Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенный интерес представляют работы и исследования, посвященные проблеме педагогического мастерства (Ю.П.Азаров, В.А.Кан-Калик, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, А. И. Щербаков и др.), формированию умений творческой воспитательной деятельности (М.П.Герасимова, В. В. Лебединский и др.). Все эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме, изучению эффективного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Эффективность профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя в теории и практике педагогики
    • 2. Система повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя
    • 3. Условия успешного фунщионирования и.|)йзвития системы повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАЛО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. Цели и задачи опытно — экспериментальной работы
    • 2. Реализация условий функционирования и развития системы повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя
    • 3. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ.,

Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что в современных условиях перехода страны к рыночным условиям, как форме хозяйствования, когда информационный обмен достиг небывалого размера, роль учителя как воспитателя и как посредника в сложном информационном обмене общества и личности не только изменилась, но и неизмеримо выросла. В этих условиях учитель должен жить не только идеями сегодняшнего дня, но и предвидеть тенденции развития будущего, планировать его уже сегодня.

Социальный заказ общества, обращенный к учителю, прежде всего заключается в том, чтобы школа формировала убежденных, эрудированных, знающих науку людей, способных творчески применять свои знания на практике. Однако уровень подготовки, качественная характеристика современного педагога часто не отвечает требованиям реформирования народного образования.

Учителю как никогда надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком как в области науки, культуры, образования, так и в области педагогики, психологии, конкретной методики — без этого он утрачивает свои профессиональные качества и главное из них — способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенстве своего мастерства.

Самообразование должно стать общественной потребностью и от удовлетворения ее во многом зависит дальнейший научно-технический и социальный прогресс нашего общества.

Общая культура и профессиональный уровень учителя современной школы определяется не только и не столько суммой уже приобретенных знаний, сколько умением приобретать их дальше путем самообразования. Поэтому способность молодого учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности является социальным заказом обществаи такие умения необходимо формировать уже на студенческой скамье.

Наши исследования показали, что из опрошенных нами молодых учителей и студентов ЧГПУ большая часть не считает самообразовательную деятельность качеством необходимым для учителя, по нашим данным, из 220 учителей средних школ со средним стажем работы до 5 лет, считают самообразование важным для учителя качеством 9,2% из которых только 2,2% считают необходимым знакомится с современной психолого-педагогической литературой по преподаваемому предмету, 44,7% видят сущность самообразования в устранении пробелов вузовского образования. Опрос среди студентов показал, что большая часть (51,4%) связывают самообразование с чтением профессионально-педагогической литературы в поисках готовых разработок. Таким образом, мы видим, что большинство учителей недопонимают того, что именно путь их самостоятельного повышения профессиональной квалификации — это путь к самовыражению, становлению неповторимого творческого стиля, собственного «Я» .

Теоретическому осмыслению проблемы самообразования способствовала проработка таких радикальных дидактических теорий и концепций, как:

— общие теоретические проблемы самообразования (И.В.Бестужев-Лады, А. В. Кооп, В. С. Леднев, В. Д. Попов, В. Н. Турченко и др.);

— концепция непрерывного образования (О.С.Аббасова, Н. А. Аитов, Л. В. Видгоф, А. ПВладиславлев, Б. С. Гершунский, Л. М. Зеленина, З. А. Маль кова, Н. Н. Нечаев, А. Ю. Петров, В. Е. Тимошенко и др.);

— последипломное непрерывное образование (С.Г.Вершловский, А. В. Даринский, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, Г. С. Сухобская, Е.П.Тонко-ногая и др.);

— теория педагогических систем (Б.П. Беспалько, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Ф. Ф. Королев, К. К. Платонов, Э. ГЛОдин и др.);

— теория активизации познавательной деятельности, формирования познавательных интересов, развития самостоятельности в процессе познания (Б.Г.Ананьев, Н. М. Бороздинов, Е. Я. Голант, Б. П. Есипов, В. С. Ильин, Й. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, А. В. Усова, Г. И. Щукина и др.);

— исследования теоретико-методологических основ профессионально-педагогической деятельности, проведенные за рубежом (Дж.Бередей и Дж. Лаурас, Е. Миранте, Т. Томази (Италия), Р. Бремвель, Т. В. Букер, Б. В. Горман (США), Т. М. Стинет (Англия), Л. Клинберг (Германия) и др.).

В современной научной литературе наметилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования, а именно :

— в рамках теории непрерывного образования, самообразование рассматривается как стержень целостной системы, пронизывающий различные элементы подсистемы и обеспечивающий эффективность их функционирования на разных этапах жизнедеятельности человека (А.А.Бодалев, А.П.Вла-диславлев, А. В. Даринский, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская, В. Н. Турченко и др.);

— в педагогических основах повышения квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения профессионально-творческого уровня специалиста (Т.Г.Браже, М. М. Заборщиков, Ю. Н. Кулюткин, В. Н. Котляр, Н. В. Косенко, А. Е. Марон, П. Г. Пшибельский, Г. Н. Сериков, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.);

— в социологических исследованиях самообразование изучается в рамках категории свободного времени как один из элементов ее структурирования (В.А.Артемов, Г. П. Астапенко, Н. Н. Водомерова, М. А. Дремина, Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко и др.);

— педагогическая и социальная психология, исследуя внутренние механизмы саморегуляции, рассматривает самообразование как составную часть самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности.

А.Я.Арет, Л. Г. Ахтариева, А. Г. Ковалев, Ю. Н. Кулюткин, И. С. Кон, Л. А. Кандыбович, Г. С. Сухобская и др.);

— в педагогике средней, вечерней и высшей школ самообразование выступает как один из принципов обучения, реализация которого призвана обеспечить готовность обучающегося к послестационарному непрерывному образованию (А.Е.Аргунов, М. В. Башкиров, Т. А. Воронова, Е. П. Голубев,.

A.К.Громцева, В. И. Завьялова, Ю. Н. Кулюткин, Б. Ф. Райский, А. И. Редковец, Г. С. Сухобская, А. В. Усова, В. А. Черкасов и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования показал, что к настоящему времени исследованы особенности, структура и содержание педагогической деятельности (А.Ф.Аменд,.

B.И.Загвязинский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), методологические, социально-педагогические и психолого-педагогические аспекты повышения квалификации учителей (ИХ Белицкий, С.Г. Вершлов-ский, А. П. Владиславлев, А. В. Даринский, В. Г. Онушкин и др.), дидактические и методологические проблемы самообразования, профессиональных потребностей и запросов учителей (Т.Г. Браже, И. П. Глинская, А. Е. Марон, П. Г. Пшебильский, Е. П. Тонконогая, А. С. Фомченко и др.).

Неоднократно исследовались затруднения, с которыми сталкиваются в работе школьные учителя (Ю.К. Бабанский, Н. В. Головко, Г. С. Поляков, Т. С. Полякова, В. А. Черкасов и др.), предлагаются пути формирования профессионального мастерства (В.А. Афанасьев, А. Д. Деминцев, З. Ф. Ефименко, Н. В. Кухарев. P.P. Майман, А. Я. Найн, М. П. Портнов, Н. М. Яковлева и др.). Разработаны материалы в помощь начинающим учителям, советы им (Э.А. Гришин и др.).

Ряд работ посвящен теории и практике профессиональнопедагогического образования, становление личности учителя (Н.В. Кузьмина, В. К. Розов, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и др.) формирование педагогических умений (Г.А. Засобшт, JI.B. Калгаровекая, В. М. Полякова, Л. И. Тюнтя и др.), раскрытие творческих способностей учителя (Ю.П. Азаров, В. И. Андреев, Е. П. Бунакова, А. Д. Деминцев, Н. В. Кузьмина и др.), формирование потребности в педагогическом самовоспитании и самообразовании (С.Б. Елканов, И. И. Колбаско и др.) и т. д. ч.

Огромное значение для успешной практической деятельности учителей имеет использование достигнутого в решении проблемы научной организации педагогического труда (О.А. Богданова, Л. Г. Борисова, З. Ф. Есарева, А. Я. Найн, И. П. Раченко, Н. А. Томин, В. Н. Турченко, А. В. Усова, Н. М. Яковлева, и др.), решение проблемы профессионального самообразования учителей (В.Б. Бондаревский, С. Г. Вершловский, А. П. Владислав л ев, А. В. Даринский, В. Н. Козиев, Ю. Н. Кулютин, О. Е. Лебедев, П.Г. Пшебиль-ский, М. Н. Скаткин, Г. С. Сухобская, Т. М. Симонова и др).

Поскольку необходимость постоянного совершенствования профессионального мастерства обусловлена характером педагогической деятельности, учителя современной школы должны отличаться не только высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и готовностью к творческому преобразованию своей деятельности. Известно, что только активное, положительное отношение самого учителя к совершенствованию педагогического мастерства может повысить продуктивность процесса самообразования.

Теоретические положения, разработанные Л. Б. Выгодским, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьевым, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким и др. заложили плодотворную основу для исследования проблемы формирования творческой личности учителя, его профессиональнопедагогических умений.

Отечественная педагогика и психология накопили значительный опыт исследования по формированию различных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя. Исследования базируются на фундаментальных трудах Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельского, Д. Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, С Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина,.

Б.М.Теплова и др., изложивших теоретические основы формирования разнообразных умений, выявивших соотношение знаний, умений, навыков, охарактеризовавших их понятия и структуру.

В вузовской педагогике многие стороны формирования творческой личности учителя стали предметом диссертационных исследований. Например, Т. Е. Климова, Р. О. Коновалова, В. Ф. Лехтман, Л. И. Стрелец, А. И. Христева и др. исследовали определенные качества личности, В. А. Беляева, М. И. Лунина, С. Б. Елканов, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева — знания, умения и навыки будущего учителя.

Существенный интерес представляют работы и исследования, посвященные проблеме педагогического мастерства (Ю.П.Азаров, В.А.Кан-Калик, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, А. И. Щербаков и др.), формированию умений творческой воспитательной деятельности (М.П.Герасимова, В. В. Лебединский и др.). Все эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме, изучению эффективного опыта, но они не носят обобщающего характера, остались слабоизученными многие аспекты данной проблемы, такие как: формы и методы самообразовательной деятельности молодого учителя, ее содержание, перенесение в практику предложенных исследователями путей совершенствования знаний и умений молодых учителей, дифференцированный подход к молодым учителям при оказании им профессиональной помощи, готовность молодых учителей к занятиям самообразованием, специфика профессионального становления учителя как специалиста по преподаваемому предмету и определение и формирование условий эффективного функционирования профессионально-творческой самообразовательной деятельности.

Мы считаем исключительно важным и необходимым формировать и развивать у молодого учителя самообразовательные умения, такие как: умение осуществлять саморефлексию профессиональной деятельностиумение теоретически осмыслить источник информацииумение оценить результаты профессиональной деятельности и др.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в высшей школе позволяют нам сделать вывод, что профессионально-творческое самообразование является важным этапом в педагогической деятельности учителя, но вопросы об условия повышения эффективности самообразовательной деятельности учителя в данной литературе не рассматриваются достаточно подробно. Мы, в свою очередь, считаем беспочвенным и бесперспективным рассмотрение проблемы профессионально-творческого самообразования будущего учителя без характеристики условий и факторов, оказывающих влияние на готовность и способность будущего учителя к самообразовательной деятельности и на ее эффективное функционирование.

На основании изученного опыта работы средней и высшей школы, анализа философской и психолого-педагогической литературы, нами была сформирована проблема исследования, которая состоит в определении условий организации самообразовательной деятельности будущего учителя, которые обеспечивали бы совершенствование его практической деятельности. Данная проблема определяется противоречием между возросшей потребностью общества в творческой саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности учителя и недостаточной теоретической и практической разработанностью системы условий эффективного функционирования самообразовательной деятельность будущего учителя и стратегии этого процесса.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

1) потребностью общества в повышении уровня профессионализма, необходимостью развития творческой, самосовершенствующейся личности учителя и существующими традициями и стереотипами в системе высшего педагогического образования;

2) потребностью общества в активизации самообразования педагогических кадров и реальным состоянием их самообразовательной деятельности;

3) декларированным указанием в педагогике на необходимость осуществлять трансформацию обучения в самообразование и отсутствием необходимых технологий такой трансформации;

4) возрастающим потоком информацией и возможностью ее усвоения.

Важность, актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогической теории обусловили выбор темы: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ» .

Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы повышения эффективности самообразовательной деятельности будущего учителя и условий ее успешного функционирования и развития.

Объект исследования — самообразовательная деятельность будущего учителя.

Предмет исследования — условия повышения эффективности самообразовательной деятельности будущего учителя.

Гипотеза исследования — эффективность самообразовательной деятельности будущего учителя значительно повысится, если:

— на основании рефлексивного программно-целевого подхода будет разработана специальная система, интегрирующая образовательную, методическую и научно-исследовательскую виды деятельности, особенностью которой является гармонизация структурных и функциональных компонентов, целостность, уровневость и динамичность;

— будет разработан комплекс условий, включающий:

• конструирование программы профессионального самосовершенствования будущего учителя, обеспечивающей лингвистическую, культурологическую, социально-политическую, историкеэтнографическую, методическую ц научно-исследовательскую составляющие;

• педагогическое стимулирование будущего учителя, к которому относятся создание творческой атмосферы культивирования интереса к самообразованию, создание социо-культурных условий, в которые входят рейтинговая система оценки уровня и качества знаний и степени активности участия будущего учителя в самообразовательной деятельности, материальное поощрение студентов успешно занимающихся профессионально-творческой самообразовательной деятельностью, стажировка в стране изучаемого языка, льготные поездки на научные конференции, предоставление права печатать свои статьи и тезисы в научных сборниках и др.;

• использование механизмов педагогической рефлексии (определение личностных мотивов, целей и интереса будущего учителя в профессионально-творческой самообразовательной деятельности, подключение механизмов самопознания, использование самоанализа, самооценки и самоконтроля).

В соответствие с поставленной целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи:

1. изучить и проанализировать состояние проблемы самообразовательной деятельности будущего учителя;

2. разработать и обосновать систему повышения эффективности самообразовательной деятельности будущего учителя;

3. выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности самообразовательной деятельности будущего учителя;

4. разработать научно-методические рекомендации будущему учителю по повышению эффективности его самообразовательной деятельности.

Общей теоретико-методологической основой нашего исследования являются: основные положения диалектико-материалистической теории познаниядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийфилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности.

Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на философские исследования отечественных (В.Г.Афанасьев, В. В. Габдреев,.

A.И.Уемов, Э. Г. Юдин и др.) и зарубежных (К.Боулдинг, Р. Шеннон,.

B.А.Штофф и др.) ученых, в которых рассмотрены основные идеи системного подхода и интеграции наукна труды по проблемам методологии педагогики (С.Я.Батышев, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов и др.) — на фундаментальные психолого-педагогические труды по психологии творчества, по проблемам единства в развитии сознания и деятельности, сознания и самосознания, индивидуальной и самообразовательной работы (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. М. Теплов и др.) — на теорию непрерывного образования (С.Г.Вершловский, А. В. Давыдов,.

B.Г.Онушкин и других) — на новейшие исследования отечественных педагогов по вопросам общепедагогической подготовки будущего учителя (О.А.Абдуллина, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер,.

C.Е.Матушкин, А. Я. Найн, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и др.), в которых рассматриваются пути и средства развития творческой личности в различных видах деятельности.

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1995 года на базе ЧГПУ и экспериментальных школ № 112, г. Челябинска, К" 5 г. Миасса, а также школ Ашинского и Саткинского районов Челябинской области. Всего исследованием на констатирующем и обучающем этапах охвачено 250 учителей. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1995 — 1996 ггЛ — аналитико-диагностическомизучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблемам самообразования, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы. С целью выяснения состояния проблемы было проведено обобщение и анализ педагогического опыта учителей школ и студентов ЧГПУ по проблеме исследования, анализировался собственный опыт в данном направлении, был разработан понятийный аппарат, определена рабочая гипотеза и проведен констатирующий этап эксперимента. Методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по изучаемой проблемеанализ учебных программ в высшей школе и изучение государственных стандартов высшего образованияобобщение эффективного педагогического опытанаблюдение, беседы (интервью), анкетированиеанализ результатов самообразовательной деятельности учителей.

На втором этапе (1996;1998 гг.) — поисково-экспериментальномосуществлялся анализ новых теоретических концептуальных подходов к проблеме исследования, что в свою очередь потребовало разработки рефлексивного программно-целевого подхода, являющегося основой для разработки и обоснования системы повышения эффективности самообразовательной деятельности будущего учителя. Экспериментальная часть данного этапа включала в себя создание и апробацию как отдельных условий, так и их комплекс, анализ и корректировку уже созданных методик и технологий, создание, проверку и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе проводимого эксперимента, оценку его итогов, совершенствование и анализ результативности процесса исследования, наблюдения за реальным учебным процессом в средней школе и участниками этого процесса. Основные методы исследования на данном этапе: теоретическое моделирование, формирующий этап экспериментапрогностические (экспертная оценка, самооценка и др.) — диагностические (анкетирование, интервьюирование и др.) — обсервационные (длительное фиксирование, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение) — праксиметрические (анализ результатов, продукт деятельности) — методы математической статистики.

На третьем этапе (1998;1999) — обобщающем — проводилось обобщение, систематизация и описание полученных результатов, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику средней школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя обусловлена возросшими требованиями, предъявляемыми к личности учителя и его профессиональной деятельности, общественной потребностью в педагогическом творчестве и спецификой профессионально-творческой деятельности будущего учителя.

2. Система повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя, основанная на рефлексивном программно-целевом подходе, интегрирует образовательную, методическую и научно-исследовательскую виды деятельности. Особенностью данной системы является гармонизация структурных и функциональных компонентов, целостность, уровневость и динамичность.

3. Условиями повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя являются:

— конструирование программы профессионального самосовершенствования будущего учителя, обеспечивающей лингвистическую, культурологическую, социально-политическую, историко-этнографическую, методическую и научно-исследовательскую составляющие;

— педагогическое стимулирование учителя;

— использование механизмов педагогической рефлексии.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в анализе роли профессионально-творческих самообразовательных умений при формировании готовности будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности и пути их совершенствования;

— в уточнении и конкретизации понятий «профессионально-творческие самообразовательные умения», «готовность будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности» .

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определена теоретико-методологическая стратегия к разработке и внедрению системы повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя — рефлексивный программно-целевой подход;

— сконструирована уровневая система повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности, интегрирующая образовательную, методическую и научно-исследовательскую виды деятельности, особенностью которой является гармонизация структурных и функциональных компонентов, целостность, уровневость и динамичность;

— теоретически обоснованы, экспериментально проверены условия успешного функционирования и развития системы повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя, включающиеконструирование программы профессионального самообразования, педагогическое стимулирование и использование механизмов педагогической рефлексии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержательно-технологическое обеспечение системы повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки учителей всех специальностей, в том числе и учителей языковой специализации (учителя иностранного языка), включающей лингвистический, методический и страноведческий блоки, а также могут применяться при создании спецкурсов и в системе повышения квалификации. Предложенные методические рекомендации, позволяют научно обоснованно отобрать содержание, формы и методы самообразовательной деятельности, осуществить оценку и самооценку готовности к данной деятельности, определить эффективность процесса подготовки личности к профессионально-творческому самообразованию.

Обоснованность и достоверность исследования определяется анализом современных достижений психолого-педагогической науки, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, количественным и качественным их анализом, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— публикаций;

— докладов и выступлений на различного уровня научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях (ЧГПУ, ЧелГУ);

— докладов на конференциях по итогам научно-исследовательской работы сотрудников и аспирантов ЧГПУ;

— проведения практических занятий со студентами лингвистического факультета ЧГПУ;

— работы в качестве преподавателя факультета иностранных языков ЧГПУ;

— ведения систематической работы по проблемам исследования в школах города Челябинска, Сатки, Миасса и Алтайского района Челябинской области.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы^по второй главе.

1.Результаты констатирующего этапа эксперимента доказываю, что подготовка студентов к профессионально-творческой самообразовательной деятельности в педагогическом ву? е реализуется на недостаточно высоком уровне. Необходима специальная система повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя и условия ее эффективного функционирования и развития.

2. Направляюще-организационный этап эксперимента показал, что подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности протекает более успешно в рамках задачной системы, в которой в процессе решения диагностико-аналитических, синтетическо-корректировочных и конструктивно-креативных задач, формируются и совершенствуются специально-предметные, методико-практические и исследовательские самообразовательные умения.

3. Критериями эффективности данной системы являются отличительные признаки, по которым можно судить о нее достижениях. Целью и результатом системы повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя является его готовность к осуществлению данного вида деятельности. Основным критерием развития этого качества личности будущего учителя является продвижения студента от ознакомительно-репродуктивного до поисково-познавательного, а от него — к профессионально-творческому уровню.

4. Показателями, характеризующими данные уровни самообразовательной деятельности выступают: специально-предметные знанияспособы и приемы изучения источников профессионально-педагогической информациистепень сформированности профессионального самосознаниятворческий подход к решению профессионально-педагогических задачпознавательная активность и самостоятельность.

5. Процесс формирования у будущего учителя готовности к профессионально-творческой самообразовательной деятельности предусматривает три этапа: диагностирующее подготовительныйнаправляюще-организационный (обучающий), активно-творческий.

6. -«Совокупность дидактических условий (конструирование самообразовательной программы, педагогическое стимулирование, использование механизмов педагогической рефлексии) является необходимой и достаточной для повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя.

7. Студенты экспериментальной группы, где реализовывались все выделенные педагогические условия, показали более высокий уровень сформированное&tradeспециально-предметных, методико-практических и исследовательских умений.

154 Заключение.

Необходимость повышения эффективности профессионально-творческой деятельности будущего учителя обусловлена общественной потребностью в педагогическом творчестве, спецификой деятельности учителя, возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя и закономерностью процесса профессионального становления творческой саморазвивающейся личности будущего учителя. Анализ психолого-педагогической литературы и исследования практического состояния проблемы показали необходимость поиска, формирования и развития продуктивных условий повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя. Данное диссертационное исследование посвящено решению этой проблемы.

Отправная точка исследования — анализ понятий профессионально-творческие самообразовательные «умения и готовность будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности». Система повышения эффективности к профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя, суть которой — формирование и совершенствование самообразовательных умений, четко ориентировано на конкретную цель — формирование у будущего специалиста готовности к творческому осуществлению профессионального самообразования, которая проявляется в прохождение студентом от ознакомительно-репродуктивного до профессионально-творческого уровней самообразовательной деятельности, включающей в себя образовательную, методическую и научно-исследовательскую деятельность.

Система повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя построена на задачной системе, включающей в себя решение диагностическо-аналитических, синте-тическо-корректировочных и конструктивно-креативных задач для формирования и совершенствования специально-предметных, методико-практических и исследовательских самообразовательных умений. Исследование показало, что данная система успешно функционирует и развивается при реализации следующей совокупности условий:

— конструирование программы профессионального самосовершенствования будущего учителя, обеспечивающей лингвистическую, культурологическую, социально-политическую, историко-этнографическую, методическую и научно-исследовательскую составляющие;

— педагогическое стимулирование будущего учителя, к которому относятся создание творческой атмосферы культивирования интереса к самообразованию, создание социо-культурных условий, в которые входят рейтинговая система оценки уровня и качества знаний и степени активности участия будущего учителя в самообразовательной деятельности, материальное поощрение студентов успешно занимающихся профессионально-творческой самообразовательной деятельностью, стажировка в стране изучаемого языка, льготные поездки на научные конференции, предоставление права печатать свои статьи и тезисы в научных сборниках и др.;

— использование механизмов педагогической рефлексии (определение личностных мотивов, целей и интереса будущего учителя в профессионально-творческой самообразовательной деятельности, подключение механизмов самопознания, использование самоанализа, самооценки и самоконтроля).

Для получения объективной информации об уровне эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя была выделена система показателей (критериев) и описано их проявление на различных уровнях самообразовательной деятельности. Достоверность результатов проверки эффективности педагогических условий обеспечивается использованием в качестве основного системного. уровня диагностики готовности будущего учителя к творческому осуществлению профессиональной деятельности.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в том, что уточнены понятия «готовность к профессионально-творческой деятельности и профессионально-творческие самообразовательные умения» — разработана система повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителявыявлены и экспериментально проверены условия ее эффективного функционирования и развития в педагогическом процессе высшей школыа также сформулированы теоретико-методические положения, позволяющие диагностировать и прогнозировать уровни готовности будущих учителей к данному виду деятельности.

Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось на факультете иностранных языков Челябинского Государственного Педагогического Университета, в ходе которого было доказана их общедидактическая значимость. Проведенная опытно-экспериментальная работа со студентами обеспечила их достаточную подготовку к профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, отзывы учителей, а так же утверждения самих студентов.

Наше изыскание не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: поиск новых условий повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельностипоиск перспективных направлений к формированию готовности у студентов данного вида деятельностиразработка пакета диагностических программ, системных диагностик сформироваиности самообразователных умений студентов в соответствии со спецификой их деятельности. В этих направлениях нами и будет продолжено исследование данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М. :Политиздат, 1989, 333с.
  2. А.Я. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих. -М.: Высшая школа, 1973, 48с.
  3. А.Я. Педагогические проблемы самообразования. Советская педагогика//1968, № 2 с. 19−53
  4. А.Я. Самообразование : история, теория и современные проблемы: Учебное пособие для вузов, -М: Высшая школа, 1986.
  5. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986 с. 116−165
  6. Актуальные вопросы методики обучения иностранным языкам. Под редакцией А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М. ¦.Педагогика, 1973.
  7. Р.В. Проблемы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров //Учитель Башкирии, № 6,1991
  8. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -Л., 1974, с. 3−15.
  9. .Г. Человек как предмет познания. //Избранные психологические труды: в 2-х томах, том 1. М.: Педагогика, 1980, с. 16 178.
  10. И. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Издательство Казанского университета, 1988, с.53−90, с.104−147.
  11. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы //Избранные труды. Философские аспекты теории фунциональной системы. М.: Наука, 1976. — 386 с.
  12. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. /Психологический журнал, 1980, т.1, На 2, с.52−60
  13. А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л.: 1964, 39с.
  14. В.А. Психология обучения иностранным языкам. -М. :Просвещение, 1969.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368с.
  16. С. И. Лекции по научной организации научного процесса в высшей школе. М. Высшая шк., 1976. — 200с.
  17. Р. Педагогическое самообразование в системе непрерывного повышения квалификации учителей. Душанбе, 1991.
  18. К.Ш., Исхаков Т. Н. Народная педагогика и современная школа: программа для педагогических институтов. Уфа: БГП11 1990, 15с.
  19. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М: Политиздат, 1981. -432 с.
  20. Ю.К., Деминцев А. Д., Полякова Т. С. Результаты исследования деятельности учителей //О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. -М.: НИИ школ. 1974, с. 22−64.
  21. Г. Д. Взаимосвязь профессиональных интересов и склонности к педагогической деятельности. //Вопросы психологии. 1987, № 2 с.62−69
  22. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. -Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 1996. 87с.
  23. И.К. Проблемы результативности курсовой подготовки учителей //Некоторые проблемы совершенствования повышения квалификации учителей: Сборник научных трудов. /Под редакцией И. К. Белицкого, -Рига, 1982, с.3−20.
  24. А.З. О повышении квалификации учителей. Иностранные языки в школе, 1972, № 3.
  25. И.В. Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.-21 с.
  26. JI.C. Производственный коллектив. М., 1978.
  27. С. Самообразование учителей и развитие творческой инициативы. //Народное образование, № 3, 1971.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968, — 446с.
  29. И. Самообразование в СССР.- М.: Учпедгиз, 1926,114с.
  30. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1985, 144с.
  31. С.В. Профессиональное самообразование учителя / Челябинский Государственный Педагогический Университет Ч.: ЧГПУ Факел, 1998, стр. 86
  32. Т.Г. Основные принципы совершенствования профессиональной квалификации учителей в ИУУ. //Совершенствование профессиональных знаний и умений учителей в процессе повышения его квалификации. Сб. научных трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1982, с.18−33
  33. B.C. О формировании педагогического мастерства в вузах США. //Педагогика. -Выпуск 23. -Минск, 1984, с. 61−66.
  34. Х.Б. Психолого-педагогические особенности самообразования учителей. Душанбе: Кайрат, 1984, 47с.
  35. МЛ. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. М., «Просвещение», 1965.
  36. В. Как работать по ступеням самообразования. М.: Учпедгиз, 1926, 76с.
  37. Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 93 с.
  38. Г. И. Методика и техника самообразования. М. •.Просвещение, 1984, 117с.
  39. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987,184с.
  40. С.Г. Психолого педагогических проблем деятельности молодого учителя. -Л.: Знание, 1983, 32с.
  41. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978, 175с.
  42. Л.А. Это нужно учителю. //Народное образование, № 8Э 1989.
  43. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Сб. научных трудов. Под ред. Е. И. Степановой. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1973, с. 89.
  44. Вопросы методической подготовки учителей иностранных языков. Материалы ПГПЙИЯ. Ставрополь, 1970.
  45. А.И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей. Дис. на соиск. научн. степ, кандидата пед. наук. — Минск, 1994, 230 с.
  46. В.А. Формирование познавательной самостоятельности. Самара, 1995.
  47. .С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: Изд-во Челяб. фил. ИПОД993. — 240 с.
  48. Гез Н. И. Преподавание иностранных языков в ФРГ. «Иностранные языки в школе», 1970, № 5.
  49. Е.П. Формирование у будущих инженеров умений в области самообразования: Дисс. канд. пед. наук-Л., 1983. 192 с.
  50. Ф.Н. Книга об учителе. М., «Просвещение», 1965, стр. 256.
  51. Л.М. Педагогическое руководство самовоспитанием старших школьников. Минск, 1971.
  52. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -М&bdquo- 1979.
  53. Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования //Сов. педагогика. 1979. № 12.
  54. Т.Н. Педагогическое наставничество (содержание, формы и методы работы). Л.: Знание, 1986, 16с.
  55. З.Г. Качественный анализ знаний учащихся // Советская педагогика, 1984. № 2. С.46−51
  56. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, МП РСФСР, 1976, с.257с.
  57. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Учебное пособие по спец. курсу для педагогических институтов.-М.: Просвещение, 1983.
  58. й.А. Устная речь преподавателя на уроке иностранного языка. «Иностранный язык в средней школе», 1935, № 1.
  59. М.Ф. Условия и факторы, влияющие на развитие профессиональных умений учителя //Педагогические проблемы и способы их решения учителем: Сборник научных трудов./Под редакцией Ю. И. Кумоткина и Г. С. Сухобской. Л., 1986,16 с.
  60. Г. И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию в процессе их самостоятельной работы по педагогике: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1974. -174 с.
  61. С.С. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве. Л.: Наука. 1989. — 125с.
  62. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.:НИИ ОП АПН CCCPJ972, 21с
  63. Н.й. Формирование самостоятельности как профессионально значимого качества. Одесса, 1987.
  64. Г. Г. Проблема теории человеческих потребностей //Вопр. философии. 1976. № 9- 1977. № 2.
  65. Н. М. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1989.-184 с.
  66. А.И. Самовоспитание личности. -М.: Просвещение, 1985.
  67. И. А. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984, 285 с.
  68. В. Самообразование учителей. //Народное образование. № 8,1989.
  69. С.Д. Проблемы совершенствования стимулирования труда в условиях радикальной экономической реформы. -Одесса.-1991.
  70. A.M. Преподавание в средних школах США: Проблемы начинающих учителей. -М.: Прогресс, 1983, 288 с.
  71. Н.И. Профессиональное педагогическое самовоспитание студентов. Рязань, 1975.
  72. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989, с. 143.
  73. , Ж. Самовоспитание старшеклассников. М., 1991.
  74. И. Иностранные языки в массы. М., Учпедгиз, 1931.
  75. М.М. Самообразование молодого учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.: АПН СССР, НИИ ООВ.- Д., 1988.
  76. П. А. Эффективность различных методов преподавания в высшей школе. Томск, 1936.
  77. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. Ком. по науке и нар. образ. 1992,48 с.
  78. А.Т. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986, 223 с.
  79. А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы. М.: Издательство Московского университета, 1987,208с.
  80. P.JI. Речь учителя на уроке немецкого языка. «Иностранные языки в школе», 1972, № 1.
  81. Зрительно-слуховой метод обучения иностранным языкам в школе. Минск, «Народная асвета», 1968.
  82. .П. Педагогические основы профессионального самовоспитания студентов. Целиноград, 1976.
  83. .Н. Профессиональное самовоспитание педагога. Алма-Ата, 1988.
  84. Из опыта повышения эффективности процесса обучения иностранному языку. Под ред. А. Д. Климентенко и А. А. Миролюбова. М., «Просвещение», 1964.
  85. Изучение готовности директоров школ к самообразованию. Методические рекомендации /Сост. О. Д. Полонская. Л. НИИ ООВ, 1985, 21 с.
  86. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  87. Инструктивно-методическая разработка в помощь учителям по самоанализу педагогической подготовки к составлению плана педагогического самообразования. /Подгот. В. Н. Котляр. Киев: Пед. об-во УССР, 1968, 30 с.
  88. В.Г. Самообразование педагогических кадров. Методические рекомендации. Минск. РИУУ, 1983, с. 5−8.
  89. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  90. В.А. Теория и методика самостоятельной работы студентов. Киев, 1991.
  91. Д.А. Педагогический фактор развития самообразования учителя сельской школы в современных условиях. Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук. -Казань, 1994,170 с.
  92. Т.А. Структура рабочего времени сельского учителя. В кн.: Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969. 63−64 с.
  93. Кан- Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс /Исследование субъективной эмоциональной сферы творчества процесса педагога/.- Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд., 1976,286с.
  94. И.В. О взаимосвязи психологии и методики в обучении иностранным языкам. «Иностранные языки в школе», 1950, № 6.
  95. И.В., Миролюбов А. А. Сорок лет советской методики. «Иностранные языки в школе», 1957, № 5.
  96. М. О методической работе с преподавателями иностранных языков в Москве, «Иностранный язык в средней школе», 1934, № 1.
  97. В.Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. — 328 с.
  98. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989. 80 с.
  99. Т.Е. Подготвка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности.: Дисс. канд, пед. наук. Челябинск, 1995. -185 с.
  100. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., «Просвещение», 1973.
  101. А.Г. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1983.
  102. В.Н. Самообразование и самооценка учителя //Психологические проблемы самообразования учителя. М., 1986, с. 19−27.
  103. А.И., Бендерская О. П. Опыт изучения профессиональной адаптации молодых учителей //Советская педагогика-1981- № 9 с. 99−102.
  104. И.И. Учащимся о самообразовании. Минск: Нар. ас-вета, 1976.
  105. Кон И.С. В поисках себя. М.- Политиздат, 1984.
  106. Ю.А. Педагогический анализ учебно воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1980. — 492 с.
  107. Е.Т. Формирование адекватной самооценки. М., 1992.
  108. А.Г. Первые шаги самообразования.: М., 1983.
  109. Н.В. Самообразование молодого учителя как условие непрерывного образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М, 1990.
  110. В.Н. Исследование взаимообусловленности педагогического самообразования и практической деятельности учителя. -Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М. :НИИ ОП АПН СССР, 1970,20с.
  111. В.Н. Учитель и самообразование. -М.: Просвещение, 1974.
  112. А.И. Как заниматься самосовершенствованием. -Минск: Нар. асвета, 1992.
  113. В. Работа Новороссийского семинара ИНО за 1934/35 уч. год. «Иностранный язык в средней школе», 1936, № 4.
  114. Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах. Т. 9.-М. Издательство АПН, 1960.
  115. Н.К. О преподавании иностранных языков. «На путях к новой школе», 1923. № 7−8.
  116. Н.В. Методика аттестации школьных учителей как средство побуждения к самообразованию.// Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: Материалы симпозиума. М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1980, с. 66−69.
  117. В. Вели за плечами только 18.М., 1973. 189с.
  118. П.Г., Кутьев Е. А. Самовоспитание как средство преодоления личностных недостатков школьников. М.: Знание, 1979.
  119. И. Труд учителя творчество. Учит, газета, 1964, 10 декабря.
  120. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. //Вопросы психологии. 1986,№ 2, с.21−30.
  121. М. Прорыв в средней школе по преподаванию иностранных языков должен быть ликвидирован. «Иностранный язык в школе», 1937, № 3.
  122. Т.Н. Педагог мастер, педагог — исследователь. — Го
  123. ЛевиВ.Л. Искусство быть другим. -М.: Знание, 1981.
  124. ЛевиВ.Л. Искусство быть самим. -М.: Знание, 1983.
  125. B.C. Содержание общего среднего образования. -М.: Педагогика, 1980, 264 с.
  126. .Д. О самообразовании учителя. «Иностранные языки в школе», 1963, № 1.
  127. Т.П. Формирование умений и навыков самообразования. Минск, 1993.
  128. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1968,142с.
  129. Р.А. Дети, семья, социальный работник: учебно-методическое пособие по спец. курсу. /Чел. Гос. Пед. Ин.-т. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 177 с.
  130. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  131. Личность и ее ценностные ориентации //Информ. бюллетень ИК-СИ АН СССР. N 19. Вып. 1. М., 1969.
  132. В. Дело учителя-творчество. //Народное образование, № 12,1960.
  133. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. Н. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Знание, 1983,221 с.
  134. И.Б. Университетское образование в капиталистических странах: основные тенденции развития, проблемы и противоречия. -Ташкент: Фан, 1981. 191 с.
  135. A.M. Психологические принципы готовности к самообразованию. // Психолого-педагогические проблемы непрерывногообразования: Материалы симпозиума. М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1980, с. 28−31.
  136. С.Б. Формирование основ педагогического мастерства у студентов университета средствами профессионально-направленного преподавания специальности. Автореф. дис. на со-иск. учен, степени канд. пед. наук. — JL: ЛГУ, 1987. — 16 с.
  137. С.Е. Знания и навыки не отделимы. Челябинск: Кн. Изд-во, 1963 — 63с.
  138. Методические проблемы педагогической науки. / Под редакцией П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Трубовского. М.: Педагогика, 1985, с.240
  139. А.Г. Прекрасна ли истина? М.: Знание, 1989. — 205с.
  140. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФКД996. — 144с.
  141. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1974, 261с.
  142. К.А. Самообразование учителя общеобразовательной школы- Учебное пособие для руководителей школы. -Омск: ОГПИ, 1984, 69с.
  143. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1975.-302 с.
  144. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя.// Советская педагогика., 1982, № 4., с. 90−92.
  145. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа., 1996. — 63 с.
  146. Особенности социально-профессиональной позиции молодого учителя. Сборник научных трудов. /Под редакцией С. Г. Вершловекого, Л. Н. Лесохиной. Л.: НИИ ОБ, 1981, 92с.
  147. Д.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1984. 367 с.
  148. Перес Бермудес В. М. Организация самостоятельной работы. Киев, 1980.
  149. И. П. Стимулирование труда: системный подход. Новосибирск. -1990.
  150. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983, 128с.
  151. Проблемы самообразования в системе повышения квалификации педагогических кадров школ. Тезисы конференции., г. Новгород., декабрь, 1978 /Под редакцией В. Г. Окушкина.- JL: НИИ ООВ АПН СССР, 1979.
  152. А.С. Психологические очерки. Тбилиси, 1975.
  153. M.JI. Уроки начинающего учителя. М.: Изд-во Просвещение, 1993, с.9−15.
  154. Психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., М.'.Политиздат, 1990 — 424 с.
  155. Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы. Методические рекомендации. /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Т. Г. Браже, А. Е. Марон. / Л.: АПН СССР, 1980, 142с.
  156. П.Г. Сущность и основные принципы педагогического самообразования.//Содержание и методика самообразования педагогов воспитателей: Сб. научных трудов. / Редкол.: П. Г. Пшебильский /отв. ред./ и др. М.: Изд. АПН СССР, 1984, с.4−15.
  157. И.А. Формирование мотивации самообразования //Сов. Педагогика. 1986, № 3, с.37−391 167. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием, М.: Советская Россия, 1962,127с,
  158. Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1989.
  159. Руководство самообразованием учителей /Сост. Н. Г. Кияшко. Минск: РИЦУ, 1997, с.12
  160. В.Н. Основание общей теории систем. М., 1974. — 84 с.
  161. Самообразование педагогических кадров: Методические рекомендации. /Подготовил В. Т. Кабуш. Минск: РИУУ, 1983,70с.
  162. Л.А. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Л.: ЛГУ, 1984, 16с.
  163. Т.М. Самообразование как фактор профессионального становления учителя //Руководство профессиональным становлением учителя. М., 1985, с. 66−77.
  164. В.К. Пути совершенствования форм и методов самообразования учителей. Киев: Знание, 1982, 48с.
  165. Содержание и методика самообразования педагогов-воспитателей: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1984, 80с.
  166. P.P. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986, с.144
  167. В.А. О профессиональной адаптации молодого учителя. //Советская педагогика, 197б,-№ 3, — с.88−95.
  168. В.А., Тамаркин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя//Советская педагогика- 1983-№ 11, с. 80−84.
  169. В.А. Формирование социально-активной личности учителя //Сов. педагогика. 1975. — № 1. — с. 83−93.
  170. Н. Мультипликационный подход и эффективность. -М.: Политиздат, 1980. -208 е.
  171. Е.Н. Анализ затруднений учителя как средство оптимизации педагогической деятельности: Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Л., 1984,248 с.
  172. Ю. В. Теория управления. Учебный курс. -М.: Вестник, 1997.- 336 с
  173. Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии подготовки учителя. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 58с.
  174. Н. А. Яковлева Н.М. Практикум по педагогике. Ч.: ЧГПИ, 1986.-99с.
  175. Н.Н., Усова А. В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в курсе «Практикум по решению задач». Челябинск, 1990. — 23с.
  176. Н.Н., Большакова З. М. Государственный образовательный стандарт: проблемы, методы, решения. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. 20с.
  177. Э.К. Основы руководства самообразованием учителя-предметника //Вопросы руководства самообразованием педагогических кадров.: Метод. Рекомендации. Л.:НИИ ООВ, 1982, с.3−8
  178. В.Н. Непрерывное образование как система //Сов. педагогика, 1978, № 7
  179. А.В. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качество знаний /Челябинский Государственный Педагогический Университет Челябинск: ЧГПУ Факел, 1996. — 46 с.
  180. А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования: Лекция. -: ЧГПУ Факел, 1997. 20 с.
  181. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., «Педагогика», 1974. Т.1 Теоретические проблемы педагогики. 584 с.
  182. К.М. Система учета и оценки успеваемости учащихся по физике. М.- Учпедгиз, 1951. 33 с.
  183. М.В. Руководство самообразованием учителей через школьных методических объединений //Повышение профессиональной квалификации педагогических кадров. /Сост. П. Г. Пшебильский, Л. Н. Лесохина. Л.: НИИ ООВ, 1978, с. 14−18
  184. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др., М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  185. Н.Г. Интегрированная система обучения в высшей школе зарубежом. М., 1990. — 111 с.
  186. В.Н. Самообразование и политехническая подготовка учащихся: Метод. Рекомендации в помощь учителю. Челябинск: ЧГПИ, 1983.- 163 с,
  187. Л.Д. О мастерстве учителя иностранного языка. «Иностранные языки в школе», 1960, № 3, стр. 97.
  188. О. С. Формирование педагогического мышления будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1990. 16 с.
  189. И.Н. Самооценка как внутренний регулятор самосовершенствования самообразовательной деятельности педагога-воспитателя //Содержание и методика самообразования педагогов-воспитателей. М., 1984, с. 26−32.
  190. В.А., Кеспиков В. Н. Проблемы школьного образования. Челябинск, 1995. — 175 с. — с. 116.
  191. М.Н. К вопросу о постановке проблемы «Самообразование молодого учителя как фактор его адаптации к работе в сельской школе.» //Проблемы адаптации молодого учителя к условиям работы сельской школы. Барнаул: БГПИ, 1977, с. 36−41.
  192. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Издательство «Просвещение», Л.: 1967.
  193. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  194. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  195. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  196. Ф.Р. Система совершенствования начальной профессиональной адаптации молодого учителя: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Казань: КГГШ, 1985,258 с.
  197. Л. А. Создание современного механизма стимулирования труда. Луцк. — 1991.
  198. Яковлева Н, М. Подготовка студентов к творческо-воспитательной деятельности/ Чел. Гос. Пед. Институт. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. — 126с.
  199. Н.М. Теория и практика подготовки будущих учителейк творческому решению воспитательных задач: Дис. На соискание ученой степени доктора пед. наук.: Челябинск, 1992. — 403 с.
  200. Т.М. Личность и общество. М., «Прогресс», 1973.
  201. Т. С. Социально- психологическое обучение в подготовке будущего учителя. Киев: Вища школа, 1987,109 с.
  202. Jones L. Progress То Profiencv. CUP, 1993
  203. Thill J., Bovee С. Excellence in Comunication. N.Y. McGraw Hill Inc., 1993
  204. Boweles S., Gintis h. Schooling in Capitalist America. Educational Reform and Contradiction of Economic Life. N.Y., 1986.
  205. Competency, Assessment, Research and Evaluation. A Report of a National Conference, March. 12.15.1989.
  206. Correa H. Quantitive Methods of Educational Planning. Scranta, 1977.
  207. Educational Documentation and Information Unesco, ji 184,1972.
  208. GagneR. The Conditions of Learning. N.Y., 1987.
  209. Musgiare R. Knowledge, Cirruculum and Change. Melbourne, 1973.
  210. White W. F., Burke С. M. Effective teaching and beyond // J. Instructional Psychol., V. 20., 1994.
Заполнить форму текущей работой