Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Реализация права на коммуникацию в информационном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснована необходимость и возможность изучения категории «право» в объектно-предметной сфере социальной информациологии как науки, исследующей очевидные и неочевидные (латентные) условия и факторы информационно-коммуникативных отношений в социуме. На основе социаль-но-информациологического подхода к анализу основных концептов теории права с применением принципа дополнительности произведена… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование концепции права на коммуникацию и ее места в теории прав человека
    • 1. 1. Категория «право» в объектной сфере социальной информациологии
    • 1. 2. Социально-информациологические характеристики права на коммуникацию
    • 1. 3. Информационно-коммуникативные детерминанты социально-политической динамики развития информационного общества в России
  • ГЛАВА 2. Реализация права на коммуникацию в процессе административной реформы в России
    • 2. 1. Политико-правовые условия развития информационно-коммуникативных отношений в системе общество — власть — средства массовой информации"
    • 2. 2. Реализация права на коммуникацию посредством механизма государственной услуги
    • 2. 3. Развитие коммуникативных основ деятельности органов государственного управления как условие реализации права на коммуникацию

Реализация права на коммуникацию в информационном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже XX и XXI веков в политической и социокультурной сферах России происходят глубокие трансформации, связанные с развитием информационно-коммуникативных технологий и становлением информационного общества. Формирующийся новый тип социальной организации, имеющей информационную, сетевую природу, затрагивает основные сферы жизнедеятельности социума, в частности взаимодействие государства и общества по поводу власти. Односторонняя коммуникация и вертикальные связи утрачивают моноцелевую направленность, развиваются полицентричные информационно-коммуникативные горизонтальные связи. Пересматриваются стратегии мироустройства в целом и отдельных государств по отношению к информационному обмену на их территориях. Коммуникация, в том числе политическая, массовая предстает не как объект управленческих воздействий, а как активная самоорганизующаяся среда, противостоящая традиционным методам взаимодействия с институтами вертикальной организации связей. Это, в свою очередь, требует пересмотра концепции социальных, политических отношений и их основы — естественных, врожденных, индивидных прав на общение, информацию, коммуникацию, объединенных общим понятием «права человека». Поскольку доминирующие в индустриальном обществе традиционные средства массовой информации уступают место «новым СМИ» с выраженными функциями коммуникации, актуализирована проблема реализации права индивида (личности, гражданина) на коммуникацию.

В информационном обществе при увеличении и ускорении социополитиче-ских взаимодействий оно становится одним из факторов социализации и развития личности, открывает доступ к необходимым для этого информационным ресурсам, инструментам и технологиям. Со стороны государства право на коммуникацию оформляется соответствующим содержанием государственной информационной политики, созданием правовых, политических, информационных, экономических и социальных условий для обеспечения этого вида права человека. Только информированный субъект способен к эффективной коммуникации по поводу власти. Только социально-ориентированная государственная информационная политика обеспечит необходимые условия для становления такого субъекта, прежде всего через доступ к информации о деятельности органов государственной власти и управления.

На современном этапе эти условия не созданы в силу возросших противоречий между уровнем развития информационных систем и технологий, реализующих потенциал государства, власти, и способностью человека к их эффективному применению в целях удовлетворения потребности в коммуникации, обеспечивающей статус народа как носителя государственной власти. Это противоречие, в свою очередь, обусловлено специфическими отличиями процессов информирования и коммуницирования, объясняемыми природой информации и коммуникации. В России это противоречие особенно выражено, т.к. государственная информационная политика не имеет завершенного концептуального и доктринального выражения, а число нарушений прав человека в информационной сфере возрастает1.

Развитие идеи права на коммуникацию в сфере политики представляет перспективное научно-практическое направление для разрешения противоречий, и прежде всего — между правом доступа к средствам коммуникации и правом непосредственного участия в процессе коммуникации как обмене ценностными представлениями по поводу власти.

Научно-практическая проблема диссертационного исследования обуславливается противоречиями между глобальным развитием информационно-коммуникативных технологий (как реализация права на информацию) и реализацией права человека на естественное развитие и социальное творчество (как право на коммуникацию) в целях раскрытия его властного потенциала в процессе поли.

1 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апреля. тической социализации, которые обеспечиваются (или не обеспечиваются) государственной информационной политикой.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью:

1) научного осмысления идеи «права на коммуникацию» в целях изучения информационно-коммуникативных детерминант развития информационного общества;

2) исследования противоречий, связанных с реализацией права на коммуникацию в информационном обществе в целом и его оформленностью в России;

3) обоснования развития права на коммуникацию как фактора формирования информационного общества, демократических процессов в системе «государство — общество—личность».

Научной задачей исследования является определение сущностных характеристик права на коммуникацию с целью его рациональной реализации в условиях формирования информационного общества в России и осуществления административной реформы.

Степень научной разработанности темы. Общая теория права формировалась в различных областях науки — философии, социологии, политологии, психологии и права. Для данного диссертационного исследования важны базовые положения теории происхождения права, связанные с природой человека, в основу которого положена идея его естественных прав. В работах античных философов, юристов проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенном в законодательстве, существует право естественное, общее для всех народов, и человека как антропной сущности в целом. Эта идея получила развитие в трудах ученых Нового времени и современных исследователей1. Она выражает общую мысль о том, что право лежит в сфере социальных возможно.

1 Аристотель. Этика. М., 2006; Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. М., 1935; Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. М., 1964; Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955; Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М., 2006; Франк С. Л. Сочинения: в 2-х тг. М., 1996; Цицерон М. Т. Избранные сочинения. М., 2005; Фромм Э. Бегство от свободыЧеловек для себя. Мн., 2000; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 и др. стей, способностей индивида (человека, гражданина) и его коммуникативных потребностей. Впоследствии это положение оказалось на периферии социально-психологической мысли, но нуждается в «переоткрытии» в современных условиях.

Динамика развития теории коммуникаций проанализирована по работам Н. Винера, К. Шеннона (кибернетическая теория1), Л. М. Земляновой, Ю. А. Нисневича, Г. Г. Почепцова, А. И. Соловьева, JI.H. Тимофеевой (политическая2), М. Г. Андреевой, М. А. Василика, В. П. Конецкой, Н. Лумана, А. Турена, Л. Н. Федотовой, Ю. Хабермаса (социологическая). Их изучение позволило выявить общие и особенные характеристики процесса коммуникации, обосновать выбор совокупностей, необходимых для исследования условий, способов и форм национального участия субъекта политического взаимодействия в коммуникации. Развитие новых форм и функций коммуникаций в информационном обществе проанализированы в работах Р. Ф. Абдеева, С.Г. Кара-Мурзы, Г. М. Маюпоэна, И. С. Мелюхина, О. А. Митрошенкова, А. С. Панарина, А. И. Соловьева, А.Д. Урсу-ла4 Осмыслению диссертантом роли информационно-коммуникативных технологий в информационном обществе, социализации личности и реализации ее комму- -никативного потенциала через права доступа к информации и коммуникации способствовали труды Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера5.

1 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958, 1998; Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетики М., 1963.

2 Землянова Л. М. Современная американская коммун и кативистика. М., 1995; Нисневич Ю. А. Информация и власть. M., 2000; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. Политические коммуникации / Под. ред. проф. Соловьева А. И. M., 2004; Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М., 2004.

3 Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Василика. М., 2003; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Луман Н. Медиакоммуникации. М., 2005; Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб, 2004; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

4 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. М., 2000; Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999; Митрошенков О. А. Политическая философия. Эпистемология. М., 2005. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Универсальный эволюционизм: концепции, подходы, принципы, перспективы. М., 2007.

3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000; Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002; Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. М., 2004; Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003.

Содержание права на коммуникацию, особенности его реализации в информационном обществе в России мало изучены. Единственное монографическое исследование, в котором обозначены общие подходы к изучению феномена права на коммуникацию, принадлежит Е.В. Ермишиной1. Здесь мы находим указание на присутствие концепции права на коммуникацию, предложенную французским исследователем Ж. д’Арси, в научно-практическом дискурсе об информационном обществе.

Большое значение для достижения конечных результатов исследования имели работы И. М. Дзялошинского, М. Прайса, А. В. Полякова, А. Г. Рихтера, С. Г. Шевердяева, А. В. Шевченко, Ф. И. Шаркова и публикации Института проблем информационного права2, которые позволили автору провести анализ и разработать алгоритм информационной и массмедийной практики в области массовых и индивидуальных коммуникаций.

Для изучения свойств, средств и способов функционирования массовой коммуникации привлечены труды В .М.Березина, Г. П. Бакулева, Я. Н. Засурского, М.М.Назарова3. Рассматриваемое в них проблемное поле представляло для нас интерес в той части, где средства массовой информации анализируются как коммуникативные и важны для выявления материальной основы реализации права на коммуникацию.

Проблемы правового регулирования информационной деятельности, государственное обеспечение гарантий (принятие определенных действий, мер, соответствующих законов и механизмов их реализации, в результате которых созда.

1 Ермишина Е. В. Международный обмен информацией. Правовые аспекты, М., 1988; Ж. д’Арси. Право на коммуникацию. Париж, 1980.

2 Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. (Журналистика и правоВып. 35). М., 2004; Дзялошннскнй И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001; Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет. М., 2004; Поляков А. В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004; Рихтер А. Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филол. н. М., 2007. Шарков Ф. И. Теория коммуникации. Учебник. — 2-е изд. М., 2005; Шевченко А. В. Государственная служба и СМИ: правовое регулирование отношений. М., 2007.

3 Березнн B.M. Массовая коммуникация: сущность, каналы действия. М., 2004; Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2005; Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество.

Введение

в теорию и исследования. М., 2004; Средства массовой информации России /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005. ются необходимые условия) беспрепятственных, наилучшим образом удовлетворяющих потребности индивида в общении, изложены в трудах И. Л. Бачило, Ю. М. Батурина, В. А. Копылова, О. Е. Кутафина, В. Н. Монахова, А. Г. Рихтера, М. А. Федотова, В. Л. Энтина1.

Функции журналистики в формировании политического и правового пространства, взаимосвязь этики и права и их влияние на ликвидацию правового нигилизма, правовой и информационной аномии как препятствующих реализации права на коммуникацию исследованы нами по работам П. Бурдье, Е. Л. Вартановой, П. Н. Киричёк, А. Г. Киселева, С. Г. Корконосенко, М. Ф. Ненашева, Е. П. Прохорова, В. Д. Попова, Л. Г. Свитич, О. В. Третьяковой, М.В. Шкондина2.

При исследовании проблем формирования государственной информационной политики и ее роли в управлении информационно-коммуникативными процессами автор основывался на трудах ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Н.П. Араповой, Т.Г. Добро-склонской, B.C. Комаровского, В. В. Воробьева, К. В. Маркелова, О. А. Митрошен о кова, В. Д. Попова, В. В. Силкина, Т. П. Сухомлиновой, А.В. Шевченко). Процедуры анализа и синтеза проведены с использованием социально-информациологического и социокоммуникативного подходов, позволивших выявить сущностные характеристики права на коммуникацию и понять значение информационной политики, политической коммуникации в реализации конститу.

1 Бачило И. Л. Государственно-правовое регулирование информационной деятельности в Российской Федерации /Массовые информационные процессы в современной России / Отв. ред. А. В. Шевченко. М., 2002; Копылов B.A. Информационное право. M., 2001; Монахов В. Н. Право и СМИ в виртуальной среде // Научно-техническая информация. Серия 1. 2001. № 9- Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. M., 2002. Энтин В. Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. M., 1988.

2 Бурдье П. Социология политики. M, 1993; Коновченко С. В., Киселев А. Г. Информационная политика в России. M., 2004; Киричёк П. Н. Медиакоммуникации и массовое сознание: принципы и механизмы формирования: Лекция. М., 2007; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001; Ненашев М. Ф. Газета, читатели, время (социологический анализ). М., 1986; Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика. M., 2007; Прохоров Е. П. Журналист и массовое сознание. М., 2007; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М. 2000; Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

3 Воробьев B.B. Политический менеджмент в социальной ннформациологии. М., 2006; Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2000; Киричёк П. Н. Медиакоммуникация и массовое сознание. М., 2007; Маркелов K.B. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005; Попов В. Д. Информация: как открывается ящик Пандоры (Информация в системе управления). М., 2009; Силкин В. В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ). Саратов, 2005; Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004. ционных прав человека. Проанализирована законодательная база: законы, подзаконные акты, связанные с реализацией административной реформы в части взаимодействия «государство — СМИ — общество"1 посредством предоставления государством информационно-коммуникативных услуг.

Изученный массив литературы позволил получить надежное научное основание для целенаправленного исследования права на коммуникацию, выявить малоизученные научно-практические аспекты темы и сформулировать программу диссертационного исследования.

Цель исследования: определив информационные социопсихологические составляющие права индивида на коммуникацию, выявить качественные изменения, условия, факторы и возможности его реализации в информационном обществе и на этой основе разработать практические рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности органов государственного управления в России.

Задачи исследования:

— провести теоретико-методологическое обоснование содержания права как индивидно-личностного свойства его носителя, обусловленного атрибутивно-функциональным свойством информации;

— подвести основание под введение понятия «право» в объектно-предметную сферу социальной информациологии;

— определить социопсихологические и информациолошческие характеристики свойств права на коммуникацию как результат отражения общественного бытия;

I ФЗ РФ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" — ФЗ РФ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" — Постановление Правительства РоссшЧской Федерации от.

II ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услугПостановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».

— выявить информационно-коммуникативные детерминанты социально-политической динамики российского общества в контексте развития политической коммуникации;

— проанализировать политические, правовые, массмедийные условия реализации права на коммуникацию в процессе формирования информационного общества в России;

— изучить опыт организации коммуникативной деятельности административных органов в России и зарубежных странах, определить роль специализированных средств массовой информации в этом процессе;

— показать особенности реализации права на коммуникацию через предоставление государственных услуг и разработать алгоритм перехода от информационных взаимодействий государства и населения к коммуникативным;

— выработать рекомендации по применению полученных результатов в сфере социально-политических отношений российского общества.

Объект исследования: процесс формирования и использования коммуникативного потенциала личности в социально-политических коммуникациях в информационном обществе.

Предмет исследования: принципы, условия, формы, технологии реализации возможностей личности в системе социально-политических связей «общество — СМИ — государство».

Теоретическую основу исследования составили теории и концепции классических, неклассических, постнеклассических работ по философии, политологии, социологии, праву, теории государственного управления, теории журналистики, в частности теории происхождения права, теории информации, теории информационного общества, теории политической, социальной, массовой коммуникации, теории коммуникативного действия, теории коммунитаризма (У. Шрамм), социальной информациологии.

Методологическая база исследования: системный, информационно-синергийный, антрополого-коммуникативный, аксиологический, личностный, функциональный подходы. При изучении сущности права применялись естественно-правовой, социологический, социопсихологический, нормативный подходы в рамках социально-информациологическош. В работе использованы методы системного, сооциокоммуникативного, информационно-аксиологического анализа, контент-анализа, а также методы сравнения, аналогий, обобщения и рефлексии.

Эмпирическая база исследования: научно-исследовательские работы по изучению проблем формирования государственной информационной политики, информационно-коммуникативных основ и эффектов административной реформы, проведенные кафедрой информационной политики РАГС с участием автора (2005;2007 г. г.) — вторичная интерпретация результатов социологических исследований ИКСИ РАН (2005;2008 гг.) — постатейный контент-анализ Федерального Закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009 г.) и экспертного опроса по выявлению политико-правовых и массмедийных ресурсов для обеспечения права гражданина (индивида и личности) на коммуникациюконтент-анализ полных комплектов научно-политических журналов «Государственная служба» (20 082 009 гг.), «Власть» (2008;2009 гг.), «Социология власти» (2008;2009 гг.) (за единицу анализа принята статья, проанализировано 60 статей).

На защиту выносятся следующие положения.

1. В информационном обществе, основанном на использовании интеллекта как основной движущей силы общественных и производственных отношений и обусловливающего его природу, изучение содержания понятия «права человека» требует междисциплинарного расширения путем сочетания когнитивного потенциала социальной информациологни, политической коммуникативистики и ранее разработанных теоретико-методологических концептов права.

2. Социально-информациологический подход позволяет определить право как способ и форму проявления информационно-психологической, потребностно-мотивационной природы человека в информационно-коммуникативной среде, сформированной средствами индивидуально-личностной и массовой информации и коммуникации.

3. Политико-коммуникативное взаимодействие власти и общества обусловлено возможностью реализации права индивида (личности) на коммуникацию. Степень реализации права на коммуникацию в сфере политики (полная, неполная, отсутствие) является индикатором развития демократических отношений в системе «государство — общество — личность», фактором развития информационного общества.

4. В информационном обществе право индивида на коммуникацию трансформируется в жизненную необходимость и социальную функцию, обусловленную возрастающими темпами информационных обменов и уровнем информатизации каналов связей и отношений, включая средства массовой информации и коммуникации. Удовлетворение информационно-коммуникативной потребности органами государственной власти происходит за счет обеспечения необходимых условий для индивидно-личностного и социального проявления человека и гражданина в правовой, социально-политической, духовно-нравственной и иных сферах. Коммуникативной формой взаимодействия между гражданином и органом власти является государственная услуга.

5. Стратегическая цель государственной информационной политики как средства и формы обеспечения конституционных гарантий развития личности при взаимодействии общества и государства, определяется по критериям удовлетворения права акторов социальных и политических отношений на коммуникацию посредством создания адекватной их ценностным запросам массмедийной и массово-коммуникативной среды.

Основные научные результаты, полученные автором.

1. Обоснована необходимость и возможность изучения категории «право» в объектно-предметной сфере социальной информациологии как науки, исследующей очевидные и неочевидные (латентные) условия и факторы информационно-коммуникативных отношений в социуме. На основе социальноинформациологического подхода к анализу основных концептов теории права с применением принципа дополнительности произведена конвергенция в областях: онтологии права — при сопоставлении информационных свойств коллективного бессознательного, принципов и законов функционирования идентифицированных структурантропологии права — исследовав социальные информационно-коммуникативные связи и отношения, общественное сознание и массовую психикугносеологии права — рассмотрев способы, средства и механизмы формирования правосознания, правовой информации (в том числе и средства массового информирования), правовой идеологии и психологии, правового поведенияаксиологии права — изучив механизмы информационно-психологического влияния на правовое сознание индивида и личности.

2. Сформулировано определение права на коммуникацию как естественного свойства потребностно-могивационной структуры человека: установлены соци-ально-информациологические характеристики права на коммуникацию, обусловленные биопсихосоциальной сущностью человека: а) витальная неотчуждаемостьб) потребность в язьже и общениив) стремление к социализацииг) необходимость формирования целостной картины мира и ценностно-ориентированной стратегии деятельности.

3. На основе статистических данных доказано, что реализация права на коммуникацию является условием развития общественных отношений, а в постиндустриальную эпоху — фактором, формирующим прямую зависимость: чем полнее реализуется право личности на коммуникацию, обеспеченную средствами информационного взаимодействия (СМИ и СМК), тем выше степень развития гуманитарных, интеллектуальных свойств информационного общества.

4. Выявлены правовые, социально-политические, массмедийные условия реализации права на коммуникацию в информационном обществе: 1) наличие законодательной базы и реальных возможностей доступа к информации о деятельности систем власти- 2) наличия социальных и политических механизмов гражданского общества для реализации принципов открытости и прозрачности органов управления (Общественная палата с функцией общественного контроля над властьюналичие блогосферы — виртуальное пространство для активного участия в общественно-политической жизниполитические партии) — наличие структур ответственной журналистики (гражданской коммуникативной журналистики) и системы двусторонней связи с общественностью (гражданской мобильной журналистики).

5. Разработан алгоритм формирования механизма реализации права на коммуникацию посредством государственной услуги, в основе которой лежит принцип социальной ответственности государства, определяемый по критерию использования обратной связи в системе «органы власти — население — средства массовой информации». Последовательность процедур осуществляется в следующем порядке: 1) ценностное целеполагание органа управления в коммуникативной сфере на основе определения коммуникативных потребностей на индивидном и групповом уровнях- 2) выработка системы общих ценностей на основе принципов понимания и взаимной ответственности- 3) выбор форм и методов информирования населения с эффектом обратной связи- 4) мониторинг средств массового информирования (коммуницирования) и состояния общественного сознания по критерию удовлетворенности коммуникативной потребности населения- 5) рефлексия коммуникативного обмена сторонами взаимодействия- 6) коррекция содержания и формы коммуникативного взаимодействия- 7) принятие управленческого решения на основе учета общественного мнения как формы выражения права на коммуникацию.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. За счет адаптации когнитивных структур социальной информациологии к теории права расширено представление о праве как естественном состоянии по-требностно-мотивационной сферы индивида и личности.

2. Установлено, что право на коммуникацию является условием существования коммуникации как естественной формы развития личности, имеет всеобщий и универсальный характер, обладает самоценностью.

3. Выявлена зависимость степени развитости функциональных основ информационного общества от полноты реализации права на коммуникацию.

4. Доказано, что условием существования собственно коммуникации (в особенности политической) и развития информационного общества является реализация права индивида (человека, гражданина) на коммуникацию. Проведенный контент-анализ специализированных журналов ориентированных на гражданских служащих показывает, что право гражданина на коммуникацию в процессе взаимодействия власти и общества не удовлетворяется. Государственные служащие не используют коммуникативный ресурс для осуществления этого права.

5. Разработаны предложения по совершенствованию реализации законодательной базы (Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы), долгосрочной программы «Информационное общество 2011;2018»), обеспечивающей осуществление права на коммуникацию.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в междисциплинарном характере исследования с применением социально-информациологического метода. Выявлены тенденции создания информационно-коммуникативной среды взаимодействия общества и власти, сформулированы коммуникативно-правовые характеристики общественных связейраскрыты представления об информировании и коммуницировании в информационном обществе. Основные положения диссертации, выводы и рекомендации могут быть использованы органами власти, институтами гражданского общества, редакциями средств массовой информации при разработке и реализации административной реформы, совершенствовании информационной политики в России, а также в практической деятельности гражданских служащих для оптимизации коммуникативной работы с обществом и СМИ.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: использованием общенаучных теоретико-методологических подходов и принципов познания социальной действительности, концептуальных положений философии, социальной информациологии, политологии, социологии, социальной психологии, теории журналистики, права. Верификация полученных результатов осуществлена путем вторичного анализа данных социологических исследований ведущих научных центров России, контент-анализа научно-политических журналов, а также экспертного опроса, проведенного автором.

Апробация результатов исследования: положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на методологических семинарах и заседаниях кафедры информационной политики, кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте Российской Федерациипредставлены в выступлениях на научной конференции «Информация и коммуникация в стратегии социальных реформ» (РАГС, 2006) — межкафедральных методологических и научно-методических конференциях в РАГС (2007,2008, 2009 гг.) — международных конференциях исследователей журналистики (Москва, МГУ, 2005; 2008 гг.) и публикациях автора общим объемом 5,7 п.л.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по Главе 2.

1. Выявлены правовые, социально-политические, массмедийные условия реализации права на коммуникацию в информационном обществе: 1) наличие законодательной базы и реальных возможностей доступа к информации о деятельности систем власти- 2) наличие социальных и политических механизмов гражданского общества для реализации принципов открытости и прозрачности органов управления (Общественная палата с функцией общественного контроля над властью, блого-сферы — места для живого участия в общественно-политической жизниполитические партии) — 3) наличие структур ответственной журналистики (гражданской журналистики) — формирование системы двусторонней связи с общественностью (мобильной журналистики).

2. Определен алгоритм формирования механизма реализации права на коммуникацию посредством государственной услуги. В ее основе лежит принцип социальной ответственности государства, определяемый по критерию использования обратной связи в системе «органы власти — населениесредства массовой информации». Последовательность процедур коммуникативного взаимодействия выражена в алгоритме коммуникативного взаимодействия органов власти и населения.

3. Доказано, что эффективность проведения российской реформы зависит от развитости ее информационно-коммуникативной основы, включающей: обеспечение открытости и прозрачности государственной службы в интересах формирования гражданского общества и укрепления государстваосвоения коммуникативных навыков взаимодействия с населениемвнедрение информационных технологий на государственной службе, в том числе посредством СМИ. Анализ идеологических концептов Стратегии развития информационного общества в России, включая проект «Электронное правительство», программ реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации (2003;2008 г. г.) и результатов их претворения на практике показывает, что динамика коммуникативного взаимодействия скорее отрицательная, чем положительная, отчуждение народа от власти пока не сокращается. Федеральный Закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не имеет достаточного ресурса для реализации права на коммуникацию.

4. На основе вышеизложенного сделан вывод о том, что реализация права на коммуникацию обеспечивается справедливостью и гуманностью государственной информационной политики. На основе полученных результатов разработаны практические рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности органов государственного управления, журналистов и средств массовой информации в интересах развития гражданского общества и укрепления государстваповышению коммуникативной компетенции гражданских служащихразвитию и использованию сетевых форм и методов взаимодействия органов власти с населением.

Заключение

.

Проведенное на основе междисциплинарного подхода исследование проблемы реализации права индивида (гражданина, личности) на коммуникацию показало, что в условиях развития информационного общества при увеличении и ускорении социополитических взаимодействий оно становится одним из факторов социализации и развития личности, открывает доступ к необходимым для этого информационным ресурсам, инструментам и технологиям.

Развитие идеи права на коммуникацию в сфере политики представляет перспективное научно-практическое направление для разрешения противоречий, и прежде всего — между правом доступа к средствам коммуникации и правом непосредственного участия в процессе коммуникации как обмене ценностными представлениями по поводу власти. В соответствии с целью исследования определены информационные социопсихологические составляющие права индивида на коммуникацию, выявлены качественные изменения, условия, факторы и возможности его реализации в информационном обществе. На основе полученных результатов разработаны практические рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности органов государственного управления, журналистов и средств массовой информации в интересах развития гражданского общества и укрепления государстваповышению коммуникативной компетенции гражданских служащихразвитию и использованию сетевых форм и методов взаимодействия органов власти с населением.

Решение поставленных задач позволило получить следующие результаты:

1. Обоснована необходимость и возможность изучения категории «право» в объектно-предметной сфере социальной информациологии как науки, исследующей очевидные и неочевидные (латентные) условия и факторы информационно-коммуникативных отношений в социуме. На основе социаль-но-информациологического подхода к анализу основных концептов теории права с применением принципа дополнительности произведена конвергенция в областях: онтологии права — при сопоставлении информационных свойств коллективного бессознательного, принципов и законов функционирования идентифицированных структурантропологии права — исследовав социальные информационно-коммуникативные связи и отношения, общественное сознание и массовую психикугносеологии права — рассмотрев способы, средства и механизмы формирования правосознания, правовой информации (в том числе и средства массового информирования), правовой идеологии и психологии, правового поведенияаксиологии права — изучив механизмы информационно-психологического влияния на правовое сознание индивида и личности.

2. Сформулировано определение права на коммуникацию как естественного свойства потребностно-мотивационной структуры человека: установлены социально-информациологические характеристики права на коммуникацию, обусловленные биопсихосоциальной сущностью человека: а) витальная неотчуждаемостьб) потребность в языке и общениив) стремление к социализацииг) необходимость формирования целостной картины мира и ценностно-ориентированной стратегии деятельности.

3. На основе статистических данных доказано, что реализация права на коммуникацию является условием развития общественных отношений, а в постиндустриальную эпоху — фактором, формирующим прямую зависимость: чем полнее реализуется право личности на коммуникацию, обеспеченную средствами информационного взаимодействия (СМИ и СМК), тем выше степень развития гуманитарных, интеллектуальных свойств информационного общества.

4. Выявлены правовые, социально-политические, массмедийные условия реализации права на коммуникацию в информационном обществе: 1) наличие законодательной базы и реальных возможностей доступа к информации о деятельности систем власти- 2) наличия социальных и политических механизмов гражданского общества для реализации принципов открытости и прозрачности органов управления (Общественная палата с функцией общественного контроля над властьюналичие блогосферы — виртуальное пространство для активного участия в общественно-политической жизниполитические партии) — наличие структур ответственной журналистики (гражданской коммуникативной журналистики) и системы двусторонней связи с общественностью (гражданской мобильной журналистики).

5. Разработан алгоритм формирования механизма реализации права на коммуникацию посредством государственной услуги, в основе которой лежит принцип социальной ответственности государства, определяемый по критерию использования обратной связи в системе «органы власти — население — средства массовой информации». Последовательность процедур осуществляется в следующем порядке: 1) ценностное целеполагание органа управления в коммуникативной сфере на основе определения коммуникативных потребностей на индивидном и групповом уровнях- 2) выработка системы общих ценностей на основе принципов понимания и взаимной ответственности- 3) выбор форм и методов информирования населения с эффектом обратной связи- 4) мониторинг средств массового информирования (комму-ницирования) и состояния общественного сознания по критерию удовлетворенности коммуникативной потребности населения- 5) рефлексия коммуникативного обмена сторонами взаимодействия- 6) коррекция содержания и формы коммуникативного взаимодействия- 7) принятие управленческого решения на основе учета общественного мнения как формы выражения права на коммуникацию.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в междисциплинарном характере исследования с применением соци-ально-информациологического метода. Выявлены тенденции создания информационно-коммуникативной среды взаимодействия общества и власти, сформулированы коммуникативно-правовые характеристики общественных связейраскрыты представления об информировании и коммуницировании в информационном обществе. Основные положения диссертации, выводы и рекомендации могут быть использованы органами власти, институтами гражданского общества, редакциями средств массовой информации при разработке и реализации административной реформы, совершенствовании информационной политики в России, а также в практической деятельности гражданских служащих для оптимизации коммуникативной работы с обществом и СМИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: Владос, 1994.-336 с.
  2. Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М.: Институт проблем информационного права, 2004. 456 с. — (Журналистика и право- Вып. 35).
  3. , Г. М. Социальная психология : учебное пособие: рекомендовано М-вом образования РФ 5-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 363 с.
  4. , П.В. Право прав человека и международное гуманитарное право в схемах и определениях: учебное пособие/Анисимов П.В., Е. М. Ковшиков, В.В. Попов- Мин-во внутренних дел РФ, Волгоградская академия. -Волгоград: ВА МВД Россия, 2006. 166 с.
  5. П.К. Психическая форма отражения действительности. София, 1973.
  6. , Н.П. Социально-информациологический подход к теории информационных войн: Монография / Под общ. ред. А. В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 150 с.
  7. , Н.П. Социально-информациологический подход к теории информационных войн: Монография / Под общ. ред. А. В. Шевченко. — М.: Изд-во РАГС, 2007. 150 с.
  8. Аристотель. Этика. Пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер, вст. ст. Ф. Х. Кессиди, прим. Н. В. Брагинской, В. В. Бибихина. М.: «ACT Москва», 2006. — 492 с.
  9. , Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. — 176 с.
  10. , И.Л. Информационное право: Основы практ. информатики: Учеб. пособие / И. Л. Бачило. М.: Юринформцентр, 2001. — 352 с.
  11. , Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования / Д. Белл- Пер. с англ. под ред. Иноземцева В. Л. М.: Academia, 1999. — 786 с.
  12. , Н.А. Судьба России: Соч. / Н. А. Бердяев. -М.: ЭКСМО -Пресс- Харьков: Фолио, 2000. 735 с.
  13. , Т. Г. Современная культура и общественное развитие/ Т. Г. Богатырева. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 170 с.
  14. , С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов / С. В. Бориснев. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. 270 с.
  15. , Е.В. История политических и правовых учений : курс интенсивной подготовки: учебное пособие. / Борщева, Елена Владимировна. -Минск: ТетраСистемс, 2009. 304 с.
  16. , К. Философская антропология : Учеб. / Пер. с исп. Вдови-на Г.- Науч. ред. Гейнрихс Е. М.: Христиан. Россия, 2000. — 411 с.
  17. , Е. JI. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999−288 с.
  18. , JI.A. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. 2-е изд. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
  19. , М.А. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. — М.: Гардарики, 2005. — 615 с.
  20. , М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Михайлов, 2001.
  21. , Н. Человек управляющий / Н. Винер, — СПб.: Питер, 2001. С. 35.
  22. , М.В. Инновационное законодательство России. Ин-т. Гуманитарного образования. М.: Аспект Пресс, 2005. — 239 с.
  23. , В.В. Менеджмент в социальной информациологии: Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2005. 108 с.
  24. , JI.C. Лекции по психологии / Перевод Лукова В. А. и др. — СПб.: Союз, 1997. 142 с.
  25. , К.С. Политическая философия / К. С. Гаджиев. М.: Экономика, 1999. 606 с.
  26. Глобализация и проблемы идентичности в многообразном мире / Под ред. Н. П. Шмелева. М.: ОГНИ ТД, 2005. -272с.
  27. Гойман-Калинский, И.В., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. д. юрид.н., проф. В. И. Червонюка. Право и закон. —М.: Колос, 2003. — 544 с.
  28. , В.М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982.-150 с.
  29. , М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000. — 376 с.
  30. Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и пере-раб. / Под ред. проф. В. Г. Игнатова. М.: ИЕСЦ «МарТ" — Ростов и /Деятельности: Издательский центр „МарТ“, 2005. — 512 с.
  31. Государственная информационная политика: проблемы и технологии: Сборник статей / Отв. ред. и составитель Тавокин Е. П. — М.: Изд-во РАГС, 2003.
  32. , Р. Рассуждение о методе, с приложениями. Диоптрика, метеоры, геометрия / редакция, перевод, статьи и комментарии Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича — АН СССР. Ленинград.: Изд-во АН СССР, 1953. — 656 с.
  33. Декларация принципов построения информационного общества как глобальной задачи нового тысячелетия Основной документ Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г. г. Тунис, 2005 г.) //Право знать. 2003. № 2.
  34. , К.Х. Синергетика как вызов философии /Синергетика, философия, культура. — М.: Изд-во РАГС, 2001.
  35. , М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации: курс лекций / Ин-т проблем глобализации (ИПРОГ). Издание 3-е, переработанное и дополненное. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 767 с.
  36. , И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.
  37. , Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. -376 с.
  38. , М. Политические партии. 4-е издание. — М.: Академический проект: Трикста, 2007. — 544 с.
  39. , В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 656 с.
  40. , В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 656 с.
  41. , B.C. Человек информационный /Человек, наука, управление. -М., 2000.
  42. , Е.В. Международный обмен информацией: правовые аспекты. -М.: Международные отношения, 1988. 142 с.
  43. Ж. д’Арси Право на коммуникацию. Париж, 1980.
  44. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  45. Журналистика и информационная политика. Сб. научно-методических материалов / Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  46. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы / Под ред.
  47. A.Г. Рихтера. М.: ЦЕНТР „Право и СМИ“, 1999.
  48. , Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский толковый словарь концепций и терминов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.-416 с.
  49. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Под общ. ред. С. Г. Маслюка. М.: Изд-во РАГС, 2004. -162 с.
  50. , Г. И., Ляшенко, В.П. Философия права: учебник, Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. М.: Гардарики, 2007. — 303 с.
  51. Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. М.: „ИДФ“ „СПА Консалтинг“, 1996. — 186 с.
  52. Информационная политика. Учебник. /Под общ. ред. проф. Попова
  53. B.Д. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 463 с.
  54. Информационная политика: в контексте социальной информациологии: Хрестоматия / Сост. Н. П. Арапова. М.: РАГС, 2007. — 248 с.
  55. Информационные ресурсы развития Российской Федерации: Правовые проблемы / А. А. Антопольский и др.- Отв. ред. И. Л. Бачило. М.: Наука, 2003.-403 с.
  56. Информация и коммуникация в стратегии социальных реформ: сборник научных статей / Под общ. ред. В. Д. Попова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. -337 с.
  57. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. (Серия: История России. Современный взгляд). — М.: Алгоритм, 2000 688 с.
  58. , Р.А. Философия международного права, З.А. Каоамкарян- Ин-т гос. и права РАН. М.: Наука, 2006. — 207 с.
  59. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Гос. ун-т. Высш. шк. экономики- Пер. с англ. под науч. ред. Шкаратана О. И. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 607 с.
  60. , П.Н. Медиакоммуникации и массовое сознание: принципы и механизмы формирования: Лекция. — М.: Изд-во РАГС, 2007. 36 с.
  61. , П.Н. Средства массовой коммуникации и информационная культура общества: Лекция. М.: РАГС, 2006. — 34 с.
  62. , П.Н. Этика журналиста: учеб. / П. Н. Киричёк, О. В. Федотова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 140 с.
  63. , П.Н., Потапов, П.Ф. Печать и этнос: учеб. пособие. / П. Н. Киричёк, П. Ф. Потапов. Саранск: Тип. „Крас. Окт.“, 2005 — 104 с.
  64. , Е.Н. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и свое будущее. Издание 2-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 231 с.
  65. , А.И. Антропология права: Учеб. для вузов / Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2002. — 467 с.
  66. , B.C. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003. — 220 с.
  67. Коммуникация и образование. Сборник статей. / Под ред. С. И. Дудника.— СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — 448 с.
  68. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. — М.: РИОР, 2006.-27 с.
  69. , В.П. Социология коммуникации : Учеб. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр.: Братья Карич, 1997. — 302 с.
  70. , С.В. Общество средства массовой информации — власть / С.В. Коновченко/ Ростов-на-Дону, 2001. — 208 с.
  71. , С.В., Киселев, А.Г. Информационная политика в России. Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 528 с.
  72. , С.Г. Основы журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности „Журналистика“ / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2001. — 286 с.
  73. , В.Н. Право и поведение. М., 1978.
  74. , Б.Н., Яковец, Ю.В. Будущее мира и России. Манифест интегрального макропрогнозирования. М.: ИНЭС, 2006. — 210 с.
  75. , Б.Н., Яковец, Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. В 2-х томах. М.: ИНЭС, 2006.
  76. , Ю. В. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы / Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов. М.: Русаки, 2004. 511 с.
  77. , Д. Идея права / Пер. с англ. М. А. Юмашева, Ю. М. Юмашев. Науч. Ред Ю. М. Юмашев. -М.: Юнона, 2002. -416 с.
  78. , Н. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001.-256 с.
  79. , Н. Медиа коммуникации. Пер. с нем. / А. Глухов, О. Никифоров. М.: Изд-во „Логос“». 2005. — 280 с.
  80. , Н. Реальность массмедиа / Перевод с немецкого А. Антоновского. М.: Праксис, 2005. — 256 с.
  81. , Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ.- Закл. Ст. М. Вавилова. М.: Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2008. — 464 с.
  82. , Б.Н. Основы философии: альбом схем. Учебное пособие. — М.: РАН, Эксмо, 2008. 128 с.
  83. , К. Диагноз нашего времени. М. АН СССР. ИНИОН, 1994.
  84. , А. По направлению к психологии бытия: Религии, ценности и пик-переживания / А. Маслоу- Пер. с англ. Рачковой Е.- Под ред. Рыбиной Е.- М.: ЭКСМО Пресс, 2002. — 271 с.
  85. Массовая коммуникация в современной России. Сборник научных статей /Под общ. ред. В. Д. Попова, Отв. ред. Е. П. Тавокин Е.П. — М.: Изд-во РАГС, 2003.
  86. Массовые информационные процессы в современной России. Очерки / Отв. ред. А. В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  87. , И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1999.-208 с.
  88. Методология систем: вербальный подход/Отд-ние экон. РАН, науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.-251.
  89. , Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религии.-М., 1998.
  90. , О.А. Политическая философия. Эпистемология: Учебное пособие. М.: «Перспектива», 2005. — 192 с.
  91. , Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
  92. , С.В. Философия права. Курс лекций. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 203 с.
  93. , Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обществе: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 18 с.
  94. Назаретян, А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии / Назаретян, Акоп Пого-сович — РАН, Институт востоковедения. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 254 с.
  95. , В.В. В поисках иных смыслов. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 280 с.
  96. Национальные модели информационного общества / Отв. Ред. и сост. E.JI. Вартанова, науч.ред. Н. В. Ткачева. М.: Изд-во ИКАР, 2004. — 412 с.
  97. , В. С. Философия права: Учебник для вузов / B.C. Нерсесянц. М.: Норма, 2006. — 656 с.
  98. , А.П. Коммуникация и власть. Тюмень: Мандр и Ка, 2004.-136 с.
  99. , А.С. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003- 416 с.
  100. , А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке.-М.: Логос, 1998.-392 с.
  101. , А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003. — 560 с.
  102. , А.С. Философия политики : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «политология» / Ин-т «Открытое о-во». М.: Новая шк., 1996. — 423 с.
  103. , Е.Л. Глобальное управление: Учебно-методическое пособие / Петренко, Елена Леонидовна. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 170 с.
  104. , Л.А. Средства массовой информации в культуре переходного периода. Саранск. Изд-во Мордовского ГУ, 2004.
  105. Политические коммуникации /Под ред. А. И. Соловьева.М., 2004.
  106. Политология: Учебник / С.-Петерб. гос. ун-т- Под ред. В.А. Ачка-сова, В. А. Гуторова. М.: Юрайт, 2005. — 691 с.
  107. Политология: Учебник для вузов / Под ред. Василика М. А. М.: Гардарики, 2004. — 588 с.
  108. Политология: учебник. / Под общ. ред. B.C. Комаровского. Издание 2-е, дополненное и переработанное. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 599 с.
  109. , А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. — СПб., 2004. 864 с.
  110. , А. В., Тимошина, Е. В. Общая теория права. Учебник. СПб.: Изд-во юрид. ф-та СПбГУ, 2005. 472 с.
  111. , В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ: Учебное пособие. -М.: Изд-во РАГС, 2005. — 57 с.
  112. , В.Д. Парадоксы в судьбе России (коммуникативный психоанализ власти и общества). — М.: ИД «Камерон», 2005. — 152 с.
  113. , В.Д. Полет птицы Феникс (историко-коммуникативный анализ системы власти). М.: 2007 — 252 с.
  114. , В.Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 336 с.
  115. , В.Д. Социальная информациология: проблемы становления и развития. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 69 с.
  116. , В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы становления и перспективы. — М.: СПА-Консалтинг, 1997. — 176 с.
  117. , В.Д. Судьбоанализ коммуникативной политики: Лекция. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 30 с.
  118. , В.Д. Тайны информационной политики: социокоммуника-тивный психоанализ информационных процессов. Монография. Изд. 2-е, доп. и переработ. М.: РАГС, 2006. — 300 с.
  119. , В.Д. Информация: как открывается ящик Пандоры (Информация в системе управления): монография / В. Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  120. , В.Д., Федоров, Е.С. Коммуникативные коды имиджа вла-сти.М.: ИД «Камерон», 2004. 72 с.
  121. , К. Логика социальных наук // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000.
  122. , X. Партийная демократия и плюралистическая общественно-политическая система. /Партии и партийные системы в современной России и послевоенной Германии. -М. Ростов н/Д., 2004
  123. Права человека и модернизация российского образования: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2006. — с. 203.
  124. Право и культура: монография- под общ. ред В. К. Егорова, Ю. А. Тихомирова, О. Н. Астафьевой. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 464 с.
  125. Правовое поле журналиста / Науч. ред. и отв. за вып. Б.И. Варец-кий. М.: «Славянский диалог», 1997.
  126. , М. Масс-Медиа и государственный суверенитет. М.: Институт проблем информационного права, 2004. — 332 с.
  127. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Общ. ред. и послесл. Аршинова В. И. и др.- Пер. с англ. Данилова Ю. А. -3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 310 с.
  128. , Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. М .: Изд-во МГУ, 2003. — 296 с.
  129. , С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов / Пчелинцев С. В. М.: Норма, 2006. — 480 с.
  130. Развитие государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Учебное пособие. (Серия: Инновационные технологии в государственной сфере и бизнесе). — М.: Изд-во РАГС, 2006.-326 с.
  131. В.Р. Социальная самоорганизация и государственность. М., 2003.
  132. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / Под общ. ред. М. К. Горшкова. М.: ИИК «Российская газета», 2007.
  133. , В.В. Информация и коммуникация в системе госудасртвен-ной службы (социально-информациологический анализ): Монография. Саратов, 2005 — 186 с.
  134. Современное право средств массовой информации в США / Под ред. А. Г. Рихтера. М.: Право и СМИ, 1997.
  135. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.-688 с.
  136. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/под общ. ред. д.ф.н., проф. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. — 580 с.
  137. , А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 — 461 с.
  138. , А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии: Учеб. для студентов вузов: Рекомендовано М-вом образования РФ. / А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс, 2003. 559 с.
  139. , А.И. Политические коммуникации. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Аспект-Пресс, 2004. 332 с.
  140. Социальная информациология: Словарь / Сост. Л.И. Муха-медова- Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2006. -172 с.
  141. Государственные и социальные услуги населению: характер и качество / РАГС при Президенте РФ, Социологический центр — гл. ред. В.Э.
  142. Бойков — редкол.: Чичканов В. П. и др. — отв. за вып. Митрошенков О. А. — М.: Изд-во РАГС, 2006. 208, [2]
  143. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие /Я.Н. Засурский, E.JI. Вартанова, И. И. Засурский и др.- под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002.
  144. Средства массовой информации: состояние и тенденции развития /Отв. ред. Т. П. Сухомлинова Т.П. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  145. Теория государства и права. Учебник, 4 изд. Под ред М. Н. Марченко. М.: «Зерцало», 2009. — 430 с.
  146. , Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002 — 776 с.
  147. , В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: Учеб. для вузов / Уколов, Владимир Федорович. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 622 с.
  148. , В.Ф. Развитие государственных услуг на основе информационно коммуникационных технологий. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 330 с.
  149. , А.К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа) / Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М., 1997.
  150. , Т.А. Социоприродное развитие в универсальной эволюции (философско-методологический анализ). М.: Изд-во РАГС, 2005. -198с.
  151. , Ф. Теории информационного общества / Френсис Уэбстер- пер с англ. М. В. Арапова, Н.В. Малыхиной- Под ред. E.JI. Вартановой. -М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  152. , М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. — 456 с.
  153. , Т.М. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004г. № 5-ФЗК (постатейном). -М.: Юстицинформ, 2006. — 502.
  154. , П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  155. Философский энциклопедический словарь. М,. 2002. — 697 с.
  156. , C.JI. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
  157. , Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. -Мн., 2000.
  158. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.- СПб., 2000.
  159. , С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003. -605 с.
  160. Харт, Г. Л. А. Понятие права / Пер с англ., под общ ред. Е.В. Афо-насина и С. В. Моисеева. СПб. — 2007. — 302
  161. , М. Время и бытие. М., 1993.
  162. , И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. С. 193. Шарков Ф. И. Теория коммуникации. Учебник. 2-е изд. — М.: «РИП-Холдинг», 2005. — 246 с.
  163. , Ф.И. Социальная коммуникация: истоки и парадигмы: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 26 с.
  164. , Ф.И. Теория коммуникаций. Учебник. 2-е изд. — М.: «РИП- Холдинг», 2005.
  165. , А.В. Глобальные проблемы современности и журналистика. Ставрополь, 2000.
  166. , А.В. Государственная служба и СМИ: правовое регулирование отношений. Учебное пособие. -М.: Изд-во РАГС, 2007. 160 с.
  167. , А.В. Информационная устойчивость политической системы: Монография. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 296 с.
  168. , А.В. Органы государственного управления как критически важные структуры в системе информационной безопасности России /Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М., 2003.
  169. , А.В. Ка-на-да: приходи в мою деревню: (опыт миграционной политики) Учебно-методическое пособие / А. В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 157 с.
  170. , К.Э. Работы по теории информации и кибернетики. -М., 1963.
  171. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации /Под ред. В. И. Дрожжикова, Е. З. Зиндера. М.: Эко-Трендз, 2004.-352 с.
  172. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция акад. РАНГ.В. Осипова. -М.: ИСПИ РАН, 1995. 486 с.
  173. , И.И. Информациология. М.: INFORMATION, 1996. -214 с.
  174. , И.И. Основы информациологии. М., 2000. — 315 с.
  175. Юнг, К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
  176. , С.А. Коммуникативная компетентность государственных служащих в работе со средствами массовой информации / С. А. Юсупов М., 2002.
  177. , Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизации. 2-е изд. -М.: Экономика, 2003. 397 с.
  178. , Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. — 557 с.
  179. , К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
  180. Конституция Российской Федерации (с поел, измен, от 21 июля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 30 ст. 3745.
  181. Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — М., 2004.
  182. Федеральный Закон РФ «О Государственной тайне» //Российская газета. 1993. 21 июля.
  183. Федеральный Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8, ст. 801.
  184. Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Российская газета, 1995, 17 января.
  185. Федеральный Закон РФ «О средствах массовой информации» //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 7. — Ст. 300.
  186. Федеральный Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета, 1995, 22 февраля.
  187. Федеральный Закон РФ от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета, 2005, 7 апреля.
  188. Федеральный Закон РФ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060.
  189. Федеральный Закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448.
  190. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, 2009, 13 февраля.
  191. Указ Президента Российской Федерации № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. // Российская газета от 20 мая 2000 г., N 97.
  192. Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. N 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» (с изменениями от 19 сентября 2000 г.) //Собрании законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г., N 19, ст. 2079.
  193. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, 2007, 2 июля.
  194. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009−2013 годы)» // Российская газета. N 40. 2009. 11 марта.
  195. Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, 2005, 15 февраля.
  196. Всеобщая декларация прав человека СССР и международные сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. — М., 1989.
  197. Гражданский кодекс Российской Федерации (С изменениями и дополнениями на 10 апреля 2008 года). М., 2008.
  198. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества (G8) принята 22.06.2000. http://www.iis.га/events/okinawa/charter.ru.htm.
  199. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета от 11 мая 2005 г.
  200. Резолюция N 1 Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» (Салоники, 11−12 декабря 1997 г.)
  201. Резолюция N 2 Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой информации «Переосмысление нормативной основы деятельности средств массовой информации» (Салоники, 11−12 декабря 1997 г.).
  202. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212. // Российская газета № 34. 2008. -февраль 16.(http://www.scrf.gov.ru/
  203. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.
  204. Аналитический доклад «Бюрократия в новой России: позиции населения и оценки экспертов» / Центр комплексных социальных исследований РАН. — М., 2005.1. Статьи из книг и журналов
  205. , Э. Немарковские процессы как новая парадигма / Э. Азроянц, А. Харитонов, JI. Шелепин // Вопросы философии. 1999.-N 7. С. 94 104.
  206. , Г. П. Нормативные теории массовой коммуникации / Г. П. Бакулев // Социологические исследования. 2005.- N 1. С. 105−114.
  207. П.В. Концепция электронного правительства и информационно-технологическая компетентность государственных служащих. // Социология власти. 2008. — № 3. — С. 16.
  208. , В.Э. Социально-политический фон самоидентификации российского населения. Социология власти: Журнал Социологического центра РАГС. № 1, 2007.
  209. , E.JI. Саморегулирование в информационном обществе // Вестник Московского гос. ун-та. Серия 10. Журналистика, 2006, № 3, с. 8−19.
  210. , Н. Право и коммуникация // Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001. С. 103, 109.
  211. , Е.А. Медиатизированная политическай коммуникация: способ медийного искажения политики или способ организации дискурса? // Вестник Московского гос. ун-та. СерияЮ. Журналистика, 2006, № 10, с. 6−10.
  212. Всероссийские опросы ВЦИОМ 28−29 апреля 2007 г. и Опрос Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр) 16−19 марта 2007 г.
  213. , С. Менталитет и эволюция ценностного сознания. Сборник научных трудов. Серия «науки», вып. № 10//СевКавГТУ, Ставрополь, 2003.
  214. Законодательство и практика масс-медиа /под ред. А. Рихтера 2006.- № 12(72) декабрь- 2007 № 4 (76) — апрель- № 5 (77) Май.
  215. , Ю.В. Возможности и пределы «электронного правительства» (на примере Великобритании и России) // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 6. — С. 16.
  216. И.М. Роль СМИ в организации диалога власти и общества / Роль СМИ в формировании гражданского общества. — М.: Хроникер, 2006.
  217. , B.C. Человек информационный // Человек, наука, управление.-М., 2000.
  218. , Я.Н. Теория коммуникации в контексте новых технологий // Вестник Московского гос. ун-та. Серия 10. Журналистика, 2006, № 3, с. 3.
  219. , Я.Н. Российская модель СМИ в начале XXI века // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006.-N 2. С. 3−7.
  220. , B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997.-№ 10
  221. П.Н. Под знаком фигуры умолчания. Информационный фактор административной реформы // Социология власти. 2009. — № 4. — С. 16−28.
  222. , С.В. «Электронное правительство» как новейшие технологии работы государственной службы // Государственная служба и укрепление государственности. Проблемы осуществления реформы государственной службы. Ставрополь, 2004.
  223. , К.В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2004.-N 1. — С. 46−49.
  224. , В. Управление инновациями в пространстве власти // Государственная служба. 2009. № 1. С. 66−69.
  225. , О.А. Ответственность в политике и власти: национальные аспекты // Россия. Политические вызовы XXI века. М., 2002.
  226. , О.А. Телекоммуникации в системе государственного управления // Социология власти. — 2008. № 3. — С. 43.
  227. , М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. — N 1. — С. 233−247.
  228. , С. Потенциал вектора профессиональной активности // Государственная служба. — 2008. — № 6. — С. 158−162.
  229. , B.C. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005 — № 5.
  230. , С.И. Административная реформа в России: нужны новые импульсы // Социология власти. 2007. — № 2. — С. 15.
  231. , В.Д. Журналистика как политическая наука // Социология власти. 2003. — № 6.
  232. , В.Д. О сущностных свойствах информации в социальной информациологии // Государственная служба. — 2006. — № 4.
  233. , В.Д. Новая спираль технократизма или кризис информационных технологий // Российский союз товаропроизводителей. Бюллетень № 1 (39).-М., 2005.
  234. , В.Д. Судьба социальной информациологии / Социология власти. -№ 4. 2004 г., 17 стр.
  235. , В.Д. Экология информационной политики / Государственная служба. № 4 — сентябрь 2004, 139 стр.
  236. , В.Д., Тавокин Е. П. Доверие к СМИ в общественном сознании граждан России. // Государственная служба № 4 июль 2002, стр. 88−93.
  237. , П.Д. Вызов трансмутации // Государственная служба № 1 январь-февраль. 2005, 52 стр.
  238. В. Политическая система современной России: испытание кризисом // Государственная служба, № 4, 2009.
  239. СМИ в условиях общественной трансформации // Вестник Московского гос. ун-та. — Серия 10. Журналистика, 2006, № 10.
  240. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/под общ. ред. д.ф.н., проф. В. В. Миронова. — М.: Гардарики, 2006.
  241. , Т.П. Государственная информационная политика как составляющая модернизации государственной службы // Социология власти. № 5. — 2004 г., 69 стр.
  242. , С. Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательства //Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М.: Институт проблем информационного права. (Журналистика и право- Вып. 35), 2004.
  243. , А.В. Социально-информациологическая парадигма и информационная реальность // Государственная служба. № 6 — ноябрь-декабрь.-2004, 113 стр.
  244. , А.В. Соотношение категорий «понимание» и «ответственность» в политической герменевтике /Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. — М. Улан-Удэ. 2003.
  245. , А.В. Соотношение категорий «факт» и «смысл» в социальной информациологии /Стратегии динамического развития: единство самоорганизации и управления. В 6 т.. Т.1. /Под ред. д. соц. н. B.JI. Романова. -М., 2004.
  246. , Р. «Коэволюция как альтернатива экологическому техносуициду» или об ответственности за национальное научное наследие: к 90-летию со Дня рождения Никиты Николаевича Моисеева // Безопасность Евразии. 2007. N2. С. 125−132.
  247. , А.Ю. Ценностные ориентации молодежи в содержании государственной информационной политики / Диссер. на соискание ученой степени к.полит.наук. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
  248. , М. А. Принцип единства свободы и ответственности в реализации государственной информационной политики / Диссер. на соискание ученой степени к.полит.наук. — М.: Изд-во РАГС, 2006.
  249. , И.Ю. Философско-культорологический анализ системного-интегрального подхода к социальным коммуникациям / Диссер. на соискание ученой степени к.ф.наук. -М.: Изд-во РАГС, 2006.
  250. , Е.В. Политический дискурс как механизм формирования государственно-гражданских отношений / Диссер. на соискание ученой степени к.полит.наук. -М.: Изд-во РАГС, 2007.
  251. , С.В. Социально-политическая эволюция взаимоотношений общества и власти в России (Коммуникативный аспект) / Диссер. на соискание ученой степени доктора наук. — М.: Изд-во РАГС, 2004.
  252. , С. В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи /Диссер. на соискание ученой степени к.полит.наук. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  253. , В. Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России /Диссер. на соискание ученой степени доктора наук. — М., 2002.
  254. , К.В. Общественный идеал как объект информационной политики / Диссер. на соискание ученой степени доктора полит, наук. — М.: Изд-во РАГС, 2007.
  255. , Ю.А. Информационная политика как фактор демократизации государственного управления в России / Ю. А. Нисневич / Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. — М., 2001.
  256. , А.Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода / Диссер. на соискание ученой степени доктора филол. наук. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007.
  257. , В.В. Влияние пространства политической коммуникации на процессы модернизации государственного управления / Диссер. на соискание ученой степени доктора полит.наук. М.- Изд-во РАГС, 2007.
  258. , Ю.В. Современные информационные технологии в российской политическом процессе как инструмент взаимодействия государства и общества / Диссер. на соискание ученой степени к.философ.наук. — М.: Изд-во РАГС, 2007.
  259. , А.В. Информационная устойчивость политической системы в постиндустриальном обществе /Диссер. на соискание ученой степени доктора наук. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  260. С.А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации : Ав-тореф. дис. канд. психол. наук / Моск. гос. социал. ун-т. каф. полит, психо-логиии и менеджмента. М., 2002. — 25 с.
  261. Книги на иностранном языке
  262. Bartle J., Griffiths G. Political Communications Transformed From Morrison to Mandelson. New York, 2001.
  263. Deutsch K.W. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1966.
  264. Galbraith K. The Anatomy of Power. L., 1984.
  265. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. World Future Society. 1981.
  266. Perl R.F. Terrorism, the Media, and the Government: Perspectives, Trends, and Options for Policymakers, www.govfree.com
  267. N. «The Transformations of the Media» edited by Longman in London 1999.
  268. Stevenson N. Understanding media cultures, London 1997.
Заполнить форму текущей работой