки должны быть четкими и достоверными. Размытые картинки только вызовут раздражение у малыша, а небрежно нарисованные образы, которые даже взрослый не сразу сможет разобрать, сформируют неправильный образ мира [6]. Однако важно отметить, что это характерно не для всех видов иллюстраций: пародийные, гротескные, ироничные картинки с изобразительной точки зрения не могут быть достоверными. В них доминантой является эмоциональность, отношение к предмету изображения.

У ребенка с детства создаются образы, которые он в дальнейшем переносит на реальные предметы. Это можно проследить на следующих примерах.

Увидев мать в необычно широкополой шляпе с большими перьями, ребенок 10−12 месяцев начинает громко плакать. Он пугается ее как чужого человека.

«Дети 3−4 лет также не узнают в танцующем на новогоднем празднике волке свою воспитательницу, хотя лицо ее открыто и она улыбается детям, называя их по именам… но вот шкура… уши… хвост, что-то чужое, необычное» [4].

Слитность детского восприятия отнюдь не характеризует познание ребенком любого предмета. Так, подбирая парные карточки, на которых изображены знакомые предметы, дети 3−5 лет легко и обычно правильно находят сходные предметы по их главным признакам. Они без ошибок подбирают к большой и широкой чашке маленькую, хотя она и по форме и по цвету отлична от образца. К изображению рыжей охотничьей собаки они уверенно подбирают в пару изображение черного пуделя. Но если детям попадается изображение незнакомого предмета или последний изображен нечетко, они выхватывают из всего изображения какую-либо деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Естественно, что в подобных случаях их восприятие является ошибочным [25].

Рассматривая рисунок, копию картины или саму картину, ребенок, приученный к изобразительному искусству, не воспринимает используемую художником многоцветную палитру как грязь, он знает, что мир состоит из бесконечного числа сверкающих красок. Он учится правильно оценивать перспективное изображение, потому при отборе иллюстраций редактору необходимо отметить, чтобы предметы, расположенные далеко, выглядели на рисунке маленькими, а близко — были гораздо больше. Это важно, чтобы пропорции в иллюстрации соблюдались.

Дети любят рассматривать изображения — ведь это рассказы о жизни, которую они так стремятся постичь. Ученые отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса [28].

Также нужно принимать во внимание, что ребенок может легко заметить любое несоответствие между содержанием книги и ее иллюстрациями. Дети выступают в данной ситуации в роли вопрошателей: они задают вопросы, чтобы получить новые знания, сопоставить их с уж имеющимися знаниями, разрешить противоречия.

Если героиня книги описана как светловолосая, а на картинке девочка брюнетка, то ребенок обязательно укажет на это и, вполне возможно, не захочет читать данную книгу [25]. Книг, в которых такое встречается, довольно много.

Например, книга «Про принцессу на балу» В. Степанова, выпущенная в серии «Читаем детям» в издательстве «Проф-пресс» в 2010 году. В этом издании можно увидеть яркий пример несогласованности работы редактора с художником. Принцесса должна поехать на бал в земляничном платье, но цвет платья на иллюстрации совсем другой. К тому же, в тексте идет речь о том, что у короля на голове шляпа, которой на иллюстрации нет. На третьей картинке мы видим, что у принцессы вдруг меняется все на том же самом балу прическа и цвет платья (рис. 6). В данном случае редактор не проследил за соответствием иллюстрации тексту.

Еще одна особенность детского восприятия — это реакция ребенка на выражение лиц персонажей. Ведь именно с реакции на лица мамы и папы начинается общение ребенка с внешним миром. И если на картинке в книге у персонажей будут злые и пугающие лица, то они могут произвести негативное впечатление на малыша [1].

Младшие школьники.

Многие требования, характерные для иллюстраций книг для дошкольников, остаются в силе. После 7−8 лет ребенок все больше и больше способен преодолевать влияние восприятия и овладевает умением применять логическое мышление к конкретным ситуациям, хотя восприятие по-прежнему играет большую роль в мышлении ребенка [28].

Смутность и глобальность составляют отличительную особенность детского восприятия и проявляются у 7−9-летних детей при восприятии ими сложных или малознакомых предметов. Так, например, первоклассники включают в образ своей учительницы не только ее лицо, цвет волос, прическу, глаза, но и платье, в котором она приходит в класс, ее туфли и сумку. Они еще не умеют отделить в воспринимаемом предмете главное и существенное от деталей и подробностей. Образ предмета «размыт», неясен и слитен (не дифференцирован) [28].

Нормально развитый ребенок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть то, что в них изображено. Детям младшего школьного возраста нужны сведения об окружающем мире, оценка поступков героев.

Возраст определяет особенности восприятия. Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное не воспринимают. Младшие школьники еще не умеют рассматривать предметы. Например, когда первоклассникам показали красочное объемное изображение белки, предупредив, что ее надо будет нарисовать по памяти, дети, судя по их вопросам, не сумели увидеть главного: какой у белки хвост, какого цвета шерсть, какой формы глаза, есть ли у нее усы. Зато в подобном же случае, рассматривая муляж, все заметили, что на подставочке засохло большое неаккуратное пятно клея [25].

Психологию детей младшего школьного возраста характеризует стремление к развитию. На этом этапе для него главное — обучение. Для того, чтобы обучение проходило наиболее эффективно, необходимо занять ребенка, привлечь его к этому процессу. То есть занимательность иллюстрации — одна из составляющих успешного развития ребенка, которой можно добиться благодаря правильно подобранным иллюстрациям.

Большое значение имеет качество иллюстраций. И не только для младших школьников, но и для всех других возрастов. В иллюстрациях важно показать эмоциональное начало — для младших школьников характерно остро реагировать на события и явления, которые окружают их. Кроме того, важно отметить, что базовые представления о жизни дети этого возраста уже имеют, потому иллюстрации могут переходить из простых форм в более сложные формы, иметь какое-либо переносное значение [4]. То есть художник отступает от реализма, уместны трансформации, гиперболы, то, что характерно для модернизма.

Редактору необходимо проследить, чтобы герои максимально были приближены к читателям по возрасту, насколько это позволяет содержание книги. Ребенку важно увидеть в иллюстрации то, что близко ему по духу. Иллюстратору предстоит нелегкая работа — окунуться в детский мир, чувствовать, как ребенок.

Средний и старший школьный возраст.

Психология подростка значительно отличается от особенностей психологического развития младших школьников. К подросткам следует относить учеников средней и старшей школы. Им свойственно художественно-образное познание мира.

Особенности:

  • · происходит процесс познавательного развития;
  • · сформировано мышление;
  • · продолжается развитие самосознания.

В книге они, прежде всего, ищут ответы на самые насущные проблемы. В первую очередь их мучает вопрос об устройстве мира, познания собственного «Я». Они находятся в поисках идеала. И этот идеал они находят в книге, в отдельном персонаже. Их интересует также самоутверждение. Волнуют вопросы о собственной самооценке. Стремление подростков найти ответы на актуальные в этом возрасте личностные проблемы требует значительности содержания как текста, так и иллюстраций, которые способны так или иначе это сделать.

В процессе соотнесения себя с героем подросток ставит себя на его место, размышляет, как бы он поступил в сложившейся ситуации. Он держит себя в так называемых рамках жизни героя. И чем в большей степени любимый персонаж романтичный, тем сильнее эта привязанность и желание примерить на себя сложившийся заманчивый образ [25].

Ведущей деятельностью психического развития является «деятельность общения». Она заключается в построении отношений с детьми своего возраста на основе определенных морально-этических норм, которые определяют поступки подростков. Сфера общей жизни с товарищами занимает особое место в подростковом периоде. Поэтому художнику, как и автору книги, необходимо касаться нравственных проблем, проблем психологических. А редактор, в свою очередь, должен контролировать эти процессы. книжный иллюстрация детский редактор Роль иллюстраций предметно-познавательного характера в книгах для среднего и старшего школьного возраста заметно понижается. Потому редакторская подготовка иллюстраций по своей образной системе приближается к подготовке тех книг, что адресуются взрослому человеку. Количество иллюстраций уменьшается, а сам текст занимает главенствующее положение [8].

Иллюстрацию в книге для всех возрастов детей в первую очередь отличает то, что она должна иметь предельную ясность в расстановке добра и зла, важна прямолинейность морали и конкретные связи между образами и предметами. Детская книга создавалась в первую очередь как средство дидактики, а не как вид искусства. И этот факт не стоит забывать [6].

Однако это ни в коей мере не противоречит особенностям эстетического воспитания детей. Иллюстрация несет в себе эстетическую функцию. Во всяком случае, понимание идейного содержания книги всегда идет через конкретный художественный образ или систему таких образов. Ребенок при чтении сосредоточен кроме поступков героев еще и на их моральном облике. Его интересуют мотивы поведения персонажа, психология.

Очень часто дети, читая книгу, любят ассоциировать себя с героем, соотносить свой характер с характером персонажа. Порой происходит копирование поведения понравившихся героев. Задача редактора в отношении этой специфики детской психологии — подобрать подходящий иллюстративный ряд, чтобы помочь ребенку отождествить себя с персонажем произведения. И здесь следует учесть, что в ситуации, когда ребенок не может разглядеть черт лица героя книги, рисунок может потерять для него привлекательность.

Иногда ребенку самому сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах.

А. В. Запорожец в докладе «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» на Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию указывал, что «первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие». Он утверждал, что «художественная литература приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы героев художественных произведений» [11].

Важно все: и то, как художник передает психологическое состояние героя через мимику, жесты, позы, и то, на фоне чего это происходит. Пейзаж, цвет интерьера помогает воссоздать детской фантазии образы наиболее в полной мере [28]. Например, в иллюстрациях художника и редактора детских книг Ильи Лапшина сценки были различными. Они могли изображать пиршество бояр, сценку на базаре, караван верблюдов. Их главная задача — дать толчок читателю к фантазированию и лучшего понимания текста.

Таким образом, подбор иллюстраций в детской книге осуществляется в зависимости от читательского адреса — это различные категории читателей, имеющих особый тип восприятия, который определяется возрастными особенностями детей. Под влиянием художественного произведения ребенок начинает по-новому относиться к явлениям действительности. Иллюстрирование детских изданий зависит от задач обучения и воспитания, решаемых в тот или иной период развития детей. Пробуждая интерес к книге, иллюстрации на зрительном уровне закрепляют эмоциональное воздействие произведения, оставляя в сознании духовно-нравственную основу, без которой невозможно успешное развитие личности ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой