Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Игра как условие развития двигательной активности ребенка: На примере уроков физической культуры в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследовано состояние решения проблемы использования игры учителем физической культуры в массовом опыте. Обнаружено: учителя мало готовы к решению поставленной нами задачи, что еще раз убедило в актуальности исследования и поставленной цели — формировать системные обобщенные знания младших школьников в двигательной деятельности, стимулирующей эмоционально-волевую, интеллектуальную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование использования игровой деятельности в обучении учащихся начальных классов. И
    • 1. 1. Полифункциональная природа игры и ее развивающие возможности
    • 1. 2. Механизмы игры, активизирующие деятельность учащихся начальных классов
    • 1. 3. Место и роль игры в учебном процессе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Использование игры в проведении обучения физическим упражнениям учащихся начальной школы
    • 2. 1. Использование игры в процессе обучения младших школьников в опыте учителей физической культуры
    • 2. 2. Обоснование логики и условий для успешного проведения подвижной игры в процессе обучения физическим упражнениям младших школьников
    • 2. 3. Развитие игровой деятельности при решении разных познавательных задач урока
    • 2. 4. Сравнительное построение уроков и результаты экспериментального обучения
  • Выводы по второй главе

Игра как условие развития двигательной активности ребенка: На примере уроков физической культуры в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человеческий организм формируется и совершенствуется под влиянием двигательной деятельности, в которой физическое и интеллектуальное развитие тесно взаимосвязаны. Недостаточная физическая активность школьника приводит к расстройству нормальной деятельности систем организма, нарушению обмена веществ, быстрой утомляемости и в итоге — к потере здоровья.

Сегодня особенно актуальна проблема поиска и разработки программ, способствующих повышению физической активности школьников и улучшению их здоровья. В системе подобных программ большое значение имеет расширение знаний о физической культуре и здоровом образе жизни.

По мнению ряда ученых (И.М. Сеченов (1947), И. А. Чхеидзе (1964), В. И. Лях (1978), Е. М. Геллер и др.), для увеличения эффективности процесса физического воспитания в целях формирования основ здорового образа жизни и повышения уровня двигательной подготовленности учащихся необходимо использовать все многообразие форм и вариантов содержания школьного физического воспитания. Это в свою очередь позволяет организовать физическую активность сообразно ценностным ориентациям, интересам и потребностям учеников.

Приоритетными в педагогических конструкциях оказываются такие методы обучения и воспитания, использование которых основано на реализации психологических новообразований детей различных половозрастных групп.

Основным психологическим новообразованиям (развитию самосознания, стремлению к самопознанию, самоутверждению, самосовершенствованию, формированию самооценки, потребности в общении со сверстниками, развитию познавательных интересов) детей младшего школьного возраста (7−9лет) в сфере физического воспитания соответствует игровая деятельность.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная, природосообразная деятельность, с помощью которой ребенок познает мир и себя.

Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма (J1.C. Выготский, О. С. Газман, П. Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин, М. Г. Яновская и др.).

Игра позволяет сделать учебный процесс радостным и легким, осваивать знания и навыки «играючи», а самый тяжелый труд сделать интересным (Ю.П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, В. М. Букатов, A.C. Шмаков).

Специалисты в области физической культуры затрагивают различные аспекты применения игр. Ряд работ (Г.Б. Агеев, Х. В. Анаркулов, Т.Б. Бекбатаев) посвящен использованию национальных подвижных игр в физическом воспитании. Сюжетные игры рассматриваются как средства физического воспитания (Н.М. Алексеев, М. В. Жаровский, И. М. Короткое, Я. С. Литвин, И.В. Присяжнук), как форма организации урока физической культуры (Л.Д. Глазырина, М. Р. Миронова, Б.С. Рунцов).

Особое значение для решения проблемы имеют разработки С. А. Александрова, где «игры-сказки» используется в русле содержания учебной программы, и A.A. Германовой, где рассматриваются вопросы применения игр на различных этапах обучения двигательным действиям.

Не уменьшая заслуг ранее проведенных исследований по применению игр на уроках физической культуры, следует отметить недостаточную изученность дидактической сущности игры и обусловленности ее проведения учебными целями. В педагогике не рассматривается вопрос двигательной активности ребенка как условия формирования системных обобщенных знаний и умений при освоении движений. Остается открытым вопрос о месте и роли игры в построении урока.

Таким образом, потребность педагогической практики, недостаточная разработанность дидактического аспекта использования игры в процессе обучения и, в частности, в выявлении условий развития двигательной активности ребенка обусловили актуальность выбора темы исследования.

Исследование проводилось с целью выявления дидактических условий игровой деятельности, способствующих развитию двигательной активности учащихся начальных классов.

Объект исследования: игра как фактор развития двигательной активности ребенка.

Предмет исследования: подвижные игры как условие развития двигательной активности ребенка.

Гипотеза исследования: подвижные игры способствуют освоению младшими школьниками двигательной активности на уроке если:

• используются полифункциональные возможности двигательной деятельности;

• включаются свойственные игре механизмы, активизирующие двигательную деятельность учащихся;

• при постановке задач урока учитываются зоны работоспособности, этапы развития двигательной деятельности, обеспечивающие динамику урока и развитие ребенка;

• учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• на уроке царит атмосфера доброжелательности и радостного эмоционального настроя.

Задачи исследования:

• изучив философскую, психолого-педагогическую, методическую литературу, выявить полифункциональные возможности и механизмы двигательной деятельности детей;

• обобщить опыт применения подвижных игр учителями школ Ленинградской области;

• изучение возможностей игры в достижении цели на разных этапах урока, соответствующих зонам работоспособности учащихся;

• проведение эксперимента с целью выявления эффективности игровой деятельности в развитии активности учащихся;

• при построении экспериментальных уроков обеспечить атмосферу доброжелательности и радостного эмоционального настроя.

Методы исследования носили комплексный характер:

• изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

• целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе обучения физическим упражнениям;

• анкетирование учителей, студентов педагогического университета, учащихся младших классов;

• педагогический эксперимент в школе;

• методы математической статистики;

• анализ полученных результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи:

• о деятельности и общении как ведущих факторах развития человека (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

• теории построения движений (H.A. Бернштейн, Н. Е. Веденский, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, A.A. Ухтомский и др.);

• концепции о сенситивных периодах развития двигательных способностей и обучения движениям (H.A. Бернштейн, Л. С. Выготский, A.A. Гужаловский, A.B. Запорожец, З. И. Кузнецова, и др.).

• об игровой деятельности как одном из ведущих видов деятельности, определяющей развитие ребенка (Е.А Аркин, А. Валлон, JI.C. Выготский, Ж. Пиаже, A.C. Спиваковская, Д. Б. Эльконин и др.);

• об игровой деятельности как одном из звеньев гуманистической психологии и педагогики (Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, С. А. Шмаков и др-);

• о системной природе игровой деятельности, обеспечивающей многоаспектное воздействие на развитие ребенка: его эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотивационной, творческой сфер (Ю.Л. Азаров, Н. П. Аникеева, Д. И. Воробьева, Н. В. Самоукова, С. А. Шмаков и др.);

• о возрастном аспекте в осуществлении игровой деятельности и ее влиянии на развитие ребенка в начальном звене обучения (М.М. Безруких, Н. Г. Салмина, Н. Е. Харитонова, М. Г. Яновская и др.);

• об использовании структуры сюжетно-ролевой игровой деятельности с целью формирования системных обобщенных знаний в процессе обучения (В.В. Горятина, Г. Д. Кириллова и др.);

• об игровой деятельности как факторе саморазвития, самоорганизации, проявления индивидуальности ребенка (Ю.П. Азаров, Е. А. Аркин, Н. П. Аникеева, Д. И. Воробьева, Г. И. Камаева, Т. С. Позднякова и.

ДР-).

Базой опытно-экспериментальной работы явились:

• педагогический колледж № 1 им. H.A. Некрасова и школы № 482, 544, 375,495 г. Санкт-Петербурга;

• начальные классы средней школы п. Большие. Колпаны-Ленинградской области. В исследовании приняли участие 113 учителей физической культуры школ Ленинградской области.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999;2000 гг.) проводилось изучение различных литературных источников, определялись основные направления, аппарат исследования. Был изучен и обобщен педагогический опыт учителей физической культуры школ Ленинградской области по использованию игры в процессе обучения. Сделан анализ личного педагогического опыта, анализ результатов, полученных на диагностическом этапе исследования проблемы, проведена разработка экспериментальных методик.

Второй этап (2000;2001гг.) связан с практической реализацией программы формирующего эксперимента, направленного на выявление условий успешного обучения физическим упражнениям при использовании игр на уроках во 2-х классах.

На третьем этапе (2001;2002) шло завершение экспериментального исследования. Происходил анализ, обработка, обобщение и оформление полученных данных.

Научная новизна состоит:

• в раскрытии дидактических условий формирования системных обобщенных знаний и умений в процессе игровой деятельности;

• в раскрытии влияния игры и ее механизмов на стимулирование многофункциональности двигательной деятельности как условия повышения эффективности обучения и развития ребенка;

• в разработке и реализации дидактических условий, определяющих динамику урока, развитие работоспособности и двигательной активности учащихся на уроках физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1. в определении дидактических условий формирования системных обобщенных знаний и умений;

2. в выявлении факторов, определяющих построение урока в системе развивающего обучения;

3. в определении механизмов, соответствующих природосообразности развития ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в:

• разработке педагогических условий использования подвижной игры, обеспечивающей активное участие школьников в изучении разделов учебной программы по физическому воспитанию;

• разработке способа анализа результатов усвоения знаний и умений в развитии двигательной активности;

• создании системы усложняющихся задач и способов их выполнения при построении урока, обеспечивающем работоспособность и двигательную активность учащихся.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты могут быть использованы:

• в процессе обучения на уроках физической культуры в начальной школе, в летних лагерях отдыха;

• при чтении лекций и проведении спецкурса в вузе и в системе повышения квалификации учителей;

• в научно-исследовательской работе студентов педагогических вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В силу того, что подвижная игра создает условия для самостоятельного продвижения младших школьников в познавательном процессе, она, являясь эффективным средством активизации процесса обучения, стимулируя развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной, двигательной, мотивационной сферы ученика, активизирует полифункциональные возможности двигательной деятельности, обеспечивая ее результативность и развитие.

2. Механизмы игровой деятельности в их комплексном взаимодействии, реализуя потребность в игре, произвольность и раскованность поведения, непринужденность и свободу общения, магию творчества, мобилизуя все стороны интеллекта и психики, создают условия для выполнения действий, адекватных заданному движению.

3. Создание с помощью сюжетно-ролевых игр системы близких и понятных ребенку образов, побуждая к выполнению адекватных их поведению движений, обеспечивает условия для радостного мировосприятия и самореализации, стимулирует развитие интереса к урокам физической культуры.

4. Присущие игровой деятельности особенности: сюжет (тема, идея), содержательная и поведенческая модель, роль, правила, определяющие двигательные действия, обеспечивая проектирование, конструирование и моделирование игровой цели на основе процессов имитирования и импровизации, способствуют формированию системных знаний об основах двигательной деятельности.

5. Система познавательных задач при построении урока, учитывающая разные уровни работоспособности учащихся, в результате использования соответствующей системы игр обеспечивает динамику структуры урока и развитие двигательной деятельности ребенка.

Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов обеспечивались: методологической базой выполненного исследованиярепрезентативной выборкой, достаточной для количественного и качественного анализакомплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследованияличным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Диагностический этап исследования показал, что в массовом опыте учителей начальной школы, игры применяются для расширения двигательного опыта детей, развития физических качеств, поддержания эмоционального состояния, для увеличения двигательной активности детей, изменения способов организации. Редко организуются подвижные игры, использование которых позволяет формировать системные знания и двигательные умения по технике физических упражнений в доступной и активной форме.

Игровая деятельность определяется большинством преподавателей как сложный вид деятельности, требующий специальной методической подготовки. Одной из причин, ограничивающих ее использование, недостаточное освещение в педагогической литературе вопросов теории игровой деятельности в развитии двигательной активности.

В то же время констатирующий эксперимент свидетельствовал, что созданная учителем на уроке, игровая атмосфера способствует повышению интереса у младших школьников к выполняемым физическим упражнениям и выполнение одних и тех же по содержанию физических упражнений, снижает степень трудности их выполнения.

В обучающем эксперименте, в результате поиска места включения подвижной игры в процесс обучения физическим упражнениям была определена методика её проведения. Определены ее этапы: первый этап посвящен выбору игры, отвечающей решению поставленных задач урокавторой — созданию условий и организации занимающихся, способствующих успешному началу игрытретий — с определением и осознанием учащимися игровой цели и условий взаимодействиячетвертый — связан с осуществлением процесса формирования системных знаний и двигательных уменийпятый — анализу, закреплению и уточнению взаимосвязей, установленных в игре.

Разработана структура урока, в которой урок представляется как органическое целое, состоящий из взаимосвязанных этапов, на которых посредством игры решается очередная познавательная задача.

Формирующий этап эксперимента определил зависимость между качеством процесса формирования системных знаний и организацией процесса их изучения. Оказалось, что сюжетная подвижная игра, через присущие ей механизмы и возможности, обеспечивает формирование системных обобщенных знаний и двигательных умений на более высоком уровне по сравнению с объяснительно-репродуктивном изучением учебного материала. Кроме того, доступность, непринужденность, яркость и образность сюжетной игры создают условия для активного включения учеников в процесс изучения нового, обеспечивая повышение интереса к учебному материалу.

Естественность двигательного характера игры стимулирует творческие способности учащихся, активизируя имеющийся двигательный опыт и приобретенные в ходе обучения знания и умения. Активная двигательная деятельность ставит ученика в субъективную позицию, что стимулирует его активность в познании окружающего мира.

Систематическое включение учащихся в игровую деятельность способствует развитию основных двигательных качеств ребенка, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполнено теоретико-экспериментальное исследование, в результате которого:

1. Изучены и обобщены дидактические возможности игры в процессе обучения младших школьников. Исходя из основополагающих положений отечественной философии, психологии и педагогики о том, что деятельность и общение являются ведущими факторами развития ребенка, показано многообразное влияние игровой деятельности в достижении школьниками образовательных задач. Игровая деятельность проявляется в различных образовательных структурах: содержании, методах, приемах, формах организации, обогащая процесс обучения, свойственными ей особенностями, стимулируя саморазвитие ребенка в процессе познания. Системная многофункциональная природа двигательной деятельности обеспечивает многоаспектное воздействие на развитие ребенка: его морально-волевую, интеллектуальную, мотивационную, творческую сферы, осуществляя гуманистическое направление в обучении. Гуманистическая сущность двигательной деятельности в обучении сопряжена, также с возрастными особенностями младших школьников, естественной потребностью ребенка быть участником, потребностью в активном действии, общении с товарищами, и в проявлении самостоятельности, особенностей своей индивидуальности.

2. Исходя из цели — развитие двигательной активности учащихся начальных классов, — особое внимание уделено анализу дидактических возможностей подвижной игры. В данном случае такие характеристики подвижной игры, как развитие сюжета, аналогия, имитация, конструирование, моделирование и выполняемая учеником в соответствии со всем этим, роль, стали тем основанием, которое определило гипотезу об эффективности подвижной игры как условия освоения двигательной активности. В данном случае, мы исходили из того, что условия, способствующие эффективному развитию двигательной активности, представляют единство структурно-информационной и функциональной сторон и что, подвижной игре также свойственно единство знаний и способов деятельности в процессе ее развития и взаимодействия между партнерами.

3. Исследовано состояние решения проблемы использования игры учителем физической культуры в массовом опыте. Обнаружено: учителя мало готовы к решению поставленной нами задачи, что еще раз убедило в актуальности исследования и поставленной цели — формировать системные обобщенные знания младших школьников в двигательной деятельности, стимулирующей эмоционально-волевую, интеллектуальную и познавательную сферы познания, и тем самым, расширяющей образовательные и развивающие функции обучения. Этот вывод подтвердили и результаты проверочных работ учащихся, показавшие, что игровая деятельность имеет большие возможности для создания условий развития двигательной активности.

4. Выявлено место проведения подвижной игры в структуре урока. Ее особенности, отвечающие индивидуальному развитию ребенка, дают возможность применения игры на любом этапе развития двигательной деятельности. Вариация различных компонентов игры позволяет решать усложняющуюся систему дидактических задач урока, обеспечивая его динамику и развитие ребенка.

5. Разработана методика проведения подвижной игры, цель которой формирование системных знаний, двигательных умений и навыков. Определены ее этапы: первый этап посвящен выбору игры, отвечающей решению поставленных задач урокавторой — подготовке условий проведения игры и организации занимающихся, способствующих успешному началу игрытретий — связан с определением и осознанием учащимися игровой цели и условий взаимодействия играющихчетвертыйс осуществлением процесса формирования системных знаний, двигательных умений и навыков и применения их в разных условияхпятый — в подведении итогов, на котором закрепляются и уточняются взаимосвязи, установленные во время игры. Методика использования подвижной игры для решения системы познавательных задач в структуре урока представлена в сопоставлении с методикой объяснительно репродуктивного обучения, что дает возможность конкретней показать особенности и возможности каждой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топинал, 1994 -607с.
  2. A.B., Гришина Г. Н., Подготовка учителей для работы с детьми трех-десяти лет.// Начальная школа. 1993.- № 12.- С. 12−14.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.- Изд-во ЛГУ, 1968.-340с.
  4. Н.П. Воспитание игрой. М.- Просвящение, 1987. — 143с.
  5. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.- Просвещение, 1989.- 223с.
  6. В.И., Петерсон A.A. О связи физического и эстетического воспитания. //Теория и практика физической культуры 1970.- № 12.- С. 37 -39.
  7. Ш. А. Здравствуйте дети! Пособие для учителя М., Просвещение, 1983.- 208с.
  8. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., Просвещение, 1968 -446с.
  9. .А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры. Учебное пособие. Спб., 1999.- 354с.
  10. А.И., Кирилкин A.C. Спортивная атрибутика и ритуалы как средство эстетического воспитания юных спортсменов. //Искусство и эстетическое воспитание молодежи. Петрозаводск, 1981.-С.113−116.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1982- 192с.
  12. E.H., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. Спб., 1996.-121с.
  13. В.Р., В. Я Ярмолик Перекаты и кувырки. // Физическая культура в школе.- 2000.-№ 3.- С.43−47.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Пер. с анг. A.B. Ярхо, Л. Г. Ионина.- Под редак М. С. Мацковского,-Спб.-М.:АСТ, 1997.-396с.
  15. H.A. О ловкости и ее развитии. М.- ФиС, 1991.- 121с.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., ИИ Проф.обр. 1995.-336с.
  17. М.М. Обучение двигательным действиям. М., ФиС, 1985,-192с.
  18. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., Педагогика. 1972.- 104с.
  19. A.A. Подвижные игры для 1−4 классов. Л. Учпедгиз, 1961.-176с.
  20. М.С. Опыт и перспективы применения подвижных игр в начальной подготовке юных спортсменов. // Материалы конф. поев. 50-летию пионерской организации им. В. И. Ленина. Минск. 1952 — С. 78−79.
  21. В.М., Ершова А. П. Я иду в школу: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. — М., Издательство «Первое сентября», 2000.- 224с.
  22. Буя Т. А. Игра в эстетическом воспитании младших школьников.//Начальная школа. 1997.- № 6.- С.40−43.
  23. Л. В. Короткое И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ.- Изд 5-е, перераб. и доп.- М., ФиС, 1982.- 224с.
  24. А. Истоки характера у ребенка.//Вопросы психологии. 1990.-№ 6.- С.121−123.
  25. А. Психологическое развитие ребенка. /Пер. с фр., Вступит. Статья канд. философ, наук. Л. Алцыферова, М., Просвещение, 1967. -196с.
  26. Е. Ролевые игры: дети и закон. //Народное образование.-1998.-№ 9.- С.33−34.
  27. М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний // Сов. педагогика. 1979. № 9.-С. 64−70.
  28. JI.А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1978. № 3.- С. 163−165.
  29. JI.B. Цель деятельности и освоение двигательных действий. //Физическая культура в школе. 1979.- № 9.- С.40−43.
  30. М.И. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. 1998.- № 2.-С.21−23.
  31. H.H. Теория игр. М., Знание, 1976 — 64с.
  32. Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.-РИОЛОИУ, 1995−76с.
  33. Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994. — 56с.
  34. Л.С. Детская психология. // Собрание соч.: В 6 т М., 1984. Т 4-
  35. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. -1966.- № 6.- С.62−76.
  36. О. С. Харитонова Н.В. В школу с игрой. М., Просвещение, 1991 -96с.
  37. О.С. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. М.: Педагогика, 1988.-160с
  38. A.C. Игры, которые лечат. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 96с.
  39. А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М., Просвещение, 1966. — 83с.
  40. Е.М., Рябинин Б. С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: Просвещение, 1969.-104с.
  41. A.A. Обучение видам легкой атлетики в начальной школе на основе сюжетно-ролевой игры. Автореферат дис. канд. пед. наук СПб. 1988 -20с.
  42. Гин А. Приемы педагогической техники. М., «Вита Пресс». 1999. -88с.
  43. B.B. Сюжетно ролевая игра как условие формирования системных обобщенных знаний учащихся начальных классов. Автореферат дис. канд. пед. наук Петрозаводск. 1999 — 21с.
  44. В.М. Народные игры и традиции в России. М.: Петит, 1994- 243с.
  45. Г. Стоп-упражнения. //Наука и религия 1989.-№ 9.-С.42−44.
  46. E.JT. Психология манипуляции. М., ЧеРо. 1977−344с.
  47. .П. Основы дидактики. М., Просвещение, 1967 472с.
  48. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-264с.
  49. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., Педагогика, -1975- 111с.
  50. М.Н. Подвижные игры: Учебник для студ. пед.вузов. М.- Издат. центр «Академия», 2000. — 160с.
  51. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. 1990.-№ 6.-С.86 — 92.
  52. A.B. Некоторые психологические проблемы детской игры. //Дошкольное воспитание. -1965.-№ 7.- С.4−8.
  53. AB. Избранные психологические труды: В 2-х томах.Т.2 Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986.- 296с.
  54. И.И., Ламизе Л. С. Формирование личности цель воспитания. // Советская педагогика. -1989.- № 12.-С.41−48.
  55. Э.А. Эстетика физической культуры и спорта. Л., 1988 -18с.
  56. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика.-1997.-№.5-С.З-16.
  57. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья. // Теория и практика физической культуры. -1990.- № 11.-С. 12−16.
  58. Т.А. Педагогика: курс лекций. М., Просвещение, 1984.-495с.
  59. В.Г., Кондратьева JI.JI. Психология. Учебник для инд. пед. техникумов, М., Высшая школа. 1989 — 383с.
  60. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). СПб, 1997.- 160с.
  61. О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика Кн. для учителя. С.- Петербург, 1997, 480с.
  62. Г. И., Позднякова Т. С. Подросток в клубе. М.- Профиздат, 1985.-142с.
  63. В.М. Физическое воспитание в начальной школе. Пособие для учителей. Просвещение, 1983.-224с.
  64. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб., Образование, 1996,-135с.
  65. Г. Д. Теория обучения: Курс лекций. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. 130с.
  66. Кон И. С. Ребенок и общество. М., Наука, 1998 269с.
  67. И.М. Подвижные игры в школе. М., Просвещение, 1979 -191с.
  68. Кофман J1. Игры наших надежд. // Физическая культура в школе. 1989.-№ 1- С. 5−6.
  69. Н.К. Избранные педагогические произведения /Сост. Зиневич H.A., Румянцева Л. П. М.: Учпедгиз, 1957.- 715с.
  70. Т.Д. Возрастные особенности движения детей и подростков. М., Медицина, 1986. 127с.
  71. Г. А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. — 240с.
  72. И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей М.- ТЦ «Сфера», 199. — 192с.
  73. Н. Основы общей дидактики. М.- Высшая школа, 1986. -367с.
  74. В.В. Значение игры в работе с детьми. // Начальная школа. 1999.- № 5-С.84−86.
  75. Л.Н., Васильева О. Н. Развитие двигательной функции. // Физиология развития ребенка. М., Педагогика. 1983. С. 62 -89.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1977−304с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики 4 изд. — М., изд-во МГУ 1981 -584с.
  78. А.Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности. //Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т.2. М., Педагогика, 1983 с.247−250.
  79. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Том 2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Часть 2- М., ФиС — 1952−384с.
  80. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж, 1997.- 188с.
  81. Ю.М. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985 — С. 109−117.
  82. Л.Е. Управление движений у детей и подростков. М., Педагогика, 1988−96с.
  83. Г. Л. Игровая терапия /Пер. с англ. Л. Р. Мошиской. Предел. А. Я. Варга М. Межд. пед. академия, 1994 — 368с.
  84. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982. — 176с.
  85. В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов. //Теория и практика физической культуры. -1999.- № 1−2- С. 1820.
  86. Лях В. И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления произвольными движениями. / Теория и практика физической культуры. 1975, — № 5- С. 14−16.
  87. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // Теория и практика физической культуры. 1990, — № 9- С.24−26.
  88. А.С. Лекции о воспитании детей. //Собр. Соч.: в 11 т. М., изд-во Акад. пед. наук, 1958.Т.4 — С. 341−417.
  89. А.К. Психология обучения подростка. М., «Знание», 1975 -64с.
  90. А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.- 425с.
  91. Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. -543с.
  92. С. Психология игры. СПб.- Университетская книга, 1999−320с.
  93. А.Г. Игровой стретчинг. СПб .: 1996.- 65с.
  94. Р.Г. О формировании установки на основе воображения у детей дошкольного возраста. //Вопросы психологии. 1978, — № 3.- С.85−90.
  95. В. Введение в общую дидактику. М., Высшая школа, 1990. -208с.
  96. В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей. М., Просвещение. 1981.- 191с.
  97. Одаренные дети: Пер. с англ. /Под общ. ред. Бурменского Г. В., Слуцкого В. М. М.: Прогресс, 1991.-380с.
  98. Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие. //Педагогика 2001.-№ 3.-С.86−96.
  99. И.П. Условные рефлексы. //Полн. собр. соч.: в 5 т. М. Л. АПН СССР 1940−49. Т. 3. С.242−247.
  100. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1996. — 599с.
  101. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2 изд. М., Просвещение, 1988 478с.
  102. ЮЗ.Петрусинский B.B. Игры: обучение, тренинг, досуг. — М., Новая школа 1994 -368с.
  103. . Избранные психологические труды. / Пер с франц.- Предел. В. А. Лекторского и др. М., Просвещение, 1969. — 659 с.
  104. . Речь и мышление ребенка: Пер. с франц. В. А. Лухова СПб- Союз 1977.-254с.
  105. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и рахвитии: Учебное пособие., М., МПУ — 1996 -269 с.
  106. П.И., Ахматов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса. // Советская педагогика 1985.- № 3- С. 2225.
  107. Пиз А. Язык телодвижений. / Пер. с англ. Н. Е. Котляр. Нижний Новгород. «АйКью». 1992−177с.
  108. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений / Гуманит, изд. центр ВЛАДОС. М.- Просвещение, 1996.- 432с.
  109. Ю.И. Дидактические основы использования игр в физвоспитании, в образовании и спорте. Автореферат дис.док. пед. наук СПб, 1994−62с.
  110. Программы общеобразовательных учреждений Физическое воспитание учащихся 1−11 классов. -М.: «просвещение», — 1996.- 256с.
  111. А. С. Возможности игровой технологии: понятия и термины. // Педагогика. -1999.- № 3.- С. 121 126.
  112. ПЗ.Радина К. Д. Воспитание общественной активности пионеров. М.: Знание, 1979.- 48с.
  113. Е.М., Новожилова Л. М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников. //Начальная школа. 2000. № 11.- С. 77−80.
  114. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2.".- М.: Педагогика, 1989.-328с.
  115. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы. / Под ред. И. В. Дубровиной. 3 изд. — М., «Академия», 1997.- 128с.
  116. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.:Нородное образование, 1996. 110с.
  117. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., Новая школа. 1995. — 138с.
  118. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование, 1998 256с.
  119. В. Современный урок: допустим ли тренинговый подход. // Физическая культура в школе. 1995.- № 3- С.20−22.
  120. И.М. Рефлексы головного мозга. //Избранные филос. и психологические произведения. М., 1947. 546с.
  121. М., Адкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. СПб.: Питер Пресс. 1996.-224с.
  122. М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.-144с.
  123. Славина J1.C. Развитие мотивов игровой деятельности. Сб научн. ст. / Известия АПН РСФСР М. 1948. Выпуск 14. 28с.
  124. СЛ. Педагогика для всех. М.- Дет. лит., 1987. — 367с.
  125. О.В. Особенности развития субъективной позиции старших дошкольников в сюжетных играх. //Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000, — С. 109−123.
  126. A.C. Игра это серьезно. М., Педагогика, 1981. -144с.
  127. М.И. Психолого педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М., — Просвещение, 1987. — 224с.
  128. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368с.
  129. Е.А. Игра это серьезно. //Начальная школа плюс минус. -2001.-№ 4- С. 15−17.
  130. М. В. Обучающие игры на уроке английского языка. — М.: Просвещение, 1981.-112с.
  131. В.А. О воспитании. М., Политиздат, 1975 272с.
  132. Теория и методика физического воспитания 1 том. Под общ. редакцией А. Д. Новикова М., ФиС 1967. 402с.
  133. А.П. К вопросу о характеристики творческих игр детей и правилах руководства ими // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1947, Т.56.
  134. К.Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. Соч. в 11 т. М., изд-во АПН, 1950. т.8.775 е.- т.9. 627с.
  135. Д.А., Корниенко И. А. Санькин В.Д. Физиология школьника. М., Педагогика 1990. 64с.
  136. Дж. Язык тела. Пер. с англ. М., Вече ACT. 1997. — 432с.
  137. Фарфель Развитие движений у детей школьного возраста. М., Изд-во АПН РСФСР. 1959−67с.
  138. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. НО. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973−58с.
  139. Ф.И. Психологический анализ игр и их роль в учении школьников. // Советская педагогика. -1953.- № 4.- С. 80−86.
  140. Д. Язык, игра и числа. // Перемена. 2000.- № 2.- С.21−23.
  141. И. В тени завтрашнего дня. М., Прогресс Академия. 1992.-458с.
  142. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учебн. заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 480с.
  143. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., Просвещение, 1990. — 320 с.
  144. B.B. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ИЧП «Хардфорд» 1996, 32с.
  145. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание, 1989.-75С.
  146. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. ФиС, 1988.- 272с.
  147. М.И. Психогимнастика под ред. М. Н. Буянова. М., «Просвещение». 1990.- 128с.
  148. В.Н. Образовательная часть «Физическая антропология». // Физическая культура в школе. -1996.- № 1.- С.3−4.
  149. В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей дет. сада и родителей. М.- Просвещение, 1998.-80с.
  150. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240с.
  151. Г. П. Избранные труды. / Ред. сост. A.A. Пископпель. -М. Школа Культурной Политики, 1995. — 759с.
  152. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144с.
  153. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001. — 224с.
  154. В.И. Игры средство физического воспитания. // Теория и практика физической культуры. — 1986.- № 10.- С. 13−16.
  155. Д.Б. Психология игры 2-е изд. М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999 — 360с.
  156. Д.Б., Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. -1995. -№ 1.- С.29−35.
  157. B.C. Светлая радость познания. М., «Знание». 1977 64с.
  158. В.Г. Умение играть оценивать // Физическая культура в школе. — 1986.-№ 1- С. 42−43.
  159. М.Г. Творческая игра в воспитание младшего школьника. — М., Просвещение, 1974. 128с.
  160. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., Просвещение, 1986- 155с.
Заполнить форму текущей работой