Форма корпуса и паавучесть судна
Промысловые суда используются для добычи, переработки и транспортировки морепродуктов. В эту категорию входят как малые рыболовные суда водоизмещением в несколько десятков тонн, так и крупные плавучие базы, водоизмещение которых достигает 50 тыс. т. Самыми скоростными из транспортных судов являются пассажирские лайнеры, предназначенные для обслуживания регулярных линий. При весьма солидном… Читать ещё >
Форма корпуса и паавучесть судна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные сведения о судах
Современное судно — сложнейшее плавучее сооружение, предназначенное для выполнения транспортных, производственных или военных функций. Общая особенность всех судов — сила их тяжести уравновешивается возникающими в воде силами гидростатической или гидродинамической природы.
Классифицировать суда можно по ряду независимых признаков: по характеру передвижения, району плавания, положению относительно поверхности воды, материалу корпуса, типу механической установки и т. д.
Кратко остановимся на главном классификационном признаке — назначении судов. В этом плане их принято делить на военные, их по традиции называют кораблями, и гражданские суда. Последние, в свою очередь, подразделяют на транспортные, промысловые, служебные, суда технического флота.
Основой морского флота являются транспортные суда, которые можно разделить на пассажирские и грузовые. Последние как по водоизмещению, так и по количеству составляют подавляющее большинство среди транспортных судов. Их принято подразделять по роду перевозимого груза на две категории: сухогрузные и наливные. Внутри каждой из этих категорий также существует градация. Так, среди наливных судов различают танкеры, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, газовозы, химовозы, виновозы (о специфике последних судов говорит само их название).
Танкеры — самые крупные из современных судов, водоизмещение некоторых из них превышает 600 тыс. т, а длина — 400 м.
Еще более разнообразны типы сухогрузных судов. Здесь прежде всего выделяют суда для перевозки массовых (навалочных, насыпных) и генеральных (в упаковке, отдельными местами) грузов. Первые иногда называют балкерами, они перевозят руду, уголь, бокситы, цемент, зерно, сахар и т. д. Среди существующих судов по водоизмещению крупнейшие «навалочники» уступают только танкерам.
Суда для генеральных грузов делятся на универсальные и специализированные. Первые составляют наиболее многочисленную группу; в соответствии с названием они перевозят разнообразные генеральные грузы.
К специализированным судам относят контейнеровозы, лихтеровозы, автомобилевозы, лесовозы, суда с горизонтальным способом обработки, суда для перевозки тяжеловесных грузов и т. д.
Самые крупные из судов данной категории — контейнеровозы — по водоизмещению уступают не только танкерам, но и навалочникам, однако значительно превосходят их по скорости, которая может достигать 20 уз и более.
Существуют и комбинированные суда, предназначенные для перевозки как массовых, так и жидких грузов. Это позволяет в значительной степени сократить количество балластных переходов, благодаря перевозке разнородных грузов на встречных направлениях. По своим характеристикам комбинированные суда близки к судам для навалочных грузов и относятся, как и танкеры, к сравнительно тихоходным судам — их скорость обычно не превышает 16—17 уз.
Самыми скоростными из транспортных судов являются пассажирские лайнеры, предназначенные для обслуживания регулярных линий. При весьма солидном водоизмещении, достигающем 50—70 тыс. т, эти суда развивают скорость до 30—35 уз.
Более скромными размерами и скоростными качествами отличается другая категория пассажирских судов — круизные, предназначенные для путешествий, отдыха, морского туризма.
Промысловые суда используются для добычи, переработки и транспортировки морепродуктов. В эту категорию входят как малые рыболовные суда водоизмещением в несколько десятков тонн, так и крупные плавучие базы, водоизмещение которых достигает 50 тыс. т.
Среди служебных в первую очередь следует назвать ледоколы, буксиры, спасатели, научно-исследовательские, учебные и другие суда. Основное их назначение — обеспечение эксплуатации транспортного и промыслового флота.
К судам технического флота принято относить дноуглубительные снаряды, грунтоотводные шаланды, плавучие краны, доки, мастерские и т. д. Сюда же причисляют и технические средства освоения мирового океана: буровые суда, плавучие буровые установки, суда для добычи со дна твердых полезных ископаемых и т. д.
По характеру сил поддержания, уравновешивающих силу тяжести судна в расчетном режиме движения, различают суда водоизмещающие и с динамическим поддержанием (СДП). У первых превалируют гидростатические (архимедовы) силы поддержания, у вторых — динамические, возникающие на днище либо на несущих элементах.
Подавляющее большинство судов всех назначений относится к водоизмещающим. Высокоскоростные суда с динамическим поддержанием (глиссеры, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, суда-экранопланы) имеют небольшое водоизмещение (D < 500 т), их удельный вес в мировом флоте весьма незначителен.
В дальнейшем речь в основном будет идти о водоизмещающих транспортных судах.