Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Историческое познание в России как культурная традиция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо заметить, что в условиях социальной нестабильности результаты именно исторического познания, облекающиеся в различные формы этносоциальной памяти, являются средством удовлетворения потребности общества в сохранении непрерывности развития посредством традиций и, следовательно, выступают условием устойчивого функционирования общества. Однако на историю как науку постоянно оказывают… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.'
  • Глава I. Теоретико-методологические основы анализа исторического познания
    • 1. Методологические трудности определения предмета исторического познания и выбора средств его исследования
    • 2. Специфика исторического познания в российской традиции
    • 3. Проблема преемственности исторического познания в России
  • Глава II. Эволюция исторического познания в культуре России
    • 1. Генезис исторического познания. «История богов»
    • 2. Изменение вектора исторического познания. «История героев»
    • 3. Реальная история. «История людей»

Историческое познание в России как культурная традиция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Динамизм современных социальных процессов, превращение национальной и региональной истории во всемирную, интенсивный рост национального самосознания на рубеже тысячелетий актуализировали проблему смысла истории. Эти обстоятельства в свою очередь привели к активизации социального и особенно исторического познания. В подобных условиях представляется наиболее адекватным использование философско-культурологических методов анализа исторических явлений и процессов. Философско-культурологический подход позволяет дать не только объяснение сущности самой истории, но и показать разнообразные пути и формы ее познания.

Необходимо заметить, что в условиях социальной нестабильности результаты именно исторического познания, облекающиеся в различные формы этносоциальной памяти, являются средством удовлетворения потребности общества в сохранении непрерывности развития посредством традиций и, следовательно, выступают условием устойчивого функционирования общества. Однако на историю как науку постоянно оказывают воздействия обстоятельства, находящиеся вне собственно ее исследовательского интереса. На интерпретацию исторического прошлого всегда влияли общественно-политические события и теории, философские школы, многообразные субъективные факторы. Эти связи истории и современности становились причиной дальнейшего ее развития и осмысления в категориях и закономерностях философии, культурологии, социологии, политологии и др.

К этому следует добавить то обстоятельство, что для российского общества особую значимость имеет проблема этносоциальной идентификации вновь возникшая в современной России, которая заново переживает поиск своего места в мировой истории.

Можно выделить несколько факторов, которые важно иметь в виду при исследовании исторического познания в России как культурной традиции.

Первым из них является фактор всемирности (глобальности), выражающийся в тесной связи, взаимодействии компонентов и элементов целого. Благодаря современным средствам связи и транспорту мир стал не просто «тесным», но тесно взаимосвязанным. Именно на этом фоне мы можем глубже понять себя в оценках других культур и цивилизаций.

Второй фактор, это рост общей культуры населения и как следствие активизация самопознания человека и общества. Как только общество достигает определенной ступени развития, интерес к самопознанию становится существенной потребностью духовно-культурного развития, и именно историческое познание является одним из средств удовлетворения такой потребности.

Третий фактор проистекает из тесной связи истории и политики. Эта > связь присутствует всегда, но для России она особенно актуальна. Сегодня так называемые «деполитизация» и «деидеологизация» играют роль понятий, не столько научных, сколько нравственных, страхующих историка от откровенного обслуживания групповых (классовых) интересов. Российский же исторический процесс (включая его познание) в этом смысле обладает некоторыми отличительными свойствами, игнорировать которые невозможно.

Четвертый фактор имеет ярко выраженную практическую направленность. Суть его состоит в том, что необходимость обращения к анализу исторического познания в России связана с поисками аргументов для своей этнической и индивидуальной идентификации и обоснованием (оправданием) своих действий в различных сферах общественной жизни как внутри страны, так и за ее пределами.

И именно эти факторы, на наш взгляд, придают исследованию исторического познания в России как культурной традиции актуальность и практическую значимость.

Анализируя степени научной разработанности исследуемой проблемы, необходимо отметить, что изучением различных аспектов исторического познания занимаются многие отечественные и зарубежные ученые.

Генеральной тематикой исторических исследований была и остается проблема всемирности1, и сегодня возможности рассмотрения различных сторон исторического процесса от первобытной эпохи до ближайших подступов к современности в их единстве, целостности и многообразии существенно расширены. В разнообразных национальных научных школах на первый план выдвигаются дисциплины, приверженцы которых ранее других уловили направление перемен. Во Франции в авангарде проблематика ментальности, которой занимаются третье и четвертое поколения «Анналов», в США — модифицированная психоистория и переживающая определенный ренессанс интеллектуальная история, в ФРГ — историческая антропология и история по-, вседневности, в Британии — антропологически и психологически переориентированная социальная история.

Изучению логико-теоретических и методологических проблем исследования исторического прошлого, посвящены работы Р. Арона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Р. Коллингвуда. А. Тойнби, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

Особое направление в историческом познании связано с трудами ученых, относящихся к школе «Анналов». Эта школа выдвинула концептуально новое видение истории и общества. Представители французской школы «Анналов» (М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.) и их последователи в отечественной науке (Ю.А. Афанасьев, А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный и др.) способствовали появлению «новой исторической науки», с обогащенной и обновленной проблематикой исследований, более углубленному изучению методологии исторического познания.

1 См.: Цивилизации. Проблемы глобалистики и глобальной истории. /Отв. ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Наука, 2002.

Не умаляя достоинств идей таких авторитетных зарубежных ученых как Г. Адаме, К. Беккер, Я. Буркхардт, Р. Коллингвуд, Б. Кроне, Л. Февр, в трудах которых рассматривается специфика исторической реальности (воссоздаваемой или конструируемой исследователем в процессе работы с источниками), а также идей и взглядов В. Виндельбанда, М. Вебера, Г. Риккерта, Э. Трёльча, которые разрабатывали ценностную составляющую исторического процесса, необходимо остановиться и на анализе работ отечественных ученых, посвященных специфике исторического познания в России.

Актуальные для современной эпистемологии проблемы специфики идей, понятий, концепций исторического познания, а также проблемы исторической реальности и многоаспектности исторического знания находятся в центре внимания А. И. Ракитова, Л. П. Репиной, К. В. Хвостовой, О.В. Чубарь-яна.

Социальным и эпистемологическим факторам, влияющим на формирование методологии исторического познания, посвящены работы A.A. Богданова (Малиновского), H.A. Бердяева, A.C. Лаппо-Данилевского, Л. П. Карсавина, В. И. Ленина, П. Н. Милюкова, Г. В. Плеханова, П. А. Сорокина, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна. В их работах анализируется взаимообусловленность методологии исторического познания и теорий исторического процесса, выявляется обусловленность эпистемологических концепций общеисторическими факторами, раскрываются особенности методологических построений в российской эпистемологической традиции. Эта отечественная исследовательская традиция была продолжена такими учеными как М. А. Барг, Г. Е. Глезерман, С. И. Гончарук, Л. А. Журавлев, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, В.П. Коханов-ский, Л. А. Микешина, Б. Г. Могильницкий.

В отечественной философской литературе вопрос о природе исторического знания, как равнодействующей всего сложнейшего комплекса объективных и субъективных факторов, рассматривается A.C. Ахиезером, П. В. Волобуевым, А .Я. Гуревичем, Н. С. Злобиным, А. Ф. Зотовым, И. Т. Касавимым, С. Э. Крапивенским, Н. И. Лапиным, В. М. Межуевым, H.H. Трубниковым.

В исследовании исторического познания можно выделить несколько подходов и в их числе: гносеологический (Кохановский В.П., А. И. Ракитов, А.К. Уледов) — аксиологический (М.А. Барг, A.B. Гулыга, Ю.А. Левада), оценивающий историческое сознание как основу и механизм преемственности, как осознание исторической идентичностисоциологический (Л.М. Дробижева, A.M. Коршунов, А.А.Овсянников), представители которого акцентируют внимание на социальной значимости исторического познания.

Современная проблематика исторического познания на наш взгляд достойно представлена на прошедшей научной конференции «Историческое знание и интеллектуальная культура» (Москва, декабрь 2001), организованной Институтом всеобщей истории РАН и Обществом интеллектуальной истории, а также на межрегиональном научно-методическом семинаре «Современное историческое познание: методология и методика компаративных исследований» (Москва, февраль 2002)1.

На этих форумах показано, что одной из исходных предпосылок современной интеллектуальной истории является осознание неразрывной связи между историей самих идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности, с другой. В исследовательское поле интеллектуальной истории оказался включен и анализ разнообразного мыслительного инструментария, конкретных способов концептуализации окружающей природы и социума (т.е. субъективности «интеллектуалов» разных уровней), и изучение всех форм, средств, институтов (формальных и.

1 Немногим ранее проблемам исторического познания была посвящена международная конференция в г. Ижевске. См.: Историческое познание: традиции и новации: Тезисы международной теоретической конференции. Ижевск, 26−28 октября 1993 года. В 2 ч. / Сост. и общ. ред. В. В. Иванова, В. В. Пузанова. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. — 265 с. неформальных) интеллектуального общения, а также их взаимоотношений с «внешним» миром культуры.

К этому следует добавить, что в самой интеллектуальной истории (если ее применять к анализу истории России) существуют компоненты, которые явно не вписываются в ее содержательный статус и категориальный строй. Далеко не случайно отечественные интеллектуалы методологические особенности российской гуманитарной науки традиционно выводили из специфики ее главного объекта — самой России. «Старую Русь надо угадать», — писал A.C. Хомяков. «Все, что мы утверждаем о нашей истории, о нашем народе, об особенностях нашего прошедшего развития, все это угадано, но не выведено», — вторил ему Ю. Ф. Самарин. А И. В. Киреевский подчеркивал, что национальный «дух жизни» нельзя постичь «отвлеченно-логическим мышлением», а можно — лишь «внутренней силой ума».

Для нашего исследования проблема соотношения исторического знания и интеллектуальной культуры современности представляет особый интерес. Соотношения исторического знания и интеллектуальной культуры современности рассмотрены в работах И. Н. Ионова, Е. И. Пивовара A.B. Полетаева, И. М. Савельевой, С. О. Шмидта. Трансформации мира интеллектуальной культуры в контексте социальных и гносеологических процессов XX века применительно к России исследованы Т. А. Булыгиной, E.H. Морозовой, А. Н. Дмитриевым.

Но каковы бы ни были школы и направления, как в философии культуры, так и в самой исторической науке, основным полем, на котором пересекаются интересы всех этих направлений, являются глубинные структуры, «архетипы» нашего исторического понимания. Можно предположить, что многообразие теоретических построений не является плодом досужих выдумок и спекуляций. В этом многообразии обнаруживается достаточно устойчивый набор базисных моделей, с помощью которых люди структурируют историческое прошлое и это дает возможность диссертанту сформулировать свою концепцию исследования исторического познания в России как культурной традиции, опираясь на фундаментальные работы, прежде всего, российских исследователей1.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили выбор темы исследования, его содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.

Объектом исследования является социальное познание в социокультурном контексте.

В качестве предмета исследования выступает социокультурная обусловленность исторического познания в России.

Цель предпринимаемого исследования состоит в фиксации исторического познания как культурной традиции в России, а также в анализе изменения предмета исторического познания и соответственно его форм с позиций философии культуры.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

1. Подвергнуть рассмотрению методологию исторического познания в условиях методологического и мировоззренческого плюрализма и обосновать свой методологический выбор при исследовании заявленной проблематики.

1 См.: Богданов A.A. Познание с исторической точки зрения.- М., 1999; Касавин И. Т. Познание в мире традиций. — М., 1990; Каиров В. М. Традиции и исторический процесс. — М., 1994; Микешина JI.A. Философия познания: Полемические главы. — М., 2002; Огурцов А. П. Национальный менталитет и история России / Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -1994. — № 1- Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. — М., 1982; Пантин И. К. Россия и мир: историческое самоузнавание. — М.: «УРСС», 2000; Розов Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. — 1995. -№ 2- Российский менталитет: история и современность. Сборник научных трудов. — СПб., 1993; Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М., 1996; Традиция в истории культуры. — М., 1978; Человек и культурно-историческая традиция. -Тверь, 1991 и ряд др. работ.

2. Выявить особенности исторического познания в России и соотнести их с культурными традициями.

3. Рассмотреть преемственность исторического познания и определить характерные сбои в передаче исторического знания в условиях цивилизацион-ных разломов.

4. Показать эволюцию предмета исторического познания по градации «история богов» — «история героев — «история людей».

5. Сформулировать теоретические положения и практические предложения, направленные на повышение эффективности исторического познания в условиях современной России.

Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили три основных информационных массива.

1. Историко-философское наследие, фундаментальные выводы из произведений классиков мировой философии по проблемам социального и исторического познания.

2. Исследования русских, советских, российских и зарубежных авторов, которые посвящены анализу становления и развития исторического познания в России как культурной традиции.

3. Научные разработки психологов, лингвистов, социологов, связанные с исследованием процесса исторического познания как разновидности социального познания.

Кроме этого в работе использованы аналитические возможности социо-синергетики, эволюционной эпистемологии, феноменологии, герменевтики, антропологии, социальной психологии, психолингвистики, семиотики, информатики. Диссертантом в исследовательских целях применялись также принципы и методы истории, исторической психологии, интеллектуальной истории, социологии образования и других областей научного знания, которые непосредственно граничат с философско-культурологическим анализом исторического познания.

Научная новизна диссертационного исследования, на наш взгляд, заключается в следующем.

1. Автором предпринят философско-культурологический анализ исторического познания в отличие от преимущественно гносеологического или сугубо исторического подходов к анализу проблематики познания прошлого.

2. Рассмотрены особенности исторического познания и прослежено сопряжение этих особенностей с общими закономерностями социального познания.

3. Рассмотрена специфика исторического познания, проистекающая из культурных особенностей российской действительности.

4. Показан дрейф предмета исторического познания в зависимости от этапов историко-культурного развития самой России.

5. Обоснован и сформулирован тезис о необходимости восстановлении. преемственности исторического познания в России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Зависимость интеллектуальных традиций от состояния исторического познания. При формировании интеллектуальных традиций в различные периоды развития культуры России гносеологическая проблематика неоднократно выходила на первый план. Деятельность человека носит, как правило, осмысленный характер (иногда говорят осознанный характер). В основе этой деятельности (осмысленной, осознанной) находится знание и поэтому познавательный (гносеологический) компонент всегда расположен если не в основе, то, по крайней мере, в начале человеческой деятельности. Именно правильное начало (историческое) создает базу для эффективного познания и именно от начала зависит истинность исторического знания и как следствие результаты социальной практики.

2. Преемственность исторического познания в России (и в этом ее специфика) обеспечивается не столько непременным соблюдением интеллектуальных традиций по подобию кумулятивного эффекта, сколько наоборотпостоянная смена вектора российского культурного развития приводит к бурному росту новых форм связи исторической памяти.

3. Разброс в предметном поле теоретического и обыденного уровней исторического сознания и познания в России сегодня настолько значителен, что это приводит к непониманию друг друга в собственном стране. Наблюдается то, что уже было в нашей истории, когда реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. «Цивилизация» — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на французском. Эта расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, существенно препятствующий целостности исторического познания в России.

4. Изменения культурного поля России вносили и вносят существенные коррективы, как в эволюцию предмета по линии «история богов» — «история героев» — «история людей», так и в формы исторического познания от мистики до рационализма.

5. Процесс дифференциации исторического познания вследствие устойчивого роста исследовательского интереса к прошлому и появления разнообразного (в том числе и междисциплинарного) инструментария его исследования приводит с одной стороны к углублению исследований прошлого, а с другой к потере видения собственно самой истории. ИСТОРИЯ при излишней детализации замещается историческими событиями.

Практическая значимость работы. Трудно оценивать практическую значимость работы в тот момент, когда она только выходит из концептуально-теоретической сферы, однако смеем предположить, что как содержание работы, так и содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для решения актуальных проблем современного развития России: осознанию своей этнической идентичности и поиску своего места в мировом сообществе в соответствии с новыми геополитическими реалиямиукреплению этнонациональной памятисохранению преемственности исторического познания в условиях цивилизационных разломов.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных заведениях различного уровня и профиля, а также при проведении патриотической работы с населением.

Апробация работы осуществлена диссертантом в форме выступлений на кафедре философии Ставропольского государственного университета, на семинарах с аспирантами и соискателями, а также путем участия в работе следующих конференций: второй региональной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм Юга России в XXI столетии» с участием представителей областей, краев и республик Юга России. — Ставрополь, июнь 2001;

47-й конференции СГУ «Университетская наука — региону», Ставрополь, апрель 2002; научно-методических чтениях «Университетские чтения — 2003», Пятигорск, январь 2003 года;

VI межвузовской научно-методической конференции «Пути дальнейшего совершенствования подготовки инженерно-технических кадров для авиации Вооруженных Сил Российской Федерации», Ставрополь, март 2003 года;

48-й конференции СГУ «Университетская наука — региону», Ставрополь, апрель 2003; региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития высшей школы в XXI веке», Пятигорск, май 2003 года.

Материалы диссертации используются в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также в организации и проведении научной, методической и воспитательной работы в вузе и его подразделениях.

По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 1,8 печатных листа. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка, насчитывающего более 200 наименований. Общий объем диссертации — 165 страниц машинописного текста.

144 Выводы по второй главе диссертации.

Проследив эволюцию исторического познания в России по градации «история богов», «история героев», «история людей» необходимо сформулировать следующие выводы и дать некоторые заключения.

Сам объект исторического познания — прошлое — не меняется. А вот предмет исторического познания подвержен изменениям. Эти изменения, безусловно, связаны как с эволюцией культуры и цивилизованностью человека, так и событиями в самой российской исторической науке.

Вместе с дрейфом предмета исторического познания по градации «история богов», «история героев», «история людей» менялись и формы исторического познания: от исторических фактов к историческому описанию, от исторического описания к историческому объяснению — такова их эволюция.

Истории героев" является эффективным механизмом, позволяющим людям адаптироваться к сложным ситуациям социального бытия. С ее помощью открывается шанс символически «преодолеть» преграды, выставляемые материальной нуждой, происками врагов, а также изобилием коммуникационных контактов.

Историческое познание в России как культурная традиция может быть понята в своих главных проявлениях как с помощью рациональных, так и вне-рациональных способов познавательной деятельности.

Восстановление в правах периода «история богов» — обязательное условия нашей исторической идентичности, восстановления этносоциальной памяти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрев историческое познание в России как культурную традицию можно сделать некоторые выводы и заключения.

При анализе теоретико-методологических основ исторического познания, вскрыты трудности исторического познания.

Первая из трудностей исторического познания — его предмет, который в отличие от предмета естественных наук включает в себя субъекта, то есть человека с его сознанием, волей, желаниями, стремлениями, чувствами. Данное обстоятельство создает для исследователя прошлого специфические барьеры, связанные, во-первых, со сложностью распространения на общество принципа детерминации, объяснения деятельности людей, их сознания на основе объективных законов, причинных связей и отношений и т. п. и, во-вторых, с выявлением роли самого субъективного фактора в историческом развитии.

Вторая трудность исторического познания — это методы. Философская методология приобретает особое значение для познания прошлого также в силу особой сложности последнего и весьма ограниченной возможности экспериментирования в этой области.

Третья трудность социального познания его индивидуализированность.

Наличие трудностей исторического познания подводит нас к мысли о том, что методология истории должна стать более открытой для использования методов других гуманитарных наук — социологии, политологии, социальной антропологии, культурологи, этнологии, философии, филологии и др.

Исследование прошлого сегодня становится все более междисциплинарным как по причине удаляющегося прошлого, так и по причине накопления базы данных и исследовательского инструментария познания прошлого в рамках отдельных наук.

Исходя из проведенного в диссертации анализа исторического познания в России как культурной традиции, надлежит выделить следующие направления применения (а соответственно и методологического анализа) принципа меэ/с-дисциплинарности при реконструкции исторического прошлого.

Во-первых, расширение фактологического базиса исторических теорий за счет внедрения новых методов обработки информации исторических источников. Другими словами, речь идет о разработке и применении новых правил в оперировании и использовании новых конструкционных базисов при создании исторических теорий.

Во-вторых, обогащение нормативного базиса исторических теорий в проV цессе развития науки в целом. Имеется в виду прогресс научного знания в таких областях как философия и социология, биология и психология, биохимия, экология, география и т. п., раскрывающие закономерности строения и изменения индивида и общества, человеческого организма и окружающей среды.

В-третьих, создание онтологических схем исторических теорий, устанавливающих взаимосвязи между различными уровнями детерминации исторического процесса в конкретном пространственно-временном интервале.

Характеризуя особенности исторического познания в российской традиции, следует заметить то, что с какой именно реальности познание «снимает» знание, во многом зависит от особенностей национального менталитета и общества, в котором она развивается. Специфика исторического познания в этом случае вытекает не только из объекта исследования (прошлое, которого уже нет в настоящем, а есть только его следы), но и способов его представленности в российской традиции. Конкретно в российской традиции это более всего поиски исторической правды, чем исторической истины.

Один из вариантов ответа на вопрос, — почему нас часто именуют (и мы это подтверждаем) «Иванами, не помнящими родства», может состоять в том, / что, что мы до сих пор не удосужились внятно ответить сами себе и миру кем мы были до Киевской Руси. Это лишает нас основы исторической памяти, что в свою очередь приводит к искажению, а в отдельных случаях и к потере национальной идентичности.

Анализируя преемственность исторического познания в России, мы констатируем неоднократные разломы преемственности исторического познания, связанные как с временными факторами (трижды менялось летоисчисление), так и с содержательными факторами, лежащими в оценке самих исторических событий по причине прохождения самой России цивилизационных разломов и постоянной переориентацией ее по направлению «Восток — Запад».

В формировании культурной традиции участвует множество составляющих, внешних и внутренних факторов, но, вне всякого сомнения, одним из мощнейших факторов определяющих функционирование культуры народа является его этнонациональная память, которая во многом образовывается посредством исторического познания.

Проследив эволюцию исторического познания в России по градации «история богов», «история героев», «история людей» мы тверждаем, что сам объект исторического познания — прошлое — не меняется. А вот предмет исторического познания подвержен изменениям. Эти его изменения, безусловно, связаны как с эволюцией культуры и цивилизованности самого человека, так и событиями в самой российской исторической науке.

Вместе с дрейфом предмета исторического познания по градации «история богов», «история героев», «история людей» менялись и способы от описания, через факты к объяснению — такова их эволюция. На всех этапах исторического развития зависимость интеллектуальных традиций от состояния исторического познания существовала всегда, так как в основе деятельности человека (осмысленной и осознанной) находится знание (в том числе и историческое). Именно историческое знание дает ответ на вопрос «кто мы такие»? Именно правильное (историческое) начало создает базу для эффективного познания, и именно от исторического начала зависит истинность социального знания и как следствие результаты социальной практики.

Исследуя эволюцию исторического познания в России мы пришли к заключению, что преемственность исторического познания в России (и в этом ее специфика) обеспечивается не столько непременным соблюдением интеллектуальных традиций по подобию кумулятивного эффекта, сколько наоборотпостоянная смена вектора российского культурного развития приводила к бурному росту новых форм связи исторической памяти, обеспечивая необходимое продолжение интеллектуальных традиций.

В ходе анализе исторического познания в России как культурной традиции выявилось то обстоятельство (и оно может претендовать на утвердительный вывод), что разброс в предметном поле теоретического и обыденного уровней исторического сознания и познания в России сегодня чрезвычайно значителен. Подобный разброс приводит к непониманию друг друга в собственном стране. Наблюдается то, что уже было в нашей истории — расколотость, кентаврическое положение самой России, и подобные же расколотость и кен-таврическое состояние сознания и исторической памяти. Эта расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, существенно препятствующий целостности исторического познания, который необходимо учитывать при попытках восстановления национальной памяти.

Процесс дифференциации исторического познания вследствие устойчивого роста исследовательского интереса к прошлому и появления разнообразного (в том числе и междисциплинарного) инструментария его исследования приводит с одной стороны к углублению исследований прошлого, а с другой к потере видения собственно самой истории. ИСТОРИЯ при излишней детализации замещается историческими событиями.

Утверждая необходимость «восстановления в правах» истории Древней Руси даже, несмотря на временную отдаленность прошлого и крайнюю скудость источников о нем, мы, тем не менее, вправе давать характеристику ему характеристику по причине того, что предыстория осела в первых памятниках письменности, представлявших собой память прежних столетий.

К тому же опираясь на источники, историки могут рассматривать события и процессы, как с внутренней, так и с внешней стороны. Современники, являясь либо участниками, либо сторонними наблюдателями событий, обладают более яркими и непосредственными, но зато и более односторонними впечатлениями, и лишь очень немногие могут подняться над личными позициями и страстями и создать картину современных им событий и процессов.

К этому следует добавить, что информация современников ограничена: многие сведения недоступныидеологические, этнические, религиозные и языковые барьеры часто мешают участникам не только понять, но даже заметить те или иные события. Для сегодняшних исследователей прошлого эти препятствия либо полностью устраняются, либо играют гораздо меньшую роль.

Историческое знание, полученное в результате исследования прошлого, имеет наибольшую информационную значимость, ибо несет в себе память прошлых поколений. А по причине того, что существование любой стабильной, сплоченной и способной к солидарным действиям общественной группы, а тем более этноса, невозможно без признания ее членами неких общих ценностей, в форме которых и выступает (наряду с другими) историческое знание, историческая память является ядром индивидуальной и групповой идентификации. Для того, чтобы ценность (историческое знание) стала общей, она должна быть зафиксирована, причем таким образом, чтобы постоянно оставаться доступной для понимания широких слоев общества. Именно поэтому историческое знание, вырабатываемое обществом и транслируемое в системе культуры России как ценность, составляет один из механизмов культуронаследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. — № 10.
  2. Ш. Н. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история, человеческая деятельность // Thesis. -1993.-Т. 1. Вып. 2.
  3. Д.И. Социальное время как объект гносеологического анализа: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.- 27 с.
  4. H.H. Методология системного анализа генезиса социума: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Нижний Новгород: Акцент, 2001.- 42 с.
  5. М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII первая половина XIX в.). — М., 1985.
  6. Альтернативные миры знания (под ред. Поруса В. Н., Чертковой Е.Л.). СПб.: «Русский христианский государственный институт, 2000.
  7. И.Л. Осторожно с „часами“ истории (методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии. 1998. — № 9.
  8. И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти // Вопросы философии. 1999. — № 4.
  9. A.M. Темпоральный универсум и его познание. М.: ИФ РАН, 2000.
  10. В.А. Географический фактор в развитии общества. — М.: Мысль, 1982.
  11. P.A. О некоторых результатах постижения времени II Вопросы философии. -1994. № 5.
  12. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М., 1989.
  13. Ю.Н. Вчера и сегодня „Новой исторической науки“ // Вопросы истории. 1984. — № 8.
  14. В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Саратов: Темпус, 2002.- 45 с.
  15. A.C. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.-Вып. 1−3.
  16. A.C. Социально-культурные проблемы России: Философский аспект. М., 1992. — С. 11−16.
  17. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996.
  18. Бак Д.П., Кузнецова Н. И., Филатов В. П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании // Вопросы философии. 1998. — № 5.
  19. O.E. Коэволюционные репрезентации современной направленности познания. М., „Альтекс“, 2000.
  20. М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX—XX вв.еков // Общественные науки и современность. -1996.-№ 2.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  22. Н. А. Судьба России. М., 1990.
  23. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  24. Бех В. П. Философия социального мира. Запорожье: Тандем-У, 1989.
  25. М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.
  26. A.A. Познание с исторической точки зрения.- М.: Издательства: НПО МОДЭК, Московский психолого-социальный институт- 1999.-480 с.
  27. И.А. Формирование хроносферного компонента в структуре личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001.- 19 с.
  28. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер народа и судьба страны. СПб., 1992.
  29. Ф. Структуры повседневности. М., 1986.
  30. Т.Н. Бытие человека в контексте феноменологической методологии // Теоретические и методологические проблемы философской антропологии. Ульяновск, 1993.
  31. И. Проблема „онаучивания“ социального мира // ОНС. 1992.6.
  32. С.Н. Избранные труды по историографии и источниковедению: Научное наследие. СПб., 2000. — С.7−106.
  33. Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы // Цивилизации. М., 1995. — Вып. 3.
  34. М. Смысл „свободы от оценки“ в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М., 1990.
  35. О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. -М., 1989.
  36. В.И. Идеологическая деятельность: диалектика традиций и новаторства. М. 1990.
  37. В.И. Преемственность поколений. М.: Знание, 1973.
  38. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.
  39. Г. Истина и метод. М., 1992.
  40. A.B. Принципы неклассической рациональности в эпистемологии и методологии научного познания. Автореф. дис.. канд. филос. наук.- М., 2002. 24 с.
  41. А.Р. Истинность моделирования и моделей в познании. Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 2002.- 25 с.
  42. И.Х. Постимперские общества как предмет исторического изучения // Гуманитарное знание в системах политики и культуры. Сборник научных статей и сообщений. Казань, „Унипресс“, 2000.
  43. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1996.
  44. Г. Д. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии.- 1994.-№ 12.
  45. Гегель Г. Ф. В. Философия истории. М., 1977.
  46. Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905.
  47. С.А. Композиционный подход в историческом познании. -М., 1994.
  48. B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI начала XII века. — К., 1988.
  49. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования- М.: Политиздат, 1987.
  50. A.B. Русский вопрос // Наш современник. № 1. — 1990.
  51. JI.H. Ритмы Евразии. М., 1992.
  52. А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. — № 1.
  53. А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. — № 4.
  54. A.C. Роль интеллектуального созерцания как категории и способа философствования. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Чебоксары: Изд-во Каз. пед. ун-та, 2001.- 19 с.
  55. В. Б. Философская сущность информационного подхода. Автореф. дис. д-ра филос. наук. Тверь: Изд-во Твер. техн. ун-та, 2001.- 38 с.
  56. Н. В. Философские основания научной рациональности. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.- 23 с.
  57. И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 1999.
  58. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  59. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. — № 4.
  60. Е.А. Философский анализ информации как сущностной стороны социальной реальности. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.- 22 с.
  61. С.С. Эвристический потенциал физикалистской парадигмы онтологии индивидуального сознания. Автореф. дис. канд. филос. наук. -Магнитогорск, 2002.- 26 с.
  62. Е.А. Концепция социальной психики общества // Философская и социологическая мысль. 1994. — № 1−2.
  63. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. — № 5.
  64. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981.
  65. . Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. 1994. — № 2.
  66. В.Д., Бухараев В. М. „Замещенное“ познание: историческая мысль против моноидеологии (60−80 гг. XX века)» // Россия в XX веке. Судьба исторической науки. М., 1996. — С.552−563.
  67. E.H. Интеллигенция: динамика дивергентных процессов: (социально-философский анализ ситуации рубежа XIX—XX вв.еков). Авто-реф. дис. канд. филос. наук. М., 2000. — 16 с.
  68. Залевская А. А Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990-
  69. А.И., Зуйков B.C., Мишарина И. К. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации. -М., 2001.
  70. А.Ю. Мистическое мышление как познавательная деятельность (гносеологический анализ). Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Магнитогорск. 2002.- 20 с.
  71. Идея смерти в российском менталитете (под ред. Хен Ю. В.). СПб.: «Русский христианский государственный институт», 2000.
  72. Э.В. Философия и культура. М.: Республика, 1991.
  73. В.В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В. В. Ильин, A.C. Ахиезер- Под ред. В. В. Ильина.- М.: Изд-во Моск. унта, 2000.- 303 с.
  74. Т.К. Социально-философский анализ динамики этнической культуры. Автореф. дис. канд. филос. наук. Нижн. Новгород, 1992.
  75. И.Н. Судьба генерализирующего подхода к истории в эпоху постструктурализма (попытка осмысления опыта Мишеля Фуко) // Одиссей: Человек в истории. М., 1996.
  76. A.A. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. — № 4.
  77. Н.М. История государства Российского. В 3 кн. М., 1982.
  78. А.Р. Обоснование возможности и роли репрезентации в структуре познавательной деятельности. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Чебоксары: Изд-во Каз.пед. ун-та, 2001.- 21 с.
  79. Л.П. Восток, Запад и русская идея. М., 1991.
  80. И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990.
  81. А. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского ун-та. Сер. Философия. — 1994. -№ 5.
  82. Л.П. В поисках исчезающей предметности (очерки о синергетике языка). М.: ИФ РАН, 2000.
  83. М. Я. Эпштейн Р.И. О специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории // Философские науки. 1988. -№ 8.
  84. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.
  85. В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  86. H.H. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора.-М., 1996.
  87. Р.Дж. Идея истории: Автобиография. М., 1980.
  88. . Вокруг истории историографии // Б.Кроче. Теория и история историографии. М.: Языки русской культуры, 1998.
  89. М.В. Моделирование сложного // Философская и социологическая мысль. 1992. — № 12.
  90. В.А. Проблема тематизации смысла в контексте методов феноменологии и аналитической философии языка. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Томск: Изд-во Томск, ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2001.- 27 с.
  91. О.Н. Специфика интерпретации мистического опыта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 2001.
  92. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., ИФ РАН, 2000.
  93. Е.В. Национальное как феномен нового времени: хронотопы новоевропейских культур. Дис. канд. филос. наук. Казань, 2000.
  94. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.
  95. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология.-М., 2001.
  96. А.Ф. Диалектика мифа // А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура.- М., 1991.
  97. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  98. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман.-2-е изд. — СПб.: Искусство-СПБ, 2002.- 413 с.
  99. Ю.М. Память культуры. История и семиотика // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996.
  100. И. Менталитет и духовная культура украинцев // Философская и социологическая мысль. 1995. — № 11−12.
  101. Л. Россия между Западом и Востоком: Сб. ст./ Л. Люкс.- М.: Моск. филос. фонд, 1993.- 160 с.
  102. Е.В. Смысл и назначение научного факта в постпозитивистской философии науки. Автореф. дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2001.- 22 с.
  103. H.B. Природа эффективности языковой коммуникации (методологический аспект). Автореф. дис. канд. филос. наук. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001.- 19 с.
  104. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
  105. Т.Г. Россия и Европа. (Под ред. Абрамова М.А.). М., «Русский христианский государственный институт», 2000.
  106. В.А. О национальном самосознании народа. Фундаментальные категории // Русский архипелаг, http://www.archipelag.ru/text/079.htm-
  107. Межуев В. М, Философия истории и историческая паука // Вопросы философии. 1994. — № 4.
  108. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России).-М., 1997.
  109. И.П. Эволюция, язык, познание. М., Языки русской культуры, 2000.
  110. Р. А. Мифичность сознания: онтологические основания и способы проявления. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Томск: Изд-во Томск, ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2001.- 23 с.
  111. JI.A. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  112. П.Н. Очерки по истории русской культуры. 5-е изд. М., 1902. Т. 1.
  113. Миф в культуре: человек не-человек. — М., 2000-
  114. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.
  115. К.Х. Социум Общество. История. М., 1994
  116. Мул ьти культу рал изм и трансформация постсоветских обществ. — М., 2002-
  117. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3.
  118. Г. П. Субъективный метод в контексте отечественной социальной науки // Проблемы социально-политической истории зарубежных стран. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, изд-во СГУ, 1997. -С.96−103.
  119. А.П. Восприятие и оценка социальной действительности у лиц разных национальностей // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  120. С.И. Образованность и нравственность как проявление эволюции универсума (коэволюционный подход). Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Нижний Новгород: Изд-во Владимир, пед. ун-та, 2002.- 35 с.
  121. Л.И., Сиземская И. И. Три модели развития России. М.: ИФ РАН, 2000.
  122. JI. Значение методологии: три основных подхода // СОЦИС. 1998.-№ 3.
  123. А.П. Национальный менталитет и история России / Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. — № 1.
  124. И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание. М.: «УРСС», 2000.
  125. С.И. Проблема границ научности исторического познания в англо-американской аналитической философии истории середины XX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 2000. — 19 с.
  126. A.A. Художественная культура как форма объективирования духовного становления индивидуальности. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Магнитогорск: Изд-во ЧИДПОПР, 2002.- 27 с.
  127. В.Ф., Митина O.B. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск, 1997.
  128. К.С. Модели социальной реальности // Социальная философия. Самара, 1996.
  129. O.A. Русская цивилизация. М., 1992.
  130. В.А. Метафизика ландшафта: коммуникативная стратегия и философия культуры XIX XX вв. — М., 1993.
  131. Т.М. Генезю ментал1тету особистост1 в нацюнальнш культури. Автореф. дис. канд. фшос. наук.-Одесса, 1995.
  132. М.В. Мировоззрение древних славян. К., 1985.
  133. К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992.10.
  134. К. Нищета историзма // Вопросы философии. 1991. — №№ 8.10.
  135. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 3.
  136. А. Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Пг., 1922.
  137. В.И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь, 1998. — 199 с.
  138. Проблема идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия // Вестник иститута Кеннана в России. Вып.2. М., 2002. — С.11−22.
  139. Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. — № 3.
  140. Е. Целостность и многоединство российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1995. — № 5.
  141. Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Лог. введ. в ист. науки. СПб.: Наука, 1997. — 532 с.
  142. .Ф. Ментальная активность: Понимание, рассуждение, нахождение решений. -М.: Институт психологии РАН, 1998.
  143. Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. 1995. — № 2.
  144. Н.С. Структура социальной онтологии: по пути синтеза мак-роисторических парадигм // Вопросы философии. 1989. — № 2.
  145. .А. Люди и нравы древней Руси: (Историко-бытовые очерки XI—XIII вв.). Л., 1947.
  146. Российская ментальность. Круглый стол // Вопросы философии. -1994. -№ 1.
  147. Российский менталитет: история и современность. Сборник научных трудов. СПб., 1993.
  148. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М., 1993. С. 8.
  149. С. Л. Языковые образы науки. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2002.- 22 с.
  150. Г. И. Основы философии истории. М.: ЮНИТИ, 2000. — 303с.
  151. И. Ю. Бытийный статус праздника. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Омск: Изд-во Сиб. АДИ, 2001.- 17 с.
  152. А. Г. Категория реального, или естественного, чуда: проблема философской интерпретации. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 2001.- 25 с.
  153. Г. Фшософ*1я, культура та етноментальшсть // Фшософська и соцюлопчна думка. 1993. — № 4.
  154. Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России. //ОНС.- 1996.-№ 5.
  155. Э.В. Национальный характер русских // Вестник СПбГУ. -Сер. 6., 1995.-Вып. 4 (27).
  156. Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России // ОНС. 1996. — № 6.
  157. Ситникова Д. J1. Самоорганизация как механизм обновления культуры. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2001.- 22 с.
  158. П.А. Двоеверие как философская проблема (На примере отечественной культуры). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002, — 30 с.
  159. K.M. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // ОНС. 1995. № 10
  160. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. Отв. ред. Ю. А. Левада. М., 1993.
  161. Современные теории цивилизаций. Сб. реф. М., 1995.
  162. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания. М., 1988.
  163. Вл. Три силы // Соч. в 2 т. М., 1989. — Т.1.
  164. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  165. Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. — Л.: Наука, 1986.
  166. А.Н. Образ как форма бытия в науке и в искусстве. Эйдологический анализ смысла. Автореф. дис. д-ра филос. наук. Тверь: Изд-во МИНЦ, 2002.- 40 с.
  167. О.Л. Природа вероятного знания. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Иркутск: Изд-во Алтайс. ун-та, 2002.- 38 с.
  168. В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. — № 12.
  169. А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  170. .Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциологические очерки. M., 1991.
  171. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.
  172. JI. Психические факторы цивилизации. СПб: Изд-во Павлен-кова, 1987.
  173. Н.В. Русские глазами русских // Язык система. Язык -текст. Язык — способность. — М., 1995.
  174. Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
  175. Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
  176. В.Г. Классические и неклассическое в социальном познании // ОНС. 1992. -№ 4.
  177. Философия, образование, культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1999. — № 8.
  178. О.В. Некоторые методологические проблемы исторической психологии // Историческое познание: традиции и новации. Тезисы Международной теоретической конференции. Ижевск, 1993. — Часть 2.
  179. А.Т., Носовский Г. В. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима: Факты. Статистика. Гипотезы. 2-е изд. М., 1996. -T.I.
  180. СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика: 1992.
  181. С., Шепард Д. Начало Руси: 750−1200. СПб., 2000.
  182. И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. -Л., 1980.
  183. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3.
  184. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. -№ 1.
  185. И. Задачи истории культуры // Хёйзинга И. Ното Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997.
  186. В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
  187. К. Нация. От забвения к возрождению. (Пер. с нем.) М., 2001.
  188. H.H., Чебоксарова H.A. Народы. Расы. Культуры. М., Наука, 1985.
  189. Е.В. Проблема изучения политической ментальности // Про-блеми пол1тичноУ психологи та и роль у становленш громадянина украУнськоУ держави. MaTepianH ДругоУ всеукраУнськоТ науковоУ конференцП' 13−14 листопада 1997 року. — С. 96−101.
  190. А.Г. Онтологическая дифференциация и темпоральность // Вопросы философии. 1997. — № 6.
  191. С.Ю. Методологический анализ категории «социальная память». Автореф. дис.. канд. филос. наук. Кемерово: Изд-во Кемеров. акад. культуры и искусств, 2002.- 22 с.
  192. В.Ф. Метафизика места. Автореф. дис. канд. филос. наук. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002.- 16 с.
  193. К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв.. М., 1967. — С.159−161.
  194. P.P. Социальная реальность: философский анализ понятия. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа: Изд-во Стерлитамак. пед. ин-та, 2001.- 22 с.
  195. С.Ф. Онтологические особенности человеческой субектив-ности: основания и модусы. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Омск: Изд-во Петропавл. экон.-техн. образоват. комплекса, 2002.- 16 с.
  196. О.Б. Феномен несогласия в научном познании (философ-ско-методологический анализ). Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 2002.- 49 с.
  197. Н.А. Этническая самоидентификация личности. К., 1996.
  198. И.А. Социокультурное измерение личностного бытия в современной России (философский анализ). Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Ставрополь 2000.
  199. Эзотерический подход к исследованию жизни (философский анализ) (под ред. Фесенковой Л.Б.). М.: УРСС, 2000.
  200. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 2000.
  201. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  202. А.Л. Категории русской средневековой культуры.- М., 1998.
  203. И.Г. Цивилизация и варварство в истории России. Статьи 1−4 // Общественные науки и современность. 1995. — №№ 4,6- 1996. №№ 3, 4.
  204. ЯковецЮ.В. История цивилизаций. М., 1996.
  205. В.Н. Время в эволюции культуры. Философские очерки. -Саратов, 1989.
  206. К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994.
  207. Frierson С. A. Peasant Icons: Representations of Rural People in Late in Nineteenth-Century Russia. New York- Oxford: Oxford University Press, 1993.
  208. Topolski. Metodologia historii. Warszawa, 1973.
Заполнить форму текущей работой