Концептуальное искусство.
Искусство хх века
Концептуализм стал интернациональным движением. Свои варианты концептуального искусства появились в России, Нидерландах, Италии, Великобритании. Активность мастеров-концептуалистов пришлась на 1960—1980;е гг., направление продолжает существовать и в настоящее время. Своеобразной реакцией на концептуализм стал возникший в 1970;е гг. трансавангард — направление, ратующее за возвращение искусству… Читать ещё >
Концептуальное искусство. Искусство хх века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Концептуализм — направление, сформировавшееся в 1960;е гг. в Европе и Америке. Концептуалисты предполагали, что идея, концепция произведения важнее его воплощения. Мастера данного направления хотели пересмотреть само понятие «искусство», считая, что формальная сторона должна уступить первенство интеллектуальному замыслу. Достаточно донести идею до зрителя, а каким способом это будет сделано — вопрос второстепенный. Предлагалось использовать любые подручные средства: готовые предметы, схемы, графики, таблицы, фотографии и мн. др. Нередко концептуалисты писали свои произведения красками на холсте, но и в этом случае от художника не требовалось изощренного таланта и виртуозного владения кистью, достаточно было того, чтобы он ясно передал свою мысль. Живопись, графика, скульптура — все прежние виды искусства концептуалистами рассматриваются как вспомогательные. Если они необходимы для выражения идеи, они используются, если нет — мастер обходится иными средствами. Собственно, о произведении искусства речи уже нет, на его место приходит арт-объект — продукт интеллектуальной рефлексии. Можно сказать, что концептуализм подошел ближе других направлений к тому, чтобы превратить искусство в философию.
Одним из основоположников концептуализма считается Джозеф Кошут (р. 1945 г.) — американский художник, преподаватель в Ныо-Йоркской школе изобразительных искусств, основатель Музея нормального искусства в том же городе. В 1969 г. вышло его эссе «Искусство после философии», где Кошут изложил теорию современного искусства как рефлексию о самом себе. Главной задачей современного художника автор считает поиски ответа на вопросы, что есть искусство, как оно функционирует, где проходят границы между искусством и не-искусством. Одно из самых ранних и самых известных произведений Кошута — «Один и три стула» (илл. 282). Это инсталляция, существующая в нескольких вариантах, один из которых можно видеть в Центре Помпиду в Париже. Перед зрителем оказывается реальный стул, а также фотография того же самого стула и написанная крупным шрифтом словарная статья, объясняющая, что такое стул. Настоящий стул здесь только один, однако даны три способа его репрезентации: реальное присутствие, изображение и описание. Художник предлагает зрителю задаться вопросом, что есть искусство: буквальное воспроизведение предмета, создание его призрачной копии — изображения — или раскрытие идеи предмета (вспомним эйдосы Платона) посредством слов.
Концептуализм стал интернациональным движением. Свои варианты концептуального искусства появились в России, Нидерландах, Италии, Великобритании. Активность мастеров-концептуалистов пришлась на 1960—1980;е гг., направление продолжает существовать и в настоящее время. Своеобразной реакцией на концептуализм стал возникший в 1970;е гг. трансавангард — направление, ратующее за возвращение искусству его исконных функций, за возврат к традиционной картине в противовес объектам и инсталляциям, за использование мастерами исключительно художественных методов при создании произведений, за выражение в искусстве личного, эмоционального начала.
9.10. Минимализм Эго направление также зародилось в 1960;е гг. Суть его состоит в максимальном самоограничении художника при работе с материалом. Также приветствуется простота и единообразие форм, монохромность. Объекты, создаваемые минималистами, не несут никакой символической нагрузки, они — только то, что они есть. Минимализм существует как в двухмерном пространстве — на холсте или на бумаге, так и в трехмерном. Такой мастер как Фрэнк Стелла (р. 1936 г.) еще в 1960 г. представил серию «черных картин», поверхность которых покрыта сдержанным орнаментом из тонких белых линий (илл. 283). Однако именно освоение пространства оказалось особенно притягательным для мастеров-минималистов. Произведением искусства становится сама среда, организованная с помощью нескольких элементарных структур. Примером может служить творчество Дональда Джадда (1928—1994 гг.). Этот мастер, начинавший свой путь как арткритик, пришел впоследствии к живописи, затем к скульптуре, а позднее к изготовлению лаконичных арт-объектов, которые он классифицировал как «стопки», «коробки» и «прогрессии». Расставляя их в природном окружении, мастер добивался эффекта восприятия натуры, как части художественного произведения (илл. 284). Пейзаж, увиденный сквозь отверстие в бетонной трубе, оказывался интегрирован в силовое поле произведения.
Другой американский мастер, Карл Андре (р. 1935 г.), использовал кирпичи и блоки камня для создания простейших форм — художник выкладывал из них на земле прямоугольники, круги и квадраты. Эти произведения напоминают куски мостовых, неожиданно оказавшиеся в музейном пространстве. Зритель испытывает одновременно желание ступить на них и невозможность это сделать из-за кажущейся сакральности музейного объекта.
Минималистов зачастую притягивали к себе вопросы света и пространства. Американский мастер Дэн Флавин (1933—1996 гг.) создавал артобъекты и инсталляции из флуоресцентных ламп (илл. 285). Условно его композиции можно подразделить на «угловые», «барьеры» и «коридоры». Цветные светящиеся объекты, помещенные в совершенно пустые музейные залы, создавали ощущение фантастического пространства. Иногда мастеру удавалось достичь эффекта дематериализации стены, и тогда его излучающие свечение произведения начинали напоминать витражи готических соборов. Иногда длинные флуоресцентные лампы прошивают, пронизывают пространство, которое вдруг обретает форму, далекую от первоначальной: светящиеся решетки срезают углы комнаты, длинные барьеры делят прямоугольник зала на ячейки различных конфигураций, из пола и потолка вырастают пылающие сталактиты и сталагмиты.
Среди мастеров нового поколения есть такие, кто продолжает традиции минимализма, например, польский мастер Кристиан Чаплицки (р. 1984 г.) или итальянец Манилэсс (р. 1980 г.). Кроме того, минимализм, одним из важнейших свойств которого было взаимодействие с окружающей средой, оказался особенно востребован в такой области, как дизайн.