Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип «издержки плюс», или накидка к цене, широко применяется олигополистами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «лидерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, производящих не один продукт, а большое количество различных товаров. Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается… Читать ещё >

Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сходство полиполии с совершенной конкуренцией и монополией.

Монополистическая конкуренция (полиполия) — рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Она одновременно похожа и на монополию, и на совершенную конкуренцию, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, а в длительном — как совершенный конкурент.

Специфические особенности полиполии.

Свойства монополистической конкуренции приводят к следующим результатам: в долгосрочном периоде из-за низких барьеров фирмы могут входить в рынок, если там есть сверхприбыль, и покидать его в случае убытков. Вследствие этого на рынке возникает ситуация, присущая совершенной конкуренции. Но полиполист в этой ситуации ведет себя иначе и все равно получает сверхприбыль, так как у него в отличие от совершенного конкурента:

  • а) имеются избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства;
  • б) предельные издержки не равны цене.

Именно вследствие этих двух отличий монополистический конкурент в долгосрочном периоде подобен, но не идентичен совершенному конкуренту.

Максимизация прибыли в условиях полиполии.

Максимизацию прибыли монополистический конкурент осуществляет в рамках общего правила для несовершенной конкуренции МС = МР, < Р с той особенностью, что цену на свой товар он устанавливает плавающей в определенном диапазоне. За пределами диапазона — крайние точки: слева — монополия, справа — совершенная конкуренция.

Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.

На графике можно отследить этот процесс (рис. 22.1).

Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции:

Рис. 22.1. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции:

0Е — равновесный объем товара на рынке; /) — кривая спроса;

МЯ — линия предельного дохода; А ТС — средние общие издержки; МС — предельные издержки; Рг — цена монополии; РЕ — цена совершенной конкуренции при «предельной» фирме Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции, полиполисты очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис. 22.2).

В целом монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная, так как здесь предельные издержки ниже рыночной цены, что ведет к изъятию части «излишка потребителя» в пользу продавца.

Формы неценовой конкуренции.

Рис. 22.2. Формы неценовой конкуренции.

Рыночная власть: олигополия

Особенности рыночного поведения фирмы-олигополиста.

Олигополия в рыночном диапазоне размещается между монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией — с другой.

Олигополия — рыночная структура, в которой несколько продавцов предлагают потребителям одинаковые или сходные товары.

Наличие на рынке нескольких конкурентов, которые противостоят олигополисту в его стремлении максимизировать собственную прибыль, приводит к тому, что он специфически видит спрос на свою продукцию со стороны покупателей (рис. 23.1).

Олигополист считает (обоснованно), что повышение им цены на свою продукцию скорее всего вызовет ответную реакцию конкурентов, которые не последуют за ним, а перехватят покупателей. С другой стороны, олигополист считает.

Кривая спроса на продукцию олигополии.

Рис. 23.1. Кривая спроса на продукцию олигополии.

(тоже обоснованно), что снижение им цены с целью увеличения продаж скорее всего повлечет за собой аналогичные действия со стороны конкурентов, которые не захотят упустить своих покупателей.

Таким образом, при олигополии у фирм возникают несовместимые стремления: с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, получить дополнительный доход, с другой стороны, победив конкурентов (а их немного), получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.

Вследствие этого поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:

  • — графиком ломаной кривой спроса;
  • — моделью сговора;
  • — лидерством в ценах;
  • — соблюдением принципа «издержки плюс» .

График ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста.

График ломаной кривой спроса характеризует поведение олигополистов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя.

Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают олигополисту, что в случае снижения цены его конкуренты поступят так же, как он, а в случае повышения — останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода МЯ имеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением общего условия МС= МЯ < Р, по с особенностями в МЯ (у полиполиста особенности были в цене).

График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «нулевой» прибыли.

Картель.

Типичной моделью сговора является картель. Картель — это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.

Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодным, противопоставить себя другим членам картеля. Поэтому картель часто называют квазимонополией (подобием монополии).

Ценообразование вслед за лидером.

Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фирма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее.

Вместе с тем лидерство в ценах вовсе не исключает жесткой борьбы между самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, описываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.

Принцип «издержки плюс» .

Принцип «издержки плюс» , или накидка к цене, широко применяется олигополистами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «лидерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, производящих не один продукт, а большое количество различных товаров.

При ценообразовании поданному принципу вычисляются издержки олигополиста на единицу продукции при некотором желательном (планируемом) объеме производства и добавляется накидка в размере определенного процента. В результате получается рыночная цена.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой