Транспортные аспекты в логистической системе
Третья особенность заключается в том, что транспортная продукция — это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер этих издержек. С одной стороны, они необходимы, поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой — следует учитывать, что транспорт… Читать ещё >
Транспортные аспекты в логистической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• экономическую сущность транспорта, определение транспортной продукции на транспорте, состояние транспортной системы России и материально-техническую базу различных видов транспорта, транспортную характеристику грузов и грузовых перевозок;
уметь
• правильно использовать транспортную документацию и регламентирующие условия при перевозках продукции на различных видах транспорта;
владеть
• сущностью транспортно-экспедиционной работы разных видов транспорта и эффективным использованием ее в практической логистической деятельности.
Экономическая сущность транспорта, продукция и качество обслуживания
В логистике транспорт играет значительную роль, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ.
Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию. Эта продукция — перемещение. В отличие от других отраслей материального производства при транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Следует отметить, что процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения), как его полезный эффект, а не вещь. Это можно проследить по формулам кругооборота капитала для промышленного и транспортного капитала (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Кругооборот капитала:
СТ — средства труда (оборудования, здания, сооружения); PC — рабочая сила; ПТ — предметы труда (материальные и другие ресурсы) Как очевидно из рис. 4.1, кругооборот промышленного капитала состоит из трех стадий.
Па первой стадии денежная форма капитала (Д) переходит в товар (Т), т. е. деньги превращают в средства труда (оборудование, здание, сооружение), предметы труда (материальные ресурсы) и рабочую силу. Когда эти три вида объединяются, создается производство.
На второй стадии (производственной) создаются новые товары ?', которые по стоимости больше, чем первоначально купленный товар Т.
Третья стадия — стадия обращения, в которой товары превращаются в деньги (?'-Д') на величину прибавочной стоимости ДД.
При кругообороте транспортного капитала (см. рис. 4.1) нет третьей стадии (она слита со второй), т. е. процесс производства и есть процесс потребления. Следовательно, на транспорте оплачивается и потребляется не вещественный продукт производства, а эффект процесса производства (перемещение созданной продукции).
По характеру продукции транспорт отличается от других отраслей материального производства. Первая особенность заключается в том, продукция не имеет вещественной формы, но в то же время она материальна, но своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства, происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта и т. д.
Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается в том, что ее нельзя накопить на складе. Эта особенность имеет большое практическое значение. Если на предприятиях и фирмах создание определенных запасов продукции способствует удовлетворению производства по мере необходимости, то транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.
Третья особенность заключается в том, что транспортная продукция — это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер этих издержек. С одной стороны, они необходимы, поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой — следует учитывать, что транспорт нового продукта нс создаст. Поэтому необходимо использовать его так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях, чтобы для перевозки использовался тот вид транспорта, который наиболее эффективен для данных вида продукции и расстояния.
Продукция транспорта продается и покупается, т. е. выступает в виде товара, а следовательно, имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью транспортной продукции является ее способность удовлетворять потребности в перевозках различных видов грузов. Потребительная стоимость транспортной продукции может быть выражена доставкой ее потребителю точно в срок (в определенный день и час) и в определенном количестве. Во многих зарубежных фирмах утверждают, что возможность организации доставки точно в срок ценится ими больше, чем товарный знак компании-поставщика. Стоимость продукции, или стоимость перевозки, определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий или фирм или перевозок грузов. Покупая транспортную продукцию, потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрахтовых ставок, которые являются одновременно денежным выражением стоимости транспортной продукции. Важно не только рассчитывать отдельные показатели логистической системы, но и обеспечивать максимально высокий уровень качества обслуживания клиентуры.
Действия, направленные на совершенствование качества логистического сервиса, могут быть представлены в виде схемы, показанной на рис. 4.2.
Одной из современных тенденций является формализация качества обслуживания. Процесс повышения качества любых операций (не только в области логистики) начинается с «контроля за качеством» (quality control) и включает переход к «гарантированному качеству» (quality assurance), далее — к «полному контролю за качеством» (total quality control) и, наконец, к «полному содействию клиенту» (customer value).
Рис. 4.2. Схема совершенствования качества логистических услуг [5].
В США был проведен круглый стол, на котором рассматривались вопросы качества логистических операций. По его результатам были формализованы характеристики, описывающие этапы возрастания качества логистического обслуживания. Данные характеристики представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Характеристики, описывающие этапы возрастания логистического обслуживания
Характеристика. | Этап. |
Контроль за качеством. | Обслуживание без срывов и без допущения дефектов в работе. |
Гарантированное качество. | 100%-ное удовлетворение потребностей клиентуры. Акцент на изучение запросов клиентуры. |
Полный контроль за качеством. | Значительное конкурентное преимущество. Весь персонал компании и посредники наделены на качество операций. |
Полное содействие клиенту. | Обеспечение наилучшего обслуживания. Содействие работе клиента через логистику в целом. |
Качество транспортной продукции — это своевременная доставка продукции потребителю в определенном количестве и в определенное время.
Инструментом качества транспортной продукции должен быть согласованный график, который увязывал бы всех участников организации логистической системы при продвижении продукции. Математически эту зависимость можно выразить следующим образом:
(4.1).
где у — транспортная продукция; О — масса (количество) материалопотока; К — качество материального содержания.
Параметры О и К транспортной системы должны быть согласованы с функциями управления, при этом параметр К может трансформироваться в совокупность разнокачественных компонентов , представляющих собой набор управленческих, технологических, экономических и других показателей работы транспорта. Уместным может быть и тот факт, что представитель транспортной продукции может сам определять транспортную продукцию в зависимости от условий и характера работы транспортной организации.