Разработка методических подходов к формированию адаптивной корпоративной культуры аптечной организации
Разработана «идеальная» модель руководителя аптечной организации. Для изучения его личности на основании принципа семантической близости создана методика — модель профессиональных типов руководителя. Проведено сравнение действующих моделей руководителей с «идеальной» с помощью рассчитанных среднеквадратических отклонений индивидуальных оценок качеств от их экспертного значения. Установлено, что… Читать ещё >
Содержание
- 1. ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА АНАЛИЗА И ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Характеристика понятия «организационная культура»: история развития, определения, уровни развития, функции, классификации
- 1. 2. Определение структурных составляющих организационной культуры
- 1. 3. Методы формирования организационной культуры
- 1. 4. Анализ отечественного опыта в области исследований организационной культуры и ее структурных элементов фармацевтической организации
- 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК БАЗЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ЕЕ ФОРМИРВАНИЮ
- 2. 1. Изучение степени информированности фармацевтических работников о различных аспектах организационной культуры
- 2. 2. Определение этапов анализа и формирования корпоративной культуры аптечной организации
- 3. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО МЕТОДА
- 3. 1. Определение стиля и метода управления аптечной организацией как элемента духовной подсистемы ее организационной культуры
- 3. 2. Исследование социально-психологического климата коллектива аптечной организации
- 3. 3. Определение ценностных ориентаций коллектива аптечной организации
- 3. 4. Определение и анализ индекса духовной подсистемы корпоративной культуры аптечной организации
- 3. 5. Анализ состояния материальной культуры, как подсистемы корпоративной культуры аптечной организации
- 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКРОСКОПИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 5. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОРА, ФОРМИРУЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ АПТЕКИ
- 6. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ОТРАЖЕНИЕМ ЕЕ ВО ВНЕШЕНЕЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
- 6. 1. Исследование взаимосвязи компонентов корпоративного имиджа с элементами организационной культуры
- 6. 2. Построение модели имиджа аптеки, соответствующего адаптивной корпоративной культуре
- ВЫВОДЫ
Разработка методических подходов к формированию адаптивной корпоративной культуры аптечной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В настоящее время в условиях рынка целью деятельности любой организации является не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и желание приобрести позитивную деловую репутацию. Появление интереса у российских предпринимателей к этическим критериям ведения бизнеса обусловили необходимость разработки современных научно-методических подходов к анализу и формированию корпоративной культуры аптечной организации, учитывающих как ее торговую, так и социальную функции.
Корпоративная культура организации — очень сложное, многослойное явление, включающее и материальное и духовное в жизни, деятельности, поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и собственным сотрудникам. Стиль руководства, психологический климат и уровень развития коллектива, сложившиеся ценности — все эти и другие составляющие корпоративной культуры не могут не влиять на успех или неудачу аптечной организации на рынке.
До настоящего времени основным подходом при формировании коллектива аптеки являлся технократический, базировавшийся только на определении численности, рациональном использовании персонала по времени, квалификации, уровню образования, и не учитывающий такие элементы организационной культуры как, систему ценностных ориентаций сотрудников и ее соответствие организационной, возможности раскрытия и использования их творческого потенциала, мотивацию, социально-психологические факторы. Без учета этих элементов невозможно сформировать коллектив высококомпетентных специалистов, обеспечивающих конкурентоспособность организации, и оставляющих за собой право выбора работодателя с наиболее приемлемыми для себя условиями труда и бизнес — культурой.
Анализ научных материалов и литературных данных по рассматриваемому вопросу показал, что целостные системные исследования в области культуры фармацевтической организации отсутствуют. Предшествующие разработки посвящены изучению отдельных элементов организационной культуры. Они представлены в работах Раздорской И. М., Музыры Ю. А., Морозова Э. Г., Ша-раховой Е.Ф., Подольного П. П., Филькина Е. А. и других).
Вышеизложенные обстоятельства определили степень важности решения обозначенной научной проблемы и послужили объективным основанием выбора темы и формулировки цели и задач исследования.
Целью исследования явилась разработка методических подходов к формированию организационной культуры аптечной организации.
Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены и решены следующие основные задачи:
— изучить и теоретически обобщить основные направления отечественного и зарубежного опыта в области анализа и формирования корпоративной культуры;
— разработать и апробировать методические основы, этапы и методы анализа и формирования корпоративной культуры аптечной организации;
— провести исследования духовной культуры, как подсистемы корпоративной культуры аптечной организации, с использованием микроскопического метода и разработать программу по формированию адаптивной системы организационных ценностей;
— изучить материальную культуру, как подсистему корпоративной культуры аптечной организации, с использованием микроскопического метода;
— провести макроскопический анализ корпоративной культуры с использованием разработанных методических подходов и сформулировать методические рекомендации, способствующие формированию предпочтительного типа организационной культуры исследуемых аптечных организаций;
— разработать логико-смысловую модель руководителя аптечной организации и методику-модель профессиональных типов с целью изучения его личности, провести сравнение действующих моделей руководителей с теоретической и разработать макет программы по совершенствованию личности руководителя;
— изучить взаимосвязь внутренней среды аптечной организации с отражением ее во внешней рыночной среде.
Методологическая основа. Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции организационной культуры отечественных и зарубежных авторов, работы ведущих ученых в области управления персоналом фармацевтической организации.
Объектом исследования явились сотрудники и руководители аптечных организаций, ценностные, психологические и управленческие аспекты фармацевтической деятельности, документы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках), посетители аптек.
В процессе исследования использовались методы логического, системного анализа, социологические (экспертная оценка, контент-анализ, стандартизированное интервью, метод парных сравнений, методы семантической близости и семантического дифференциала и другие), математической статистики (корреляционный анализ) и другие.
Научная новизна. Разработаны и теоретически обоснованы методические подходы к формированию корпоративной культуры аптечной организации, основанные на методологии системного анализа. В соответствии с принципами микроскопического и макроскопического подходов определены основные этапы анализа и формирования корпоративной культуры аптеки, а также последовательность их проведения.
С использованием пакета программ статистической обработки данных SPSS v 11.00 разработана «идеальная» иерархическая модель системы ценностей фармацевтического сотрудника, программа по формированию необходимой системы ценностей у аптечных сотрудников и макет корпоративного кодекса аптеки.
Впервые в материальной подсистеме организационной культуры аптеки выделен элемент «критерий достижения целей и оценки результатов» и проведена его оценка по состоянию деловой репутации и показателям деловой активности аптечной организации. Определена взаимосвязь бизнес-имиджа с внутренней и внешней средой аптечной организации. Определены критерии, характеризующие деловую репутацию, и отобраны показатели деловой активности аптечной организации.
Для макроскопического анализа корпоративной культуры аптечной организации модифицирована и адаптирована методика, позволяющая определить тип (или совокупность типов) ее существующей и предпочтительной культуры путем построения организационных профилей. Разработаны стратегические действия по переводу существующих культур исследуемых аптечных организаций в предпочтительные.
Разработана логико-структурная модель руководителя аптечной организации с адаптивной корпоративной культурой. Создана методика — модель, использование которой позволяет сократить количество применяемых социологических инструментов при его изучении, а так же проводить аттестацию специалиста на руководящую должность аптечной организации. Разработан макет комплексной программы по совершенствованию личности руководителя.
Установлено, что имидж является отражением во внешней рыночной среде корпоративной культуры организации. Определен перечень факторов, влияющих на имидж аптечной организации. На основе методов логико-смыслового моделирования и корреляционного анализа проведена структуризация факторов с учетом значимых связей и построена модель имиджа аптечной организации в глазах посетителей, соответствующая ее адаптивной организационной культуре.
Практическая значимость и внедрение результатов исследования.
Практическое применение результатов исследования позволит повысить обосновать управленческих решений по вопросам кадровой политики, анализа и формирования организационной культуры аптечных организаций, что в свою очередь улучшит качество лекарственного обслуживания населения и социальную защищенность фармацевтических работников в условиях современных рыночных отношений.
На основании проведенных исследований разработаны методические рекомендации «Диагностика и совершенствование организационной культуры аптечной организации и «Требования к специалисту, выполняющему торговую функцию в аптечной организации». Указанные материалы внедрены в работу Фармацевтического Управления Курской области (акт о внедрении от.
15.10.2002 г.), ДГУП «Курскфармация» филиал-аптека № 1 г. Курск (акт о внедрении от 9.12.2002 г), МП Аптека № 9 г. Волхов Орловская область (акт о внедрении от 9.12.2002 г.), МУП ЦРА № 4 п. Белая Яруга Белгородская область (акт о внедрении от 15.11.2002 г.), ДГУП «Курскфармация» филиал-аптека № 9 г. Рыльск Курская область (акт о внедрении от 30.09.2002 г.), Аптечный пункт И/П Табачникова Т. Ю. (акт о внедрении от 29.12.2002 г.), ООО ФП «Орелфар-ма» (акт о внедрении от 3.02.2003 г.), МП «Аптека № 6» г. Орел (акт о внедрении от 3.02.2003 г.), МП «Аптека № 1» г. Орел (акт о внедрении от 3.02.2003 г.), МП «Аптека № 4» г. Орел (акт о внедрении от 3.02.2003 г.), МУП «Фармация центр» г. Воронеж (акт о внедрении от 25.03.2003 г.), ООО «АМП», сеть «Аптека клиническая» г. Воронеж (акт о внедрении от 25.03.2003 г.), ООО «Сопроцессор» г. Воронеж (акт о внедрении от 25.03.2003 г.), ООО «Аптека № 15» г. Воронеж (акт о внедрении от 25.03.2003 г.), ГП «Орелфармация» г. Орел (акт о внедрении от 10.03.2003 г.), РГУП «Фармация» г. Владикавказ (акт о внедрении от.
10.12.2003 г.).
Апробация работы. Основные результаты исследований доложены и обсуждены на международной научной конференции «Поиск, разработка и внедрение новых лекарственных и организационных форм фармацевтической деятельности» (Томск, 2000), научно-практических конференциях «Достижения, проблемы, перспективы фармацевтической науки и практики» (Курск, 2001), «Приоритетные проблемы организации и экономики российской фармации» (Москва, 2001), научных конференциях молодых ученых КГМУ (2001;2004), 67-ой и 69-ой научных сессиях КГМУ (Курск, 2002, 2004), 67-ой межвузовской научной конференции молодых ученых (Курск, 2002), VIII и IX Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва, 2001; 2002), учебно-методической конференции «Гуманизация медицинского образования в условиях развития инновационных технологий обучения» (Курск, 2004).
Связь исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа соответствует основным направлениям научных исследований, проводимых Курским государственным медицинским университетом (номер государственной регистрации 01. 200. 208 421) и тематике проблемной комиссии по фармации.
Публикации. По результатам проведенных исследований опубликовано 16 печатных работ. Подготовлено к изданию учебное пособие для студентов «Организация процесса продаж в аптечной организации», методическая разработка «Кейс-стади» «Корпоративная культура и ее влияние на эффективность деятельности фармацевтической организации», монография «Имидж аптечной организации. Формирование и продвижение», утвержденные на заседании Координационного учебно-методического совета по фармации МЗ России от 20.05.03 г.
Положения, выдвигаемые на защиту. На защиту выносятся:
— методические подходы к анализу и формированию корпоративной культуры аптечной организации;
— модель ценностей фармацевтического работника;
— теоретическое обоснование выбора критериев деловой репутации и показателей деловой активности аптечной организации;
— методика-модель профессиональных типов личности руководителя;
— теоретическое обоснование взаимосвязи внутренней среды аптечной организации с отражением ее во внешней рыночной среде;
— логико-смысловая модель имиджа аптечной организации, соответствующего ее адаптивной корпоративной культуре.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 6-ти глав и выводов, изложенных на 173 страницах машинописного текста, 14 приложений, содержит 27 таблиц и 23 рисунка. Список библиографических источников включает 115, в том числе 16 источников иностранных авторов.
выводы.
1. В результате изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта в области исследований организационной культуре установлено, что эффективное управление современной фармацевтической организацией невозможно без наличия навыков у руководителя по формированию адаптивной организационной культуры.
2. Разработаны методические основы, этапы и методы анализа и формирования корпоративной культуры аптечной организации.
3. Проведены исследования духовной подсистемы корпоративной культуры аптечных организаций с использованием принципов микроскопического метода. Установлено, что наиболее практикуемым стилем управления является коллегиальный. Определено, что благоприятный социально-психологический климат и высокий уровень развития коллектива имеет 71% исследуемых аптечных организаций, но только в 47% аптечных организациях стиль управления соответствует уровню развития коллектива.
С помощью метода экспертных оценок разработана «лестница» ценностей аптечного работника и построена «лестница» ценностей сотрудников базовых аптечных организаций. Установлено, что некоторые наиболее значимые ценности являются для работников труднодостижимыми.
Разработана программа по формированию адаптивной системы организационных ценностей у сотрудников аптеки. С помощью логико-структурного анализа разработан макет корпоративного кодекса фармацевтической организации и сформулированы его основные положения: цели, задачи, принципы деятельности аптеки, ее миссия, элементы кадровой политики: программы мотивации, занятости, развития сотрудников, социального и медицинского обслуживания.
4. Проведен анализ материальной культуры, как подсистемы корпоративной культуры исследуемых аптечных организаций. Определены параметры для оценки элемента материальной культуры аптечной организации «критерий достижения целей и оценки результатов»: деловая репутация и деловая активность. Сформулированы основные положения, характеризующие деловую репутацию аптечной организации. Отобраны, теоретически обоснованы и изучены показатели деловой активности на примере базовых аптечных организаций. На основании сравнительного анализа уровня развития духовных и материальных подсистем организационной культуры выявлена их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга.
5. С помощью макроскопического метода определены профили существующей и предпочтительной организационной культуры аптек, состоящие из параметров состояния индикаторов кланового, иерархического, рыночного и адхократического культурных типов. С использованием принципа семантической близости разработаны методические рекомендации, способствующие переводу существующих культур исследуемых аптек в предпочтительное состояние.
6. Разработана «идеальная» модель руководителя аптечной организации. Для изучения его личности на основании принципа семантической близости создана методика — модель профессиональных типов руководителя. Проведено сравнение действующих моделей руководителей с «идеальной» с помощью рассчитанных среднеквадратических отклонений индивидуальных оценок качеств от их экспертного значения. Установлено, что руководители аптек с адаптивной и неадаптивной организационной культурой, характеризуются одинаковыми наборами качеств, но отличаются друг от друга уровнем их развития. С использованием программно-целевого подхода разработан макет программы выработки у руководителя личных качеств, навыков и умений, отвечающих современным требованиям и необходимых для формирования адаптивной корпоративной культуры аптечной организации.
7. Установлено, что корпоративный имидж является отражением корпоративной культуры во внешней среде. Определен перечень факторов, влияющих на имидж аптечной организации в глазах посетителей. Разработана корреляционная матрица факторов и построены 3 графа, показывающие причинно-следственные взаимоотношения отобранных факторов. По результатам анализа графов построена модель имиджа аптеки для посетителей, соответствующего адаптивной корпоративной культуре.
Список литературы
- Аверченко, Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие / Л. К. Аверченко. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 216 с.
- Алешина, И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект / И. В. Алешина // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1. — С. 44−51.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С.Урбина. -СПб.: Питер, 2001.-688 с.
- Апазов, А.Д. Развитие фармацевтической отрасли и формирование цивилизованного рынка лекарств / А. Д. Апазов // Аптечная сеть России: Сб. докл. -М, 2000.-С.6−13.
- Боярский, А.Я. Общая теория статистики / А. Я. Боярский. Изд-во Мос-ков. ун-та, 1997. — 327 с.
- Бусыгин, A.B. Эффективный менеджмент: Учебник / А. В. Бусыгин. М.: Финпресс, 2000. — 1056 с.
- Винер, Н. Человек управляющий / Н.Винер. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.- М.: Изд-во МГУ, 1995. 416с.
- Виханский, О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гар-дарика, 1998. — 520 с.
- Ганзен, В.А., Малышев К. Б. Синтез содержательных и фармализован-ных описаний в психологии / В. А. Ганзен, К. Б. Малышев // Вест. СПб ГУ. -1995. Вып. 1, Сер. 6. — С. 45−57.
- Горшков, M.K. Как провести социологическое исследование / М. К. Горшков, Ф. Э. Шерега. М.: Политиздат, 1990. — С. 250.
- Грейсон, Дж.К. мл. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Дж.К.Грейсон, К. О’Дел и. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
- Дараховский, И.С. Бизнес и менеджер./ И. С. Дараховский, И.П. Черно-иванов, Т. В. Прехул. М.: АЗИМУТ — Центр, 1992. — 448 с.
- Дафт, Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Р.Дафт. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 397 с.
- Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. СПб.: Питер, 2001. — 832 с.
- Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение / Б. Джи С.Пб.: Питер, 2000. — 224 с.
- Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / П.Дойль. СПб.: Питер, 2001.-560 с.
- Дорошева, М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Подготовка резерва руководителя и выявление сотрудников с лидерским потенциалом / М. В. Дорошева // Управление персоналом. 1997. — № 8. — С. 39−41.
- Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Занковский. -М.: Флинта: МПСИ, 2000. 648 с.
- Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов.- М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003.-416 с.
- Караева, Н.П. Основы фармацевтической деонтологии / H.H. Караева, Е. А. Марченко // Эконом, вестн. фармации. 1999. — № 6. — С. 101−108.
- Касьянов, B.C. Определение вашего стиля управления. Большая книга тестов / Сост. A.C. Касьянов. М.: «Олма-Пресс», 2000. — С. 87−96.
- Кашапов, P.P. Курс практической психологии, или как научно работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / P.P. Кашапов. Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 2000. — 448 с.
- Козлов, В.Д. Управление организационной культурой / В. Д. Козлов. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 256 с.
- Козлова, 3. Корпоративная культура фармкомпаний / З. Козлова, Г. Ме-лик Еганов // Ремедиум. — 2002. — № 5. — С. 46−49.
- Козорев, Д. Стили руководства: социологическое исследование (на примере российских предприятий) / Д. Козорев // Управление персоналом. -1999.-№ 2.-С. 41−45.
- Комаров, Е.И. Мудрые мысли об организации, организаторе, организационной деятельности / Е. И. Комаров // Управление персоналом. 1997. — № 12. -С. 91−93.
- Корниенко, В. Стиль управления как мотивирующий фактор / В. Корниенко // Управление персоналом. 1999. — № 5. — С. 13−18.
- Кристофер, Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л.Смит. СПб.: Питер, 2001.-320 с.
- Кричевский, Р.Л. Если Вы руководитель. элементы психологии менеджмента в повседневной работе. / Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
- Крыжко, В.В. Психология в практике менеджера образования / В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенко. СПб.: КАРО, 2001. — 304 с.
- Кубр, М. Управленческое консультирование: В 2-х тт./ М.Кубр. М.: СП «Интерэксперт», 1992. Т.1, 170 е.
- Ладанов, И. Социокультура организации / И. Ладанов // Управление персоналом. 1999. — № 5. — С. 55−59.
- Лопатин, П.В. Концепция фармацевтической помощи и фармацевтической биоэтики как основы развития фармации / П. В. Лопатин // VII Рос. нац. конгр. «Человек и лекарство» 19−23 апреля 1999 г.: Тез. Докл. М., 199. -С.515.
- Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р. Д. Льюис. М.: Дело, 2001. — 226 с.
- Льюис, Д. Тренинг эффективного общения / Д.Льюис. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 224 с.
- Лютенс, Ф. Организационное поведение: Университетский учебник / Ф.Лютенс. М.: ИНФРА — М., 2001. — 692 с.
- Маймо, Г. Менеджмент в организациях / Г. Маймон, Д. Смитбург, В.Томпсон. М.: Экономика, 1995. -324 с.
- Малышев, К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности / К. Б. Малышев. М.- Вологда: Русь, 1998. — 150 с.
- Малышев, К.Б. Психология управления: Науч.-метод. пособие для вузов / К. Б. Малышев. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 144 с.
- Менеджмент в АПК / Королев Ю. Б., Коротнев В. Д., Кочетова Г. Н., Никифорова E.H.- Под ред. Ю. Б. Королева. М.: Колос, 2000.- 304 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: Дело, 1992. — 702 с.
- Милованова, Н.К. Активация человеческого фактора в коллективах аптечных учреждений / Н. К. Милованова // Фармация. 1991. — № 1. — С.50.
- Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
- Морозов, A.B. Психология влияния / А. В. Морозов. Питер, 2001. -512с.
- Музыра, Ю.А. Оценка социально-психологических и профессиональных качеств руководителя аптечной организации / Ю. А. Музыра, Э. Г Морозова, И.Ю. Карманова//Новая аптека. 2001. — № 1. — С.45−50.
- Муромкина, И.И. Имидж розничного торгового предприятия. Особенности формирования и восприятия / И. И. Муромкина // Маркетинг в Россини и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 72−78.
- Некрасов, H.A. Деловая репутация / Н. А. Некрасов // Управление персоналом. 2000. — № 3. — С. 52−58.
- Ньюстром, Дж.В. Организационное поведение / Дж.В.Ньюстром, К. Дэвис- Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -448 с.
- Огарев, Г. 31 закон карьерного роста / Г. Огарев. М.: Рипол классик, 2002. — 448 с.
- Опалев, A.B. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека /
- A.В.Опалев. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996. — 272 с.
- Организационное поведение: Учебник для вузов./ А. Н. Силин, С. Д. Резник, А. Н. Чаплина и др.- Под ред. проф. Э. М. Короткова и проф. А. Н. Силина. Тюмень: Вектор Бук, 1998. — 308 с.
- Паркинсон, С.Н. Искусство управления./ С. Н. Паркинсон, М.К.Рустомджи- Пер. с англ. К. Савельева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 270 с.
- Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Плчепцов. М.: Рефл.-бук, К. Ваклер, 2000.- 768 с.
- Пригожин, A.A. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях / А. А. Пригожин // Менеджмент. 1995. — № 1. — М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО «Барма» — с. 60−77.
- Психологические тесты для деловых людей./ Сост. Литвинцева H.A. -М.: АО «Бизнес-школа „Интал-Синтез“», 1997. 453 с.
- Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник /
- B.П.Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2000. — 279 с.
- Родин, О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность/ О. Родин // Менеджмент. 1998. — № 7. — М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО «Барма» — С. 67−77.
- Розанова, В.А. Психология управления / В. А. Розанова // Управление персоналом. 1999. — № 5. — С. 88−89.
- Розанова, В.А. Человеческий фактор в предпринимательстве / В. А. Розанова // Управление персоналом. 1999. — № 5. — С. 42−48.
- Рюттингер, Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. / Р.Рюттингер. М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с.
- Сабат, Э.М. Бизнес-этикет / Э. М. Сабат. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.240 с.
- Семеняченко, Е. Проблемы «новых шариковых» или как повысить корпоративную культуру российских компаний? / Е. Семеняченко // Новая биржевая газета. 1996. — № 40.
- Соловьев, В. Методика выявления отношения подчиненных к руководителю / В. Соловьев // Управление персоналом. 1998.-№ 3.-С. 4669. Спивак, В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. — СПб: Питер, 2001.-352 с.
- Справочник аптечного работника: (Вопросы организации и управления) / В. И. Крим, В. И. Прокопишина, И. Н. Руднева, В. Н. Сад / Под ред. А. Н. Узденникова. Кишинев: Картя молдовенске. — 1989. — 413 с.
- Станкин, М.И. Фотография внутриколлективных отношений / М. И. Станкин // Управление персоналом. 1998. — № 4. — С. 58−60.
- Стюарт, Д. Тренинг организационных изменений / Д.Стюарт. СПб.: Питер, 2001.-256 с.
- Тесакова, Н. В. Миссия и корпоративный кодекс / Н. В. Тесакова. М.: РИП-холдинг, 2003. — 188 с.
- Томилов, В.В. Культура предпринимательства / В. В. Томилов. -СПб .'Питер, 2000. 368 с.
- Томилова, М.В. Модель имиджа организации / М. В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1. — С.51−59.
- Тополова, Е. Аптека и покупатель: искусство общения / Е. Тополова // Новая аптека. 2003. — № 4. — С. 66−68.
- Трофимов, В.П. Логическая структура статистических моделей / В. П. Трофимов. -М.: Финансы и статистика, 1985.- 191 с.
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 453 с.
- Чижов, Н.А. Персонал банка: технология, управление, развитие / Н. А. Чижов. М.: Анкил, 1997. — 123 с.
- Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э.Шейн. СПб.: Питер, 2002. — 336с.
- Шейнов, В.П. 12 секретов успеха / В. П. Шейнов. М: Инфра — М, 2001.-416с.
- Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. М: Бизнес-школа, Интер-синтез, 1995. — 358 с.
- Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. М., 1990. — 235 с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 393 с.
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА — М, 1998. — 453 с.
- Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. -М., 1997.-450 с.
- Уткин, Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов / Э. А. Уткин М.: Зерцало. — 1998.-312 с.
- Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика./ Э. А. Уткин. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2000. — 272 с.
- Файоль, А. Управление это наука и исскуство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тэйлор. — М.: Республика, 1992. — 200 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Принципы управления персоналом / Р. А. Фатхутдинов // Управление персоналом. 1998. — № 12. С. 51−54.
- Хлюнева, М.В. Пирамида Маслоу плюс или когда бесспорное стало сомнительным / М. В. Хлюнева, А. А. Звезденков, В. Н. Верхоглазенко // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 5. — С. 33−48.
- Царский, В. Современный психологический справочник менеджера / В.Царский. М.: Рипол классик, 2002. — 448 с.
- Цветаев, В.М. Управление персоналом / В. М. Цветаев. СПб.: Питер, 2001.- 192 с.
- Шарахова, Е.Ф. Руководитель аптеки: деловой и психологический портрет / Е. Ф. Шарахова // Новая аптека. 2002. — № 3. — С.28−31.
- Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Щипунов, Е. Н. Кишкель. М.: Высшая школа, 2002. — 303 с.
- Эльяшевич, Е.Г. Фармацевтическая деонтология / Е. Г. Эльяшевич // Фармация. 1986. — № 6, — С. 58−62.
- Этические критерии морально-этического поведения бизнесменов и управленческого персонала: Тез. Докл. Всероссийской научно-практической конференции (19−21 октября 1998 г.- г. СПб). / СПб: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 1998.-С. 98−99.
- Якокка, JL Карьера менеджера / Л.Якокка. Минск: Парадокс, 1996 —300 с.
- Arnold, D.R. Corporate culture and the marketing concept: a diagnostic instrument for Utilities / D.R. Arnold, L.M. Capella // Public Utilities Fortnightly. -1995.-№ 116.-P. 32−38.
- Bennis, W. Leadership / W. Bennis, B. Nanus. New York: Harper & Row, 1995.-453 P.
- Beyer, Y. Organizational culture / Y. Beyer, K. Cameron. Washington: National Academy Press, 1997. — 540 P.
- Childress, Y.R. In the eye of the storm / Y.R. Childress, L.E. Senn. -Los Angeles: The Leadership Press, 1995. 326 P.
- Davis, S.M. Managing corporate culture / S.M. Davis. New York: Ballinger, 1989. — 478 P.
- Deal, T.E. Corporate culture: the rights and rituals of corporate life / T.E. Deal, A.A. Kennedy. Reading, MA: Addison-Wesley, 1982. — 464 P.
- Denison, D. Corporate culture and organizational effectiveness / D. Denison. New York: John Wiley, 1997. — 657 P.
- England, G. The manager and his values / G. England. New York: Ballinger, 1995.-244 P.
- Gagliardi, P. Symbols and artifacts: views of the corporate landscape / P. Gagliardi. New York: de Gruyter, 1990. — 395 P.
- Geerts, C. The interpretation of cultures / C. Geerts. New York: Basic Books, 1994.-450 P.
- Hatch, M.J. The dynamics of organizational culture / M.Y. Hatch // Copenhagen Business School Paper in Organization. Copenhagen, Denmark: Copenhagen Business School, 1991. — № 4. — P. 567−575.
- Hooijberg, R. On cultural change: using the competing values framework to help leaders to a transformational strategy / R. Hooijberg // Human Resource Management. 1993. — Vol. 32. — P. 29−51.
- Kilmann, R.H. Gaining control of the corporate climate / R.H. Kil-mann, M.J. Saxton, R. Serpa. San Francisco: Jossey-Bass, 1998. — 324 P.
- Lawrence, P.R. Organization and Environment / P.R. Lawrence, J.W. Lorsch. Boston: Harvard Graduate School of Business Administration, 1997. — 780 P.'
- Martin, J. Cultures in organization / J. Martin. New York: Oxford University Press, 1992. — 678 P.
- Trice, H. The cultures of work organization / H. Trice, J. Bejer. -Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1993. 578 P.
- Yeung, A.K.O. Organizational culture and human resources practices: an empirical assessment / A.K.O. Yeung, J.W. Brockbank, D.O. Ulrich // Research in Organizational Change and Development. 1991. — Vol. 5. — P.59−81.1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- Автократичный руководитель руководитель, который полагается на законные полномочия, стремится сконцентрировать в своих руках всю власть, основанную на вознаграждении и принуждении.
- Базовые представления (предположения) — подсознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства, являющиеся первичным источником ценностей и поступков.
- Внешняя организационная среда находящиеся вне пределов организации, но оказывающие на нее существенное воздействие элементы: конкуренты, ресурсы, технологии и экономические условия.
- Внутренняя среда все внутриорганизационные элементы среды: работники, менеджмент и корпоративная культура, детерминирующая поведение сотрудников в организации и способности адаптации последней к внешним условиям.
- Герой человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры.
- Девиз (слоган, лозунг) фраза, предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры.
- Делегирование процесс передачи руководителями властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижележащих уровнях организационной иерархии.
- Демократичный (коллегиальный) лидер руководитель, который делегирует властные полномочия сотрудникам, способствует их участию в управлении и при воздействии на подчиненных полагается на референтную и экспертную власть.
- Децентрализованное управление контроль, который основывается на социальных ценностях, традициях, общих для сотрудников воззрениях и доверии, способствующих формированию приверженности сотрудников организационным целям.
- Задачи организации положения, которые требуют обязательного исполнения в процессе деятельности.
- Изменение в культуре/ людях перемены в ценностях, нормах, убеждениях, отношениях и поведении сотрудников организации.
- Имидж (образ, отражение, подобие, изображение) это ореол, создаваемый мнением социальной группы, демографического слоя, собственными усилиями человека. Ближе всего этот термин к понятиям «репутация», «доброе имя».
- Интерактивный руководитель руководитель, проявляющий огромное внимание достижению консенсуса, участию в работе всех членов коллектива, их взаимодействиях и взаимопонимании.
- Коллектив это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на другого и одновременно находится под его влиянием.
- Комитет по этике группа высших руководителей организации, на которых возложена обязанность наблюдения за соблюдением работниками этических принципов и вынесения решения в случае возникновения спорных ситуаций.
- Корпоративный кодекс это документ, который содержит информацию о принятых в организации правилах поведения и управления, направленных на формирование желаемой корпоративной культуры.
- Креативность (творчество) способность индивида или организации к разработке новых, творческих подходов для решения возникающих проблем.
- Культурный разрыв различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями.
- Либеральный руководитель руководитель, представляющий собой, как правило, слабо выраженное руководство, устранение, отказ от него со стороны руководителя, снятие с себя ответственности и отречение от власти в пользу организации или коллектива.
- Лидер-символ руководитель, который в стремлении к изменению корпоративной культуры самостоятельно определяет и использует наиболее адекватные сигналы и символы.
- Миссия организации предназначение организации, смысл существования на рынке, отличие данной организации от остальных, ее уникальность.
- Обряд это стандартное и повторяющееся мероприятие коллектива, проводимое в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения.
- Организационные ценности (ценностные ориентации) предметы и явления жизни организации, которые существенно значимы для сотрудников и выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности.
- Организованность коллектива это характеристика, отражающая его способность создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников.
- Предания основанные на происходивших в организации реальных событиях часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации.
- Принципы деятельности своеобразные ориентиры в сфере деятельности, реализация которых способствует осуществлению предназначения организации.
- Репутация общественная оценка достоинств или недостатков кого-либо или чего-либо.
- Символ объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих.
- Социальная ответственность — обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой организации.
- Социально-психологический климат (СПК) социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений, взаимных ожиданий в нем.
- Стиль руководства это сформировавшийся комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т. е. — это способ, которым руководитель управляет сотрудниками.
- Стратегия общий, всесторонний план достижения целей.
- Субкультура это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
- Традиции элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.
- Управление культурой это сознательное и намеренное совершение какого-либо действия в ней.
- Цель деятельности организации внутренняя движущая сила, конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых наиболее желательно.
- Ценностно-ориетированная зрелость коллектива — это характеристика, отражающая степень принятия его членами организационных ценностей, принципов деятельности, целей и способов их достижения.
- Этика бизнеса система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде.
- Этическая дилемма ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными из-за своих потенциально негативных моральных последствий, когда трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла.