Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Разработка методики оценки роста усталостной трещины деталей на базе исследования макрорельефа изломов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку в настоящее время проектирование деталей основано на принципе безопасного ресурса (safe-life), в этой связи назрела необходимость разрабатывать методики расчета долговечности по принципу безопасного или допустимого повреждения (damage tolerance) деталей, которые допускают наличие трещин малой глубины, скорость которых относится к медленному росту, т. е. меньше 10~5 мм/цикл. Исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
  • НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  • 1. Обзор литературных источников и постановка задач исследований
    • 1. 1. Поверхностный слой с остаточными напряжениями и образование усталостных трещин
    • 1. 2. Основные положения механики разрушения и современные аспекты
    • 1. 3. Волновые деформационные процессы в металлах
    • 1. 4. Методики оценки остаточной долговечности детали с трещиной
    • 1. 5. Постановка задач исследования
  • 2. Анализ усталостных изломов цилиндрических и компактных образцов
    • 2. 1. Анализ известных изломов цилиндрических образцов при простых деформациях
      • 2. 1. 1. Экспериментальная машина, образцы и методика испытаний
      • 2. 1. 2. Результаты испытаний и типичные изломы
    • 2. 2. Анализ экспериментальных изломов компактных образцов при сложном сопротивлении
      • 2. 2. 1. Универсальная сервогидравлическая испытательная система, образцы и методика испытаний
      • 2. 2. 2. Результаты испытаний и типичные изломы

Разработка методики оценки роста усталостной трещины деталей на базе исследования макрорельефа изломов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Двадцатый век ознаменовался бурным ростом научного и технического прогресса. Создание численных методов расчета на прочность деталей и конструкций [9, 27, 96] ускорило как процесс проектирования, так и оценки надежности машин. Однако, довольно часто при установленных нормах расчетов на прочность в процессе эксплуатации машин, в деталях возникали усталостные трещины там, где их никто не ожидал [103, 104]. Нередко усталостные трещины возникали в зонах концентрации напряжений [66], даже при небольших нагрузках. В практике экспертизы разрушения деталей это, как ни странно, стало уже правилом. Анализ механизма образования усталостных трещин фактически сразу пошёл по пути поиска области зарождения трещины по репликам шевронного следа и исследованию её микроструктуры. Такой подход позволил снять некоторые проблемы на микроструктурном уровне определения механизмов зарождения и роста усталостной трещины (РУТ), но не позволил выявить причины разрушений при малых эксплуатационных напряжениях. Анализ микроструктуры локальных зон разрушения, а также существующие численные методы расчетов не позволили вывести аналитические зависимости, определяющие такие характеристики металла, как предел выносливости по трещинообразованию [30,33] и зависимость коэффициента интенсивности напряжений (КИН) от толщины и жесткости детали.

Данные вопросы, относящиеся к первоосновам механики разрушения, частично решены с помощью макроструктурного анализа усталостных изломов [37]. Это позволило заявить о макроподходе к проблеме долговечности деталей и конструкций, как о вероятном направлении, открывающем законы взаимной связи макропроцессов разрушения, обобщающих множество законов трещино-образования на микроуровне.

В настоящее время, всё более актуальным с точки зрения экономических соображений становится вопрос, связанный с продлением ресурса деталей машин, в опасных зонах которых имеются усталостные трещины [58]. Как показывает практика, стадия развития этих трещин весьма продолжительна и носит временной период, в который входит безопасное время эксплуатации. Возникает вопрос, каков гарантированный остаточный срок безопасной эксплуатации и возможно ли его продление после отработки конструкцией заданного ресурса?

Поскольку в настоящее время проектирование деталей основано на принципе безопасного ресурса (safe-life), в этой связи назрела необходимость разрабатывать методики расчета долговечности по принципу безопасного или допустимого повреждения (damage tolerance) [125,126,130] деталей, которые допускают наличие трещин малой глубины, скорость которых относится к медленному росту, т. е. меньше 10~5 мм/цикл. Исследования в области медленного РУТ, позволяет количественно оценивать надежность деталей с трещиной и их гарантированный остаточный срок безопасной эксплуатации. Также открывается возможность управлять процессом РУТ, оценивая при этом скорость и направление её роста [115].

В основном, процесс зарождения и распространения трещин происходит с поверхности. Рассматривая поверхностный слой, необходимо учитывать и методы его упрочнения [69], позволяющие улучшать качество поверхностного слоя и его несущую способность [96, 97,98,99]. К одним из таких методов относится поверхностное пластическое деформирование (1111Д) слоя при котором на поверхности создаются остаточные сжимающие напряжения. Кинетика усталостной трещины, зарождающейся с поверхности, в существенной степени зависит от величины и характера распределения остаточных напряжений (ОН) в поверхностном слое детали [36].

Исследованием макрорельефа занимались на этапе 50-х годов XX века, и Россия в этой области занимала лидирующие позиции. Фундаменталистами в решении этой проблемы были Я. Б. Фридман, Зайцев, Гордеева [105]. Но не достаточно был изучен процесс зарождения и развития трещин в твердых сплошных) телах типа solid, испытывающих циклическое нагружение в области малои многоцикловой усталости, в силу сложности и дороговизны массовых сертифицированных испытаний. Однако, несмотря на это требуются дальнейшие усилия в разработке аналитических расчетных методик, определяющих количественные характеристики трещинообразования и механизмы их зарождения в сплошных деталях. На сегодняшний день такой как методики количественной оценки кинетики медленного роста усталостной трещины деталей не существует. Решение этого вопроса и является целью данной работы.

Цель диссертационной работы — обеспечение безопасности в процессе эксплуатации деталей с усталостными трещинами в пределах ресурса за счёт разработки методики количественной оценки кинетики медленного роста усталостных трещин на базе исследования макрорельефа усталостных изломов.

Поставленная задача носит междисциплинарный характер и ее решение возможно с помощью нового научного направления синергетики. Благодаря которой представилась возможность из анализа макрорельефа усталостных изломов цилиндрических и компактных образцов с помощью комплексного метода (расчетно-экспериментального) получить полноценную информацию о всей совокупности реализованных реальных факторов воздействия на материал, которые вызвали распространение трещины.

В качестве объекта исследования были выбраны процессы взаимной связи напряжений и деформаций, определяющие зарождение усталостных трещин и распространение их линии фронта, а предметом исследования стала геометрия макрорельефа в области усталостных изломов и их окрестности, определяемая наличием пластических деформаций на линии фронта трещины и на прилегающей к зоне разрушения поверхности цилиндрических образцов с концентратором и компактных образцов без концентратора.

Общий методологический подход к решению задачи построен на системном анализе морфологии усталостных изломов исследуемых образцов и деталей с ОН и без них. Теоретические исследования проводились на базе фундаментальных разработок в области технологии машиностроения, теории математического моделирования, механики разрушения, механики деформируемого твердого тела, волновой механики. Экспериментальные исследования проводились в научной лаборатории кафедры сопротивления материалов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Достоверность полученных результатов и правомерность принятых допущений основана на сходимости теоретических и экспериментальных данных, полученных расчётным путем по разработанной методики для ранее испытанных цилиндрических образцов и экспериментальным путем на аттестованной установке ГЫ^ТЯОМ 8801 для компактных образцов. Разработанные положения макроструктурного анализа подтверждены ранее проведенным анализом микроструктуры усталостных изломов.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Установлено, что для различных сталей существует определённая частота внешнего нагружения, при которой в области пластических деформаций формируются волновые деформационные процессы.

2. Предложен новый подход к оценке оптимизации режимов поверхностного пластического упрочнения с точки зрения двух механизмов зарождения усталостных трещин, выраженный в оценке эффективного коэффициента качества технологического упрочнения поверхностного слоя — КуТ, который можно рассматривать как критерий качества ППД, определяемый диапазоном безразмерных значений 0,3. .0,7.

3. Установлена связь между теоретическим коэффициентом концентрации напряжений и геометрией усталостного излома при кручении по профи-лограмме контура излома.

4. Разработана методика оценки роста усталостной трещины.

5. Построена кинетическая диаграмма медленного роста усталостной трещины (КДмРУТ) в системе координат АК, с1а/с1Ы (декартовой системе координат 2Б) и в трехмерной системе координат ЗЭ с учётом числа циклов N.

Научные результаты исследований, полученные в диссертации, имеют большую практическую ценность.

Полученный эффективный коэффициент качества технологического упрочнения КуТ дает возможность разрабатывать технологические рекомендации для режимов упрочнения ППД по оптимальному распределению остаточных напряжений в поверхностном слое детали с концентраторами, благодаря которым обеспечивается повышение сопротивления усталости деталей машин в процессе их эксплуатации.

Исследование макрорельефа усталостных изломов деталей позволяет устанавливать закономерности и причины усталостного разрушения, прогнозировать остаточную долговечность деталей с трещиной в условиях простого и сложного нагружения, рассчитывать безопасную глубину медленнорастущей усталостной трещины для деталей из пластичных металлов и сплавов.

Разработанная инженерная методика количественной оценки кинетики медленного роста усталостной трещины позволяет оценивать остаточный ресурс деталей с трещиной путем расчёта периода роста усталостной трещины, выраженного в количестве циклов и определения её скорости в процессе эксплуатации на этапе дефектоскопического контроля детали.

По теме диссертации опубликовано 18 печатных работ, в том числе: 9 статей (три из перечня изданий ВАК), 9 тезисов докладов. Ниже приведен список публикаций:

1. Хибник, Т. А. Математическое моделирование эффективной величины нераспространяющейся трещины усталости [Текст] / Ю. И. Кольцун, Е. А. Денискина, Т. А. Хибник //Математическое моделирование и краевые задачи: сб. научных трудов XII научно технической конференции — Самарский государственный технический ун-т. — Самара, 2002. — С.87−91.

2. Хибник, Т. А. Математическая оценка критерия безопасности при эксплуатации деталей с трещинами [Текст] / Ю. И. Кольцуй, Е. А. Денискина, Т. А. Хибник //Математическое моделирование и краевые задачи: сб. научных трудов XIII научно технической конференцииСамарский государственный технический ун-т — Самара, 2003;С.88−92.

3. Хибник, Т. А. Определение предела выносливости по образованию первой макротрещины в условиях простого и сложного нагружения [Текст] / Ю. И. Кольцун, A.A. Прохоров, Т. А. Хибник // Труды Международной научно-технической конференции — Самарский государственный аэрокосмический ун-т. — Самара, 2003. — С.40−42.

4. Хибник, Т. А. Прогнозирование предела выносливости по разрушению деталей, изготовленных методами опережающего поверхностного пластического деформирования [Текст] / В. Ф. Павлов, С. А. Бордаков, Ю. Н. Сургутанова, Т. А. Хибник, О. В. Каранаева // Вестник Самарского государственного технического ун-та. Серия физико-математические науки. — 2005. — № 34. — С.60−67. (Из перечня изданий ВАК).

5. Хибник, Т. А. Прогнозирование предела выносливости по трещинообра-зованию на основе механики остаточных напряжений [Текст] / Т. А. Хибник // Тезисы докладов XXV Российской школы по проблемам науки и технологий, посвященной 60-летию Победы — Межрегиональный совет по науке и технологиям. — Миасс, 2005. — С.26.

6. Khibnick, Т.А. An engineering method calculation of fatigue crack growth period / Yu. I Koltsoun., T.A. Khibnick, A.Yu. Koltsoun // International Conference Assessment of reliability of materials and structures: problems and solutions RELMAS' 2008. — St. Petersburg, Russia, 17−20 June, 2008. -p.173−177.

7. Хибник, Т. А. Аналитическая связь физических параметров нагружения и математических параметров разрушения [Текст] / Т. А. Хибник, Ю. И. Кольцун, A.A. Прохоров // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: материалы докладов международной научнотехнической конференции 24−26 июня 2009 г. — Самара: СГАУ, 2009. — В 24. 4.1. — с.69−70.

8. Хибник, Т. А. Неоднородность фронта трещины [Текст] / Ю. И. Кольцун, Б. Е. Мельников, Т. А. Хибник // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: материалы докладов международной научно-технической конференции 24−26 июня 2009 г. — Самара: СГАУ, 2009. — В 24. 4.1. — с.71−72.

9. Хибник, Т. А. Методика построения кинетической диаграммы медленного роста усталостной трещины [Текст] / Ю. И. Кольцун, Т. А. Хибник // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: материалы докладов международной научно-технической конференции 24−26 июня 2009 г. — Самара: СГАУ, 2009. — В 24. 4.1. — с.205−206.

10.Хибник, Т.А. 4увствительность зон пластических деформаций к частоте циклического нагружения при разрушении стали [Текст] / Ю. И. Кольцун, Т. А. Хибник, //Первые московские чтения по проблемам прочности материалов: тезисы докладов научно — технической конференции 1−3 декабря 2009 г. — Москва: ИК РАН, 2009. — С. 102.

11. Хибник, Т.А. О высвобождающейся энергии при волновом формировании берегов усталостной трещины в стальных сплавах [Текст] / Ю. И. Кольцун, Б. Е. Мельников, Т. А. Хибник // Первые московские чтения по проблемам прочности материалов: тезисы докладов научно-технической конференции 1−3 декабря 2009 г. — Москва: ИК РАН, 2009. — С. 103.

12. Хибник, Т. А. Влияние частоты и нагрузки на волновые деформационные процессы при многоцикловой усталости [Текст] / Ю. И. Кольцун,.

Б.Е. Мельников, Т. А. Хибник, A.A. Прохоров // Вестник Самарского государственного аэрокосмического ун-та. — 2009. — № 3. 4.2. — С. 274 282. (Из перечня изданий ВАК).

13.Хибник, Т. А. Методика расчета периода роста усталостной трещины и ее графическое обобщение [Текст] / Ю. И. Кольцун, Т. А. Хибник // Вестник.

Самарского государственного аэрокосмического ун-та. — 2009. — № 3. 4.2. — С. 70−79. (Из перечня изданий ВАК).

14. Хибник, Т. А. Объем работы коэффициента интенсивности напряжений в условиях мало и многоцикловой усталости. Уравнения энергетического баланса МЦУ и МнЦУ [Текст] / Ю. И. Кольцун, Т. А. Хибник, А. Ю. Кольцун // XIX Петербургские чтения по проблемам прочности: материалы докладов научно — технической конференции 13−15 апреля 2010 г. — Санкт-петербург, 20Юг. — 4.2. — С. 364−368.

15. Хибник, Т. А. Автогенерация колебаний ультразвукового диапазона на уровне наноструктуры стали при многоцикловой усталости [Текст] Ю. И. Кольцун, Т. А. Хибник, H.A. Шептунова, М. А. Арестова // 50 Международный научный симпозиум «Актуальные проблемы прочности»: материалы докладов научно — технической конференции 27 сентября-1 октября 2010 г. — Витебск, Беларусь, 2010 г. — С. 186−189.

16. Хибник, Т. А. Связь частоты нагружения детали и волновых процессов в зонах пластических деформаций [Текст] / Т. А. Хибник, Ю. И. Кольцун // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: материалы докладов международной научно-технической конференции 28−30 июня 2011 г. — Самара: СГАУ, 2011. — В 24. Ч. 1. — с. 115−116.

17. Хибник, Т. А. Методика оценки остаточной долговечности детали с усталостной трещиной [Текст] / Т. А. Хибник, Ю. И. Кольцун // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: материалы докладов научно-технической конференции 28−30 июня 2011 г. — Самара: СГАУ, 2011. — В 24. 4.1. — с.123−124.

18. Хибник, Т. А. Оценка качества технологического процесса поверхностного пластического деформирования по эпюрам остаточных напряжений [Текст] / Т. А. Хибник, Ю. И. Кольцун // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: материалы докладов научно-технической конференции 28−30 июня 2011 г. — Самара: СГАУ, 2011. — В.

24. 4.1. — с.126−127.

Результаты диссертации доложены и обсуждены на научно-технических конференциях (НТК) и семинарах (НТС): XII, XIII Межвузовской конференции «Математическое моделирование и краевые задачи» (СамГТУ, Самара, 2002;2003г.г.), Международная НТК «Научно-технические проблемы прогнозирования надежности и долговечности конструкций и методы их решения» (RELMAS 2008), (СПбГПУ, С-Пб., 2008 г.), Международная НТК «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (СГАУ, Самара, 2009 г.), Международная НТК «Первые московские чтения по проблемам прочности материалов» (Учреждение РАН Институт Кристаллографии им. А. В. Шубинкова РАН, Москва, 2009 г.), НТС кафедры основ конструирования машин СГАУ (2009;2011 г), НТС кафедры математического моделирования в механике СамГУ (СамГУ, 2011 г.).

Результаты диссертации внедрены в центральной исследовательской лаборатории (ЦИЛ) государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте» (г. Москва) и в инженерном центре «Экспертиза, диагностика, освидетельствование», г. Самара.

Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени С. П. Королева (национальный исследовательский университет)» на кафедре основ конструирования машин. Она состоит из введения, пяти глав, заключения. Работа изложена на 178 страницах машинописного текста, включает 86 рисунков, 26 таблиц.

Список литературы

содержит 139 наименований.

5.5 Основные результаты и выводы по главе.

1. На базе макроструктурного анализа рельефа усталостного излома цилиндрического образца разработана инженерная методика количественной оценки кинетики медленного роста усталостной трещины, позволяющая количественно оценивать период усталостной трещины и ее скорость в деталях с развивающейся (медленнорастущей) усталостной трещиной. ,.

2. На примере стали 45 и созданной методики, получена формула расчета периода роста усталостной трещины по диаграмме относительных КИН. Определено количество циклов Л^=5,226−106 до достижения усталостной трещины максимально допустимой величины апред=3,55 мм.

3. На основании разработанной методики построена КДмРУТ, которая впервые представлена в системе координат 2Б и ЗБ (в координатах: скорость роста трещины — йа/(Ш, коэффициент интенсивности напряженийАК, число циклов нагружения — Ы). Данная диаграмма позволяет оценивать скорость роста усталостной трещины, наглядно видеть и определять подрастание усталостной трещины при любом значении количества циклов в диапазоне, соответствующем многоцикловой усталости.

4. Определена энергия при продвижении трещины вглубь материала. Установлено, что при энергии С=83,182−10~5 МПа-м на критической глубине а= 1,2 мм серповидной трещины в плоскости задания нагрузки, дальнейшее развитие полуэллиптической трещины сопровождается увеличением энергии почти в два раза ((7=149,1−10° МПа-м), в то время как площади серповидной и полуэллиптической трещин практически соизмеримы (одинаковы).

5. Построена диаграмма скорости роста энергии сЮ/с1а, анализ которой показал, что развитие полуэллиптической трещины сопровождается снижением скорости нарастания энергии и уменьшением скорости формирования этой трещины по глубине и площади берегов в рабочих зонах. Это означает, что в гладких деталях усталостная трещина растет быстрее, чем в деталях с концентрацией напряжений.

6. Определена безопасная глубина усталостной трещины абезоп =0,42 мм, которую можно использовать как критериальный параметр безопасного повреждения детали. Данный критерий определяет максимально допустимую эксплуатационную глубину усталостной трещины при изгибе детали, до которой гарантируется безопасная работа детали в течение всего ресурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического и экспериментального исследования макрорельефа усталостных изломов цилиндрических и компактных образцов решена крупная научно техническая задача, имеющая практическое значение. На базе макроструктурного анализа морфологии усталостных изломов разработана методика количественной оценки кинетики медленного роста усталостных трещин с целью обеспечения безопасности в процессе эксплуатации деталей с усталостными трещинами в пределах ресурса. Макроструктурный анализ рельефа поверхности разрушения детали с медленнорастущей усталостной трещиной позволил установить аналитические зависимости геометрии излома и физико-механических характеристик детали, а также параметров её трещинообра-зования и разрушения.

Обобщая проведенные исследования, можно сделать следующие выводы:

1. На базе сравнительного анализа усталостных изломов цилиндрических и компактных образцов, испытанных по различным методикам в условиях простого и сложного нагружения получены геометрические и силовые характеристики, которые позволяют для соответствующего материала на различных диаметрах и опасных поперечных сечениях прогнозировать параметры усталостной трещины.

2. Получен эффективный коэффициент качества технологического упрочнения КуТ=0,65.0,7, который позволяет совершенствовать технологические режимы ППД, дающие соответствующие эпюры остаточных напряжений трех видов: вогнутой, выпуклой и выпуклой с подповерхностным максимумом, что влияет на механизм зарождения усталостных трещин.'.

3. На базе макроструктурного анализа рельефа усталостных изломов цилиндрических и компактных образцов установлены закономерности формирования макрорельефа, которые позволяют уточнять расчетную схему детали при оценки ее прочности и давать рекомендации для ее проектирования.

4. На базе исследования макрорельефа разработана методика оценки роста усталостной трещины деталей, которая позволяет оценивать остаточный ресурс детали с трещиной путем расчета периода роста усталостной трещины и определения ее скорости в процессе эксплуатации деталей машин. Разработанные положения методики могут заложить фундаментальную основу проектирования деталей по их безопасному повреждению. Методика внедрена в ООО Инженерном центре «Экспертиза, диагностика, освидетельствование» (г. Самара) и в ЦИЛ государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте» (г. Москва).

Хотелось отметить, что представленные материалы исследования макрорельефа усталостных изломов является прежде всего, образцом количества съема информации с одной единицы площади разрушения без наличия сложного лабораторного оборудования. Это очень важно в условиях проведения предварительной экспертизы разрушений и дальнейшего выбора дополнительных или альтернативных методов исследований. Многообразие усталостных изломов позволит разработать статистические особенности закономерностей зарождения и развития усталостных трещин и в конечном итоге, систематизируя исследования макроструктуры разрушений создать стройную теоретическую концепцию определения причин усталостных разрушений во взаимной связи с локальными процессами на микро-мезо и наноструктурных уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. И. О равновесных трещинах, образующихся при хрупком разрушении Текст. Г. И. Баренблатт // Доклады АН СССР. Т. 127. — 1959. -№ 1.
  2. , Н.М. Сопротивление материалов Текст. /Н.М. Беляев. М.: Наука, 1976.-607с.
  3. , И.А. Остаточные напряжения Текст. /И.А. Биргер. М.: Машгиз, 1963.-232с.
  4. , И.А. Проблемы остаточных напряжений Текст. /И.А. Биргер // Остаточные напряжения и методы регулирования: Труды всесоюзного симпозиума, — М.: ИПМ АН СССР. -1982.-С. 5−17.
  5. , И.А. Расчеты на прочность деталей машин: Справочник Текст. / И. А. Биргер, Б. Ф. Шорр, Г. Б. Иоселевич. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1979. -702 с.
  6. , Б.В. Некоторые закономерности усталостных изломов образцов, упрочненных ППД Текст./ Б. В. Бойцов, Г. Н. Кравченко //Вестник машиностроения. 1983. — № 4. — С. 10−13.
  7. Бройль, Луи де. Введение в волновую механику Текст./ Луи де Бройль. Пер. с фр./ Под ред. Д. Д. Иваненко. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС. — 2005. -232с.
  8. , В.А. Некоторые закономерности формирования остаточных напряжений в зонах концентратора и усталостной трещины при циклическом нагружении Текст. /В.А. Бродовой, П. П. Михеев, О. И. Гуща // Автоматическая сварка. 2001. — № 2. — С.9−11.
  9. , X. Влияние остаточных напряжений на усталостную прочность Текст./ X. Вольфарт// Поведение стали прн циклических нагрузках.- М.: Металлургия.- 1983.- С.243−275.
  10. , В.Т. Физическая теория процесса «деформация разрушение». 4.1. Физические критерии предельных состояний металла Текст./В.Т. Власов,
  11. A.П. Дубов. М.: ЗАО «Тиссо», 2007. — 517с.
  12. , В.И. Дисклинации. Экспериментальное исследование и теоретическое описание Текст./ под ред. В. И. Владимирского. JL: Изд-во ФТИ, 1982.
  13. , Р.В. Волны Рэлея и резонансные явления в упругих телах Текст. / Р. В. Гольдштейн // Прикладная математика и механика. 1965. -Т.29. — № 3. — С.516−525
  14. , А.И. Бегущие волны деформации Текст./ А. И. Добролюбов. Изд.2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 144с.
  15. , А.Ю. Разрушение конструкционных элементов Текст./А.Ю. Жилюкас. Вильнюс: Мокслас.- 1988.- 108с.
  16. , Р. Фрактальные агрегаты Текст./ Р. Жюльен // УФН. 1989- -Т. 157. — Вып.2. — С.339−357.
  17. , Т.Д. Статистическая природа усталости Текст./ Т. Д. Захарова // Конструкционная прочность машин и деталей газотурбинных двигателей: сб. науч. трудов под ред. И. А. Биргера и Б. Ф. Балашова. М.: Машиностроение, 1981. — С.23−29.
  18. , С.И. Роль остаточных напряжений в сопротивление усталости при кручении в условиях концентрации напряжений Текст./ С. И. Иванов,
  19. B.Ф.Павлов, A.A. Прохоров // Вопросы прочности и долговечности элементов авиационных конструкций. Куйбышевский авиационный Ин-т.- Куйбышев, 1986.-С.136−142.
  20. , С.И. Определение остаточных напряжений в резьбе болтов методом колец и полосок Текст./ С. И. Иванов, Н. Г. Трофимов, Э. И. Фрейдин. // Вестник машиностроения, — 1980, — № 5.- С.37−35.
  21. , С.И. Метод надрезов для определения остаточных напряжений в цилиндрах Текст./ С. И. Иванов, M.JI. Туровский //Остаточные напряжения. Куйбышевский авиационный Ин-т.- Куйбышев, 1971.- Вып.53.- С.97−106.
  22. , B.C. Синергетика. Прочность и разрушение металлических материалов Текст./B.C. Иванова- М.: Наука, 1992. 157 с.
  23. , B.C. Приложение квантовой теории И. Пригожина к анализу самоорганизации частиц наномира Текст./ B.C. Иванова // Прикладная синергетика: сб., т.2.-Уфа: УГНТУ, 2004.-С.105−118.
  24. , В.Д. Определение уровня остаточных напряжений в деталях машин при их поверхностном пластическом деформировании Текст. /В.Д. Иоргачев, П. А. Линчевский // Труды Одесского политехнического университета. -2003. № 1 (19).-с. 18−21.
  25. , В.А. Влияние остаточных напряжений на сопротивление усталости при центральном растяжении-сжатии в условиях концентраций напряжений Текст.: Автореферат диссертации кандидата технических наук.-Куйбышев.- 1990.- 22с.
  26. , В.П. Расчет на прочность при напряжениях, переменных во времени Текст. / В. П. Когаев М.: Машиностроение, 1977. — 232с.
  27. , Ю.И. Влияние остаточных напряжений на сопротивление усталости элементов деталей машин при сложном нагружении Текст.: Диссертация кандидата технических наук.- Куйбышев, 1992.- 145с.
  28. , Ю.И. Определение предела выносливости материала по образованию трещины в условиях концентрации напряжений Текст./ Ю. И. Кольцун // Высокие технологии в машиностроении: Материалы Международной НТК, — Самара, 2002, — С. 102−105.
  29. , Ю.И. Волновые процессы при многоцикловом нагружении детали. Гипотеза плоских продольных сечений Текст. /Ю.И. Кольцун // Вестник Самарского государственного технического ун-та. 2005. — Вып. 34. -С. 199−202.
  30. , Ю.И. Кинетика усталостных трещин в поле технологических остаточных напряжений Текст.: Диссертация доктора технических на-ук.:01.02.04:защищена 14.02.07: утв. 9.11.07 / Кольцун Юрий Иванович СПб, 2007- 373с.- 7107−5/678.
  31. , Ю.И. Методика расчета периода роста усталостной трещины и, ее графическое обобщение Текст. / Ю. И. Кольцун, Т. А. Хибник // Вестник Самарского государственного аэрокосмического ун-та. 2009. — № 3. Ч.2.-С.70−79.
  32. , Б.А. Обработка и выносливость высокопрочных материалов, Текст./ Б. А. Кравченко, К. Ф. Митряев.- Куйбышев, 1968.- 131с.
  33. , Р. Фракталы и хаос в динамических системах Текст./ Р. Кроно-вер. М.: Техносфера, 2006. — 488с.
  34. , П.И. Задержка развития трещин усталости в результате применения поверхностного наклепа Текст./ П. И. Кудрявцев //Вестник машиностроения: сборник научных трудов. 1972. — № 1. — с.57−60.
  35. , П.И. Торможение развития усталостных трещин в сталях с поверхностным наклепом Текст./ П. И. Кудрявцев // Металловедение и термическая обработка металлов.-1974.-№ 4.- С.40−45.
  36. , Н.И. О критическом размере нераспространяющихся усталостных трещин в стальных поверхностно наклепанных деталях Текст./ П. И. Кудрявцев, Т. И. Морозова // Вопросы прочности крупных деталей машин.-М.: Машиностроение, — 1976.- С.247−256.
  37. , П.И. Нераспространяющиеся усталостные трещины Текст./ П. И. Кудрявцев.- М.: Машиностроение, 1982.- 174с.
  38. , В.А. Развитие дефектов при конечных деформациях. Компьютерное и физическое моделирование Текст./ В. А. Левин, В. В. Калинин, К. М. Зингерман, A.B. Вершинин / Под ред. В. А. Левина. М.: ФИЗМАТ-ЛИТ, 2007. — 392с.
  39. , В.А. Введение в теорию дисклинаций Текст. / В. А. Лихачев, Р. Ю. Хайров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
  40. , H.A. Сопротивление элементов конструкций хрупкому разрушению Текст. / H.A. Махутов- М.: Машиностроение.- 1973.- 201с.
  41. , H.A. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочностьТекст. / H.A. Махутов М.: — 1981. — 272 с.
  42. , H.A. Техническая диагностика остаточного ресурса и безопасности Текст. / H.A. Махутов, М. М. Гаденин // под общ. ред. В. В. Клюева. М.: Издательский дом «Спектр», 2011. 187с.: ил. — (Диагностика безопасности).
  43. , Б. Фрактальная геометрия природы Текст./ Б. Мандельброт- M.: Институт компьютерных исследований, 2002. 656с.
  44. , Б.Е. Многомодельный анализ упругопластического деформирования материалов и элементов конструкций Текст. / Б. Е. Мельников,
  45. A.С.Семёнов // Научно-технические ведомости СПбГПУ.- 2007.- № 1 (49). -С. 86−97.
  46. , Ю. Справочник по коэффициентам интенсивности напряжений: в 2 т. Текст. /Ю. Мураками. М.: Мир, 1990. — Т. 1. — 448с.- Т.2. — 565с.
  47. , П.И. Кинетика разрушения Текст./ П. И. Микляев, Г. С. Нешпор,
  48. B.Г. Кудряшов М.: Металлургия. — 1979. — 278с.
  49. , Н.Ф. Математические вопросы теории трещин Текст./ Н. Ф. Морозов .- М.: Наука, — 1984.- 255с.
  50. , Н. Волновая механика и ее применения Текст./ Н. Мотт, И. Снед-дон: Пер. с англ. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. — 432с.
  51. МР 57−37−74. 1974 Определение предела выносливости при испытании на усталость методом ступенчатого назначения нагрузки Текст./ М.: ВИЛС. -Юс.
  52. , Г. Концентрация напряжений Текст./ Г. Нейбер / Под ред. А. И. Лурье. М.: ОГИЗ-Гостехиздат, 1947. — 204с.
  53. , В.В. К основам теории равновесных трещин в упругих телах Текст./ В.В. Новожилов// Прикладная математика и механика. 1969.-№ 5.
  54. , П. Образование и распространение трещин Текст./ П. Ноймаин // Поведение стали при циклических нагрузках.- М.: Металлургия.- 1983.1. C.173−194.
  55. , Л.Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием: Справочник Текст. / Л. Г. Одинцов. М.: Машиностроение, 1986.-С. 386.
  56. , А.И. Использование концепции фрактала в физике конденсированных сред Текст./ А. И. Олемской, А. Я. Флат. УФН, 1993. — Т. 163. -№ 12. — С.1−50.
  57. A.A. Прикладная синергетика. Фракталы и компьютерное моделирование структур Текст./ Под ред. A.A. Оксогоева Томск, гос. Универ. — Томск, 2002. — 384с.
  58. , В.Н. Фракталы и их приложения в науке и технике Текст./ В.Н. Осташков/ Под ред. В. Н. Осташкова // Труды Всероссийской НТК Тюмень, 2003.- 198с.
  59. , И.В. Избранные труды Текст. / И. В. Обреимов. М.: Наука. -1997.-316с.
  60. , В.Ф. О связи остаточных напряжений и предела выносливости при изгибе в условиях концентрации напряжений Текст./ В. Ф. Павлов // Известия вузов. Машиностроение. 1986. — № 8. — С. 29−32.
  61. , В.Ф. Влияние величины сжимающих остаточных напряжений на приращение предела выносливости при изгибе в условиях концентрации напряжении Текст./ В. Ф. Павлов // Известия вузов. Машиностроение. -1988.- № 7.- С.10−14.
  62. , В.Ф. Нераспространяющиеся трещины усталости в резьбовых образцах из стали ЗОХГСА Текст./ В. Ф. Павлов и др.- Изд. Куйбышевского авиационного института. Куйбышев, 1986. — Деп. в ВИНИТИ 13.08.86. № 5750-В86.
  63. , В.Ф. Влияние на предел выносливости величины и распределения остаточных напряжений в поверхностном слое детали с концентратором. Сообщение 1. Сплошные детали Текст./ В. Ф. Павлов // Известия Вузов Машиностроение, — 1988.- № 8.- С.22−26.
  64. Панасюк, В. В. Механика разрушения и прочность материалов: Усталость и циклическая трещиностойкость конструкционных материалов Текст./ В.В.
  65. Панасюк и др./ Под общ. ред. В. В. Панасюка.- Киев: Наук. Думка.-1990.4.-680с.
  66. , В.Е. Физическая мезомеханика поверхностных слоев твердых тел Текст./ В. Е. Панин // Физическая мезомеханика. 1999. — Т.2(6). — 320с.
  67. , В.Е. Структурные уровни деформации твердых тел Текст. / В. Е. Панин, В. А. Лихачев, Ю. В. Гриняев. Новосибирск: Наука, 1985. — 305с.
  68. , В.В. Деформационные критерии в механике разрушения Текст./В.В. Панасюк // ФХММ, 1986. № 7. — С.7−17.
  69. , В.З. Механика разрушения. От теории к практике Текст./ В. З. Партон.- М.: Наука, — 1990, — 239с.
  70. , В.З. Механика упруго-пластического разрушения Текст./ В. З. Партон, Е. М. Морозов, — М.: Наука.- 1985.- 504с.
  71. , В.М. Механика разрушения твердых тел Текст. / В.М. Пестри-ков, Е. М. Морозов С-Пб.: Профессия, 2002.-300с.
  72. , А.И. Полная диаграмма точек бифуркации процесса усталостиалюминиевого сплава Д16 Текст./ А. И. Радченко, А. Х. Кабесас // Металлофизика и новейшие технологии.-1998.- № 5.-с.72−80.
  73. , А.И. Дискретно-вероятностная модель выработки ресурса деталей и элементов конструкций Текст./ А. И. Радченко // Вопросы эксплуатационной долговечности и живучести конструкций летательных аппаратов. -Киев: КНИГА, 1982. С.3−12.
  74. , A.M. Анализ трещиностойкости дисков турбины Текст./ A.M. Ратчиев, И. В. Карпман, О. В. Самсонова // Авиадвигатели XXI века: материалы докладов III Международной НТК 3−5 декабря 2010 г. Москва: ЦИ-АМ, 2010 г.- С. 593−594.
  75. РТМ-1306. Поверхностное упрочнение деталей при виброобработке Текст.- М.: НИАТ.- 1973.- 112с.
  76. , C.B. Прочность при переменном сложном напряженном состоянии Текст./ C.B. Серенсен // 0 прочности деталей машин при действии переменных нагрузок. Изд. АН СССР. — 193с.
  77. , C.B. Прочность при переменном сложном напряженном состоянии. Изгиб с кручением Текст./ C.B. Серенсен // Вестник машиностроения.-1943, — № 6.
  78. , C.B. К вопросу об оценке сопротивления усталости поверхностно упрочненных образцов с учетом кинетики остаточной напряженности Текст./ C.B. Серенсен, С. П. Борисов, H.A. Бородин // Проблемы Прочности -1969.-№ 2.-с.З-7.
  79. , C.B. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. Справочное пособие Текст./ C.B. Серенсен, В. П. Когаев, Р. М Шней-дерович.- М.: Машиностроение, 1975.-488с.
  80. , A.M. Качество поверхностного слоя и усталостная прочность деталей из жаропрочных и титановых сплавов Текст./ A.M. Сулима, М. И. Евстигнеев. М.: Машиностроение, 1974.-255с.
  81. , A.M. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин Текст./ A.M. Сулима, В. А. Шулов, Ю. Д. Ягодкин. М.: Машиностроение, 1988. 240с.
  82. , А.Г. Качество поверхностного слоя деталей машин Текст./ А. Г. Суслов.- М.: Машиностроение, 2000.-320с.
  83. , В.Т. Сопротивление материалов деформированию и разрушению: Справочник Текст. / В. Т. Трощенко, А .Я. Красовский, В. В. Покровский, Л. А. Сосновский, В. О Стрижало. Киев: Наукова Думка, 1993. — В 2 Ч.:Ч.1 -285с.- 4.2−701с.
  84. , Э.Я. Машина для испытания образцов на усталость при двухосном напряженном состоянии Текст./ Э. Я. Филатов, В. Э. Павловский, В. Н. Белокуров, Ю. Л. Панфилов // Заводская лаборатория. 1971.- № 9. — С. 1142−1143.
  85. , К.Е. Усталостные трещины как концентраторы напряжений и их поведение под действием циклических нагрузок Текст./ К.Е. Филипс// В кн.: Усталость самолетных конструкций.- М.: Оборонгиз.- с. 147−171.
  86. , A.M. Накопление усталостных повреждений // Усталость самолетных конструкций Текст./ A.M. Фрейденталь, Р. А Геллер. М.: Обо-ронгиз, 1961.-с. 172−206.
  87. , Я.Б. Строение и анализ изломов металлов Текст. /Я.Б. Фридман, Т. А. Гордеева, A.M. Зайцев. М.: Машиностроение, 1960. — С. 128
  88. , Г. Синергетика Текст./ Г. Хакен М.: Мир, 1980. — 406с.
  89. , Р.В. Деформации и механика разрушения конструкционных материалов Текст./ Р. В. Херцберг. М.: Металлургия, 1989. — 575с.
  90. , A.A. Безопасное усталостное разрушение элементов авиаконструкций. Синергетика в инженерных приложениях Текст./А.А. Шанявский Уфа: Монография, 2002.- 800с.
  91. , A.A. Моделирование усталостных разрушений металлов. Синергетика в авиации Текст./ A.A. Шанявский. Уфа: ООО «Монография», 2007. — 500с.
  92. , А.А. Физическая мезомеханика Текст./ А. А. Шанявский. -Уфа: Монография, 2001. т.4(1). — с. 81−95.
  93. , Т.Ю. Локальная пластическая деформация и усталость металлов Текст./ Т. Ю. Яковлева. Киев: Наук. Думка, 2003. — 236с.
  94. , С.Я. О закономерностях и математических моделях развития усталостных трещин Текст. / С.Я. Ярема// Механическая усталость металлов: сб. научных трудов Киев, Наукова думка, 1983. — С.214−224.
  95. Dugdale, D.S. Yielding of steel sheets containing slits // Journal of the Mechanics and Physics of the Solids. 1960. — Vol 8. — P. 100−104.
  96. Delitizia Alfred, T. Improving fatigue life through advanced shot penning techniques / T, Delitizia Alfred // Manuf. Eng. USA, 1984. — № 5. — p. 85−87.
  97. Dingquan, Zhang. Residual stress in fatigue and its effect on notch fatigue strength / Zhang Dingquan, Xu Kewei, Wang Xike, Hu Naisai // Shot Peening: Sci., Technol., Appl.: Pap. 3 Int Conf., Garmisch-Partenkirchen.: Oberursel, 1987.-p. 625−630.
  98. Eletsky, A.V. Fullerenes and carbon structures / A.V. Eletsky and B.M. Smir-nov // Uspekhi Fiz. Nauk. 1995. — p. 977−1009.
  99. Frost, N.E. Mesh. Eng. Sci./N.E. Frost. 2(2). — 1960. — p. 109.
  100. Gallagher, J.P. The damage tolerant design hand-book / J.P. Gallagher// Metals and Ceramics information Center, MCIC-HB-01R, 1984.
  101. Goranson, U. G. Continuing airworthiness assessments of jet Transport Structures. (Boeing CAG) / U. G. Goranson // Paper was presented to Second ICA -August 31 September 5, 1997, Lomonosov’s Moscow State University, Moscow, Russia.
  102. Grenaillage de precontrainte: Air France compte sur Matrasur.- «Surface», 1987. № 190.-p. 53.
  103. Griffith, A.A. The phenomena of rupture and flow in solids / A. A. Griffith // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series A, vol.221.1921. P.163−198.
  104. Glinka, G. Residual stress in fatigue and fracture: theoretical analyses and experiments / G. Glinka //Adv. Surface Treat. Vol.4. Oxford e.e., 1987. — p. 413−454.
  105. Harisson, J.D. Damage tolerance design / J.D. Harisson// In: Fatigue crack growth. 30 years of progress (Ed. Smith, R.A.)/ University of Cambridge, Per-gamon Press, 1984. —p/117−131
  106. Irwin, G.R. Analysis of stresses and strains near the end of a crack traversing a plate / G.R. Irwin // J. Appl. Mech. 1957. — Vol.24. — № 3. — p. 361−364.
  107. Koltsoun, Yu. I., An engineering method calculation of fatigue crack growth period / Yu. I. Koltsoun, T.A. Khibnick, A.Yu. Koltsoun // International Conference RELMAS' 2008. St. Petersburg, Russia, 17−20 June 2008 — p.173−177. In Russian.
  108. Kornilov, D.A. Thermal vibrations of carbon nanoclusters and fullerenec / D.A. Kornilov, A.I. Melker, S.N. Romanov // Sixth International Workshop on NDTCS- The St. Petersburg Academy of scenes on Strength Problems. SPAS, 2002. P. 39−46.
  109. Laird, C. Metallurgical Treatises / C. Laird, J.K. Tien, J.F. Elliot // eds., AIME, Warrendale, Pa.,. 1981. p.505.
  110. Ludwik, P. Metallwirt./ P. Ludwik, R. Scheu. 1929. — p. 1−5.
  111. McClintock, F.A. Ductile fracture instability in shear / F.A. McClintock // J. Appl. Mech, 25. № 4.
  112. Paris, P.C. Fracture toughness testing and applications /P.C. Paris, G. C Sih // ASTM STP 381. 1965, — p.39−76.
  113. Peterson, R. E. Stress concentration design factors // John Willey and sons. -1953.-520p.
  114. Rice, I.R. The role of lage crack tip geometry change in plane strain fracture / I.R. Rice, M.A. Johnson // Inelastic Behavior of solids. 1970. — p. 641−672.
Заполнить форму текущей работой