Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития ООО «РэдТэкс»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За год существования ООО «РэдТэкс» заработали отличную репутацию у заказчиков, показали себя компетентными специалистами, выполняющими работу качественно и в срок. Сработало так называемое «сарафанное радио», количество заказов возросло почти вдвое, а также появились средства на рекламу. К началу 2011 года за образованием первой строительной бригады последовала вторая, понадобился свой штат… Читать ещё >

Разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития ООО «РэдТэкс» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Описание объекта управления
  • 1.1 Организационно-правовая форма и характер собственности, законодательная основа функционирования предприятия
  • 1.2 Вид деятельности предприятия
  • 1.3. История создания и развития объекта: время образования, основные вехи развития
  • 1.4 Масштабы деятельности: объемные параметры работы предприятия в количественных измерителях за три года
  • 1.5 Оценка состояния системы управления предприятием
  • 1.5.1 Соответствие структуры управления архитектуре дерева целей и стратегии развития предприятия
  • 1.5.2 Рациональное распределение функций управления
  • 1.5.3 Степень централизации управления
  • 1.5.4 Численный состав работников управления и распределение их по звеньям и уровням
  • 1.5.5 Техническое оснащение системы управления, распределение техники между работниками и ее функциональное использование
  • 1.5.6 Информационная нагрузка звеньев управления
  • 1.5.7 Организационная культура, нормы и ценности, модели поведения, обычаи, нравы, ожидания, которые лежат в основе организационного поведения
  • 1.5.8 Оценка управленческого персонала
  • 1.6 Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние факторов внутренней среды предприятия
  • 1.6.1 Анализ внешней среды
  • 1.6.2 Анализ внутренней среды
  • 2. Предложения по формированию системы управления объектом
  • 2.1 Миссия и ключевые цели объекта управления
  • 2.2 Выбор и обоснование стратегии развития
  • 2.3 Формирование общей структуры управления
  • 2.4 Разработка состава подразделений и основных связей между ними
  • 3. Эффективность концепции системы управления
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Основной целью курсовой работы является разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития ООО «РэдТэкс» .

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Разработать миссию предприятия;

· Разработать ключевые цели предприятия;

· Разработать стратегию развития организации;

· Разработать принципы, методы и структуру управления;

· Обосновать эффективность предложенной системы управления.

Объект курсовой работы — общество с ограниченной ответственностью «РэдТэкс». Таким образом, выполнение данной работы предполагает разработку концепции системы управления и обоснования её эффективности для развития общества с ограниченной ответственностью «РэдТэкс». В работе также необходимо выявить основные цели предприятия, привести свои предложения по формированию системы управления предприятием, выявить положительные и отрицательные стороны в существующей структуре управления.

Данная работа предполагает собой применение теоретических знаний по курсам Менеджмент на предприятии, Стратегический менеджмент и Основы менеджмента, а также знаний, полученных по другим дисциплинам за время обучения и применение практических знаний, полученных за время прохождения производственной практики. В данной курсовой работе предпринимается попытка перенести теорию на практику, т. е. происходит первый шаг по использованию наших теоретических знаний менеджеров по применению к конкретному предприятию.

Реализации целей и задач способствует наличие необходимой информации. В данной курсовой работе в качестве источников информации был использован бухгалтерский баланс за 2011;2013 гг. включительно, личные разработки и исследования.

1. Описание объекта управления

1.1 Организационно-правовая форма и характер собственности, законодательная основа функционирования предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «РэдТэкс» зарегистрировано 11 марта 2010 года в едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предприятие зарегистрировано за № 191 073 522. ООО основано на частной форме собственности. Юридический адрес: 220 053, г. Минск, ул. Бегомльская, д. 15, кабинет 8.

Уставный фонд ООО «РэдТэкс» зарегистрирован в размере 22 000 000 (двадцать два миллиона) белорусских рублей и сформирован частично за счет внесения денежных средств учредителей. Учредители имеют право увеличивать или уменьшать уставный фонд за счёт дополнительных вкладов, либо из прибыли предприятия после уплаты налогов.

Учредителем предприятия являются: Велепольский Виталий Александрович (12% уставного фонда), Гиренко Владимир Евгеньевич (88% уставного фонда).

1.2 Вид деятельности предприятия

Согласно свидетельству о технической компетенции № 378 660 595 000. 856−2012 от 22. 10.2012 г., выданному ООО «РэдТэкс» Министерством Архитектуры и Строительства Республики Беларусь РУП «Белорусский институт строительного проектирования» Управления делами Президента Республики Беларусь, основными видами его деятельности являются:

· работы по устройству кровель (устройство рулонных и мастичных кровель; кровель из листовых и штучных материалов);

система управление стратегия развитие

· работы по устройству изоляционных покрытий (устройство гидроизоляции из рулонных материалов; окрасочной гидроизоляции (битумной, лакокрасочной, полимерной, битумно-полимерной, полимерцементной); гидроизоляции из цементных растворов, горячих асфальтовых смесей и литой гидроизоляции; гидроизоляции из металлических листов; гидроизоляции из полимерных листовых материалов; сопряжении изоляции с инженерными коммуникациями; сопряжении различных видов гидроизоляции; защитных ограждений гидроизоляции; устройство тепло — и звукоизоляции из плит и сыпучих материалов).

22. 10.2012 г. были получены сертификаты соответствия за номерами № BY/112 04. 14 085 2 160 и № BY/112 04. 14 085 2 161 соответственно, выданные органом по сертификации продукции и услуг «БелСертификат» РУП «Белорусский институт строительного проектирования» Управления делами Президента Республики Беларусь, которые удостоверяют техническую компетенцию ООО «РэдТэкс» и позволяют заниматься перечисленными выше видами деятельности.

1.3. История создания и развития объекта: время образования, основные вехи развития

В 2010 году директор ООО «РэдТэкс» Велепольский Виталий Александрович и начальник участка 1 Неведомский Александр Петрович, занимающиеся в тот момент прокладкой водопровода, заинтересовались новыми технологиями в устройстве гидроизоляции. Посчитав данное направление перспективным, решили организовать свое дело. Начинали с малого: 5 человек в штате, мелкие заказы. Параллельно продолжали заниматься установкой сантехники и прокладкой водопровода.

За год существования ООО «РэдТэкс» заработали отличную репутацию у заказчиков, показали себя компетентными специалистами, выполняющими работу качественно и в срок. Сработало так называемое «сарафанное радио», количество заказов возросло почти вдвое, а также появились средства на рекламу. К началу 2011 года за образованием первой строительной бригады последовала вторая, понадобился свой штат инженеров. На работу был принят главный инженер Манапов Анатолий Аркадьевич, который внес предложения помимо основной деятельности попробовать пробить себе дорогу в новом направлении: работы по устройству кровель (устройство рулонных и мастичных кровель; кровель из листовых и штучных материалов). Предложение было одобрено всем линейным руководством, и они не ошиблись: от мелких заказов фирма перешла на крупные, работать стали на тендерной основе.

В начале 2012 года был создан 3-й строительный участок. Предприятие начало получать заказы не только из Минска и Минского района, но и с других городов Беларуси.

За период 2012;2013 г. — г. в числе крупных объектов, на которых организация выступала в роли субподрядчиков можно назвать: новая Оршанская кондитерская фабрика «Сладкая страна», ремонт здания 558 Авиационного ремонтного завода в Барановичах, новый автосалон «Ниссан» в Минске и другие.

Также следует отметить, что фирма ведет тесное сотрудничество с ООО «АСТОТРЕЙДИНГ», часто выступающим генподрядчиком на строительных объектах.

Среди поставщиков за эти годы также удалось наладить тесное сотрудничество: ООО «Завод Лоджикруф», занимающийся производством рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов; завод теплоизоляционных материалов «ТЕХНО», Украина; завод Fatra, Чехия; а также ОДО «Мир современных технологий», ЧТУП «Кровлеполимер» и другие.

1.4 Масштабы деятельности: объемные параметры работы предприятия в количественных измерителях за три года

Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности предприятия

Наименование показателя

Темп роста 11−12, %

Темп роста 12−13, %

Выручка от реализации услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн. р.

1 888

248,36

4 689

221,28

10 376

Себестоимость реализованных услуг, млн. р.

1663,3

246,95

4107,6

211,4

8684,7

В том числе расходы на оплату труда, млн. р.

235,29

197,31

Затраты на 1 рубль выручки, р.

0,374

99,47

0,372

85,22

0,317

Среднесписочная численность работников, чел.

111,43

112,82

Дебиторская задолженность, млн. р.

1 796

17,93

88,20

Кредиторская задолженность, млн. р.

67,87

40,24

Коэффициент текущей ликвидности

1,65

135,76

2,24

125,45

2,81

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,43

186,05

0,80

161,25

1,29

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,11

136,36

0,15

160,00

0,24

ПРИБЫЛЬ от реализации услуг, млн. р.

224,7

258,7

581,4

290,9

1691,3

Рентабельность, %

11,9

12,4

16,3

Как видно по значениям показателей, предприятие находится в фазе активного роста. Выручка растёт быстрыми темпами, коэффициенты финансовой безопасности находятся на уровне, позволяющем не беспокоиться.

На рисунке 1 отображено соотношение выручки за вычетом налогов и сборов и себестоимости оказанных услуг. Как видно из графика выручка растет значительно быстрее, чем себестоимость. Что свидетельствует об уверенном положении компании на рынке.

Рисунок 1 — Выручка от реализации услуг (за вычетом налогов и сборов включаемых в выручку), себестоимость реализованных услуг в 2011;2013 гг.

На рисунке 2 отображена прибыль предприятия в динамике 2011 — 2013 гг. Из графика видно, что предприятия наращивает прибыль быстрыми темпами.

Рисунок 2 — Прибыль предприятия в 2011 — 2013 гг.

На рисунке 3 отображено соотношение дебиторской и кредиторской задолженности за период 2011;2013 года. В 2011 году относительно небольшой кредиторской задолженности, имела место дебиторская задолженность. В 2012 году наблюдаем обратную ситуацию (кредиторская задолженность больше дебиторской), что могло послужить тревожным сигналом. Однако в 2013 году ситуация улучшилась, показатели выровнялись, что говорит о положительной тенденции.

Рисунок 3 — Соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей в 2011 — 2013 гг.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Должен быть не менее 1. 4, но не более 3.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Должен быть не менее 0. 2

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов. Должен быть не более 0. 85

На рисунке 4 отображено соотношение коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами.

Рисунок 4 — Соотношение коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами в 2011 — 2013 гг.

Как видно на рисунке 4 коэффициент текущей ликвидности находится в допустимых границах, что свидетельствует о том, что предприятие в состоянии стабильно оплачивать текущие счета и структура капитала является рациональной.

Динамика коэффициента обеспеченности собственными средствами свидетельствует о том, что у предприятия в наличии достаточный объем собственных средств, при этом оборотные и внеоборотные активы сформированы преимущественно за счет собственных источников.

Динамика коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами свидетельствует о том, что предприятие находится в благоприятно ситуации и эффективно покрывает своими активами существующие финансовые обязательства.

1.5 Оценка состояния системы управления предприятием

1.5.1 Соответствие структуры управления архитектуре дерева целей и стратегии развития предприятия

Структура управления ООО «Рэд Тэкс» представлена в приложении 3. Используется линейно-функциональная (штабная) структура (у линейных руководителей в подчинении находятся службы, отделы и персонал). Для малого предприятия, подобная структура является оптимальным вариантом, позволяющим эффективно решать поставленные задачи и добиваться общих целей предприятия.

Дерево целей ООО «РэдТэкс» имеет следующий вид:

1. Производство:

1. 1 Увеличение объёма работ по основному виду деятельности;

2. Финансы.

2. 1 Увеличение капитализации

2. 1. 1 Подбор оптимальных готовых решений для проведения строительных работ.

2. 1. 2 Сертификация специалистов.

2. 2 Увеличение чистой прибыли.

2. 2. 1 Сокращение издержек

2. 2. 2 Увеличение производительности работы персонала.

2. 2. 3 Постоянное совершенствование процесса управления.

2. 3 Увеличение рентабельности продукции

2. 4 Поддержка стабильного финансового состояния

3. Персонал — основное и самое важное преимущество компании.

3. 1 Привлечение высококвалифицированных кадров.

3. 2 Мотивация сотрудников

3. 2. 1 Поддержание корпоративного духа.

3. 2. 2 Премирование.

Целями, связанными с производством, занимается производственный отдел, конструкторский отдел. Финансами занимается бухгалтерия и непосредственно директор компании. Целями, связанными с работой по персоналу, занимаются начальники отделов и директор. Структура управления предприятием соответствует стратегии развития предприятия и дереву целей, однако при достижении заданных целей не будет использован весь потенциал предприятия.

1.5.2 Рациональное распределение функций управления

Должностные инструкции составлены таким образом, чтобы специалисты, занятые на разных должностях, не повторяли чужих функций и не выполняли работу, которую более эффективно и целесообразно исполняют другие. После изучения должностных инструкций и положений о структурных подразделениях был рассчитан коэффициент дублирования функций для бухгалтерии:

Кд = Козн. (1)

где Коз - количество функций, закрепленных за несколькими специалистами;

Кн - количество функций по утвержденным положениям (нормативное).

Кд =4/15=0,2666. Такое значение коэффициента говорит о том, что всего 26,6% функций дублируются. Существуют резервы для совершенствования, использование которых позволит сократить неэффективные затраты рабочего времени персоналом.

1.5.3 Степень централизации управления

Централизация управления — процесс сосредоточения функций, прав и ответственности в высших звеньях (уровнях) структур управления;

Децентрализация - процесс передачи полномочий и ответственности на низшие уровни управления. Централизации управления может определяться коэффициентом степени централизации функций:

Кц = Рфц / Рф, (2)

где Рфц - количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления;

Рф - общее число принятых решений на всех уровнях управления.

На предприятии за 2013 год было принято 112 решений, из них высшим линейным руководством 83. Следовательно, Кц=83/112=0,741. Это говорит о достаточно сильной централизации управления.

1.5.4 Численный состав работников управления и распределение их по звеньям и уровням

На данной стадии оценки организационной структуры управления устанавливается количественная характеристика аппарата управления и процедур управленческой деятельности, трудоемкость основных работ и квалифицированный состав исполнителей. Согласно штатному расписанию предприятия имеем следующие данные (таблица 2):

Таблица 2 — Численный состав работников управления

Должность

Количество

Директор

Главный инженер

Главный бухгалтер

Начальник участка

Всего

Доля управленческих кадров в общей численности работающих невысока (6/38=15,8%), однако достаточна для реализации всех своих функций.

Текучесть кадров за период с 2011 по 2013 год включительно составила 10,8%. Учитывая размер предприятия и его сферу деятельности, такой уровень текучести приемлем, является естественным и не требует особых мер со стороны руководства.

1.5.5 Техническое оснащение системы управления, распределение техники между работниками и ее функциональное использование

Офис предприятия состоит из 3-х помещений: кабинет директора, бухгалтерия, производственный отдел (в котором располагаются рабочие места конструкторского отдела и 3-х начальников строительных участков). На предприятии у каждого работника управленческого звена есть рабочее место, оснащенное всем необходимым для продуктивной работы. На каждом рабочем месте есть компьютер, на котором установлено все необходимое программное обеспечение, подключение к интернету и локальной сети. В бухгалтерии и производственном отделе есть по сканеру, принтеру, факсу. Таким образом, рабочие места управленческого звена технически оснащены хорошо.

1.5.6 Информационная нагрузка звеньев управления

Может определяться коэффициентом эффективности использования информации:

Кэфи = Jэф. исп /Jвход, (3)

где Jэф. исп - количество случаев эффективного использования документа (показателя); Jвход - информация на входе.

За декабрь 2013 года в офис предприятия поступило 87 документов, из которых 13 носили рекламный характер. Следовательно, Кэфи= (87−13) /87=0,85. Такая величина коэффициента является удовлетворительной.

1.5.7 Организационная культура, нормы и ценности, модели поведения, обычаи, нравы, ожидания, которые лежат в основе организационного поведения

Поскольку организация строительная, то работа в основном выездная, главный инженер и начальники строительных участков находятся в постоянных разъездах: то на объекте, то у поставщика и т. д. И сплотить коллектив производственного отдела довольно сложно, поскольку строительных бригады три, и довольно часто работают они на разных объектах. Поэтому мотивация работника в основном денежного характера (надбавки и премии за перевыполнение норм или за быстроту-качество).

Однако директор фирмы не унывает: каждый праздник он организовывает корпоративы, в основном выездные, всегда придумывает интересные конкурсы для поддержания корпоративного духа.

Строительное предприятие и его работники часто проходят переаттестацию. Из этого вытекает еще одна традиция на предприятии: на планерке в конце недели просматриваются интересные видео по повышению квалификации, просматривается вся доступная информация о новых технологиях и после этого каждый начальник участка проводит со своей бригадой тренинги.

В офисе же предприятия стоит добродушная, непринужденная атмосфера. Каждую пятницу в конце рабочего дня проводится планерка, в которой участвуют все офисные работники. Подводятся итоги недели, а также просматриваются новые тендеры, если таковые есть на рынке. Решение об участии в тендере принимает всегда директор, но перед этим выслушивается мнение каждого руководителя, целесообразно это или нет. При том, что никакой «производственной дисциплины» в ее традиционном понимании нет, руководство интересует только конечный результат. Сближающий людей командный дух и отсутствие мелочного контроля позволяют достичь высоких результатов и высоких для малого предприятия экономических показателей.

1.5.8 Оценка управленческого персонала

Управленческий потенциал обуславливается деятельностью тех руководителей, решения которых влияют на эффективность работы подразделений и организации в целом, и может характеризоваться следующими основными факторами (табл. 3).

Таблица 3 — Факторы, определяющие управленческий потенциал

Управленческое звено предприятия обладает высоким потенциалом, умеет эффективно решать организационные проблемы, возникающие в процессе деятельности трудности. Руководящий состав ООО «РэдТэкс» — это профессионалы, более 10 лет работающие в строительстве и обладающие поистине уникальным опытом, способные на высочайшем уровне решать возникающие проблемы и мотивировать деятельность сотрудников в любой сложившейся ситуации.

1.6 Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние факторов внутренней среды предприятия

1.6.1 Анализ внешней среды

При проведении анализа внешней среды изучаемого предприятия необходимо выделять потенциальные угрозы и возможности, которые могут появиться у предприятия в каждой группе факторов:

экономические: наиболее важные показатели в республике за 2010 год приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Наиболее важные социально-экономические показатели за 2014 год

Наименование показателя

I полугодие

2014 г

I полугодие

2014 г. в % к

I полугодию 2013 г.

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

4491,2

Денежные доходы населения

;

106,3

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, млн. руб.

5, 680

120,8

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году, млн. руб.

;

103,6

Валовой внутренний продукт, млн. руб.

340 746 300

101,2

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

94 156 100

93,3

Индекс потребительских цен, млн. руб.

;

117,2

Темп инфляции, %

10,2

Из данных таблицы 4 видно, что основные социально-экономические показатели развития экономики в целом ведут себя стабильно, что означает экономически стабильный вектор развития экономики страны в целом. Такие незначительные колебания основных экономических показателей не оказывают влияние на поведение компании на рынке.

конкурентные.

Основными конкурентами компании выступают: ООО Руфсистемс, ООО АрВит-водснаб, ДиАнСтройИнвест Плюс, АльфаСтройСтиль, Армада-Строй, БелТеплоИзоляция, также многие другие строительные компании, занимающиеся кровельными работами и гидроизоляцией. Доля компании на рынке составляет менее 1%. Для данного сегмента строительного рынка характерно наличие большого количества малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, и поэтому всех конкурентов определить почти невозможно.

технологические.

Постоянное совершенствование технологии проведения строительных работ, появление все новых высококачественных и менее дорогостоящих строительных материалов оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. По мере возможностей, постоянно внедряются некоторые новинки. Предприятие стремиться использовать только самые качественные строительные материалы новых образцов, постоянно следить за изменяющимися технологиями проведения работ.

международные.

Компания является малым предприятием и выходить на международный рынок не является ее целью, так что данный фактор не представляет важности.

Анализ покупателей ведется по следующим характеристикам:

географическое положение: деятельность предприятия ограничивается пределами Республики Беларусь. В основном это город Минск, Минский район, ряд районных городов (Орша, Барановичи, Борисов и т. д.);

отношение покупателя к продукту: ООО «РэдТэкс» заработали отличную репутацию у заказчиков, показали себя компетентными специалистами, выполняющими работу качественно и в срок, что и привлекает новых клиентов.

В числе крупных объектов, на которых организация выступала в роли субподрядчиков можно назвать: новая Оршанская кондитерская фабрика «Сладкая страна», ремонт здания 558 Авиационного ремонтного завода в Барановичах, новый автосалон «Ниссан» в Минске и другие.

Анализ поставщиков:

Эффективность деятельность предприятия зависит от своевременного снабжения материалами. Предприятием заключены долгосрочные соглашения по поставке. Основными поставщиками материалов являются компании из России, Украины и Чехии (ООО «Завод Лоджикруф», занимающийся производством рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов; завод теплоизоляционных материалов «ТЕХНО», Украина; завод Fatra, Чехия). Однако долгосрочное сотрудничество и проверенные отношения дают нам право не сомневаться в положительной перспективе.

Остальные необходимые материалы предоставляются многими поставщиками на рынке Республики Беларусь, поэтому говорить о высокой зависимости от конкретного поставщика не приходится — при возникновении проблем не составит проблемы приобрести необходимый товар на условиях, аналогичных существующим.

Анализ рынка рабочей силы:

На рынке рабочей силы в Беларуси отмечена нехватка квалифицированных рабочих строительных профессий. Работа в строительстве не считается престижной, отсюда острая нехватка квалифицированных кадров. Однако последнее время оплата труда в данной отрасли довольно высокая: средняя заработная плата составляет свыше 6 млн. рублей.

Требования к кадрам в компании достаточно высоки. Среди них: обязательное высшее или среднее специальное образование, опыт работы не менее двух лет.

В данный момент компания не испытывает потребность в новых кадрах, однако если ситуация на рынке труда не изменится, данный фактор может негативно сказаться на работе предприятия.

1.6.2 Анализ внутренней среды

Анализ внутренней среды предприятия основан на исследовании ресурсного потенциала предприятия и сводится к выявлению в нем сильных и слабых сторон.

Оценка собственного ресурсного потенциала:

Маркетинг: Организация службы маркетинга и маркетинговой деятельности строительной компании характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными спецификой деятельности предприятий. Так как основным продуктом, производимым строительным предприятием является объект завершенного строительства, рассматривать его как товар можно только с очень существенными ограничениями. Скорее в качестве товара строительная организация может представить тот комплекс услуг, который она оказывает в ходе реализации производственного процесса. Таким образом, с точки зрения маркетинга строительная организация может рассматриваться как сервисное предприятие.

В результате мы получаем ситуацию, в которой организация, действующая в сфере строительства совмещает в себе признаки как производственного, так и сервисного предприятия. Это обусловливает необходимость разработки и применения комплексного подхода к маркетинговой деятельности предприятия, которая должна обладать некоторыми специфическими особенностями, не характерными для производственных предприятий. Основная маркетинговая цель в строительной организации — это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта строительных услуг. На сегодняшний день ценовая политика предприятия недостаточно гибка, не используется возможность привлечения дополнительных клиентов посредством дифференциации цен.

Финансы: необходимые данные указаны в нижеприведённых таблицах.

Таблица 4 — Оценка абсолютной ликвидности

Показатель

Начало 2013 года (млн. р.)

Конец 2013 года (млн. р.)

Изменение

абсолютное (млн. р.)

%

Наиболее ликвидные активы

212,8

Срочные обязательства

147,3

Быстрореализуемые активы

— 67

13,0

Краткосрочные пассивы

— 1

0,0

Медленно реализуемые активы

116,2

Долгосрочные пассивы

0,0

Труднореализуемые активы

230,6

Постоянные пассивы

267,8

Баланс предприятия является абсолютно ликвидным, так как наиболее ликвидные активы больше срочных обязательств, быстрореализуемые активы — краткосрочных пассивов, медленно реализуемые активы — долгосрочных пассивов, а труднореализуемые активы меньше постоянных пассивов. Более того, динамика их изменения за 2010 год показывает, что поводов для беспокойства нет — в перспективе баланс будет ещё более ликвидным.

Таблица 5 — Абсолютные показатели финансовой устойчивости

Показатель

Начало 2013 года

Конец 2013 года

Абсолютное изменение

Относительное изменение

Наличие собственных оборотных средств

197,52%

Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заёмных источников для формирования запасов и затрат

197,52%

Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат

143,43%

+ - собственных оборотных средств

220,48%

+ - собственных оборотных средств и долгосрочных заёмных источников для формирования запасов и затрат

220,48%

+ - основных источников средств для формирования запасов и затрат

153,31%

Все показатели положительны, что говорит об абсолютной финансовой устойчивости предприятия Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов. Такая ситуация относится к крайнему типу финансовой устойчивости и на практике встречается довольно редко. Однако ее нельзя рассматривать как идеальную, так как предприятие не использует внешние источники финансирования в своей хозяйственной деятельности.

Таблица 6 — Относительные показатели ликвидности и платёжеспособности

Показатель

Начало 2013 года

Конец 2013 года

Абсолютное изменение

Относительное изменение

Общий показатель ликвидности

1,99

2,69

0,70

34,93%

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,81

2,63

0,81

44,89%

Коэффициент «критической оценки»

2,04

2,65

0,61

29,75%

Коэффициент текущей ликвидности

2,24

2,81

0,57

25,22%

Коэффициент маневренности функционирующего капитала

0,16

0,09

— 0,07

— 45,66%

Доля оборотных средств в активах

0,53

0,41

— 0,12

— 23,06%

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,80

1,29

0,49

61,74%

Предприятие абсолютно платёжеспособно по всем своим обязательствам. Тенденции положительны.

Таблица 7 — Относительные показатели финансовой устойчивости

Показатель

Начало 2013 года

Конец 2013 года

Абсолютное изменение

Относительное изменение

Коэффициент капитализации

0,31

0,17

— 0,14

— 45,14%

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

0,64

0,78

0,14

22,22%

Коэффициент финансовой независимости

0,76

0,85

0,09

12,00%

Коэффициент финансирования

3,21

5,86

2,64

82,28%

Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов

6,65

22,22

15,57

234,25%

Динамика изменения значений показателей говорит о растущей устойчивости и самостоятельности предприятия.

Персонал: Среднесписочная численность работников на предприятии в 2013 году — 44 человека, из них 10 человек (22,7% от общей численности) имеют высшее образование, 34 (77,3%) — среднее специальное. Основную массу составляют люди в возрасте от 30 до 50 лет (38 человека, или 86%). Что касается структуры по половому признаку: 41 человек — мужчины, 3 — женщины, что объясняется характером деятельности предприятия.

Текучесть кадров за анализируемый период составила 9% (4 человека, уволившихся по собственному желанию). Такой уровень текучести способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Рассмотрим сильные и слабые стороны, угрозы и возможности развития рассматриваемого предприятия.

Внутренние сильные стороны предприятия:

1. Хорошая репутация среди заказчиков;

2. Доступ к финансовым ресурсам;

3. Стабильные и длительные связи с поставщиками;

4. Высокая компетенция работников предприятия.

Внутренние слабые стороны предприятия:

1. Узкий ассортимент предоставляемых услуг;

2. Слабая дифференциация некоторых видов услуг по ценам, скидкам, качеству;

3. Недостаточное количество постоянных клиентов;

4. Недостаточное внимание к маркетингу, восприятие его как второстепенной функции.

Внешние возможности:

1. Появление более дешевых материалов на рынке;

2. Внедрение новых технологий;

3. Овладение смежными производствами;

4. Проведение маркетинговых исследований по изучению строительного рынка Беларуси.

Внешние опасности (риски, угрозы):

1. Конкуренция со стороны аналогичных предприятий;

2. Нехватка квалифицированных кадров на рынке труда;

3. Внедрение новых технологий и использование более дешевых материалов конкурентами.

После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает второй этап, этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл. 8):

Таблица 8 — Матрица SWOT

Возможности

Угрозы

1. Появление более дешевых

материалов на рынке;

2. Внедрение новых технологий;

3. Овладение смежными производствами;

4. Проведение маркетинговых

исследований по изучению строительного

рынка Беларуси.

1. Конкуренция со стороны

аналогичных предприятий;

2. Нехватка квалифицированных

кадров на рынке труда;

3. Внедрение новых технологий и

использование более дешевых материалов

конкурентами.

Сильные стороны

1. Хорошая репутация среди заказчиков

2. Доступ к финансовым ресурсам

3. Стабильные и длительные связи с поставщиками;

4. Высокая компетенция работников предприятия

Слабые стороны

1. Узкий ассортимент предоставляемых услуг;

2. Слабая дифференциация некоторых видов услуг по ценам, скидкам, качеству;

3. Недостаточное количество постоянных клиентов;

4. Недостаточное внимание к маркетингу, восприятие его как второстепенной функции.

Сильные стороны совпадают с возможностями внедрения новых технологий и закупки новых более дешевых материалов, их можно определить как возможности роста. Преобладание сильных сторон и благоприятных внешних возможностей над слабыми сторонами и внешними угрозами предполагает возможным достижение поставленных целей.

Необходимо уделять внимание слабым сторонам. Следует задуматься над освоением новых видов работ, а также над маркетинговым исследованием рынка для выявления новых возможностей.

На третьем этапе, для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 9).

Таблица 9 — Матрица возможностей

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Использование более дешевых материалов

Средняя вероятность

Овладение смежными производствами

Внедрение новых технологий

Низкая вероятность

Проведение маркетинговых исследований по изучению строительного рынка Беларуси

Овладение смежными производствами, внедрение новых технологий и использование более дешевых материалов имеют большее значение для организации, и их надо обязательно использовать.

На четвертом этапе составляется похожая матрица для оценки угроз (таблица 10).

Таблица 10 — Матрица угроз

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

" Легкие ушибы"

Высокая вероятность

Конкуренция со стороны аналогичных предприятий

Нехватка квалифицированных кадров на рынке труда

Средняя вероятность

Внедрение новых технологий и использование более дешевых материалов конкурентами

Низкая вероятность

Угрозы конкуренция со стороны аналогичных предприятий, внедрение ими новых технологий и использование более дешевых материалов представляют опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения.

2. Предложения по формированию системы управления объектом

2.1 Миссия и ключевые цели объекта управления

Разработка концепции управления выбранным объектом в курсовой работе начинается с установления его миссии и ключевых целей с учетом предварительно проведенного анализа фактического состояния потенциала предприятия.

Миссия (генеральная цель) рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия (организации). Философия предприятия определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществить свою деятельность.

Таблица 11 — Философия ООО «РэдТэкс»

Важнейшие направления деятельности

Принципы работы

Производство

Путем постоянного повышения квалификации работников и поддержания необходимого уровня качества используемых материалов в максимально возможной мере отвечать потребностям заказчиков

Сотрудничество

Поддержка отношений с существующими деловыми партнёрами и их развитие, поиск новых партнёров для долгосрочной перспективы.

Персонал

Уважительное отношение к персоналу предприятия, по возможности учёт их пожеланий.

Внешняя обстановка

Содействие поддержанию стабильной внешней обстановки.

ООО " РэдТэкс" является центром генерации и развития успешных инициатив и стремится стать компанией, которой гордятся сотрудники, партнеры и клиенты.

Цель предприятия — оставаться одной из высококомпетентных компаний, получающей высокую прибыль.

С учетом вышеизложенного можно сформировать миссию предприятия: выполнение работ высокого качества для динамичного развития бизнеса предприятия и эффективного функционирования организаций.

Сформулированная миссия реализуется через ключевые цели, включающие общие цели организации, логически вытекающие из общей цели.

В практике совершенствования оргструктур управления в качестве комплексного, системного подхода к определению их состава используют построение дерева целей с последовательной декомпозицией главной цели на подцели.

Дерево целей ООО «РэдТэкс» приведено на рис. 1.

Основная цель: высокое качество выполнения работ, оказания услуг заказчикам.

Для реализации основной цели разработаны следующие подцели:

1. Увеличение доли рынка

1.1 Маркетинговые исследования

1.1.1 Сегментация рынка

1.1.2 Анализ конкурентов

1.2 Привлечение новых клиентов

1.2.1 Контроль за качеством оказываемых услуг

1.2.2 Повышение качества предоставляемых услуг.

2. Финансы.

2.1 Увеличение капитализации

2.1.1 Подбор оптимальных готовых решений для проведения строительных работ.

2.1.2 Сертификация специалистов.

2.2 Увеличение чистой прибыли.

2.2.1 Сокращение издержек

2.2.2 Увеличение производительности работы персонала.

2.2.3 Постоянное совершенствование процесса управления.

2.3 Увеличение рентабельности продукции

2.4 Поддержка стабильного финансового состояния

3. Персонал — основное и самое важное преимущество компании.

3.1 Привлечение высококвалифицированных кадров.

3.2 Мотивация сотрудников

3.2.1 Поддержание корпоративного духа.

3.2.2 Премирование.

3.3 Карьерный рост и повышение квалификации.

3.3.1 Бесплатные тренинги

3.3.2 Курсы для бухгалтеров и инженеров.

4. Производство:

4.1 Увеличение объёма работ по основному виду деятельности;

4.2 Снижение себестоимости услуг;

4.2.1 Применение трудосберегающих и энергосберегающих технологий;

4.2.2 Повышение качества выполняемых работ и оказываемых услуг.

Рисунок 1 — Дерево целей ООО «РэдТэкс»

2.2 Выбор и обоснование стратегии развития

В основу выбора и обоснования стратегии развития организации положен анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить сильные и слабые её стороны, соответствующие угрозы и возможности развития организации.

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления. Задача разработчика стратегии состоит в том, чтобы определить альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность задачи выбора и обоснования стратегии развития общества.

Результаты SWOT-анализа позволяют сделать вывод о том, что для рассматриваемого предприятия допустимы разработка и внедрение стратегии интенсивного роста.

Базовая стратегия ООО «РэдТэкс» должна быть направлена на своевременное выполнение заказов, расширение спектра выполняемых работ, повышение качества, конкурентоспособности в соответствии с требованиями заказчиков. Рост и развитие обеспечивают выживание компании, увеличивают ценность (стоимость) бизнеса. Осуществление стратегии роста предприятия является мощным стимулом реализации своих профессиональных способностей и талантов руководителями компаний.

После разработки базовой стратегии следует разработать функциональные стратегии по проанализированным потенциалам внутренней среды.

1. Финансовая стратегия. Следует вложить средства на освоение новых технологий проведения кровельных работ. Источником финансирования выступят в основном собственные средства, однако также будут привлечены и кредиты.

2. Стратегия маркетинга. Необходимо провести анализ строительного рынка Беларуси, найти новые ниши для реализации своей деятельности, а также уделить внимание рекламе предприятия.

3. Организационная стратегия.

3.1. Стратегия построения организации. Существующая организационная структура в целом соответствует стоящим перед предприятием целям. Необходимо внести лишь небольшие изменения в должностные инструкции отдельных кадров для того, чтобы избавиться от дублирования функций.

3.2. Стратегия по работе с персоналом. Необходимо увеличивать мотивацию персонала, а также повышать корпоративный дух.

Мероприятия по реализации стратегий приведены в таблице 12.

Таблица 12 — Программа по осуществлению стратегических целей

Наименование мероприятия

Срок реализации

Затраты

Эффект

1. Финансовая стратегия

1. 1.

Внедрение новых технологий работ

I квартал

Рост прибыли на 25%

1. 2

Привлечение долгосрочного кредита в размере 5 000 000 рублей

Май

1. 3

Приобретение новых высокотехнологичных материалов

II квартал

Рост прибыли на 40%

Стратегия маркетинга

2. 1.

Нанять маркетолога для изучения рынка

январь

Рост прибыли на 15%

2. 2

Затратить денежные средства на рекламу

Весь год

Рост прибыли на 20%

Стратегия построения организации

3. 1. 1.

Разработка новых должностных инструкций для бухгалтерии

январь

Стратегия по работе с персоналом

3. 2. 1

Организация корпоративных мероприятий в связи с государственными и внутрифирменными праздниками

весь год

Рост прибыли на 30%

Элементы стратегического выбора в их взаимосвязи представлены в таблице 13.

Таблица 13 — Взаимосвязь элементов стратегического выбора

Элементы стратегического выбора

Содержание элементов

Миссия

Выполнение работ высокого качества для динамичного развития бизнеса предприятия и эффективного функционирования организаций.

Основные цели

1. Обеспечить ежегодный рост прибыли.

2. Улучшить имидж предприятия.

Стратегии

1. Освоение новых технологий за счёт собственных и заёмных средств.

2. Изучение рынка и завоевание новых ниш.

3. Повышение удовлетворённости работников и их квалификации.

Стратегические задачи

1. Добиться роста прибыли.

2. Обеспечить выполнение не менее чем 98% заказов.

3. Снизить уровень текучести кадров до 2%.

Программы

1. Проводить постоянные маркетинговые исследования, чтобы поддерживать имидж компании на высоком уровне.

2. Постепенное обучение работников новым технологиям.

2.3 Формирование общей структуры управления

Проанализировав организационную структуру управления предприятия, я сделала вывод, что следует предложить только одно изменение.

ООО «РэдТэкс» не является крупным предприятием, поэтому выделение отдельных подразделений в составе уже существующих не видится целесообразным. Однако на предприятии нет. как такового начальника производственного отдела, эти функции берет на себя директор, зачастую у него не хватает времени на выполнение данных обязанностей. Следовательно, логично внести предложение об образовании данной должности, однако не нанимать нового сотрудника, а повысить начальника участка 1 до начальника производственного отдела, а его заместителю предложить открывшуюся вакансию. Таким образом, количество сотрудников не изменится, на 1-м участке станет на одного кровельщика меньше, но это самый большой по численности участок, и на продуктивность работы это не повлияет отрицательно.

Новая организационная структура представлена в приложении 4.

2.4 Разработка состава подразделений и основных связей между ними

Так как состав отделов и функции каждого конкретного отдела не претерпят изменений, нет смысла в разработке новых положений о структурных подразделениях.

Что касается должностных инструкций, то будут разработаны новые должностные инструкции для бухгалтерии, так как там было выявлено дублирование функций. Кроме того, принято решение об увольнении одного бухгалтера, так как загрузка бухгалтеров порой не достигает и 50%. Это позволит высвободить средства, предназначенные для оплаты его труда.

В состав бухгалтерии на рассматриваемом предприятии будут входить главный бухгалтер и его заместитель. Их должностные инструкции приведены в приложениях 1 и 2 соответственно.

3. Эффективность концепции системы управления

В этом разделе обосновывается целесообразность предложенной разработки и направления ее реализации, которые позволяют повысить эффективность организации.

Рассчитаны следующие показатели:

1. Коэффициент эффективности организационной структуры управления

Кэф = Рпу, (4)

где

Рп - конечный результат (эффект), полученный от функционирования оргструктуры управления, р.;

Зу - затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники, прием и передачу управленческой информации), р.

Кэф =84 000 000/67000000=1,25.

Значение коэффициента выше единицы, что говорит об удовлетворительной эффективности структуры.

2. Соответствие звеньев проектируемой оргструктуры звеньям эталонной оргструктуры (коэффициент звенности):

Кзв = Пзв. фзв. о, (5)

где Пзв. ф - количество звеньев существующей оргструктуры;

Пзв. о - оптимальное количество звеньев оргструктуры.

Кзв =3/3=1.

Организационная структура полностью соответствует эталонной.

3. Коэффициент надежности системы управления

Кнад = 1 — Кнобщ, (6)

где Кн - количество нереализованных решений;

Кобщ - общее количество решений.

Кнад =1 — 2/112=0,98.

Заключение

В данной курсовой работе были решены задачи:

1. Разработана миссия и ключевые цели предприятия.

Миссия предприятия: выполнение работ высокого качества для динамичного развития бизнеса предприятия и эффективного функционирования организаций.

2. Разработана стратегия развития организации, выявлены сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы со стороны внешнего окружения. Базовая стратегия ООО «РэдТэкс» должна быть направлена на своевременное выполнение заказов, расширение спектра выполняемых работ, повышение качества, конкурентоспособности в соответствии с требованиями заказчиков.

3. Разработана новая структура управления.

4. Обоснована эффективность предложенной системы управления.

Анализ выбранной концепции системы управления показал, что она является довольно эффективной, но это не значит, что в процессе ее функционирования не потребуются определенные изменения и дополнения, т.к. в условиях развивающейся экономики организации необходимо быть гибкой и сочетать в себе способность приспосабливаться и строить свою структуру в соответствии с требованиями рынка.

Список использованных источников

1. Менеджмент: метод. Пособие по выполнению курсовой работы для студ. экон. спец. БГУИР всех форм обуч. / А. К. Феденя [и др.]; под ред.А. К. Федени. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГУИР, 2009. — 66с.

2. Феденя, А. К. Менеджмент: учеб. Пособие / А. К. Феденя. — Минск: ТетраСистемс, 2008. — 320 с.

3. Отчеты о деятельности ООО «РэдТэкс» за 2011;2013 гг.

Приложения

Приложение 1

Должностная инструкция главного бухгалтера

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. 1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности директором ООО «РэдТэкс» (далее — предприятие).

1. 2. Основными задачами главного бухгалтера являются обеспечение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль экономного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1. 3. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору предприятия.

1. 4. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется:

законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности;

законодательством Республики Беларусь, соответствующими методическими и нормативными материалами органов государственного управления;

Уставом предприятия;

правилами внутреннего трудового распорядка;

действующими положениями о коммерческой тайне, премировании и другими;

приказами и указаниями директора;

настоящей должностной инструкцией.

1. 5. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом.

1.6 Главный бухгалтер должен знать:

формы и методы бухгалтерского учета на предприятии;

порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

формы и порядок финансовых расчетов;

методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

порядок приемки, приходования, хранения и расхода денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

правила расчета с дебиторами и кредиторами;

условия налогообложения юридических и физических лиц;

порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

правила проведения проверок и документальных ревизий;

технологию производства продукции и перспективы развития предприятия;

экономику, организацию производства, труда и управления на предприятии;

методы и порядок разработки планов производства и реализации продукции;

прейскуранты цен на продукцию, работы и услуги предприятия;

методы работы с основным компьютерным программным обеспечением предприятия;

правила эксплуатации вычислительной и организационной техники;

правила по охране труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1. 7. Главный бухгалтер должен быть уверенным пользователем компьютерной техники и программы «1С: Бухгалтерия» .

2. ФУНКЦИИ

2. 1. Постановка бухгалтерского учета в организации.

2. 2. Формирование учетной политики организации.

2. 3. Составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

2. 4. Контроль над движением имущества и выполнением обязательств.

2. 5. Контроль над рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Главный бухгалтер обязан:

3. 1. осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

3. 2. формировать совместно с директором в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

3. 3. возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля над проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

3. 4. обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

3. 5. организовать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

3. 6. обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов, платежей в банковские учреждения, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;

3. 7. осуществлять контроль над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности;

3. 8. участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

3. 9. принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;

3. 10. принимать меры по накоплению финансовых резервов для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;

3. 11. осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах), контроль над проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;

3. 12. вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

3. 13. участвовать в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета;

3. 14. обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

3. 15. оказывать методическую помощь работникам предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;

3. 16. при поступлении к исполнению и оформлению документов по операциям, противоречащим действующему законодательству, нарушающим договорную и финансовую дисциплину, наносящим ущерб собственнику, государству, другим юридическим и физическим лицам, письменно сообщить об этом директору общества;

3. 17. только после получения от директора соответствующего письменного распоряжения принять документы к исполнению (оформлению).

4. ПРАВА

Главный бухгалтер имеет право:

4.1. самостоятельно решать все вопросы, относящиеся к должностным обязанностям, в пределах своей компетенции

4.2. представлять предприятие в органах государственной власти и управления, в отношениях с юридическими лицами и гражданами в пределах своей компетенции;

4.3. устанавливать систему внутрихозяйственного учета, правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, составления внутрихозяйственной отчетности и организации внутрихозяйственного контроля;

4.4. давать указания и распоряжения, обязательные для всех работников предприятия, в пределах своей компетенции;

4.5. контролировать своевременное выполнение заданий и отдельных поручений работниками предприятия;

4.6. разрабатывать для непосредственно подчиненных работников должностные инструкции, регламентирующие их обязанности и права в вопросах ведения бухгалтерского учета, контроля, составления внутренней и внешней отчетности, контролировать соблюдение этих инструкций;

4.7. производить согласование по вопросам принятия, перевода, перемещения и увольнения работников, с которыми заключаются или заключены письменные договоры о полной материальной ответственности;

4.8. денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;

4.9. визировать документы управленческой деятельности;

4.10. вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности предприятия;

4.11. запрашивать от подчиненных необходимые материалы, а также объяснения о причинах задержки выполнения заданий и поручений руководства.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Главный бухгалтер несет ответственность за:

соблюдение действующего законодательства о бухгалтерском учете и отчетности;

неполное и несвоевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;

сохранность документации, разглашение конфиденциальной информации и сведений, составляющих коммерческую тайну.

5.2. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

Приложение 2

Должностная инструкция заместителя бухгалтера

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Бухгалтер относится к категории специалистов.

1.2. На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее среднее специальное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее специальное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет; бухгалтера II категории — лицо, имеющее высшее экономическое образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет; бухгалтера I категории — лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

1.3. Бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

1.4. В своей деятельности бухгалтер руководствуется:

1.4.1. действующим законодательством по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

1.4.2. методическими материалами по вопросам бухгалтерского учета;

1.4.3. приказами и распоряжениями руководства организации;

1.4.4. уставом организации;

1.4.5. правилами внутреннего трудового распорядка;

1.4.6. правилами, нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности, действующими в организации;

1.4.7. настоящей должностной инструкцией.

1.5. Бухгалтер должен знать:

1.5.1. нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности;

1.5.2. формы и методы бухгалтерского учета и отчетности в организации;

1.5.3. план и корреспонденцию счетов;

1.5.4. организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;

1.5.5. порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

1.5.6. методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации;

1.5.7. правила эксплуатации вычислительной техники;

1.5.8. основы экономики, организации труда и управления;

1.5.9. рыночные методы хозяйствования;

1.5.10. основы трудового законодательства;

1.5.11. правила внутреннего трудового распорядка;

1.5.12. правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

1.6 Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру организации.

1.7. На время отсутствия бухгалтера (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. ФУНКЦИИ

На бухгалтера возлагаются следующие функции:

2.1. ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;

2.2. произведение начислений и перечислений налогов и сборов в государственный бюджет; страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды; платежей в банковские учреждения;

2.3. осуществление расчетов всех видов выплат работникам организации;

2.4. оформление бухгалтерских документов в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Бухгалтер, в соответствии с возложенными на него функциями:

3.1. выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т. п.);

3.2. участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;

3.3. осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;

3.4. отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

3.5. составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению;

3.6. производит начисление и перечисление налогов и сборов в государственный бюджет, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, отчисление средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников организации;

3.7. участвует:

в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществлении режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота;

в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;

в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств;

3.8. обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;

3.9. разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации;

3.10. подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;

3.11. выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

4. ПРАВА

Бухгалтер вправе:

4.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

4.2. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

4.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению в пределах своей компетенции;

4.4. запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

4.5. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае — с разрешения руководителя организации;

4.6. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав;

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Бухгалтер несет ответственность:

5.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, за неправильность и неполноту использования предоставленных прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

5.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

5.3. за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

Приложение 3

Структура управления предприятием

Приложение 4

Новая структура управления предприятием

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой