Разработка принципов очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений биотехнологическим методом
Общемировой подход к проблеме возраста формируется по стратегии: ресурс — это категория экономическая, а не техническая". Смысл этого выражения заключается в том, что по мере выработки ресурса критические места конструкции, определяющие уровень ее безопасности, дорабатываются в ходе капитальных ремонтов или периодического технического обслуживания, что в принципе можно делать до бесконечности… Читать ещё >
Содержание
- 1. Актуальность проблемы и пути ее решения
- 2. Разработка, обоснование методики исследований и постановка задачи
- 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗАГРЯЗНЕНИЙ АВИАЦИОННЫХ ГТД, ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГТД И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЧИСТКИ
- 1. 1. Физико-химические процессы образования нагаров в ГТД
- 1. 2. Анализ влияния технологии очистки деталей на работоспособность ГТД
- 1. 3. Анализ существующих методов очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений
- 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОЧИСТКИ ПРИ РЕМОНТЕ АВИАТЕХНИКИ
- 2. 1. Разработка общеметодологического подхода моделирования процессов ремонта
- 2. 2. Разработка модели техпроцесса очистки методами алгебры логики
- 3. ПОСТАНОВКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИНЦИПОВ ОЧИСТКИ ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ОТ НАГАРОПОДОБНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
- 3. 1. Анализ априорной информации о воздействии биоповреждений на неорганические материалы
- 3. 2. Эксперимент по разработке способа очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений с помощью микроорганизмов
- 3. 3. Разработка способа очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений биотехнологическим методом
- 3. 4. Разработка метода оценки степени очистки загрязненных АД мицелиальными грибами
- 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА
- 4. 1. Основы организации производства по биотехнологической очистке деталей ГТД в условиях АРП
- 4. 2. Перспективы использования метода для ремонта лакокрасочных покрытий
Разработка принципов очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений биотехнологическим методом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Актуальность проблемы и пути ее решения.
Одной из важных задач гражданской авиации является совершенствование технологических процессов очистки удаления различного рода загрязнений и старых лакокрасочных покрытий с поверхностей воздушных судов, авиадвигателей и их систем.
Разработку эффективных технологий и средств механизации процессов очистки ВС от различных отложений (загрязнений, обледенения, старых лакокрасочных покрытий, клеев, пленок и др.) относят к задачам повышенной трудности.
Процесс очистки наряду с механическим предусматривает физико-химическое, тепловое и другие виды воздействия, что с учетом современных экологических требований еще больше усложняет процесс. Достаточно сложна промывка замкнутых объектов — баков, радиаторов и авиадвигателей, в которых накапливаются наиболее трудноудалимые загрязнения (нагары, лаковые пленки и др.).
Очистку и промывку ВС проводят при техническом обслуживании во время эксплуатации и при ремонте на АРЗ.
Очистку и мойку от эксплуатационных загрязнений при ТО осуществляют на земле по мере технической и (или) коммерческой необходимости.
С технической точки зрения эти процессы необходимы для обеспечения безопасности полетов, поддержания высоких аэродинамических характеристик ВС, увеличения срока службы ЛКП и ВС в целом, а также улучшения качества дефектации обшивки ВСс коммерческой точки зрения — для экономии топлива в полете, придания опрятного и ухоженного вида ВС, а также для поддержания престижа авиакомпании.
Очистка при ремонте ВС повышает качество восстановления узлов и агрегатов, культуру производства, возможности дефектации и эксплуатационную надежность.
Усложнение конструкции, расширение парка воздушных судов при одновременном значительном повышении требований к их экономичности и эксплуатационной надежности поставили задачу высокоэффективной очистки наружной обшивки, съемных деталей, агрегатов и систем ВС, газовоздушных трактов двигателей в ряд наиболее важных проблем современной технологии ТОиР авиационной техники.
Результаты многочисленных исследований С. Э. Демешкевича, С. А. Коцаря, В. И. Савченко и других ученых показывают, что от степени чистоты ВС в значительной мере зависят ресурс и эксплуатационная надежность авиационной техники.
При ремонте и обслуживании ВС с целью удаления различного рода загрязнений нерационально расходуют большое количество дефицитных авиационных ГСМ и органических растворителей, но при этом так и не достигают требуемого качества очистки. Например, только на очистку и промывку одного ВС при ремонте расходуют (в зависимости от типа ВС) 400−3155 кг, а одного двигателя 200−1500 кг дефицитных авиационных ГСМ и органических растворителей. Высокая взрывопожароопасность и токсичность этих средств создают значительные трудности в механизации и совершенствовании авиаремонтного производства (1). Поэтому совершенствование технологических процессов очистки и промывки систем, узлов и деталей ВС с заменой авиационных ГСМ и органических растворителей на негорючие и более эффективные технические моющие средства является актуальной народнохозяйственной задачей.
В технологии обслуживания ВС предусмотрены операции очистки, мойки и окраски ВС, выполнение которых необходимо для безопасной эксплуатации ВС.
В технологию ремонта ВС включены операции предварительной очистки изделия в целом, а также очистки и промывки съемных деталей и агрегатов и разобранных изделий.
Авиаремонтные предприятия, вся структура которых формировалась в условиях командно-административной системы управления экономикой в настоящее время вынуждены приспосабливаться к условиям рыночных отношений. Как известно, рыночная экономика — это совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом.
Основным видом деятельности авиаремонтных предприятий является ремонт авиационной техники. Оплачивают этот вид услуг авиакомпании. Но их финансовые возможности ограничены большими эксплуатационными расходами: 25% составляют расходы на горюче-смазочные материалы, 11% - аэропортовое обслуживание и затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, 9%- амортизация основных фондов. И только 17% составляют затраты на техническое обслуживание.
Несмотря на некоторые успехи в области рыночных отношений в сфере технического обслуживания и ремонта, общее состояние дел по отрасли далеко от идеала. Подтверждением тому могут служить оценки, данные на заседании коллегии федеральной авиационной службы России 23 марта 1999 г.:
На сегодня мы имеем превышение провозных мощностей над потребными около 30 — 40%. Наличие лишних самолетов явилось одной из причин развала авиаремонтной сети России, когда эксплуатанты вместо отправки авиационной техники в ремонт ставят ее в ряд неиспользуемой.
Основой поддержания летной годности российских ВС является поэтапное увеличение назначенного ресурса. С точки зрения безопасности эта система являлась единственно возможной в условиях централизованной экономики" .
Общемировой подход к проблеме возраста формируется по стратегии: ресурс — это категория экономическая, а не техническая". Смысл этого выражения заключается в том, что по мере выработки ресурса критические места конструкции, определяющие уровень ее безопасности, дорабатываются в ходе капитальных ремонтов или периодического технического обслуживания, что в принципе можно делать до бесконечности. Основной критерий состоит в том, что за весь срок эксплуатации уровень безопасности не должен снижаться. Главное вовремя определить начало усталостного разрушения из-за повторных нагрузок, либо отказы особо ответственных комплектующих изделий, приводящие к аварийной ситуации. Естественно, объем работ по поддержанию уровня безопасной эксплуатации неизбежно растет по мере увеличения срока службы. Главным фактором при снятии самолета с эксплуатации является моральное старение и снижение экономичности (рентабельности) из-за возрастающего объема дополнительных работ по поддержанию уровня безопасной эксплуатации.
Основной документ, определяющий весь объем технологической подготовки производства и последующего серийного ремонта — «Руководство по капитальному ремонту» -разрабатывается предприятиями авиационной промышленности и поставляется на АРП в готовом виде. Согласно ГОСТ 18 675, «Руководство по КР» должно обеспечивать и предусматривать:
— высокую надежность отремонтированного изделия и экономическую целесообразность ремонта отдельных его составных частей;
— полное выявление неисправностей;
— максимальный объем устранения неисправностей составных частей изделия без замены деталей;
— прогрессивные и высокопроизводительные технологические процессы, приемы работы, оборудование и инструмент.
Все вышесказанное вызывает потребность активизации работ по разработке программ по внедрению новых перспективных технологических процессов ремонта авиационной техникиразработке технологических процессов и оборудованияразработке теоретических основ авиаремонтного производства в рамках концепции рыночных отношений, совершенствования механизмов внедрения конкретных технологических процессов, и свидетельствует об актуальности данной диссертационной работы, направленной на совершенствование важнейшего этапа технологического процесса ремонта авиатехники — очистки деталей и подготовке их к дефектации.
Данные выводы предоставляют возможность поиска новых решений в области очистки деталей авиационной техники от углеродосодержащих соединений.
Учитывая недостатки существующих методов очистки, которые проанализированы в предыдущих главах, поиск нового метода очистки на сегодняшний день остается актуальным.
Исходя из этого, было принято решение о целесообразности постановки микробиологического эксперимента в целях поиска такого метода.
В данном разделе были использованы литературные источники: 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98.
3.2. Эксперимент по разработке способа очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений с помощью микроорганизмов.
Учитывая высокую ферментативную активность мицелиальных грибов и ряда бактерий, их способность биоповреждать различные покрытия (целлюлозные материалы, шерсть, лаковые поверхности, резины, материалы из искусственных полимеров, а также способность разрушать углеводороды, эпоксидные эмали, клеи, смазочные масла, асфальт, бетон, кремнийорганические материалы, в основу разработок была положена новая и перспективная идея использовать высокую биодеградирующую способность микроорганизмов в отношении органических соединений для разрушения веществ, загрязняющих авиадетали. Очистка авиадеталей, покрытых нагарами, смазками и полимерными материалами с помощью микроорганизмов-биодеградаторов позволила бы сделать этот процесс значительно менее трудоемким, более дешевым, эффективным и экологически безопасным по сравнению с существующими в настоящее время методами очистки.
Скрининг штаммов грибов и бактерий, способных разрушать авиазагрязнения.
В задачу исследования диссертации на первом этапе входило: — Получение на элективных средах накопительных культур микроорганизмов, обсеменяющих детали авиационной техники;
— Выделение из накопительных культур индивидуальных штаммов микроорганизмов;
— Микроскопическое изучение и первичная идентификация штаммов микроорганизмов, полученных в виде чистых культур с загрязненных авиадеталей.
Для инокуляции элективных сред использовали: — нагары, снятые с загрязненных деталей ГТД- ¦ части деталей самолетов (в количестве 35 штук размером до 5 см), покрытых нагарами, полимерными материалами и смазками.
Для получения накопительных культур микроорганизмов использовали среды следующих типов: синтетические и природные, отличающиеся по соотношению углерода и азота, а также по содержанию витаминов и микроэлементов. Так, наиболее богатой по содержанию азота является кукурузно-соевая среда, а также фасолевая. Напротив, наиболее высокое содержание углерода в среде Роземана и картофельно-морковной среде. По составу витаминов и микроэлементов наиболее богатой является среда 6° баллинговое сусло. Таким образом, создается определенный набор сред, отвечающий различным потребностям микроорганизмов при росте на специфических субстратах. Ниже приводится состав используемых сред: 1. Овсяная среда — 60 г муки «Геркулес» добавляют к 0,5л воды, нагревают до кипения, далее отфильтровывают от твердых частиц муки, полученный экстракт после добавления 0,1% дрожжевого экстракта стерилизуют при 0,5 атмосферы.
2. Картофельно-морковная среда — к 600 мл воды добавляют 90 г очищенных моркови и столько же картофеля, кипятят в течение 10 минут, отфильтровывают твердые частицы и экстракт стерилизуют при 0,5 атмосферы.
3. Фасолевая среда — к 1 л воды добавляют 100−120 г фасоли, кипятят в течение 10 минут, фильтруют от твердых частиц и экстракт стерилизуют при 0,5 атмосферы.
4. Среда Роземана — сахароза — 30 г, сернокислый аммоний — 10 г, каиий хлористый — 0,5 г, магний сернокислый — 1 г, сернокислый цинк — 0,05 г, сернокислое железо — 0,01 г (на 1 л воды), рН среды — 5,8−0,6, стерилизация при 0,5 атмосферы.
5. Мясопептонная среда.
6. Сусло 6° баллинга.
7. Кукурузно-соевая среда.
Кроме жидких сред использовали твердые среды того же состава с добавлением 2% агар-агара.
Элективные среды для получения накопительных культур помещали в колбы на 250 мл, куда наливали 50 мл среды.
Для выделения из накопительных культур индивидуальных штаммов микроорганизмов использовали твердые среды (с добавлением 2% агар-агара), которые разливали в чашки Петри.
Для заражения элективных жидких сред с целью получения накопительных культур использовали детали самолета, предварительно разрезанные на части размером 2,5 см х 3,5 см, 2,0 см х 4,5 см, а также нагары, снятые с деталей с помощью соскобов.
Указанные выше среды, подобранные микологической практике в результате многофакторного эксперимента позволяют выделить среди грибов ксилотрофов, сапротрофов и так называемых технотрофов, т. е. грибов, способных использовать отходы многих производств, например, смазочно-охлаждающие жидкости, дизельные масла, моторные обкаточные масла и другие технологические жидкости и продукты их переработки.
Длительность опытов составляла 2,5 месяца, первое микроскопирование накопительных культур проводили через 5−6 суток после помещения деталей с нагарами или смазками в накопительные среды.
Выращивание микроорганизмов проводили в термостате при температуре 28 °C.
Микроскопирование микроорганизмов, вырастающих на жидких и твердых средах, проводили в микроскопе (световом, фирмы «ШЫАУАЬ», Германия, при увеличении от 400 до 1000).
Заключение
.
Работа направлена на поиск принципиально новых решений в области очистки деталей авиационной техники от загрязнений.
В результате работы проанализированы основные методы очистки деталей в системе авиаремонтных предприятий, сделаны определенные выводы о достоинствах и недостатках каждого метода, которые показали, что поиск нового метода, более экологичного, более дешевого и простого в исполнении на сегодняшний день оправдан.
Результат поставленных микробиологических экспериментов подтвердил возможность микробиологической очистки деталей авиационной техники.
В процессе эксперимента удалось определить ряд наиболее активных микроорганизмов, подобрать необходимые условия для их жизнедеятельности в целях очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений и лакокрасочных покрытий.
На основании полученных экспериментальных данных был предложен принципиально новый метод очистки деталей авиатехники, нашедший свое отражение в Патенте на изобретение № 2 146 293, 1999 г. Полученный метод предоставил возможность разработать методику очистки в условиях авиаремонтного предприятия.
Общими результатами, полученными в работе, являются:
1. Проведен критический анализ существующих методов очистки деталей в системе авиаремонтных предприятий.
2. Разработана математическая модель авиаремонтного производства с учетом использования новых технологий очистки деталей авиационной техники.
3. Определен видовой состав микроорганизмов, образующихся на нагароподобных загрязнениях.
4. По результатам факторного анализа определены необходимые условия для жизнедеятельности микроорганизмов в целях проведения очистки деталей предлагаемым методом.
5. Разработан метод очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений с использованием микробиологического воздействия на загрязнения. Метод предусматривает два варианта исполнения (см. Патент на изобретение № 2 146 293).
6. Разработан способ оценки степени очистки, основанный на использовании метода сканирующей микроскопии (см. Патент на изобретение № 2 146 293).
7. Разработана методика применения данного метода очистки в условиях авиаремонтного производства.
Полученный в результате проведенных исследований новый метод очистки деталей с помощью микроорганизмов позволяет усовершенствовать существующие методы очистки деталей авиационной техники от нагароподобных загрязнений.
Результаты исследований переданы в ГосНИИ ГА, учебные заведения и авиаремонтные заводы для использования в работе, что подтверждается соответствующими актами в Приложении.
Список литературы
- Точенов JI.A. Технология механизированной очисткивоздушных судов М.: Транспорт, 1992.
- Макин Ю.Н., Фролов В. П. Пособие по изучениюдисциплины «Ремонт ЛА и АД. СД 09» М.: МГТУ ГА, 2000.
- Аксенов А.Ф. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости М.: Транспорт, 1965.
- Ремонт летательных аппаратов / под ред. Н. Л. Голего -М. Транспорт, 1977.
- Литвинов A.A. Основы применения горюче-смазочных материалов в гражданской авиации. М. .Транспорт, 1987.
- Лозицкий Л.П., Янко А. К., Лапшов В. Ф. Оценка технологического состояния авиационных ГТД. -М. Транспорт, 1982.
- Шишков И.Н., Белов В. П. Авиационные горючесмазочные материалы и специальные жидкости. -М. транспорт, 1979.
- Попок К.К., Виппер А. Б. Нагары, лаковые отложения и осадки в автомобильных двигателях. МАШГИЗ, 1956. Голего Н. Л., Запорожец В. В., Челноков А. Ф. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей. -Киев.:КИИГА, 1972.
- Резников М.Е. Топлива и смазочные материалы для летательных аппаратов. М.: Воениздат, 1973.
- Товарные нефтепродукты, свойства и применение. Справочник / Под ред. В. М. Школьникова. М.: Химия, 1978.
- Гарькавый A.A., Чайковский A.B., Ловинский С. И. Двигатели летательных аппаратов.1. М. Машиностроение, 1987.
- Попок К.К., Саранчук Л. И. Нагарообразование и термическая стабильность авиационных масел. Ред. Издат. Аэрофлота, М.: 1976.
- Конструкция и прочность авиационных газотурбинных двигателей. / Под ред. Л. П. Лозицкого М.: Воздушный транспорт, 1992.
- Жорняк Г. Н., Смирнов H.H. Авиатехника, ее обслуживание и ремонт. Основы ремонта авиатехники. -М. :МГТУ ГА, 1995.
- Орлов К Я., Пархимович В. А. Ремонт самолетов и вертолетов// Учебник для авиационных училищ, — М.: Транспорт, 1986.
- Ремонт летательных аппаратов // Учебник для ВУЗов гражданской авиации/ А. Я. Алябьев, Ю. М. Болдырев, В. В. Запорожец и др.- Под ред. Н. Л. Голего.- М.: Транспорт, 1984.
- Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка,— М.:"НОУ ВКШ «Авиабизнес», 1998. Болховитинов В. Ф. Пути развития летательных аппаратов, — М.: Оборонгиз, 1962.
- Банбан В.Ф., Колобанов В. Ю. О закономерности образования коксоотложений в многофорсуночных камерах сгорания ГТД. // Авиационная промышленность, 1990 № 8, с. 21.
- Н. Драйпер, Г. Смит. Прикладной регрессионный анализ в 2-х томах. Пер. с англ. М.:Финансы и статистика, 1987.
- Ганьшин В.Н., Русол В. А., Липин А. В. Применение методов математической статистики в авиационной практике. М.:Транспорт, 1993.
- Барзилович Е.Ю., Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. -М. транспорт, 1997.
- Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет двигателей. М. .Машиностроение, 1974.
- Макин Ю.Н. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей М.:МГТУ ГА, 1997. Боровиков A.C., Лихачев В. И. Физические методы дефектоскопии (Сборник инструкций). — М. .Транспорт, 1968.
- Беренсон С.П. Химическая технология очистки деталей двигателей внутреннего сгорания. М.:Транспорт, 1967.
- Козлов Ю.С., Тельнов А. Ф., Кузнецов O.K. Очистка изделий в машиностроении. М. Машиностроение, 1985.
- Литвинов A.A., Терехин В. И. Моющие жидкости. -М. Транспорт, 1984.
- Бедрик Б.Г., Чулков П. В., Калашников С.И.
- Растворители и составы для очистки машин имеханизмов: Справ. изд.-М.: Химия, 1989.
- Никулин Ф.Е., Утилизация и очистка промышленныхотходолв,— Л.: Судостроение, 1980.
- Попок К.К., Пискунов В. А., Юреня П. Г. Нагары вреактивных двигателях,-М.: Транспорт, 1971.
- Дегтярь В.Я., Соколов H.A., Исследованиеультразвуковой очистки авиационных деталей,— М.:
- ВВИАим. Н. Е. Жуковского, 1960.
- Дегтярев Г. П., Применение моющих средств (основытеории и практики).- М.: Колос, 1981.
- Спрингс С. Очистка поверхности металлов,— М.: Мир, 1966.
- Плутов В.И. Прогрессивные способы очистки деталей,-Л.: ЛДНТП, 1971.
- Мороз В.П. Вибрационная очистка машин,— М.: Агропромиздат, 1987.
- Бабичев А.П. Вибрационная очистка машин,— М.: Машиностроение, 1974.
- Козлов Ю.Г. Очистка автомобилей при ремонте,— М.: Транспорт, 1981.
- Кротус Е.Б., Некрич М. И. Техника мойки изделий в машиностроении,-М.: Машиностроение, 1969.
- Желудков А.П., Макин Ю. Н. Структура технологических свойств деталей авиационной техники в автоматизированной системе проектирования технологии ремонта//Совершенствование ремонта авиационной техники. Сборник научных трудов.- Киев: КНИГА, 1983.-c.3−8.
- Макин Ю.Н., Фролов В. П. О возможности моделирования процесса ремонта в терминах теории множеств//Совершенствование технологическихпроцессов ремонта авиационной техники на заводах гражданской авиации. Тезисы докладов ВНТК.-Киев: КНИГА, 1984, — с. 13−14.
- Макин Ю.Н. Методические рекомендации по созданию АСУ проектированием технологических процессов ремонта авиатехники в гражданской авиации,— М.:ВГПО «Авиаремонт», 1985, — 124 с.
- Макин Ю.Н. Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей. Часть 1. Текст лекций, — М.: МГТУГА, 1997, — 100 с.
- Фролов В.П., Макин Ю. Н. О состоянии и перспективах работ по созданию общей теории авиаремонтного производства // Современные научно-технические проблемы ГА. Тезисы докладов МНТК, — М.: МГТУ ГА, 1999, — с. 16- 17.
- Фролов В.П., Макин Ю. Н. Состояние и перспективы разработок общей теории авиаремонтного производства // Современное состояние пайки. Материалы семинара,-М.: Центральный Российский Дом знаний, 1999, — с. 36 -41.
- Герасисменко A.A. Защита машин от биоповреждений. -М. Машиностроение, 1984, с. 111.
- Михайлова JT.K. Биозасорение нефтяных дистиллятных топлив в условиях их хранения и применения на технике. Автореферат. М.: 1989.
- Воробьев О.Г., Маринов Х. Р. Принципы экологизации промышленного производства. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. // Межвузовский сборник. -Петрозаводск, 1986.
- Нюкша Ю.П. Вопросы грибостойкости книг и документов. Проблемы биологических повреждений и обрастаний. -М.:Наука, 1978.
- Туркова З.А. Повреждения некоторых технических материалов грибами. Биокоррозия, биоповреждения, обрастание. М.:Наука, 1976.
- Авакян А.З. Защита нефтепродуктов от биологического разрушения. // Прикладная биохимия и микробиология, 1975, № 11.
- Билай В.И., Коваль Э. З. Рост грибов на углеводородах нефти. Киев.: Наукова думка, 1980. Лебедева М. Н. Микробиология. — М.:Медицина, 1969. Жизнь растений. / Под ред. Ал.А. Федорова в 6-ти томах. — М.:Просвещение, 1976.
- Андреют Е.И., Билай В. И., Коваль Э. З. Микробная коррозия и ее возбудители. Киев.: Наукова думка, 1980, 228с.
- Фролов В.П., Макин Ю. Н. Состояние и перспективы разработок общей теории авиаремонтного производства // Современное состояние пайки. Материалы семинара,-М.: Центральный Российский Дом знаний, 1999, — с. 36 -41.
- Никифоров В.Г., Сумеркин Ю. В. Организация и технология судостроения и судоремонта.- М.: Транспорт, 1989, — 239 с.
- Кручинский Г. А. Ремонт авиационной техники (теория и практика).Книга 3, — М.: Машиностроение, 1984, — 256
- Логинов Вас. Е., Логинов Вл. Е., Тихомиров В. И. Ремонт агрегатов реактивных двигателей: Справочное пособие, — М.: Изд-во МАИ, 1994, — 376 с.
- Ремонт речных судов: Справочник / Ю. К. Аристов, Ф. Ф. Бенуа, А. А. Вышеславцев и др.- Под ред.
- A.Ф.Видецкого.- М.: Транспорт, 1988.- 431 с.
- Рыков В.Н. Организация капитального ремонта машин.-М.: Машиностроение, 1988, — 112 с.
- Бардышев O.A., Ратнер A.M., Тайц В. Г. Организация ремонта техники на транспортном строительстве.- М.: Транспорт, 1988.- 239 с.
- Малоземов H.A. Иунихин А. И., Каплунов М. П. Тепловозоремонтные предприятия. Организация, планирование и управление, — М.: Транспорт, 1988, — 295 с.
- Белякин O.K., Седых В. И., Тарасов В. В. Технология судоремонта,— М.: Транспорт, 1992.-254 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент,— М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-501с.
- Лебедев О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента,-СПб.: ИД «МиМ», 1998, — 192 с.
- Бейлин Л.А., Мейер A.A. Ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей,— М.: Транспорт, 1966, — 526 с.
- Ремонт летательных аппаратов / Н. Л. Голего,
- B.В. Запорожец, Х. Б. Кордонский и др.- Под. ред. Н. Л. Голего.- М.: Транспорт, 1977, — 424 с.
- Контроль технической исправности самолетов и вертолетов / В. Г. Александров, Ю. А. Глазков,
- A.Г.Александров и др.- Под. ред. В. Г. Александрова,-М.: Транспорт, 1976, — 360 .
- Бейлин J1.A., Назаров Ю. В., Железняк И. И. Ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, — М.: Транспорт, 1979, — 264 с.
- Справочник технолога ремонтного предприятия ГА. Часть 1.- Иркутск: Завод № 403 ГА, 1976, — 342 с. Бардышев O.A., Ратнер A.M., Тайц В. Г. Организация ремонта техники на транспортном строительстве, — М.: Транспорт, 1988.-239 с.
- Кручинский Г. А., Павловский Н. И., Петроа К. В. Ремонт вертолета Ка- 26 и редуктора Р-26— М.: Машиностроение, 1977, — 380 с.
- Справочник по текущему и среднему ремонту авиационной техники / В. Г. Александров, Б. В. Выржиновский, A.M. Мещеряков и др.- М.: Воениздат, 1975.-368 с.
- Walter Purkert, Hans Joachit Ilgauds. Georg Cantor.- BSB
- B.G. TEUBNER VERLAGSGESELLSCHAFT.
- Ernest C. Huge, Alan D. Anderson. The Spirit of Manyfacturing Excellence. An Executives Guide to the New Mind Set. The Dow Jones Irrin, 1988.
- Futures of Organizations (Innovating to Adapt Strategy and Human Resources to Rapid Technological Change.) Ed. by Jerald Hage.- D. C. Heath and Company / Lexington, Massachusetts / Toronto: Lexington Books, 1988.
- Robert H. Hayes, Steven C. Wheelwright, Kim B. Clark. Dynamik Manufacturing, N.Y.: The FREE PRESS, 1988.
- Managing Technology: the strategic view by lowell W. Steele. McGraw Hill Book Company. 1988.
- Lou Mobiey and Kate Mckeown. BEYOND IBM.- N.Y., Magraw Hill Publishing Company, 1989.
- Schellhardt T. D., Hymowitz C.U.S.Manyfactures Fase Changes in Years Ahead.- The Wall Street Journal, May 2, 1989.
- M. John Storey. Inside Americas Fastest Growing Companies.- N.Y. John Wiley and Sons, 1989.
- G. Jackson Grayson, C.O. Dell. American Business: a Two -Minute Warning. N. Y. Free Press. 1988.