Франкфуртская школа.
Основы теории журналистики
Появление индустрии культуры, точнее перерождение культуры в индустрию, обусловлено необходимостью экономико-технического координирования, осуществляемого за счет манипуляции потребностями, в частности подавление протестности путем насаждение адекватных статус-кво материальных и интеллектуальных потребностей. По мнению представителей этого направления, прошли времена, когда господство достигалось… Читать ещё >
Франкфуртская школа. Основы теории журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Достаточно последовательную позицию относительно СМИ выработала группа известнейших философов и социологов из Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, с 1960;х годов. — Ю. Хабермас), каждый из которых достоин отдельного рассмотрения. Ее представители первыми в западной философии обратились к анализу массмедиа, как к средству манипуляции и подавления личности, сосредоточившись на критике идеологии потребления, товарного фетишизма, анализа индустрии культуры, с целью выявления зон манипуляции и анализа ее способов.
По мнению представителей этого направления, прошли времена, когда господство достигалось с помощью террора. Сегодня оно обеспечивается суммой технологий медиа. Причем существует прямая зависимость между уровнем благосостояния общества и степенью тотальности контроля индивидов.
Появление индустрии культуры, точнее перерождение культуры в индустрию, обусловлено необходимостью экономико-технического координирования, осуществляемого за счет манипуляции потребностями, в частности подавление протестности путем насаждение адекватных статус-кво материальных и интеллектуальных потребностей.
Индустрия культуры предполагает перерождение в товар предметов культуры и связанный с этим процесс стандартизации, массовизации, стереотипизации. Стереотипизация приводит к потере адекватных представлений о реальности. Индивидуальный опыт, опосредованный медиа как институтом индустрии культуры, чреват нарушением социализации в обществе, т. е. является угрозой его существования и воспроизводства. Следствием разворачивания индустрии культуры является также атомизация общества, ослабление межличностных коммуникаций, отчуждение.
Следствием и проявлением этих тенденций становится то, что в СМИ начинает преобладать функция развлечения, исключающая самостоятельное мышление и воображение. Коммуникативная технологическая реальность захватывает личное внутреннее пространство человека. Творческое одиночество, которое является условием размышления и способности индивида противостоять обществу, становится невозможным.
Массовое производство культуры не предполагает существования позиции индивидуальности. Даже в тех случаях, когда индивидуальность оказывается способной на бунт против общественных стереотипов, мегамашина индустрии культуры поглощает ее, превращая в новый товар-бренд. Таким образом, система выработала совершенные механизмы абсорбции любых форм спонтанности.
Работы теоретиков Франкфуртской школы выявили ряд системных противоречий современного этапа цивилизационного развития. Эти противоречия, вероятнее всего, будут только усилены развитием проекта информационного общества. Однако, по нашему мнению, проблема товарного фетишизма, характерная для индустриальной эпохи и первого этапа постиндустриальной эпохи — так называемого общества потребления, снимается овеществлением информации. Это в свою очередь приводит к обесцениванию материальных товаров и благ и одновременному перепроизводству информационно-имиджевых товаров. Последнее не может не вызвать кризиса перепроизводства, что ведет к последующей структурной перестройке мировых рынков. Глобальная сеть при этом будет выступать в роли мощнейшего катализатора.