Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Управление интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При управлении интеллектуальным потенциалом связи между отдельными подсистемами слабы или полностью отсутствуют, что и предопределяют низкую эффективность результатов. По нашему мнению, преодолеть данные недостатки возможно на основе создания специального механизма управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг. Дано авторское понятие механизма управления интеллектуальным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг
    • 1. 1. Интеллектуальный потенциал предприятий сферы услуг: содержание и 11 структура
    • 1. 2. Исследование факторов, влияющих на интеллектуальный потенциал предприятий сферы услуг
    • 1. 3. Институциональное регулирование предприятий сферы услуг
  • Глава 2. Оценка интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг для целей управления 61 2.1 .Анализ развития интеллектуального потенциала пред- 61 приятий сферы услуг
    • 2. 2. Специфика формирования интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг
    • 2. 3. Анализ и развитие методов оценки интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг
  • Глава 3. Совершенствование управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг
    • 3. 1. Структура механизма управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг
    • 3. 2. Совершенствование процесса управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг
    • 3. 3. Мероприятия по повышению качества интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг
  • Заключение 146 Библиографический
  • список
  • Приложения

Управление интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что динамика отечественной экономики во многом определяется динамикой сферы услуг. В то же время расширение традиционных и формирование новых секторов этой сферы, таких как туризм, гостиничный бизнес, ресторанные услуги, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и др., обострили проблемы управления интеллектуальным потенциалом. В настоящее время интеллектуальный потенциал предприятий сферы услуг стал определяющим фактором конкурентоспособности. Эффективность работы предприятий сферы услуг на внутреннем и внешнем рынках в основном зависит от того, насколько эффективно они используют свой интеллектуальный потенциал.

Сфера услуг, являясь важной составной частью экономической системы, решает многие проблемы социально-экономического развития страны в целом, способствуя совершенствованию рыночного механизма и решению таких задач, как занятость населения, формирование среднего класса, ускорение инновационных процессов. В то же время существующая структура интеллектуального потенциала нуждается в существенной модернизации. Особенно следует пересмотреть систему управления и оценки эффективности интеллектуального потенциала в целях повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Важным условием обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг является эффективное использование ресурсов, квалификации и способностей персонала, достижений современного менеджмента, информационных возможностей предприятий, в совокупности составляющих его потенциал, который должен быть конкурентоспособным.

При всей значимости рассматриваемой проблемы, многие ее аспекты до сих пор не раскрыты или остаются дискуссионными. Так, нет единого мнения о содержании и структуре интеллектуального потенциала в сфере услуг, отсутствует единая методика оценки уровня его развития, а имеющиеся методики оценки недостаточно отражают особенности этой сферы, практически отсутствуют публикации раскрывающие влияние динамики формирующегося сектора рыночных услуг на структуру и распределение интеллектуального потенциала по секторам и отраслям сферы услуг. Предметом дискуссии продолжают оставаться вопросы определения эффективных механизмов управления развитием интеллектуального потенциала сервисных предприятий. Этим определяется актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку вопросов теории и практики сферы услуг, а также направлений ее развития внесли такие ученые, как В. Бабурин, Н. Багаутдинова, Е. Белый, Е. Бирдиченко, Н. Восколович, Р. Гилемханов, И. Гилязутдинова, Е. Жильцов, 3. Зайнашева, Н. Зайцева, В. Казаков, С. Киселев, В. Котилко, Е. Разумовская, А. Романова, В. Романович, И. Санин, Ю. Свириденко, В. Соловьев, В. Тупчиенко, Л. Якобсон.

Теоретические и практические аспекты интеллектуального потенциала предприятий и управления его развитием освещены в работах отечественных и зарубежных авторов. Общие подходы к вопросам, связанным с развитием интеллектуального потенциала, имеются в работах российских авторов С. Авдашевой, Ю. Воронина, П. Завьяловой, Л. Лукичевой, О. Мельникова, О. Минченковой, Е. Наумовой, Н. Розановой, К. Рахлина, Л. Степановой, Г. Сульдиной, Н. Терешиной.

В последнее время вышли работы, посвященные вопросам измерения нематериальных активов, менеджмента знаний, интеллектуального капитала, которые более подробно и детально рассматривали вопросы, связанные с проблематикой интеллектуального потенциала. Это, прежде всего, работы А. Гапоненко, Р. Каплана, С. Климова, А. Козырева, В. Макарова, В. Мальгина, Т. Орловой, Б. Салихова. Среди зарубежных авторов следует отметить Д. Барни, Д. Гарвин, Г. Минцберга, Д. Норда, Ф. Найта, О. Уильямсона, М. 4.

Портера, К. Прахалад, Т. Стюарта и других.

Однако разработки зарубежных авторов требуют серьезной адаптации к российской деятельности, характеризующейся еще недостаточным развитием рыночных отношений, ограниченностью обращения информации и слабой правовой защищенностью экономических субъектов. Среди российских ученых, анализирующих роль интеллектуальной деятельности в достижении конкурентоспособности предприятий, следует отметить Ю. Анискина, С. Валдайцева, В. Иноземцева, Е. Олейникова, Ю. Яковца и других.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в уточнении имеющихся теоретических положений и понятий, характеризующих интеллектуальный потенциал нематериальной сферы, в формировании методики его оценки и разработке на этой основе механизма управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: проанализировать содержательные характеристики понятия «интеллектуальный потенциал предприятий сферы услуг», его структуру;

— изучить тенденции и закономерности развития предприятий сферы услуг и определить роль институциональной среды управления интеллектуальным потенциалом;

— исследовать особенности интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг, систематизировать факторы его развития и определить наиболее эффективные в управленческой деятельности;

— провести сравнительный анализ методов оценки интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг и сформировать методику оценки, включая основные показатели;

— изучить механизм управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг и разработать практические рекомендации по повышению эффективности управления процессами развития и 5 использования интеллектуального потенциала предприятий этой сферы.

Для обеспечения реализации выбранной цели и соответствующих задач была разработана следующая схема научного исследования (рис. 1).

Обоснование актуальности темы исследования —> Постановка цели и задач исследования.

1. Теоретические основы формирования интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг 3.

Выводы по третьей главе:

В заключительной главе диссертационного исследования рассматривали управление интеллектуальным потенциалом интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг. Для успешного управления интеллектуальным потенциалом конкретного предприятия необходимо разработать свою уникальную стратегию. Залогом ее успешной реализации являются соответствие общей концепции управления, а также адекватность составу и качествам человеческого потенциала предприятий сферы услуг.

Очень важным условием эффективности внедрения стратегии управления интеллектуальным потенциалом является необходимость взаимосвязанности выполнения отдельных процедур. Таким образом, существует тесная связь между развитием и использованием интеллектуального потенциала работников и трудовой мотивацией. Мотивация не является реально наблюдаемым фактором, это сконструированное понятие, то есть мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем. О ней может быть сделано заключение только на основании проведения исследования.

При управлении интеллектуальным потенциалом связи между отдельными подсистемами слабы или полностью отсутствуют, что и предопределяют низкую эффективность результатов. По нашему мнению, преодолеть данные недостатки возможно на основе создания специального механизма управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг. Дано авторское понятие механизма управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг. По нашему мнению, механизм управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг — это инструмент, правильное использование которого расширяет узкие межфункциональные каналы предприятия сферы услуг и дает возможность формировать и развивать интеллектуальный потенциал. Механизм управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг является сложной категорией управления.

В третьем параграфе работы разработаны мероприятия по повышения интеллектуального потенциала предприятия сферы услуг. Мы предлагаем:

— организовать правильный подбор персонала, так как именно правильный выбор кандидата может помочь в увеличении производительности, прибыли и повышении лояльности сотрудников, инвестировать в человеческий потенциал как в основного из предложенных нами компонентов интеллектуального потенциала,.

— организовать краткосрочное обучение, которое дает конкретное инструменты для работы здесь и сейчас.

Необходимо отметить, что интеллектуальный потенциал предприятия сферы услуг связан не только с повышением квалификации каждого работника, планированием его карьеры и карьерным ростом, но и с оплатой труда. Один из современных подходов к решению этой проблемы основан на оценке индивидуального вклада, а оплата труда строится на основе компетенции, которая рассматривается как стандарты поведения, необходимые для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало проведенное исследование, сфера услуг решает многие проблемы государства, способствуя совершенствованию рыночных механизмов и конкуренции, насыщению рынка товарами, росту занятости населения, формированию среднего класса, ускорению инновационных процессов. Это требует пристального внимания к регулированию конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

По нашему мнению, институциональный подход вносит в экономический анализ категории интеллектуального потенциала значимость внешних факторов, влияющих на его формирование, определяющих эффективность формирования интеллектуального потенциала на базе индивидуальных способностей и оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Именно институциональный подход (реальное наличие частных, государственных, общественных, правовых и иных институтов) связывает между собой интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал и интеллектуальную активность на всех этапах воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление). Инструментом соединения интеллектуального потенциала, интеллектуальной активности и интеллектуального капитала является наука, а в более узком смысленаучные исследования, разработки, открытия, проекты.

Анализируя существующих подходов, нами была предложена модель структуры интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг, которая включает в себя уровень образования и квалификации персонала, систему информационного обеспечения трудовой деятельности предприятий сферы услуг, инвестиции в человеческий потенциала, нематериальные активы и модернизацию качества услуг. Другими словами, это сумма всего того, что знают и чем обладают управленческие работники и что можно использовать в целях повышения предприятий сферы услуг. Интеллектуальный потенциал.

146 трудно идентифицировать и еще труднее эффективно применять в практике сферы услуг. Тем не менее, большинство авторов интеллектуальный потенциал тесно связывают с человеческими ресурсами сферы услуг и инновационной деятельностью предприятия. Особенности интеллектуального потенциала заключается в том, что он — результат взаимодействия друг с другом, людей и информационных ресурсов, а также людей и элементов физического капитала в процессе производства.

Повышение интеллектуального потенциала — основа процесса наращивания интеллектуального капитала предприятий сферы услуг. Возможность использования интеллектуального потенциала для обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг как проявление общего свойства ресурсов характеризует потенциальную возможность участия интеллектуального потенциала в разработке и производстве конкурентоспособной продукции, обеспечении эффективности производственно-хозяйственной деятельности и благоприятного имиджа предприятий сферы услуг.

В результате исследования мы выяснили, что эффективность интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг зависит от многих факторов. Мы рассматриваем институциональные факторы — то есть факторы, связанные с управлением, регулированием отдельных сфер, областей, экономических, общественных отношений. К данным факторам мы относим уровень развития науки и техники и характер этого развития, качество образования, научно-техническую политику государства, состояние нормативно-правовой базы формирования качества интеллектуального потенциала, уровень отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, состояние инфраструктуры рынка образовательных, научно-исследовательских, информационных, консультационных услуг, финансовое состояние предприятия сферы услуг, менталитет российского малого бизнеса, отражающих специфику мышления и сложившиеся стереотипы производственно-хозяйственной, управленческой деятельности.

Нами была предложена модель управления интеллектуальным потенциалом предприятия сферы услуг. По нашему мнению модель это инструмент, правильное использование которого расширяет узкие межфункциональные каналы предприятия сферы услуг и дает возможность формировать и развивать интеллектуальный потенциал. Модель управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг является сложной категорией управления. Главной характеристикой модели управления интеллектуальным потенциалом предприятия сферы услуг является его нацеленность на достижение стоящих перед ним и его элементами целей. Модель управления интеллектуальным потенциалом предприятий сферы услуг обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие подразделений субъекта бизнеса и различных направлений их деятельности.

Развитие сферы услуг как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствует цели экономических реформ — созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в мировой экономической системе.

Используя терминологию институциональной теории можно утверждать, что предприятия сферы услуг создаются также и для того, чтобы воспользоваться выгодными возможностями, которые зависят от существующего набора ограничений. При наличии слабо защищенных прав собственности, недостаточного претворения законов в жизнь, барьеров для вхождения в рынок, монополистических ограничений малые предприятия, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию и эксплуатировать небольшой основной капитал, ограниченное количество ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы) — т. е. сохранять малые размеры. Самыми выгодными и надежными с точки зрения максимального сохранения прав собственности занятиями становятся торговля, услуги или операции на черном рынке.

Реализация собственности в сфере имеет свои особенности. Анализ использования объектов собственности показывает возможности субъектов хозяйствования в эффективной реализации отношений владения и распоряжения. Исследование направлений форм реализации собственности в сферы услуг должно, по мнению автора, осуществляться в рамках процесса ее воспроизводства.

Формирование благоприятной институциональной среды, возникновение новых, эффективных институтов, должно, по нашему мнению, способствовать реализации собственности на качественно новом уровне, обеспечивающем развитие прогрессивных технологий производства, высокий уровень его организации, повышение качества продукции и услуг, генерирование и освоение новаторских идей. Анализ взаимосвязи благоприятной институциональной среды с процессами воспроизводства и реализации. собственности позволяет сделать вывод о том, что появление одного или нескольких новых институтов, с одной стороны, может способствовать появлению новых форм направлений реализации собственности, с другой стороны, являться следствием развития и совершенствования отношений собственности.

Проведенный нами научный анализ методических подходов к оценке интеллектуального потенциала предприятий отечественных и зарубежных экономистов показал, что в настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг. Это приводит к тому, что каждое предприятие проводит оценку интеллектуального потенциала субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать всестороннюю объективную оценку использования своего интеллектуального потенциала. Нами было проведено исследование различных авторов по оценке интеллектуального потенциала. Анализируя существующие исследования мы предложили свою методику оценки интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг. Нами предложена.

149 методика оценки интеллектуального потенциала предприятий сферы услуг, которое включает в себя оценку стоимости уровня образования и квалификации, инвестиции в развитие человеческого потенциала, нематериальные активы сферы услуг, систему информационного обеспечения трудовой деятельности предприятий сферы услуг, затраты на модернизацию качества услуг. Расчет и оценку показателей интеллектуального потенциала системы предприятий сферы услуг, мы провели на примере предприятий сферы услуг общества с ограниченной ответственностью «Предприятие производственно-технической комплектации» (ООО «ППТК»), ООО «Кама-Нижнекамск» и ООО «Кама-Казань».

В диссертационном исследовании нами было рассмотрено институциональное регулирование предприятий сферы услуг. Необходимость совершенствования системы государственной поддержки предприятий сферы услуг предоставляется тем, что за период 1994;2006 год число предприятий в стране возросло на 11,5%. Особую важность приобрели такие направления содействия малым предприятиям, как создание институциональных условий, отвечающих требованиям современного предпринимательства и рынка и призванных повысить конкурентоспособность предприятий сферы услуг. Конкретные меры включали развитие рынка капитала и облегчение доступа предприятий к финансовым средствам, упрощение налоговой системы, расширение экспортных возможностей, ликвидация бюрократических формальностей в предоставлении льгот и др. Вместе с тем, в российских условиях важнейшим критерием, по нашему мнению, должна стать законодательно установленная мера ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие предприятий сферы услуг на местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности.

Таким образом, интеллектуальный потенциал предприятий малого бизнеса становится наиболее значимым фактором ее конкурентоспособности.

Это обусловлено тем, что в структуре себестоимости продукции деловые услуги и другие нематериальные составляющие занимают все больший удельный вес, а также тем, что в структуре активов предприятий малого бизнеса нематериальные активы в последние годы стали занимать доминирующее положение.

В результате исследования нами были разработаны мероприятия по повышения интеллектуального потенциала предприятия сферы услуг. Мы предлагаем:

— организовать правильный подбор персонала, так как именно правильный выбор кандидата может помочь в увеличении производительности, прибыли и повышении лояльности сотрудников, инвестировать в человеческий потенциал как в основного из предложенных нами компонентов интеллектуального потенциала,.

— организовать краткосрочное обучение, которое дает конкретное инструменты для работы здесь и сейчас.

Таким образом, формирование и эффективное использование интеллектуального потенциала российских предприятий сферы услуг является одним из условий повышения эффективности российского бизнеса, становится наиболее значимым фактором ее конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (26 января 1996 г. № 14-ФЗ) Действующая часть: по состоянию на 20 октября 2006 года.2. «О стратегии развития России до 2020» из выступления В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета от 8.02.2008.
  2. Федеральный закон Российской федерации «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями на 20.07.2004)
  3. ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  4. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»
  5. Указ Президента Российской Федерации «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от22.07.1998
  6. Указ Президента Российской Федерации «О доктрине развития российской науки» от 3.07.1996 № 884 (с изменениями от 01.08.2003 № 886, от 25.08.2004 № 1114)
  7. Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31.12.1999 № 1460
  8. Закон РТ «Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства РТ на 2005−2010 годы». 10."О стратегии развития России до 2020″ из выступления В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета от 8.02.2008.
  9. П.Авдашева С. Б. Теория организации отраслевых рынков Текст. / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова. М., 1998. — 231 с.
  10. Г. Р. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции./ Аглямова Г. Р., Нугаев М.А.// Общество и экономика. 1999.- № 5−6
  11. В.В., Ромашев О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов.-М.: ЮНИТИ, 2000
  12. Г. Г., Карпова H.H. Оценка интеллектуальной собственности предприятий в современных условиях // Вопросы оценки. -1999. -№ 2. -с.6−25.
  13. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы Текст. / Азоев Г. Л., Челенков А. П. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. — С.56.
  14. В.И. Оценка стоимости «кадрового потенциала» предприятия Текст. / В. И. Алавердян М.: Вопросы управления предприятием.- 2006.-№ 3-С.46−51.
  15. Т., Измерение интеллектуального капитала. // Корпоративные системы. 2006. № 3., www.management.com.ua/ims/ims 12l. html
  16. Р. Формирование стратегии конкуренции Текст. / Аннеков Р. М.: Менеджмент. 2006.-№ 12.-С.35−39.
  17. И.Х. Стратегическое управление Текст./ И. Х. Ансофф.-М.: Экономика.-1989. 243 с.
  18. С.Н. Определение потенциала сложной системы Текст. /С.Н. Арефьев // Вопросы прогностики. М.: ЦИВТИ, 1991. — № 18. — С.17−21.
  19. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа Текст./ Артур А., Томпсон M. JL, Стрикленд А. Д., 12-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс».-2007. -928с.
  20. В.М. Проектирование производственного потенциала объединений (теоретические аспекты).- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 135 с.
  21. М.А. Обеспечение устойчивости предпринимательских структур инвестиционно строительной сферы Текст.: дис. док. экон. наук: 08.00.05/ Асаул М. А. — Санкт-Петербург.-2008.-.285 с.
  22. Н. А., Ханжина В, Л., Попов Е. В. Стратегическое153планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, 2003.- 2, с. 3−12.
  23. A.A. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория.- М.: ИНФРА-М, 2007.-416 с.
  24. Ф.Р. Совершенствование форм и методов управления развитием малого бизнеса в сфере услуг Текст.: дис. кан. экон. наук: 08.00.05/ Ф. Р. Ахмедова.- Махачкала.-2006.-178 с.
  25. А.Н. Интеллект: что это? Интеллигентность? Начитанность? Ум? Или. / Анатолий Барков. Киев. 2004
  26. Барух Лев, Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность.- М.: ИД «Квито-Консалтинг». -2003.- 240 с.
  27. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы Текст./ В. Л. Белоусов. -М.: Маркетинг в России и за рубежом.-2006.- № 5. С.65−68.
  28. Е.М., Романова И. Б. Вузы и бизнес: социальное партнерство в подготовке персонала // Инновации. 2004.— № 2. — с. 63 — 65
  29. Г. В. Стратегия развития предприятия в многопрофильной конкурентной среде.- М.: ИД «МЕЛАП», 2002
  30. И.А. Управление торговым предприятием Текст. / И. А. Бланк.- М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС.-1998. С. 20−22.
  31. В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь, 2007 г. с. 57−68
  32. Д.Н. Основные категории теории управления Текст. / Д. Н. Бобрышев. М., 1986. — 348 с.
  33. С.Р., Васильев В. Н. Основы предпринимательства и организации производства: Учебное пособие / Под ред. проф. В. Н. Васильева.- М.: Изд-во «Машиностроение-1», 2000.-752 с.
  34. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик СПб.: Питер, 2001
  35. У. Менеджмент в организации: пер. с англ. / У.Брэддик. -М.: Инфра- М, 1997.- 344 с
  36. У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. М.: Инфра-М, 2002.
  37. A.B. Предпринимательство. Книга 1: учеб. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.-256с.
  38. В.М., Авилова В. В., Шинкевич А. И. Инновационные факторы повышения конкурентоспособности нефтехимического предприятия // ЭКО.-2005.-№ 7.-С. 103−114.
  39. C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятий: Учебное пособие для вузов.М.: ЮНИТИДАНА, 2001.- 720 с.
  40. О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа Текст. /О. Вильямсон.- М.: THESIS.- 1993, т.1., вып. 3.-С. 39−49.
  41. В. А. Организация стратегического управления на предприятии Текст. / В. А. Винокуров.- М.: Центр экономики и маркетинга.-2005.-С.157.
  42. В.В. Курс лекций по институциональной экономике Текст. / В. В. Вольчик. Ростов -н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. — 2000. — 552 с.
  43. А.Э. и др. Поддержка конкурентоспособного потенциала предпринимательских структур // А. Э. Воронкова, В. П. Пономарев, Г. И. Дибнес.- К.: Техника, 2000.-152 с.
  44. Г. М. Кучинский «Психология внутреннего диалога», 1988, 206 е., с. 154
  45. И.Н. Менеджмент Текст.: Учебник / И. Н. Герчикова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ — 1995. — 438 с.
  46. , И.В. Становление и развитие инновационных хозяйственных систем/ И. В. Гилязутдинова. Казань: Изд-во Казанск.гос.технол. ун-та, 2009. — 254 с.
  47. Ф. Динамическое развитие предприятия Текст. / Ф. Глазл, Б. Ливедух.- М.: Духовное познание.- 2000.- 197 с
  48. В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. -СПБ.: Питер, 2003.- 528 с.
  49. В.Н., Клеева Л. П., Патока Л. В., Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики. // Бизнес-образование. 2005. № 1 (18)., www. ou-link.ru/pub/businessobrazl18. htm
  50. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология Текст. / Е. П. Голубков.-М.: Финпресс.- 2006. 671с.
  51. Л.М. Статистика науки. -М.: ТЕИС, 2009.- 478 с.
  52. С.И. Теория предпринимательства. М.: КолосС, 2007 г. 149 с.
  53. Г. В. Управление региональной экономикой Текст. / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов, C.B. Федин. М.: Финансы и статистика. — 2001. -329 с.
  54. А.Р. Основные направления информатизации американского общества // США Канада: экономика, политика, культура. -2000.-№ 6.
  55. Ю. А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и российская практика. М.: ГУ—ВШЭ, 2010. С. 404—416.
  56. А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы"// Федеральная газета № 1−2 февраль 2007 г. с.З
  57. И.Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети Текст. / И. Ш. Дзахмишева.- М.: Маркетинг в России и за рубежом. 2006.- .№ 3(4). С. 26−29.
  58. Р. Дж., Саймон Г. Эффективное ценообразование. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 416 с.
  59. , П.Ф. Практика менеджмента / П. Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2007.- 400 с.
  60. Е.Ю. Управление развитием потенциала наукоемкого предприятия (на примере электронной промышленности РФ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. -ВЗФЭИ.- 2007.-24 с.
  61. В.Ф. Бизнес-проектирование Текст. / В. Ф. Ершов. М.: Питер.- 2003.-195 с.
  62. Закон РТ «Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства РТ на 2005−2010 годы». бб. Зинов В. Г. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие/ Зинов В.Г.-М.: Дело, 2003.-512 с.
  63. А.П. Деловая репутация: факторы неопределенности и риска. М.: Финансы, 2006. — № 7. — 80 с.
  64. .Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений: Монография.- Харьков: ХГЭУ, 1997.246 с.
  65. Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских компаниях. Пер с англ. М.: ЗАО Олимп-Бизнес», 2003.- 384 с.
  66. B.JI. К теории постэкономической общественной формации М., 1995.
  67. B.JI. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика.- 2000
  68. Институциональная экономика: новая экономическая теория Текст./Учебник / Под общ. ред. A.A. Аузана. М.:ИНФРА-М.- 2007.- С. 156.
  69. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление // Интеллектуальная собственность. 2009.- № 5.-С.40−44.
  70. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации. Учебное пособие под ред. Гапоненко А. Л. и Орловой Т. М. -М., 2009.- 184 с.
  71. X. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, № 8−9, 2008 г. с.8
  72. Карл Эрик Свейби. Знания и менеджмент. Карл Эрик Свейби объясняет// PR Newswive. 16/12/2000. 3
  73. Карл Эрик Свейби. Мониторы для нематериальных активов Материалы, разработанные К. Свейби, обновленные по состоянию на 1999 год. 20.12.2000. 3.
  74. Г. Ю., Е.А.Котко «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г. с. 118−134
  75. В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // Персонал-микс, 2003. 1 декабря // - www. personal-mix.ru
  76. Л.А. Интеллектуальный потенциал населения территории: теория и методология // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2009, № 1 (6), с.94−103.
  77. ДА. Формирование организационной структуры управления предприятием Текст.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Д. А. Килеева. Казань. — 2000. — 142 с.
  78. C.B., Сабитов Н. Х., Экономические и организационные основы функционирования сферы услуг. Монография. Издательство «ТИСБИ», 2004. /
  79. Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии Текст. / Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. M.: Наука.- 2004.- С. 54.
  80. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. М.: Знание, 2000.
  81. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. М.: ИВЭСЭП, 2000, — 168 с.
  82. А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности.- М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.
  83. Д.Г. Организационная структура предприятий Текст. / Д. Г. Коноков, М. А. Рожков, А. О. Смирнов, О. Н. Яниковская, 2-е изд. М.: ИСАРП. — 1999. — 176 с.
  84. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества Текст. — Пер. с англ. — М.: «Джон Уайли эндСанз». 1996.-240 с.
  85. О.В. Оценка потенциала конкурентоспособности геологических предприятий. Текст.: дис. кан. экон. наук: 08.00.05 / О. В. Косолапов.- Екатеринбург, 2003.- С. 84.
  86. П.А. Менеджмент Текст. / П. А. Кохно, В. А. Микрюков, С. Е. Комаров. -М.: Финансы и статистика. 2009. — 135 с.
  87. Г. Управление: системный и ситуационный анализ Текст. / Г. Кунц, С. О Доннел. Т. 1, 2. М.: Наука. — 1982. — 534 с.
  88. А.Г. Интеллект народа и образ жизни / А.Г. Кусраев// Общество и экономика 2000.- № 11
  89. О.И. Теория и методы принятия решений Текст. / О. И. Ларичев. М.: Логос. — 2000. — 297 с.
  90. В.Г. Управление затратами на предприятии Текст. / В. Г. Лебедев. СПб.: Бизнесс-пресса. — 2000. — 285 с.
  91. .Б. Рынок интеллектуальной собственности и проблемы оценки // Вопросы оценки. 1996. Январь-март.
  92. .Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский центр «Акционер», — 2002.
  93. Л.Ш., Райзберг Б. А., Ратновский A.A. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.'
  94. В. А, Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь / Изд. 7-е, испр. и доп. М.: Рус. яз., 2001. — 882 с.
  95. Ю.А. «Основы экономики и организации бизнеса» Спб.: ГМП «Фармико», — 2006 г. — с. 132−140
  96. И.А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России. М.: Экономическая наука современной России, 2003. -№ 4. — С. 57.
  97. И. Оценка конкурентоспособности предприятия Текст. / И. Максимов.- М.: Маркетинг.- 2006. № 3. — С. 33—39.
  98. P.E. Как оценить интеллектуальный капитал компании -Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2011.- № 1
  99. Юб.Маркетинг: учебное пособие / А. П. Мищенко, А. И. Банников, М. Х. Биктемирова и др.- под ред. А. П. Мищенко.- М.: КНОРУС, 2008.- 288 с.
  100. С. Правовая основа фирмы / Природа фирмы Текст. / С. Маетен. М.: Дело. — 2010. — 318 с.
  101. О. Л. Издержки производства как первооснова конкурентоспособности хозяйственной деятельности предприятий Текст. / О. Л. Матвеева // Вестник Чувашского университета. 2007. Вып. 7. С. 14−21.
  102. О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств.- 2-е издание, перераб. и дополн. М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010.- 384 с.
  103. Ю.Мельников О. Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. -М.:МЕЛАП, 2000.
  104. Ш. Мерзликина О. В. Конкурентный потенциал организации Текст.: монография / О. В. Мерзликина.- Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2007, — 146 с.
  105. .З. Системный подход к организации управления Текст. / Б. З. Мильнер, JIM. Евенко, B.C. Рапопорт. М.: Экономика. — 1983. — 233 с.
  106. ПЗ.Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий.- Спб.: Питер, 2000.- 526 с.
  107. Минченкова, Ольга Юрьевна. Стратегическое управление интеллектуальным потенциалом промышленного предприятия: автореферат дис.. доктора экономических наук: 08.00.05 / Акад. труда и соц. Отношений.- Москва, 2006.- 50 с.
  108. А.П., Леонтьев A.B. Структура управления коммерческими организациями: учебное пособие. М.: КВАКИУ, 1996.- 43 с.
  109. Пб.Мищенко А. П., Леонтьев A.B. Управленческие решения в бизнесе. -Казань: КВАКИУ, 1996.
  110. , Р.Н. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности Текст.: Учебник/Р.Н. Нагапетьянц М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.- 149 с.
  111. Налоги и налогообложение. Учебник для ВУЗов. Под ред. Романовского М. В. Сп-б.:ПИТЕР 2009 г. с. 230−257
  112. Наука России в цифрах: 2007: Статистический сборник /ЦИСН. М., 2007. 144 с.
  113. Е.А. Управление интеллектуальными ресурсамипромышленного предприятия: автореферат дис. Канн.экон.наук: 08.00.05 /161
  114. Е.А. Наумова Москва, 2009.-32 с.
  115. Е. А. Образовательный потенциал как элемент совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия // Вестник Оренбургского Государственного Университета, 2002, — № 4, — с. 163−170.
  116. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Изд. В. М. Скакун, 1998
  117. Новости малого бизнеса № 42 (594) от 22.10.2010
  118. К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. С.-Пб.: Стокгольмская школа экономики экономики в С.-Петербурге, 2001.
  119. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / Козырев А. Н., Макаров B.JI. М.: Интерреклама, 2003. Мильнер Б. З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. -М.: Инфра-М, 2009.
  120. И.В. Адаптационный механизм управления потенциалом предприятия Текст.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / И. В. Паныпин.-Владимир.- 2003.- 157 с.
  121. В. Конкурентоспособность // РИСК.- 1999.-№ 4.-С.4−11
  122. .Г. Совершенствование организационной структуры управления как фактор повышения устойчивости строительного предприятия Текст. / Ж. Г. Петухова. СПб, 2006. — 194 с.
  123. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний.- М.: Прогресс, 1986.- 423 с.
  124. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3. — С. 18−21.
  125. Д. А. Формирование и реализация конкурентных преимуществ предпринимательской структуры Текст.: монография / Д. А. Полшков, А. Б. Крутик.- Санкт-Петербург: Изд-во ГОУ ВПО ЛОИЭФ, 2006.134 с.
  126. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика.-2002.-559 с.
  127. В.Ф. Правовой режим предпринимательства.- Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1994 г.
  128. М. Конкуренция (перевод с англ.)./- М.: Издательский дом «Вильяме». 2005.- 608с.
  129. НО.Потуданская В. Ф., Яковлева Е. В. Объекты нематериального характера как базисные ресурсы в условиях экономики знаний // Креативная экономика, 2009 № 3- С.11−19
  130. И.И., Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы. // Финансовый менеджмент. 2004. № 4.
  131. С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» 2001.- с. 15−31
  132. В.Н., Федоркова Н. В. Проблемы организации конкурентоспособности производства // Организатор производства. -2000.- № 2(11).- С. 77−81
  133. K.M., Серова О. Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности.- М.: Экономика.- 2004.- 198 с.
  134. C.B. Теория организации Текст. / C.B. Рогожин, Т. В. Рогожина. М.: Изд-во Экзамен. — 2002. — 320 с.
  135. Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
  136. С.Ю. Исследования конкурентоспособности: маркетинговые аспекты / С. Ю. Рынков. Казань: Центр инновационных технологий, 2008 — 220 с.
  137. Е.Ф. Инвестиционный климат в образовании. М.: Общественные науки и современность, 2007. — № 1. — С. 8.
  138. E.H. Интелектуальный потенциал показатель состояния интелектуального капитала и эффективности его использования // Финансовый менеджмент. — 2004. — № 5
  139. E.H. Интеллектуальный капитал как объект управления // Справочник экономиста. 2007. — № 2
  140. С., Мурзина А., Горбань А., Туригина О. «Локомотив» российской экономики // Вопросы экономики. 2008. — № 11- Эксперт. — 2008. -№ 36.
  141. С. «Утечка умов» и технологическая безопасность России // Российский экономический журнал. -1996.- № 3.
  142. И.В. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности предпринимательской деятельности Текст.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / И. В. Сиротинская.- Ставрополь, 2006.- 193 с.
  143. А.Ф. Динамический потенциал предприятия Текст.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 /А.Ф. Соболев.- Москва, 2001.-157 с.
  144. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров / Изд. 4-е. М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 1600 с-
  145. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. М: Рус. яз., 1993. — 740 с. 15 8. Специфика оценки стоимости интеллектуального капитала. Макаров П. Ю., Бобкова Е. В. // Журнал об оценке. № 18. — 2007, (часть 2).
  146. Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях.- Самара: Изд-во Самар. Гос. экон. акад., 2005.- 336 с.
  147. О.Б. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / О. Б. Столяров.- Казань, 2006.- 23 с.
  148. П. Определение стоимости Капитала Знаний http://files.strassmann.eom/pubs/km/l 999−10.php
  149. Т. Богатство от ума: деловой бестселлер / Пер. с англ. В. А. Ноздриной.- Минск: Парадокс, 1998.-352 с.
  150. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под редакцией B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  151. В.В. Американская экономика: особенности современной модели // США-Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 3−4.
  152. Т.Н. Проблемы оценки экономического потенциала предприятия: финансовый потенциал Текст. / Толстых Т.Н.- М.: Вопросы оценки.- 2006.- № 4.- С. 20.
  153. Л.Ф., Якупова Н. М. Управление интеллектуальным потенциалом предприятий.- Казань: Изд-во КГФЭИ, 2002.-118 с.
  154. P.A., Система менеджмента.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997 г.
  155. В.Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей Текст. / В. Н. Фомин, А. Б. Печенкин.- М.: Маркетинг.-2006.-№ 2.- С.23−26.
  156. Ф.Ф. Малый бизнес в условиях институциональных преобразований Текст.: монография / Ф. Ф. Хамидуллин.- Казань, Из-во165
  157. Академии управления- 2005.- 159 с.
  158. , Ф.Ф. Формирование институциональной среды развития системы малого предпринимательства: автореферат дис. доктора экон. наук: 08.00.01 / КГФЭИ.- Казань-2007.- 46 с.
  159. Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика Текст.: автореф. дис. док. экон. наук: 08.00.05 / Ч. Г. Чернышева.-Ростов-на-Дону, 2009.- 45 с.
  160. М. Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания.-2002, No I, с. 236−246.
  161. А.И. Совершенствование институциональной системы инновационного развития регионального промышленного комплекса: на примере Республики Татарстан. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2005.-244 с. о
  162. И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
  163. Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999
  164. Электронный ресурс www.hse.ru/org/hse/confaprilru/2006.
  165. Ю.А.Львов «Основы экономики и организации бизнеса» Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. с. 132−140
  166. Д.А. К вопросу о механизмах управления интеллектуальным потенциалом предпринимательских структур / Д.А.
  167. Яфизова / В кн.: Финансовые механизмы и проблемы экономики: сб. научных трудов. Ульяновск: Ульяновский гос.техн.у-т, 2009.
  168. Alheien A., Demsets. Production, Information Costs and Economics organization — Amer. Ec. Review Desember. 1972.
  169. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. V. 21. P. 652.
  170. Demsetz H. Costs of Transacting Текст. / H. • Demsetz // Quarterly Journal of Economics. 2000. — V. 81. № 1. — P. 243.
  171. Economic report of the President transmitted to the Congress, February 1998. Wash., 1998.
  172. Edvinson L., Malone M.S. Intellectual Capital. Realizing Your
  173. Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. New York. Harper Business. 1997.
  174. Jones G., Hill С. Transaction Costs Analysis of Strategy Structure Choice — Strategic Management Journal, vol.9, p. 160.
  175. Nicholson W. Microeconomic Theory: Basis Principles and Extension. The Dry den Press, 1999 p. 440.
  176. Prescott E.C. Organizational Capital Текст. / E.C. Prescott, M. Visscher// Journal of Political Economy. 1980. — P. 446−461.
  177. Rodov I., Leliaert Ph. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement // Journal of Intellectual Capital. 2002. № 3, P. 323 336.
  178. Tobin Dg. National Economic Policy. New Haven, 1966- Essays in Economics. Vol. 1. Macroeconomics. Chicago, 1972.
  179. Voronin Yu.M., Rodionov S.A.W Laser formation of nanometric scale emitters for near-field optics and investigation of their characteristics A Thesises of ILLA 98 Int. Conf.-1988.-P.32.
Заполнить форму текущей работой