Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Разработка принципов очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений биотехнологическим методом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общемировой подход к проблеме возраста формируется по стратегии: ресурс — это категория экономическая, а не техническая". Смысл этого выражения заключается в том, что по мере выработки ресурса критические места конструкции, определяющие уровень ее безопасности, дорабатываются в ходе капитальных ремонтов или периодического технического обслуживания, что в принципе можно делать до бесконечности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Актуальность проблемы и пути ее решения
  • 2. Разработка, обоснование методики исследований и постановка задачи
  • 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗАГРЯЗНЕНИЙ АВИАЦИОННЫХ ГТД, ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГТД И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЧИСТКИ
    • 1. 1. Физико-химические процессы образования нагаров в ГТД
    • 1. 2. Анализ влияния технологии очистки деталей на работоспособность ГТД
    • 1. 3. Анализ существующих методов очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений
  • 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОЧИСТКИ ПРИ РЕМОНТЕ АВИАТЕХНИКИ
    • 2. 1. Разработка общеметодологического подхода моделирования процессов ремонта
    • 2. 2. Разработка модели техпроцесса очистки методами алгебры логики
  • 3. ПОСТАНОВКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИНЦИПОВ ОЧИСТКИ ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ОТ НАГАРОПОДОБНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
    • 3. 1. Анализ априорной информации о воздействии биоповреждений на неорганические материалы
    • 3. 2. Эксперимент по разработке способа очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений с помощью микроорганизмов
    • 3. 3. Разработка способа очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений биотехнологическим методом
    • 3. 4. Разработка метода оценки степени очистки загрязненных АД мицелиальными грибами
  • 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА
    • 4. 1. Основы организации производства по биотехнологической очистке деталей ГТД в условиях АРП
    • 4. 2. Перспективы использования метода для ремонта лакокрасочных покрытий

Разработка принципов очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений биотехнологическим методом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Актуальность проблемы и пути ее решения.

Одной из важных задач гражданской авиации является совершенствование технологических процессов очистки удаления различного рода загрязнений и старых лакокрасочных покрытий с поверхностей воздушных судов, авиадвигателей и их систем.

Разработку эффективных технологий и средств механизации процессов очистки ВС от различных отложений (загрязнений, обледенения, старых лакокрасочных покрытий, клеев, пленок и др.) относят к задачам повышенной трудности.

Процесс очистки наряду с механическим предусматривает физико-химическое, тепловое и другие виды воздействия, что с учетом современных экологических требований еще больше усложняет процесс. Достаточно сложна промывка замкнутых объектов — баков, радиаторов и авиадвигателей, в которых накапливаются наиболее трудноудалимые загрязнения (нагары, лаковые пленки и др.).

Очистку и промывку ВС проводят при техническом обслуживании во время эксплуатации и при ремонте на АРЗ.

Очистку и мойку от эксплуатационных загрязнений при ТО осуществляют на земле по мере технической и (или) коммерческой необходимости.

С технической точки зрения эти процессы необходимы для обеспечения безопасности полетов, поддержания высоких аэродинамических характеристик ВС, увеличения срока службы ЛКП и ВС в целом, а также улучшения качества дефектации обшивки ВСс коммерческой точки зрения — для экономии топлива в полете, придания опрятного и ухоженного вида ВС, а также для поддержания престижа авиакомпании.

Очистка при ремонте ВС повышает качество восстановления узлов и агрегатов, культуру производства, возможности дефектации и эксплуатационную надежность.

Усложнение конструкции, расширение парка воздушных судов при одновременном значительном повышении требований к их экономичности и эксплуатационной надежности поставили задачу высокоэффективной очистки наружной обшивки, съемных деталей, агрегатов и систем ВС, газовоздушных трактов двигателей в ряд наиболее важных проблем современной технологии ТОиР авиационной техники.

Результаты многочисленных исследований С. Э. Демешкевича, С. А. Коцаря, В. И. Савченко и других ученых показывают, что от степени чистоты ВС в значительной мере зависят ресурс и эксплуатационная надежность авиационной техники.

При ремонте и обслуживании ВС с целью удаления различного рода загрязнений нерационально расходуют большое количество дефицитных авиационных ГСМ и органических растворителей, но при этом так и не достигают требуемого качества очистки. Например, только на очистку и промывку одного ВС при ремонте расходуют (в зависимости от типа ВС) 400−3155 кг, а одного двигателя 200−1500 кг дефицитных авиационных ГСМ и органических растворителей. Высокая взрывопожароопасность и токсичность этих средств создают значительные трудности в механизации и совершенствовании авиаремонтного производства (1). Поэтому совершенствование технологических процессов очистки и промывки систем, узлов и деталей ВС с заменой авиационных ГСМ и органических растворителей на негорючие и более эффективные технические моющие средства является актуальной народнохозяйственной задачей.

В технологии обслуживания ВС предусмотрены операции очистки, мойки и окраски ВС, выполнение которых необходимо для безопасной эксплуатации ВС.

В технологию ремонта ВС включены операции предварительной очистки изделия в целом, а также очистки и промывки съемных деталей и агрегатов и разобранных изделий.

Авиаремонтные предприятия, вся структура которых формировалась в условиях командно-административной системы управления экономикой в настоящее время вынуждены приспосабливаться к условиям рыночных отношений. Как известно, рыночная экономика — это совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом.

Основным видом деятельности авиаремонтных предприятий является ремонт авиационной техники. Оплачивают этот вид услуг авиакомпании. Но их финансовые возможности ограничены большими эксплуатационными расходами: 25% составляют расходы на горюче-смазочные материалы, 11% - аэропортовое обслуживание и затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, 9%- амортизация основных фондов. И только 17% составляют затраты на техническое обслуживание.

Несмотря на некоторые успехи в области рыночных отношений в сфере технического обслуживания и ремонта, общее состояние дел по отрасли далеко от идеала. Подтверждением тому могут служить оценки, данные на заседании коллегии федеральной авиационной службы России 23 марта 1999 г.:

На сегодня мы имеем превышение провозных мощностей над потребными около 30 — 40%. Наличие лишних самолетов явилось одной из причин развала авиаремонтной сети России, когда эксплуатанты вместо отправки авиационной техники в ремонт ставят ее в ряд неиспользуемой.

Основой поддержания летной годности российских ВС является поэтапное увеличение назначенного ресурса. С точки зрения безопасности эта система являлась единственно возможной в условиях централизованной экономики" .

Общемировой подход к проблеме возраста формируется по стратегии: ресурс — это категория экономическая, а не техническая". Смысл этого выражения заключается в том, что по мере выработки ресурса критические места конструкции, определяющие уровень ее безопасности, дорабатываются в ходе капитальных ремонтов или периодического технического обслуживания, что в принципе можно делать до бесконечности. Основной критерий состоит в том, что за весь срок эксплуатации уровень безопасности не должен снижаться. Главное вовремя определить начало усталостного разрушения из-за повторных нагрузок, либо отказы особо ответственных комплектующих изделий, приводящие к аварийной ситуации. Естественно, объем работ по поддержанию уровня безопасной эксплуатации неизбежно растет по мере увеличения срока службы. Главным фактором при снятии самолета с эксплуатации является моральное старение и снижение экономичности (рентабельности) из-за возрастающего объема дополнительных работ по поддержанию уровня безопасной эксплуатации.

Основной документ, определяющий весь объем технологической подготовки производства и последующего серийного ремонта — «Руководство по капитальному ремонту» -разрабатывается предприятиями авиационной промышленности и поставляется на АРП в готовом виде. Согласно ГОСТ 18 675, «Руководство по КР» должно обеспечивать и предусматривать:

— высокую надежность отремонтированного изделия и экономическую целесообразность ремонта отдельных его составных частей;

— полное выявление неисправностей;

— максимальный объем устранения неисправностей составных частей изделия без замены деталей;

— прогрессивные и высокопроизводительные технологические процессы, приемы работы, оборудование и инструмент.

Все вышесказанное вызывает потребность активизации работ по разработке программ по внедрению новых перспективных технологических процессов ремонта авиационной техникиразработке технологических процессов и оборудованияразработке теоретических основ авиаремонтного производства в рамках концепции рыночных отношений, совершенствования механизмов внедрения конкретных технологических процессов, и свидетельствует об актуальности данной диссертационной работы, направленной на совершенствование важнейшего этапа технологического процесса ремонта авиатехники — очистки деталей и подготовке их к дефектации.

Данные выводы предоставляют возможность поиска новых решений в области очистки деталей авиационной техники от углеродосодержащих соединений.

Учитывая недостатки существующих методов очистки, которые проанализированы в предыдущих главах, поиск нового метода очистки на сегодняшний день остается актуальным.

Исходя из этого, было принято решение о целесообразности постановки микробиологического эксперимента в целях поиска такого метода.

В данном разделе были использованы литературные источники: 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98.

3.2. Эксперимент по разработке способа очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений с помощью микроорганизмов.

Учитывая высокую ферментативную активность мицелиальных грибов и ряда бактерий, их способность биоповреждать различные покрытия (целлюлозные материалы, шерсть, лаковые поверхности, резины, материалы из искусственных полимеров, а также способность разрушать углеводороды, эпоксидные эмали, клеи, смазочные масла, асфальт, бетон, кремнийорганические материалы, в основу разработок была положена новая и перспективная идея использовать высокую биодеградирующую способность микроорганизмов в отношении органических соединений для разрушения веществ, загрязняющих авиадетали. Очистка авиадеталей, покрытых нагарами, смазками и полимерными материалами с помощью микроорганизмов-биодеградаторов позволила бы сделать этот процесс значительно менее трудоемким, более дешевым, эффективным и экологически безопасным по сравнению с существующими в настоящее время методами очистки.

Скрининг штаммов грибов и бактерий, способных разрушать авиазагрязнения.

В задачу исследования диссертации на первом этапе входило: — Получение на элективных средах накопительных культур микроорганизмов, обсеменяющих детали авиационной техники;

— Выделение из накопительных культур индивидуальных штаммов микроорганизмов;

— Микроскопическое изучение и первичная идентификация штаммов микроорганизмов, полученных в виде чистых культур с загрязненных авиадеталей.

Для инокуляции элективных сред использовали: — нагары, снятые с загрязненных деталей ГТД- ¦ части деталей самолетов (в количестве 35 штук размером до 5 см), покрытых нагарами, полимерными материалами и смазками.

Для получения накопительных культур микроорганизмов использовали среды следующих типов: синтетические и природные, отличающиеся по соотношению углерода и азота, а также по содержанию витаминов и микроэлементов. Так, наиболее богатой по содержанию азота является кукурузно-соевая среда, а также фасолевая. Напротив, наиболее высокое содержание углерода в среде Роземана и картофельно-морковной среде. По составу витаминов и микроэлементов наиболее богатой является среда 6° баллинговое сусло. Таким образом, создается определенный набор сред, отвечающий различным потребностям микроорганизмов при росте на специфических субстратах. Ниже приводится состав используемых сред: 1. Овсяная среда — 60 г муки «Геркулес» добавляют к 0,5л воды, нагревают до кипения, далее отфильтровывают от твердых частиц муки, полученный экстракт после добавления 0,1% дрожжевого экстракта стерилизуют при 0,5 атмосферы.

2. Картофельно-морковная среда — к 600 мл воды добавляют 90 г очищенных моркови и столько же картофеля, кипятят в течение 10 минут, отфильтровывают твердые частицы и экстракт стерилизуют при 0,5 атмосферы.

3. Фасолевая среда — к 1 л воды добавляют 100−120 г фасоли, кипятят в течение 10 минут, фильтруют от твердых частиц и экстракт стерилизуют при 0,5 атмосферы.

4. Среда Роземана — сахароза — 30 г, сернокислый аммоний — 10 г, каиий хлористый — 0,5 г, магний сернокислый — 1 г, сернокислый цинк — 0,05 г, сернокислое железо — 0,01 г (на 1 л воды), рН среды — 5,8−0,6, стерилизация при 0,5 атмосферы.

5. Мясопептонная среда.

6. Сусло 6° баллинга.

7. Кукурузно-соевая среда.

Кроме жидких сред использовали твердые среды того же состава с добавлением 2% агар-агара.

Элективные среды для получения накопительных культур помещали в колбы на 250 мл, куда наливали 50 мл среды.

Для выделения из накопительных культур индивидуальных штаммов микроорганизмов использовали твердые среды (с добавлением 2% агар-агара), которые разливали в чашки Петри.

Для заражения элективных жидких сред с целью получения накопительных культур использовали детали самолета, предварительно разрезанные на части размером 2,5 см х 3,5 см, 2,0 см х 4,5 см, а также нагары, снятые с деталей с помощью соскобов.

Указанные выше среды, подобранные микологической практике в результате многофакторного эксперимента позволяют выделить среди грибов ксилотрофов, сапротрофов и так называемых технотрофов, т. е. грибов, способных использовать отходы многих производств, например, смазочно-охлаждающие жидкости, дизельные масла, моторные обкаточные масла и другие технологические жидкости и продукты их переработки.

Длительность опытов составляла 2,5 месяца, первое микроскопирование накопительных культур проводили через 5−6 суток после помещения деталей с нагарами или смазками в накопительные среды.

Выращивание микроорганизмов проводили в термостате при температуре 28 °C.

Микроскопирование микроорганизмов, вырастающих на жидких и твердых средах, проводили в микроскопе (световом, фирмы «ШЫАУАЬ», Германия, при увеличении от 400 до 1000).

Заключение

.

Работа направлена на поиск принципиально новых решений в области очистки деталей авиационной техники от загрязнений.

В результате работы проанализированы основные методы очистки деталей в системе авиаремонтных предприятий, сделаны определенные выводы о достоинствах и недостатках каждого метода, которые показали, что поиск нового метода, более экологичного, более дешевого и простого в исполнении на сегодняшний день оправдан.

Результат поставленных микробиологических экспериментов подтвердил возможность микробиологической очистки деталей авиационной техники.

В процессе эксперимента удалось определить ряд наиболее активных микроорганизмов, подобрать необходимые условия для их жизнедеятельности в целях очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений и лакокрасочных покрытий.

На основании полученных экспериментальных данных был предложен принципиально новый метод очистки деталей авиатехники, нашедший свое отражение в Патенте на изобретение № 2 146 293, 1999 г. Полученный метод предоставил возможность разработать методику очистки в условиях авиаремонтного предприятия.

Общими результатами, полученными в работе, являются:

1. Проведен критический анализ существующих методов очистки деталей в системе авиаремонтных предприятий.

2. Разработана математическая модель авиаремонтного производства с учетом использования новых технологий очистки деталей авиационной техники.

3. Определен видовой состав микроорганизмов, образующихся на нагароподобных загрязнениях.

4. По результатам факторного анализа определены необходимые условия для жизнедеятельности микроорганизмов в целях проведения очистки деталей предлагаемым методом.

5. Разработан метод очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений с использованием микробиологического воздействия на загрязнения. Метод предусматривает два варианта исполнения (см. Патент на изобретение № 2 146 293).

6. Разработан способ оценки степени очистки, основанный на использовании метода сканирующей микроскопии (см. Патент на изобретение № 2 146 293).

7. Разработана методика применения данного метода очистки в условиях авиаремонтного производства.

Полученный в результате проведенных исследований новый метод очистки деталей с помощью микроорганизмов позволяет усовершенствовать существующие методы очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений.

Результаты исследований переданы в ГосНИИ ГА, учебные заведения и авиаремонтные заводы для использования в работе, что подтверждается соответствующими актами в Приложении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.A. Технология механизированной очисткивоздушных судов М.: Транспорт, 1992.
  2. Ю.Н., Фролов В. П. Пособие по изучениюдисциплины «Ремонт ЛА и АД. СД 09» М.: МГТУ ГА, 2000.
  3. А.Ф. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости М.: Транспорт, 1965.
  4. Ремонт летательных аппаратов / под ред. Н. Л. Голего -М. Транспорт, 1977.
  5. A.A. Основы применения горюче-смазочных материалов в гражданской авиации. М. .Транспорт, 1987.
  6. Л.П., Янко А. К., Лапшов В. Ф. Оценка технологического состояния авиационных ГТД. -М. Транспорт, 1982.
  7. И.Н., Белов В. П. Авиационные горючесмазочные материалы и специальные жидкости. -М. транспорт, 1979.
  8. К.К., Виппер А. Б. Нагары, лаковые отложения и осадки в автомобильных двигателях. МАШГИЗ, 1956. Голего Н. Л., Запорожец В. В., Челноков А. Ф. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей. -Киев.:КИИГА, 1972.
  9. М.Е. Топлива и смазочные материалы для летательных аппаратов. М.: Воениздат, 1973.
  10. Товарные нефтепродукты, свойства и применение. Справочник / Под ред. В. М. Школьникова. М.: Химия, 1978.
  11. A.A., Чайковский A.B., Ловинский С. И. Двигатели летательных аппаратов.1. М. Машиностроение, 1987.
  12. К.К., Саранчук Л. И. Нагарообразование и термическая стабильность авиационных масел. Ред. Издат. Аэрофлота, М.: 1976.
  13. Конструкция и прочность авиационных газотурбинных двигателей. / Под ред. Л. П. Лозицкого М.: Воздушный транспорт, 1992.
  14. Г. Н., Смирнов H.H. Авиатехника, ее обслуживание и ремонт. Основы ремонта авиатехники. -М. :МГТУ ГА, 1995.
  15. Орлов К Я., Пархимович В. А. Ремонт самолетов и вертолетов// Учебник для авиационных училищ, — М.: Транспорт, 1986.
  16. Ремонт летательных аппаратов // Учебник для ВУЗов гражданской авиации/ А. Я. Алябьев, Ю. М. Болдырев, В. В. Запорожец и др.- Под ред. Н. Л. Голего.- М.: Транспорт, 1984.
  17. Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка,— М.:"НОУ ВКШ «Авиабизнес», 1998. Болховитинов В. Ф. Пути развития летательных аппаратов, — М.: Оборонгиз, 1962.
  18. В.Ф., Колобанов В. Ю. О закономерности образования коксоотложений в многофорсуночных камерах сгорания ГТД. // Авиационная промышленность, 1990 № 8, с. 21.
  19. Н. Драйпер, Г. Смит. Прикладной регрессионный анализ в 2-х томах. Пер. с англ. М.:Финансы и статистика, 1987.
  20. В.Н., Русол В. А., Липин А. В. Применение методов математической статистики в авиационной практике. М.:Транспорт, 1993.
  21. Е.Ю., Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. -М. транспорт, 1997.
  22. Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет двигателей. М. .Машиностроение, 1974.
  23. Ю.Н. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей М.:МГТУ ГА, 1997. Боровиков A.C., Лихачев В. И. Физические методы дефектоскопии (Сборник инструкций). — М. .Транспорт, 1968.
  24. С.П. Химическая технология очистки деталей двигателей внутреннего сгорания. М.:Транспорт, 1967.
  25. Ю.С., Тельнов А. Ф., Кузнецов O.K. Очистка изделий в машиностроении. М. Машиностроение, 1985.
  26. A.A., Терехин В. И. Моющие жидкости. -М. Транспорт, 1984.
  27. .Г., Чулков П. В., Калашников С.И.
  28. Растворители и составы для очистки машин имеханизмов: Справ. изд.-М.: Химия, 1989.
  29. Ф.Е., Утилизация и очистка промышленныхотходолв,— Л.: Судостроение, 1980.
  30. К.К., Пискунов В. А., Юреня П. Г. Нагары вреактивных двигателях,-М.: Транспорт, 1971.
  31. В.Я., Соколов H.A., Исследованиеультразвуковой очистки авиационных деталей,— М.:
  32. ВВИАим. Н. Е. Жуковского, 1960.
  33. Г. П., Применение моющих средств (основытеории и практики).- М.: Колос, 1981.
  34. С. Очистка поверхности металлов,— М.: Мир, 1966.
  35. В.И. Прогрессивные способы очистки деталей,-Л.: ЛДНТП, 1971.
  36. В.П. Вибрационная очистка машин,— М.: Агропромиздат, 1987.
  37. А.П. Вибрационная очистка машин,— М.: Машиностроение, 1974.
  38. Ю.Г. Очистка автомобилей при ремонте,— М.: Транспорт, 1981.
  39. Е.Б., Некрич М. И. Техника мойки изделий в машиностроении,-М.: Машиностроение, 1969.
  40. А.П., Макин Ю. Н. Структура технологических свойств деталей авиационной техники в автоматизированной системе проектирования технологии ремонта//Совершенствование ремонта авиационной техники. Сборник научных трудов.- Киев: КНИГА, 1983.-c.3−8.
  41. Ю.Н., Фролов В. П. О возможности моделирования процесса ремонта в терминах теории множеств//Совершенствование технологическихпроцессов ремонта авиационной техники на заводах гражданской авиации. Тезисы докладов ВНТК.-Киев: КНИГА, 1984, — с. 13−14.
  42. Ю.Н. Методические рекомендации по созданию АСУ проектированием технологических процессов ремонта авиатехники в гражданской авиации,— М.:ВГПО «Авиаремонт», 1985, — 124 с.
  43. Ю.Н. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей. Часть 1. Текст лекций, — М.: МГТУГА, 1997, — 100 с.
  44. В.П., Макин Ю. Н. О состоянии и перспективах работ по созданию общей теории авиаремонтного производства // Современные научно-технические проблемы ГА. Тезисы докладов МНТК, — М.: МГТУ ГА, 1999, — с. 16- 17.
  45. В.П., Макин Ю. Н. Состояние и перспективы разработок общей теории авиаремонтного производства // Современное состояние пайки. Материалы семинара,-М.: Центральный Российский Дом знаний, 1999, — с. 36 -41.
  46. A.A. Защита машин от биоповреждений. -М. Машиностроение, 1984, с. 111.
  47. JT.K. Биозасорение нефтяных дистиллятных топлив в условиях их хранения и применения на технике. Автореферат. М.: 1989.
  48. О.Г., Маринов Х. Р. Принципы экологизации промышленного производства. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. // Межвузовский сборник. -Петрозаводск, 1986.
  49. Ю.П. Вопросы грибостойкости книг и документов. Проблемы биологических повреждений и обрастаний. -М.:Наука, 1978.
  50. З.А. Повреждения некоторых технических материалов грибами. Биокоррозия, биоповреждения, обрастание. М.:Наука, 1976.
  51. А.З. Защита нефтепродуктов от биологического разрушения. // Прикладная биохимия и микробиология, 1975, № 11.
  52. В.И., Коваль Э. З. Рост грибов на углеводородах нефти. Киев.: Наукова думка, 1980. Лебедева М. Н. Микробиология. — М.:Медицина, 1969. Жизнь растений. / Под ред. Ал.А. Федорова в 6-ти томах. — М.:Просвещение, 1976.
  53. Е.И., Билай В. И., Коваль Э. З. Микробная коррозия и ее возбудители. Киев.: Наукова думка, 1980, 228с.
  54. В.П., Макин Ю. Н. Состояние и перспективы разработок общей теории авиаремонтного производства // Современное состояние пайки. Материалы семинара,-М.: Центральный Российский Дом знаний, 1999, — с. 36 -41.
  55. В.Г., Сумеркин Ю. В. Организация и технология судостроения и судоремонта.- М.: Транспорт, 1989, — 239 с.
  56. Г. А. Ремонт авиационной техники (теория и практика).Книга 3, — М.: Машиностроение, 1984, — 256
  57. Логинов Вас. Е., Логинов Вл. Е., Тихомиров В. И. Ремонт агрегатов реактивных двигателей: Справочное пособие, — М.: Изд-во МАИ, 1994, — 376 с.
  58. Ремонт речных судов: Справочник / Ю. К. Аристов, Ф. Ф. Бенуа, А. А. Вышеславцев и др.- Под ред.
  59. A.Ф.Видецкого.- М.: Транспорт, 1988.- 431 с.
  60. В.Н. Организация капитального ремонта машин.-М.: Машиностроение, 1988, — 112 с.
  61. O.A., Ратнер A.M., Тайц В. Г. Организация ремонта техники на транспортном строительстве.- М.: Транспорт, 1988.- 239 с.
  62. H.A. Иунихин А. И., Каплунов М. П. Тепловозоремонтные предприятия. Организация, планирование и управление, — М.: Транспорт, 1988, — 295 с.
  63. O.K., Седых В. И., Тарасов В. В. Технология судоремонта,— М.: Транспорт, 1992.-254 с.
  64. И.Н. Менеджмент,— М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-501с.
  65. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента,-СПб.: ИД «МиМ», 1998, — 192 с.
  66. Л.А., Мейер A.A. Ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей,— М.: Транспорт, 1966, — 526 с.
  67. Ремонт летательных аппаратов / Н. Л. Голего,
  68. B.В. Запорожец, Х. Б. Кордонский и др.- Под. ред. Н. Л. Голего.- М.: Транспорт, 1977, — 424 с.
  69. Контроль технической исправности самолетов и вертолетов / В. Г. Александров, Ю. А. Глазков,
  70. A.Г.Александров и др.- Под. ред. В. Г. Александрова,-М.: Транспорт, 1976, — 360 .
  71. Бейлин J1.A., Назаров Ю. В., Железняк И. И. Ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, — М.: Транспорт, 1979, — 264 с.
  72. Справочник технолога ремонтного предприятия ГА. Часть 1.- Иркутск: Завод № 403 ГА, 1976, — 342 с. Бардышев O.A., Ратнер A.M., Тайц В. Г. Организация ремонта техники на транспортном строительстве, — М.: Транспорт, 1988.-239 с.
  73. Г. А., Павловский Н. И., Петроа К. В. Ремонт вертолета Ка- 26 и редуктора Р-26— М.: Машиностроение, 1977, — 380 с.
  74. Справочник по текущему и среднему ремонту авиационной техники / В. Г. Александров, Б. В. Выржиновский, A.M. Мещеряков и др.- М.: Воениздат, 1975.-368 с.
  75. Walter Purkert, Hans Joachit Ilgauds. Georg Cantor.- BSB
  76. B.G. TEUBNER VERLAGSGESELLSCHAFT.
  77. Ernest C. Huge, Alan D. Anderson. The Spirit of Manyfacturing Excellence. An Executives Guide to the New Mind Set. The Dow Jones Irrin, 1988.
  78. Futures of Organizations (Innovating to Adapt Strategy and Human Resources to Rapid Technological Change.) Ed. by Jerald Hage.- D. C. Heath and Company / Lexington, Massachusetts / Toronto: Lexington Books, 1988.
  79. Robert H. Hayes, Steven C. Wheelwright, Kim B. Clark. Dynamik Manufacturing, N.Y.: The FREE PRESS, 1988.
  80. Managing Technology: the strategic view by lowell W. Steele. McGraw Hill Book Company. 1988.
  81. Lou Mobiey and Kate Mckeown. BEYOND IBM.- N.Y., Magraw Hill Publishing Company, 1989.
  82. Schellhardt T. D., Hymowitz C.U.S.Manyfactures Fase Changes in Years Ahead.- The Wall Street Journal, May 2, 1989.
  83. M. John Storey. Inside Americas Fastest Growing Companies.- N.Y. John Wiley and Sons, 1989.
  84. G. Jackson Grayson, C.O. Dell. American Business: a Two -Minute Warning. N. Y. Free Press. 1988.
Заполнить форму текущей работой