Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Обоснование и разработка адаптивного алгоритма управления движением речного водоизмещающего судна на мелководье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автоматизация судовождения одна из задач, решаемых при проектировании судов. В прошлом эта задача решалась тривиально — все суда снабжались авторулевым фирмы «Аншютц», в котором был заложен' классический алгоритм работы: чем больше скорость ухода судна с курса и угол отклонения от заданного направления, тем больше угол перекладки рулевого органа (поворотных насадок, рулей направления), так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДИНАМИКИ СУДНА. И
    • 1. 1. Выбор математической модели динамики судна
    • 1. 2. Восстановление коэффициентов математической модели судна
    • 1. 3. Корректировка коэффициентов математической модели судна
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ СУДНА И ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА УПРАВЛЯЕМОСТ
    • 2. 1. Особенности характеристик управляемости судна
    • 2. 2. Оценка влияния внешней среды на характеристики управляемости судна.'
  • Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Выбор частных показателей качества управления
    • 3. 2. Выбор обобщенных показателей качества управления
    • 3. 3. Оценка коэффициентов чувствительности показателей качества к изменению внешней среды
  • Глава 4. РАЗРАБОТКА АДАПТИВНОГО АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РЕЧНОГО СУДНА
    • 4. 1. Примеры поведения судна при ручном и различных алгоритмах автоматического управления
    • 4. 2. Построение линий равных уровней показателей качества процесса управления при разных состояниях внешней среды
    • 4. 3. Алгоритм изменения коэффициентов закона управления при изменении показателей качества управления

Обоснование и разработка адаптивного алгоритма управления движением речного водоизмещающего судна на мелководье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автоматизация судовождения одна из задач, решаемых при проектировании судов. В прошлом эта задача решалась тривиально — все суда снабжались авторулевым фирмы «Аншютц», в котором был заложен' классический алгоритм работы: чем больше скорость ухода судна с курса и угол отклонения от заданного направления, тем больше угол перекладки рулевого органа (поворотных насадок, рулей направления), так называемый пропорционально-дифференциальный (ПД) алгоритм управления с постоянными коэффициентами. Однако область работоспособности такого авторулевого была ограничена: его отключали при ветре, волнении, малой воде. В 80-х годах появились адаптивные авторулевые, в. которых коэффициенты алгоритма подстраивались на основании прогнозов, полученных с помощью математической модели-судна.

Вопросам математического" описания динамики судна посвящено достаточное количество работ, авторами которых являются: Басин A.M., Войткунский ЯМ., Гофман А. Д., Павленко В. Г., Першиц Р. Ж, Соболев Г. В., Федяевский К. К., Шлейер^Г.Э. (Острецов) и др. Сама модель до настоящего времени остается стационарной, то есть представляет собой нелинейное дифференциальное уравнение с постоянными коэффициентами. Однако, обзор работ и анализ результатов натурных экспериментов, проведенных на судах «Волгонефть», «Юрий Долгорукий» в бассейне реки Волга [121, 127], показал, что управляемость подвижных объектов, а, следовательно, и значения коэффициентов математической модели, в частности речных водоизмещающих судов, зависят не только от конструкции объекта, но и от состояния внешней среды. В свою очередь, показатели качества автоматического управления определяются управляемостью объекта и особенностями алгоритма управления. При ухудшении, условий плавания управляемость объекта понижается, соответственно, понижается и качество управления. Это связано с тем, что внешняя среда влияет на статические и динамические особенности судна, меняя его характеристику управляемости. Наиболее сильное влияние оказывает мелководье, так как при уменьшении запаса воды под днищем наблюдается рост сопротивления воды движению судна, и как следствие, уменьшение скорости движения.

Вопросы влияния внешних условий, в частности, мелководья, на классические инерционные характеристики судна такие как: путь, пройденный судном при пассивном и активном торможении, время разгона судна, рассматриваются в ряде работ, в том числе в работах Токарева П. Н. (ВГАВТ, Н. Новгород). Если коэффициенты авторулевого при изменении состояния внешней среды оставить неизменными, то с изменением среды резко ухудшаются все показатели качества управления: как классические, так и амплитуда угла перекладки руля, значение максимальной скорости рыскания судна, угол отклонения судна от заданного направления. Последние показатели используются в алгоритме формирования управляющего воздействия.

В" настоящее время вопросами управления движением судна занимаются сотрудники института проблем управленияим. В. А. Трапезникова РАН: Дорри М. Х., Острецов Г. Э., ТахтамышевМ.Г., ФГУП НПО «Автора»: Азаров М. М., Корчанов В. М., Ляпин В. И., Миронов И. А., Серов А. Г., Хабаров В.Р.- ОАО ЦНИИ «Курс»: Довгоброд Г. М., Клячко JI.M.- концерна «ЦНИИ „Электроприбор“»: Мрыкин В. О., Пелевин А. Е. Следует отметить работы ученых Нижегородских вузов и организаций, в том числе работы сотрудников ВГАВТа: Гурылева М. В., Дудоладова A.A., Клементьева А. Н., Манина В. М., Сатаева В. В., Токарева П. Н., Фейгина М. И., Чирковой М. М., Чернышова A.B.

В ряде работ рассматриваются вопросы проводки судна по траектории, аналитически представленной в виде полиномиальной модели не ниже пятого порядка при появлении ветра, выходе на мелководье, но без учета изменения инерционных свойств судна (Довгоброд Г. М., Клячко.

Л.М., ОАО"ЦНИИ «Курс», Москва).

В работах Дмитриева С. П., Пелевина А. Е. («ЦНИИ «Электроприбор», Санкт-Петербург) рассматриваются проблемы управления подвижным объектом в виде двух взаимосвязанных задач — синтеза закона управления и построения фильтра для обработки навигационных измерений. Так же рассматриваются вопросы возможности использования субоптимального закона управления нелинейным объектом, учета неопределенности параметров моделей судна и возмущений и вопросы идентификации моделей.

Все рассматриваемые вопросы порождены актуальной прикладной задачей — стабилизация судна на траектории.

Проблема управления движением судна так же усугубляется тем, что из-за роста грузоподъемности водного1 транспорта растет класс судов, неустойчивых на заданном направлении, то есть при не переложенном руле судно уходит на правостороннюю или левостороннюю циркуляцию. Управление' такими судами требует непрерывной* перекладки управляющего органа. Скорости движения таких судов (при одинаковых энергетических затратах) уменьшаются, а расход энергии, растет [92]. При использовании авторулевого с постоянными коэффициентами эта величина может значительно увеличиваться.

Проведенный анализ показывает, что адаптация коэффициентов авторулевого необходима. Однако использование для этой цели информации с математической модели судна требует адаптации коэффициентов модели. А эта задача трудно реализуемая. Поэтому возникает задача параметрической адаптации ПД-алгоритма управления к изменяющимся внешним условиям без использования математической модели судна на основании информации о текущих значениях показателей качества управления.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью работы является разработка методики изменения коэффициентов алгоритма работы авторулевого при ухудшении качества управления при движении водоизме-щающего судна на заданном направлении.

Достижение поставленной цели требует рассмотрения следующих задач:

1) выбор и обоснование математической модели судна, используемой для отладки адаптивного алгоритма управления;

2) определение диапазона изменения коэффициентов математической модели судна при изменении состояния внешней среды;

3) обоснование частных и обобщенных показателей качества управления, информацию о которых целесообразно использовать при изменении коэффициентов алгоритма работы авторулевого;

4) разработка и отладка алгоритма изменения коэффициентов пропорционально-дифференциального закона управления.

Объектом исследования является система «судно-авторулевой».

Методы исследования. В работе использованы методы математического моделирования, численные методы. Расчеты проводились, на ПК, использовались как стандартные пакеты программ, так и программы собственной разработки.

Научная новизна работы состоит в следующих, выносимых на защиту результатах:

1) для разработкой отладки алгоритма управления предложен критерий оценки адекватности математической модели судна, основанный на полноте описания особенностей поведения судна, таких как: при отсутствии управления выходить на лево или правостороннюю самопроизвольную циркуляциюпри некоторых сочетаниях координат состояния, внешней среди и управления может попасть в область пониженной управляемостиможет неоднозначно отреагировать на управляющее воздействие меньше некоторой критической величины из-за того, что значение неизмеряемой координаты Р (угла дрейфа) может способствовать правостороннему или левостороннему повороту, и так далее;

2) предложен новый способ моделирования состояния внешней среды путем изменения коэффициентов модели, диапазон изменения которых был определен по результатам натурных испытаний судна;

3) предложено осуществлять выбор показателей качества управления на основе оценки чувствительности показателя к изменению среды. Это дает возможность обосновать выбор показателей для использования их при принятии решения об изменении коэффициентов закона управления;

4) разработан алгоритм параметрической адаптации пропорционально-дифференциального закона, основанный на информации о текущих значениях показателей качества управления.

Обоснованность и достоверность результатов:

1) для оценки адекватности математической модели судна использованы данные натурных испытаний, проведенных при различных состояниях внешней среды;

2) проверка алгоритма изменения коэффициентов авторулевого проводилась методом моделирования процесса управленияна ПК с использованием обоснованной математической модели:

Практическая ценность работы заключается в:

1) в определении диапазона изменения коэффициентов математической модели судна при изменении состояния внешней среды, что позволило обосновать некорректность использования модели с постоянными коэффициентами при принятии решения;

2) в разработке методики изменения коэффициентов пропорционально-дифференциального закона управления, что позволит без изменения конструкции авторулевого расширить диапазон состояний внешней среды, допускающий автоматическое управление движением судна.

Реализациями внедрение результатов работы. Результаты исследований внедрены в учебный процесс Волжской государственной академии водного транспорта.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях:

— на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и специалистов «Транспорт XXI век» (г. Н. Новгород, 2007 г);

— XXXIV Всероссийской конференции «Управление движением морскими судами и специальными аппаратами», ИПУ РАН им. В. А. Трапезникова (п. Новомихайловский, 2007 г);

— VII Международной конференции «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO'08 (г. Москва, 2008 г.);

— юбилейном 10-ом Международном научно-промышленном форуме «Великие реки'2008/ICEF» (г. Н. Новгород, 2008 г);

— XXXVI Всероссийской конференции «Управление движением кораблями и специальными аппаратами», ИПУ РАН им. В. А. Трапезникова (г. Северодвинск, 2009 г);

— Международном научно-промышленном форуме «Великие реки' 2009» (г. Н. Новгород, 2009 г.);

— Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России» (г. Санкт-Петербург, 2010 г.);

— IX Международной молодежной научно-технической конференции «Будущее технической науки» (г. Н. Новгород, 2010 г.).

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 11 печатных работах. .

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения, содержит 84 страниц текста, 51 рисунок, список литературы из 157 наименований.

Выводы по главе 4.

1) По анализу линий равных уровней выбранного показателя обосновано, что основная настройка алгоритма управления должна проводиться по коэффициенту К2.

2) Разработан алгоритм параметрической адаптации пропорционально-дифференциального закона, основанный на информации о текущих значениях показателей качества управления.

3) Разработанный алгоритм изменения коэффициента авторулевого по оценкам текущего значения показателей качества управления может быть использован в качестве подпрограммы для реализации адаптивного алгоритма управления.

Заключение

.

1. Предложена методика выбора математической модели судна для разработки алгоритма изменения коэффициентов (Кь К2) закона управления, основанная на полноте описания особенностей поведения судна той или иной моделью. За основные особенности взяты следующие: способность при отсутствии управления выходить на лево или правостороннюю самопроизвольную циркуляциюпри некоторых сочетаниях координат состояния, внешней среди и управления попадать в область пониженной управляемостинеоднозначно реагировать на управляющее воздействие (когда оно меньше некоторой критической величины) из-за наличия неизмеряемой координаты состояния.

2. В связи с тем, что наиболее значительное изменение статических и динамических характеристик судна происходит на мелкой воде, а моделировать мелководье вводом возмущающего воздействия в дифференциальные уравнения практически невозможно, в работе предложен новый способ моделирования состояния внешней среды путем изменения коэффициентов модели. Это позволит использовать модель с переменными коэффициентами для отладки адаптивного алгоритма управления движением судна.

3. По анализу осциллограмм натурных испытаний был определен диапазон изменения коэффициентов математической модели для моделирования динамики судна на глубокой и мелкой воде.

4. Введен коэффициент, оценивающий величину изменения показателей качества процесса управления при изменении среды. Это дает возможность обосновать выбор показателя для использования его при принятии решения об изменении коэффициентов закона управления.

5. В работе показано, что выбор показателя качества управления может осуществляться как по величине изменения показателя, так и по времени получения этой информации.

6. По анализу линий равных уровней выбранного показателя обосновано, что основная настройка алгоритма управления должна проводиться по коэффициенту К2.

7. Разработан алгоритм параметрической адаптации пропорционально-дифференциального закона, основанный на информации о текущих значениях показателей качества управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптивная система управления движением судна на подводных крыльях: Сб. Автоматизация морских судов текст. / В. В. Антипов,
  2. B.Я. Подгорец, Д. А. Скороходов JL: Судостроение. — 1985. — 367 с.
  3. , М.А. Теория автоматического регулирования текст. / М. А. Айзерман М.: Наука. — 1979. — 335 с.
  4. , М.А. Краткий очерк становления и развития классической теории регулирования и управления (обзор) текст. / М. А. Айзерман // А и Т. 1993.-№ 7.-С.5−18.
  5. , A.A. Теория колебаний текст. / A.A. Андронов, A.A. Витт,
  6. C.Э. Хайкин М.: Физматизд. — 1959. — 915 с.
  7. A.c. № 1 066 896 Способ управления движением судна текст. / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова. Опубл. 1984. Бюл. 2.
  8. , А.Ш. Рыскание судов на волнении текст. /А.Ш. Афремов // Тр. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. 1966. — вып. 232. — С.3−20.
  9. , A.M. Автоматизированные судовые электроприводы текст. / A.M. Бабаев, В. Я. Ягодкин // Москва. 1991. — 462 с.
  10. , A.M. Теория устойчивости на курсе и поворотливости судна текст. / A.M. Басин -М.-Л.: ГИТТЛ. 1949. — 176 с.
  11. , A.M. Ходкость и управляемость судов текст. / A.M. Басин // М.: Транспорт. 1961.-175 с.
  12. , A.M. Гидродинамика судна текст. / A.M. Басин, В. Н. Анфимов Л.: Речной транспорт, 1969. — 553с.1. Баутин, H.H. Поведение динамических систем вблизи границы области устойчивости текст. / H.H. Баутин М.: Наука, 1984. — 176 с.
  13. , С. Принятие решений при ненадежной информации текст. / С. Бенедикт // А и Т. 1996. — № 9. — С. 151−162.
  14. , С.Я. Системы автоматического управления движением судов по курсу текст. / С .Я. Березин, В. А. Тетюев JL: Судостроение, 1974. -264 с.
  15. , В.А. Теория систем автоматического регулирования текст. / В. А. Бесекерский, Е. П. Попов М.: Наука, 1975. — 767 с.
  16. , В.А. Робастные системы автоматического управления текст. / В. А. Бесекерский, A.B. Небылов М.: Наука, 1983. — 240 с.
  17. , A.A. Динамический алгоритм адаптации нестационарных систем текст. / A.A. Бобцов, И. В. Мирошник // А и Т. 1999. — № 12, С. 121.
  18. , Б.В. Алгоритм адаптивной идентификации динамических параметрически нестационарных объектов текст. / Б. В. Бодянский, С. А. Воробьев, A.B. Штефан // ИАН: Т и СУ. 1999. — № 1, С. 19 — 23.
  19. , Б.В. Адаптивное управление динамическим существенно нестационарным объектом текст. / Б. В. Бодянский, C.B. Котляревский // А и Т. 1995.-№ 6. — С.11−21.
  20. , И.В. Определение динамических параметров модели нелинейного объекта текст. / И. В. Бойков, H.A. Веремьева // Проблемы теоретической кибернетики. Тез. докл. XII Межд. конф. Москва, Н. Новгород, 1999. — 4.1. — С. 25.
  21. , B.C. К теории нелинейного авторулевого с запаздыванием текст. / B.C. Бояринов, М. М. Чиркова // Тр. ГИИВТ. Горький. — 1978. -вып. 161. — С. 19−34.
  22. , B.C. К исследованию динамики некоторых нелинейных систем автоматического регулирования текст. / B.C. Бояринов, М. М, Чиркова // Тр. ГИИВТ. Горький. — 1974. — вып. 137. — С. 60−67.
  23. , Ю.Г. Синтез адаптивных систем оптимального управления стохастическими объектами на основе прогнозирующей модели текст. / Ю. Г. Булычев, A.A. Манин // А и Т. 1995. — № 9. — С.81 -93.
  24. , Ю.Г. Аналитическое конструирование систем управления в условиях априорной неопределенности текст. / Ю. Г. Булычев, A.A. Ма-нин//А и Т. 1996. — № 11.-С .74−84.
  25. , A.B. Управляемость винтового судна текст. / A.B. Васильев, В. И. Белоглазов // М.: Транспорт, 1966. — 167 с.
  26. , С.Н. От классических задач регулирования к интеллектуальному управлению I текст. / С. Н. Васильев // Изв. Рос. АН. Теория и системы управления. 2001. — № 1. — С.5−22.
  27. , С.Н. От классических задач регулирования к интеллектуальному управлению II текст. / С. Н. Васильев // Изв. Рос. АН. Теория и системы управления. 2001. — № 2. — С. 9 — 27.
  28. , A.A. Управление угловым движением судна методом обратных задач динамики текст. / A.A. Васьков, A.C. Васьков // Новорос. гос. мор. акад. Новороссийск, 1992. — 22 с. — Деп. В ВИНИТИ 11.05.2000, 1363.
  29. , Я.И. Управляемость водоизмещающих судов: Справочник по теории корабля текст. / Я. И. Войткунский Л.: Судостроение, 1985.-Т.3.- 544 с.
  30. , Я.И. Справочник по теории корабля. Судовые движители и управляемость текст. / Я. И. Войткунский, Р. Я. Першиц, И. А. Титов. JL: Судостроение, 1973. 512 с.
  31. , Я.И. Справочник по теории корабля. Ходкость и управляемость текст. / Я. И. Войткунский, Р. Я. Першиц, И. А. Титов. JL: Суд-промгиз, 1960. 688 с.
  32. , A.A. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость текст. / A.A. Воронов М.: Наука, 1979. — 336 с.
  33. , В.И. Об оптимальной стабилизации нелинейных управляемых систем текст. / В. И. Воротников // А и Т. 1991. — № 3. — С.22−32.
  34. , В.И. Задачи и методы исследования устойчивости и стабилизации движения по отношению к части переменных: направленияисследования, результата, особенности (обзор) текст. / В. И. Воротников // А и Т. 1993. — № 3. — С.3−62.
  35. , В.Г. Управление системами с быстрыми^ и медленными движениями текст. / В. Г. Гайцгори М.: Наука, 1991. — 223 с.
  36. Гелиг, А'.Х. Устойчивость нелинейных систем с неединственным состоянием равновесия текст. / А. Х. Гелиг, Г. А. Леонов, В.А. Якубович-М.: Наука, 1978.
  37. , Е.А. Обоснование алгоритмов1 непараметрической идентификации текст. / Е. А. Горин, М. А. Красносельский, H.A. Кузнецов // А и Т. 1994. -№ 8. -С.51−68.
  38. , А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна текст. / А. Д. Гофман. JL: Судостроение, 1988. — 360 с.
  39. , А.Д. Теория и расчет поворотливости- судов внутреннего плавания текст. / А. Д. Гофман Л.: Судостроение, 1971. — 182 с.
  40. , A.C. Управляемость и наблюдаемость динамических систем (обзор) текст. / A.C. Гринберг, В. А. Лотоцкий, Б. Ш. Шкляр // А и Т. -1991. № 1.- С.3−22.
  41. , М.В. Оптимальная настройка авторулевого текст. / М. В. Гурылев, A.B. Преображенский // Материалы научно-технической конференции, посвященной 70-летию ВГАВТ. Часть 6. Н. Новгород, 2000. С. 87.
  42. Дмитриев- С. П. Нечеткий критерий в задаче интеллектуального управления движением-- судна текст. / С. П. Дмитриев // Гироскопия и навигация. 1998. — № 2. — С.47−52.
  43. Дмитриев, С. П: Задачи навигации- и управления при стабилизации судна на траектории текст. / С. П. Дмитриев, А. Е. Пелевин — С. Петербург, ГРЦ-ЦНИИ «Электроприбор», 2002. 160 с.
  44. , Н.Ф. Методы адаптивного управления нелинейными объектами по выходу (обзор) текст. / Н.Ф.' Дружинина, В. О. Никифоров, А.Л. Фрадков//А и Т. 1996. — № 1. — С.3−13.
  45. , Т.Е. Оптимизация процессов настройки коэффициента адаптивного автопилота в условиях действия помех текст. / Т. Е. Ермилова, Б. В. Павлов, В. Ю. Рутковский // А и Т. 1996. — № 12. — С.84−95.
  46. , Т.В. Синтез самонастраивающегося автопилота текст. / Т. В. Ермилова, В-С. Косиков, Б. В. Павлов // А и Т. 1994. — № 9. — С.39−58.
  47. Катханов, М: С. Теория, судовых автоматических систем текст.1 / М. С. Катханов Л.: Судостроение, 1985. — 373 с.
  48. , Б.Г. Идентификация нестационарных объектов (обзор) текст. / Б. Г. Клейман, И: А. Мочалов // А и Т. 1994. — № 2. — С.3−22.
  49. , М.М. Адаптивное управление стохастическим объектом с не-измеряемым состоянием в условиях неидентифицируемости текст. / М. М. Коган, Ю.И. Неймарк// А и Т. 1992. — № 6. — С. 114−121.
  50. , A.A. Адаптивные полиномиальные наблюдатели и идентификация в критических режимах текст. / A.A. Красовский // А и Т. -1996. -№ 10. С. 142 — 152.
  51. , A.A. Науковедение и состояние теории процессов управления (обзор) текст. / A.A. Красовский // А и Т. 2000. — № 4. — С.3−19.
  52. , H.H. Теория управления движением. Линейные системы текст. / H.H. Красовский М.: Наука, 1968. — 475 с.
  53. , О.С. Автоматическое управление курсом судна (авторулевые) текст. / О. С. Курлян // Судостроение за рубежом. 1989. — № 10. — С.73−84.
  54. Ли, Э. Б. Основы теории оптимального управления текст. / Э. Б. Ли, Л. Маркус М.: Наука, 1972.
  55. , Е.В. Способы управления состоянием подвижного объекта с нестабильной характеристикой управляемости текст. / Е. В. Маслов,
  56. A.B. Преображенский, М. М. Чиркова // Транском 94. Тез. докл. начн. техн. конф. — Санкт-Петербург, 1994. — С. 122−123.
  57. , Г. Э. Испытание системы автоматического управления движением судна по заданной траектории текст. / Г. Э. Острецов, A.M. Кляч-ко, Г. М. Довгоброд, Э. В. Дюжев // Судостроение № 4, 2000. С. 37−39.
  58. , Г. Э. Метод прогнозирования фазового состояния судна специального назначения текст. / Г. Э. Острецов, A.M. Клячко // Судостроение № 6- 2001. С. 43−44.
  59. , В.Г. Маневренные* качества речных судов", текст. /
  60. B.Г. Павленко М.: Транспорт, 1979. — 182 с:
  61. , Б.В. Системы прямого адаптивного" управления, текст. / Б. В. Павлов, ИТ. Соловьев М.: Наука, 1989. — 136 с.
  62. , А.Е. Об. одном подходе к идентификации математической модели курсового движения судна текст. / А. Е. Пелевин // Гироскопия и навигация. -1994. № 3. — С.56−61.
  63. , А.Е. Идентификация математической модели судна при стабилизации на линии заданного-пути текст. / А. Е. Пелевин // Гироскопия и навигация. -1994. № 3. — С.56−61.
  64. , A.A. Обучаемое управление и его приложения. I текст. / A.A. Первозванский // А и Т. 1995. — № 11. — С. 160−168.
  65. , A.A. Обучаемое управление и его приложения. II текст. / A.A. Первозванский // А и Т. 1995. — № 12. — С.99−108.
  66. , P.JI. Нормирование эффективности средств активного управления судном текст. / P.JI. Першиц // Судостроение. 1973. — № 9. — С.8 — 11.
  67. , P.JI. Управляемость и управление судном текст. / P.JI. Першиц JL: Судостроение, 1983.
  68. , JI.C. Математическая теория оптимальных процессов текст. / JI.C. Понтрягин, В. Г. Болтянский, Р. Б. Гамкрелидзе, Е. Ф. Мищенко М.: Наука, 1969. — 382 с.
  69. , Е.П. Прикладная теория процессов управления в нелинейных системах текст. / Е. П. Попов М.: Наука, 1973. — 580 с.
  70. , С.А. Автоматизация производственных процессов на водном транспорте: Учебник, текст. / С. А. Попов, Ю.М. Кулибанов- Ю. Н. Ковалев. М.: Транспорт, 1983. — 240 с.
  71. , Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика текст. / Д. А. Поспелов М.: Наука, 1986 г.
  72. , A.B. Адаптивное управление неустойчивым на курсе судном текст. / A.B. Преображенский, В. В. Сатаев // Тез. докл. Межд. конф. по проблемам управления, посвященная 60-летию института проблем управления РАН. М., 1999.
  73. , A.B. Управление неустойчивым подвижным объектом при неполной информации о состоянии, текст. / A.B. Преображенский, В. В. Сатаев // Проблемы теоретической кибернетики. Тез. докл. XII Межд. конф. Москва, Н. Новгород, 1999. — 4.2. — С. 192.
  74. , A.B. Эффект бифуркационной памяти в динамике судна текст. / A.B. Преображенский, В. В. Сатаев, М. И. Фейгин // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2001. — № 3. — С.104−107.
  75. Н.Новгород: ВГАВТ, 1996. вып. 273, С. 115−123.t
  76. , A.B. Результаты натурных испытаний цифрового авторулевого текст. / A.B. Преображенский, М. М. Чиркова // Судостроение, 1992. № 11−12. С. 20−23.
  77. , JI.M. Управляемость толкаемых составов текст. / JI.M. Рыжов М.: Транспорт, 1969. — 128 с.
  78. , JI.M. Маневренность речных судов и составов текст. / JI.M. Рыжов, Н. Ф. Соларев М.: Транспорт, 1967. — 144 с.
  79. , Г. В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения текст. / Г. В. Соболев Л.: Судостроение, 1976.- 477 с.
  80. , Н.Ф. Безопасность маневрирования речных судов и составов текст. / Н. Ф. Соларев М.: Транспорт, 1980. — 125 с.
  81. Справочник по теории автоматического управления, текст. / Под ред. A.A. Красовского. М.: Наука, 1987.
  82. Теория автоматического управления текст. / Л. С. Гольдфарб, A.B. Балтрушевич, A.B. Круг и др.- под ред. A.B. Нетушила. М.: Высшая школа, 1972. — 4.2. — 432 с.
  83. , А.П. Идентификация судна как объекта управления по данным модельных испытаний текст. / А. П. Тумашик // Судостроение. -1981. № 7. -С.9−13.
  84. , Я.З. Основы информационной теории идентификации текст. / Я. З. Цыпкин М.: Наука, 1984. — 320 с.
  85. , C.B. Адаптивное прогнозирование при управлении текст. / C.B. Шильман//А и Т. 1996. — № 8. — С.100−107.
  86. , К.К. Управляемость корабля текст. / К. К. Федяевский, Г. В. Соболев Л.: Судпромгиз, 1963. — 376 с.
  87. , М.И. Автоколебания судов в угле рыскания текст. / М. И. Фейгин // Тр. ГИИВТ. Горький. — 1980. — вып. 174. — С. 3−28.
  88. , М.И. К оптимизации управления неустойчивым на курсе судном текст. / М. И. Фейгин // Тр. ГИИВТ. Горький. — 1982. — вып. 189. -С. 3−20.
  89. , М.И. К теории движения неустойчивого на прямом курсе судна текст. / М. И. Фейгин // Известия АН СССР. Механика твердого тела. 1982. — № 1. — С.66−72.
  90. , М.И. К определению характеристик послушливости судна рулю текст. / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова // Тр. ГИИВТ. Горький. -1982. — вып. 189. — С. 40−55.
  91. , М.И. О существовании области пониженной управляемости для судов, неустойчивых на прямом курсе текст. / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова // Известия АН СССР. Механика твердого тела. 1985. — № 2. -С.73−78.
  92. , М.И. Динамика неустойчивого на прямом курсе' судна текст. / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова // Судостроение. 1987. — № 7. -С.23−25.
  93. , М.И. О потере управляемости судов, неустойчивых на прямом курсе текст., / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова // Динамика нелинейных процессов управления. Тез. докл. Всесоюзн. семинара Таллин, 1987. — С. 153.
  94. , М.И. К оптимизации процесса перевода судна на новый курс текст. / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова // Межвуз. сб. науч. тр.: Системы автоматического контроля и управления судовыми процессами. — Л.: ЛИВТ, 1988. С.172−177.
  95. , М.И. Нелинейные эффекты в системах, управление которыми сопровождается изменением числа возможных стационарных режимов текст. / М. И. Фейгин, М. М. Чиркова // VII Всесоюзн. съезд по теоретической и прикладной механике: Тез. докл. -М., 1990.
  96. , М.И. Динамические системы, функционирующие в сопровождении опасных бифуркаций текст. / М. И. Фейгин // Соросовский образовательный журнал. — 1999. № 10. — С. 122 — 127.
  97. , И.Р. Математическое моделирование систем* автоматического управления на судах/ И. Р. Фрейдзон JIi: Судостроение,.!969. — 493 с.
  98. , A.M. Адаптивное управление с компенсацией влияния-запаздывания в управляющем воздействии текст. / A.M. Цикунов // Изв. Рос. АН. Теория-и системы управления. — 2000: № 4. — С.78−81.
  99. Чиркова, М. М! Анализ алгоритмов' управления движением судна текст. / М! М'. Чиркова// Судостроение: 1985. — № 5t — С. 42 — 44*.
  100. , М.М. Взаимосвязь математических моделей управляемого^ судна, получаемых на, стадии проектирования и. по- результатам натурных испытаний текст. / М. М. Чиркова // Тр. ГИИВТ. Горький. — 1983. -вып. 197. — С. 58−73.
  101. , ММ. Исследование динамических процессов управления неустойчивым на курсе-судном и их оптимизация текст. / М. М. Чиркова / Диссертационная работа. Горький. — 1986. — 169 с.
  102. , М.М. Результаты натурных испытаний цифрового авторулевого текст. / М. М. Чиркова, А. В: Преображенский // Судостроение. -1992. -№ 11−12.-С.20−23.
  103. , М.М. К вопросу оптимизации динамических систем текст. / М.М. Чиркова//Тр. ГИИВТ.-Горький.- 1982. вып. 189. -С. 148−156.
  104. , М.М. К вопросу о совместимости свойств поворотливости и устойчивости судна на курсе текст. / М. М. Чиркова // Межвуз. сб. науч. тр.: Моделирование и оптимизация сложных систем. — Н. Новгород: ВГАВТ, 1996. вып. 273. — С.171−174.
  105. , М.М. О резонансном явлении при импульсном управлении нелинейным объектом текст. / М. М. Чиркова // Нелинейные колебания механических систем. Тез. докл. II Всесоюзн. научн. конф. Горький, 1990. — 4.2. -С.217.
  106. , М.М. Разработка методов идентификации и управления движением неустойчивого на курсе объекта со скрытыми" динамическими особенностями, дис. на соискание ученой степени доктора технических наук текст. / М. М. Чиркова Н.Новгород. 1998. — 207с.
  107. , М.М. Сравнение алгоритмов удержания судна на курсе по их чувствительности к погрешности входной информации текст. / М. М. Чиркова // Тр. ГИИВТ. Горький. — 1984. — вып. 204. — С. 80−97.
  108. , М.М. Пути: повышения качества авторулевого для речных водоизмещающих судов текст. / М. М. Чиркова, А. В. Преображенский // Тр. XXII расширенного заседания Совета по управлению движением морских судов и аппаратов / ИПУ РАН. М. — 1995. — С.67−71.
  109. , М.М. Способ подстройки параметров авторулевого текст. / М. М. Чиркова, Е. Н. Поселенов // Тезисы докладов IX Международной молодежной научно-технической конференции «Будущее технической науки». Н. Новгород, 21 мая 2010, С. 236−237.
  110. Шильман, С. В- Адаптивное прогнозирование при управлении текст. / С. В. Шильман // А и Т. 1996. — № 8. — С.100 -107.
  111. Эйкхофф, П: Основы идентификации систем управления текст. / П. Эйкхофф М.: Мир, 1975. — 683 с.
  112. Asai Shigeru. A stadu on chek helms for course-keeping of a ship under steady, external forces // Nihon kokai gakkai ronbunshu. J. Soc. Nav. Archil, Jap. 1981. — № 150. — P.245−253.
  113. Bertram- V. Sprachgesteuerte Schiffsfuhrung in Japan text. 7 V. Bertram //Hansa. 1997, — № 12. — c.13 .
  114. Eds, M.M. Intelligent Control Systems: Theory and Applications text.-/ M.M. Eds, N.K. Gupta, N.Y. Sinha // IEEE Press. 1996.
  115. Gohler, U. Determination of the resistance alteration due to drift angle and curvature of path text. / U. Gohler, D. Puis // International. Shipbuilding Progress. 1981. -№ 324. — P. 191−197.
  116. Haddara, M.R. On the directional stability of ships text. / M.R. Haddara // International Shipbuilding Progress. 1980. — № 376. — P.322−324.
  117. Hizal, N.A. Improved adaptive model control text. / N.A. Hizal // Springer-Verlag. 1999. — № 51. — P. 181−190.
  118. Huaizhou, Z. Adaptive control of chaotic systems with uncertainties text. / Z. Huaizhou, O. Huashu // International Journal of Bifurcation and Chaos. -1998. Vol.8, 10. — P.2041—2046.
  119. Hwang, Wei-Yuan. Cancellation effect and parameter identify-ability of ship steering dynamics text. / W. Hwang // International Shipbuilding Progress. 1982. — № 332. — P.90−102.
  120. Inoue, S. A practical calculation method ship maneuvering motion text. / S. Inoue, M. Hirana, K. Kijima, J. Takashina // International Shipbuilding Progress. 1981. № 325. — P.207−222.
  121. Jie Wang. Parametric adaptive control in nonlinear dynamical systems text. / Jie Wang, Xiaohong Wang // International Journal of Bifurcation and Chaos. 1998. — Vol.8, 11.- P:221'5−2223.
  122. Kose- K., On a new mathematical, model' of maneuvering motions of a ship and its applications text. / K. Kose // International Shipbuilding Progress. -1982. № 336. -P.205 -220.
  123. Matsumoto, N. Experimental- prediction* methods of maneuvering performance of ships and ocean structures text."/N. Matsumoto, K. Suemitsu // Nippon Kokan Techn. Report. 1981, — № 2. — P.55−65.
  124. Mees, A. I. Non-linear Dynamics and Statistics text. / A.I. Mees // CADO Research Reports. 2000. — № 6.
  125. Milier, E. Evaluation of concepts for improved controllability of tank vessels text. / E. Milier, V. Ankudinov, T. Temes // Marine Technology. -1981. -№ 4. -P.365−381.
  126. Naoya Umeda Nonlinear dynamics of ship capsizing due to broaching in following and quartering seas text. / U. Naoya // Marine Science and Technology. 1999. — № 4. — P. 16−26.
  127. Nguyen Due-Hung. Designs of self-tuning control systems for ships text. / D. Nguyen, J. Park, K. Ohtsu // Nihon kokai gakkai ronbunshu = J. Jap. Inst. Navig. 1998−99. — C.235−245.
  128. Ogawa, A. On the mathematical model of maneuvering motion of ships text. / A. Ogawa, H. Kasai // International Shipbuilding Progress. 1978. -Vol.25. — № 292. — P.306−319.
  129. Ohtsu Kohei. A proposition of statistical operation of ship. 4 text. / Ohtsu Kohei // Nihon kokai gakkaishi = Navigation. 2000. — № 143. — C.180−190.
  130. Riedl, B. Disturbance Instabilities in an Adaptive System text. / B. Riedl, B. Cyr, P.V. Kokotovic // IEEE Trans. Automation Control. 1984. — Vol. AC-29. — № 9. — P.822−824.
  131. Rigdon, E. E. The Problem of Identification текст. / E.E. Rigdon // World Wide Web. -http://www.gsu.edu/-mkteer/identifi.html
  132. Volta, E. Comparison of different mathematical models of ships and their control experimental results текст. / E. Volta // Ship operation and automatic. Proc. 2nd IF AC /IFIP Symp., 1976, p.565−571.
  133. Volta, E. Experimental test and determination of the rudder response of some different ships текст. / E. Volta // Electrotehnic. — 1978. — № 3. — P. 160−163.
Заполнить форму текущей работой