Техническая и физическая подготовка спортсменов парапланеристов на этапе начального обучения
На начальном этапе обучения парапланеристов необходимо начинать с наземной подготовки, во время которой значительная часть времени должна отводиться на развитие двигательно-координационных способностей (вестибулярной устойчивости), а также отдельных элементов технической и функциональной подготовленности. Функциональная подготовленность должна предусматривать упражнения с резким увеличением… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико — методические предпосылки проведения исследования
- 1. 1. Характеристика парапланеризма и методики начального обучения парапланеристов
- 1. 2. Влияние полёта на параплане на организм 23 занимающихся
- 1. 3. Содержание технической подготовки спортсменов-парапланеристов на этапе начального обучения
- 1. 4. Содержание физической подготовки спортсменов-парапланеристов на этапе начального обучения
Техническая и физическая подготовка спортсменов парапланеристов на этапе начального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность.
В нашей стране заниматься парапланеризмом начали относительно недавно. Первый чемпионат России состоялся в 1991 году. За столь короткое время популярность занятий этим видом спорта значительно выросла, увеличилось число людей, которые желают заниматься парапланеризмом. В то же время, как отмечается в работе В. А. Тющина (2000), от 37% до 50% пилотов получали травмы различной степени тяжести в период начального обучения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что научно-методическое обеспечение процесса обучения начинающих парапланеристов несколько отстает от потребностей практики и требует дальнейшего совершенствования.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на успешность обучения на начальном этапе, далеко не последнее место занимает оптимальное сочетание физической и технической подготовки (М.М. Боген, 1985; С. М. Вайцеховский, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; 1991; М. Я. Набатникова, 1982; Н. Г. Озолин, 1986; В. И. Платонов, 1997; Г. С. Туманян, 1987; В. П. Филин, 1970 и др.).
Планирование технической и физической подготовки начинающих спортсменов осуществляется на основе принципов разработанных в рамках теории и методики физической культуры с учетом опыта и интуиции тренера. Во многих видах спорта имеются много работ по совершенствованию технической подготовки спортсменов, по определению состава средств, соотношения параметров объема и интенсивности нагрузки, их динамики и контролю на различных этапах подготовки (В.И. Алексеев, 1964; Н. Ж. Булгакова, 1986; С. М. Вайцеховский, 1976; В. М. Дьячков, 1961; М. Я. Набатникова, 1982; Н. Г. Озолин, 1986; Г. С. Туманян, 1987; В. П. Филин, 1970 и др.). Некоторые специалисты (Т.М. Климова, 1995; В. М. Куприн, К.Д.
Чермит, 1994; В. М. Куприн, 1989) занимались вопросами технической и физической подготовки в парашютном спорте — одном из авиационных видов спорта, родственном парапланеризму.
Однако с появлением новых видов спорта возникает необходимость разработки и совершенствования как технической, так и физической подготовки спортсменов. Прежде всего, это касается этапа начального обучения в экстремальных видах спорта, к которым относится парапланеризм.
Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвященных обучению в различных видах спорта, возникает проблемная ситуация, связанная с тем, что практически отсутствуют работы, посвященные начальной подготовке в парапланеризме.
Это обусловлено тем, что среди специалистов нет единого мнения о роли и месте технической и физической подготовки на этапе начального обучения, о последовательности применения тех или иных средств и методов при изучении технических элементов в парапланеризме. Одни специалисты (В.И. Забава, А. И. Кареткин, А. Н. Иванников, 1988) утверждают, что обучение на начальном этапе должно начинаться с наземной подготовки. Другие специалисты придерживаются точки зрения, что обучение необходимо начинать с теоретической и лётной подготовки (И.В. Волков, 1999; А. Собетов, 1996; В. А. Тющин, 2000; Д. Пегин, 1997; 3. Френкель, 1994 и др.).
В доступной литературе не найдены требования, предъявляемые полетом на параплане к организму занимающихся, не выявлено воздействие полета на параплане на организм человека и т. д.
Таким образом, констатируется противоречие между объективной потребностью в совершенствовании методики технической и физической подготовки парапланеристов на этапе начального обучения и сегодняшним уровнем научных знаний о сущности данного процесса. Противоречие педагогической теории и практики побудили нас к проведению исследования.
Выбранная проблематика позволила наметить цель, объект и предмет исследования.
Цель настоящего исследования — разработать и обосновать программу технической и физической подготовки парапланеристов на этапе начального обучения.
Объект исследования. Физическая и техническая подготовка парапланеристов на начальном этапе обучения.
Предмет исследования. Содержание, методические приёмы и организация применения средств физической культуры в процессе технической и физической подготовки парапланеристов на начальном этапе обучения.
В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что введение в рамках наземной подготовки парапланеристов упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств и техники управления парапланом, окажет существенное влияние на эффективность обучения на начальном этапе в соответствии со спецификой этого вида спорта.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выявить особенности специальной физической и технической подготовленности парапланеристов.
2. Выявить влияние полёта на параплане на сердечно-сосудистую систему занимающихся этим видом спорта.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы наземной подготовки начинающих парапланеристов.
Научная новизна работы характеризуется совокупностью впервые полученных экспериментальных материалов, обосновывающих эффективность технической и физической подготовки начинающих спортсменов-парапланеристов, а именно:
— обосновано, что в программе начальной подготовки начинающих парапланеристов наземная подготовка должна предшествовать лётному обучению, а подбор средств и методов должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к организму полётом;
— получены данные, характеризующие воздействие полета на параплане на координационные способности и сердечно-сосудистую систему человека, выявлен характер реакции организма;
— определены методические условия и последовательность выполнения отдельных технических элементов в рамках начальной подготовки парапланеристов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования. Полученные данные позволяют расширить теоретическую базу физического воспитания и спорта положениями о путях и возможностях управления технической и физической подготовкой начинающих спортсменов-парапланеристов за счет включения в наземную подготовку оптимальных по воздействию средств, что прошло экспериментальную проверку.
Теория и методика физической культуры и спорта дополняется новыми данными о требованиях, предъявляемых к физической и технической подготовке спортсменов, занимающихся парапланеризмом на начальном этапе обучения. Теоретически обоснована возможность применения физических упражнений, обеспечивающих тренировку организма к предстоящему полету и вызывающих сходную реакцию.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработана и внедрена программа наземной подготовки начинающих парапланеристов, позволяющая развивать специальные физические качества, а также технику управления парапланом, непосредственно перед началом летной подготовки.
Разработаны и апробированы:
• практические рекомендации по подбору и применению средств физической культуры в рамках наземной подготовки с целью оптимизации начального обучения и обеспечения безопасности при занятиях парапланеризмом;
• программа наземной подготовки начинающих парапланеристов, выполнение которой позволяет повысить эффективность обучения. Эффективность обучения парапланеристов на этапе начальной подготовки выразилась в достоверно лучшем выполнении технических элементов, в уменьшении количества травм в результате применения программы наземной подготовки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Программа технической и физической подготовки парапланеристов на этапе начального обучения, которая включает в себя:
— методические условия подбора средств физической подготовки парапланеристов для совершенствования специфических двигательно-координационных способностей (развитие вестибулярного аппарата, пространственной ориентировки и способности к поддержанию равновесия) в рамках наземной подготовки, на основе требований предъявляемых полетом на параплане к организму человека;
— освоение технических элементов начинающими парапланеристами (техники старта, техники поворотов и приземления) после предварительной функциональной и двигательно-координационной подготовки, которая должна предшествовать летной подготовке.
2. Особенности реакции организма начинающих спортсменов вызванные полетом на параплане, в значительной степени определяются уровнем развития двигательно-координационных способностей, а также типом ответной реакции организма на стресс, что должно учитываться на этапе начального обучения.
3. Целенаправленное применение программы начальной подготовки парапланеристов позволяет повысить эффективность обучения, способствует снижению травматизма.
Структура диссертационной работы.
Диссертация изложена на 139 страницах компьютерного текста. Состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы (206 источников, из них 32 зарубежных), приложений. В тексте диссертации 20 таблиц, 8 рисунков, акты внедрения результатов исследования в практику.
Результаты исследования также могут использоваться при организации подготовки спортсменов занимающихся полётами на других сверхлёгких летательных аппаратах, а именно дельтапланах, парашютах и планерах.
1. На начальном этапе обучения парапланеристов необходимо начинать с наземной подготовки, во время которой значительная часть времени должна отводиться на развитие двигательно-координационных способностей (вестибулярной устойчивости), а также отдельных элементов технической и функциональной подготовленности. Функциональная подготовленность должна предусматривать упражнения с резким увеличением сложности выполнения, которые должны вызывать увеличение частоты сердечных сокращений.
2. В качестве контроля у начинающих парапланеристов рекомендуется проводить тестирование в следующих тестах: вращательные пробы, проба Ромберга, тестирование на контактной платформе, измерение ЧСС после прыжка с «тарзанки» и после спрыгивания с раскачивающихся качелей. Данные тесты были проверены на надёжность и их рекомендуется проводить при отборе в секции парапланерного спорта, а также перед тем как совершить первый полёт.
3. Начинающим парапланеристам рекомендуется выполнять перед полётом физические упражнения аэробной направленности. Рекомендуются следующие упражнения: подъём в гору (с парапланом), челночный бег 10 по 10 метров, отработка старта с раскрытым парапланом (что также позволит отработать технику старта), и многое другое. Делается это с той целью, чтобы максимально поднять частоту сердечных сокращений перед полётом. Это позволит избежать столь резкого увеличения ЧСС, которое наблюдается во время полёта и приземления (т.к. резкое увеличение ЧСС без физической нагрузки очень вредно для сердечно-сосудистой системы). Это в свою очередь позволит сердцу менее напряженно реагировать на стрессовые воздействия во время полёта, а также избежать возможных негативных последствий (например, микроинфарктов).
4. Таким образом, только комплексное применение наземной, лётной и теоретической подготовки, позволит сделать процесс обучения парапланеризму более безопасным.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты проведенных исследований предназначены для инструкторов занимающихся лётной подготовкой в парапланерных клубах, а также для желающих заниматься парапланеризмом.
Список литературы
- Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Медицина. -1983.- 176 с.
- Агаджанян Н.А., Катков Ю. А. Резервы нашего организма. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Знание. — 1990. — 240 с.
- Агаджанян Н.А., Кислицын А. Н. Резервы организма и экстремальный туризм. М.: Просветитель. — 2002. — 304 с.
- Агаджанян Н.А., Кислицын А. Н., Сизова М. В. Физиология человека в полёте. М.: 2004.-182 с.
- Аксенов Е.М. Комплекс средств для совершенствования специальной физической подготовки гимнастов. Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1977.-N1.-С. 53−57.
- Алабин В.Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков (на материале легкой атлетики): Автореф. дисс.. канд. пед. наук,.- М., 1966, — 156 с.
- Алексеев В.И. Особенности физической подготовки юных легкоатлетов //Нормирование тренировочных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1964, — 216 с.
- Ананьев В.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.: Просвещение, 1964.- 134 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем, — // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.- 233 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975 402 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1976, — 447 с.
- Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в
- Архипов А.А. Обучение гимнасток динамическому равновесию вакробатических соединениях на бревне: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев 1984.-22 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов и аспирантов. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, — 1984. — 222 с.
- Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1973 156 с
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 254 с.
- Благуш П.К. К теории тестирования двигательных способности. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 256 с.
- Быстров В.М., Филин В. П. Сравнительный анализ уровня развития скоростно-силовых качеств у спортсменов разного возраста и различных специализаций. // Теория и практика физической культуры. 1971.- N 2.- С.58−64.
- Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физическая культура и спорт, 1986, — 191 с.
- Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. М.: Физическая культура и спорт, 1976.- 265 с.
- Верхошанский Ю.В. Моделирование тренировки в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Легкая атлетика, 1981. № 9. — С. 10−11.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 328 с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.
- Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. Л.: Наука, 1981.- 155 с.
- Волков И.В. Мечта летать. М.: «Сфинкс», 1995. — 240 с.
- Волков Д., Миронов В. Прыжки на точность приземления. // Крылья Родины, 1980.- N6. — С.26−27.
- Воробьёв А.А. Формирование двигательного навыка в академической гребле на начальном этапе обучения с применением технических средств. М., 1984.-22 с.
- Воронов А.И., Березняк В. В. Надежность технических действий в спортивной борьбе и методика её повышения // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 7. — С. 14−15.
- Гавердовский Ю.К. Опыт тренировки ортодоксальной дидактики в современном контексте обучения спортивным упражнениям // Теория и практика физической культуры. 1991.- N8.- С. 12−20.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР, 1956. № 2.
- Гарбаляускас 4. J1. Целенаправленная спортивная подготовка юных гандболистов 9−11 лет с целью отбора их для занятий в ДЮСША: Автореф. дисс. канд. пед. наук, — Киев, 1983.- 16 с.
- Гаркави JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1990. — 120 с.
- Гвоздев П.И. Изменения в свёртывающей и анти-свёртывающей системах крови у парашютистов в процессе подготовки и совершения ими прыжка с парашютом: Автореф. дисс.. канд. медиц. наук.-Ленинград, 1969.15 с.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М.: Физкультура и спорт, 1980.-130с.
- Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
- ГлуховВ.И. Изменение техники плавания кролем при утомлении // Теория и практика физической культуры. 1979.- N8.- С. 15−17.
- Гримак Л.П. Психологическая подготовка парашютиста.- М.:1. ДОСААФ, 1971.-255 с.
- Гросс Х.Х. Педагогическая кинезиология новое направление в спортивной педагогике и биомеханике //Теория и практика физической культуры. — 1976. — № 9. — С. 9−10
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 185 с.
- Гуськов А.С., Смирнов В. А. Подготовка парашютиста М.: ДОСААФ СССР, 1976.- 150 с.
- Гуськов А.С. Подготовка спортсмена-парашютиста.- М.: ДОСААФ СССР, 1979.- 175 с.
- Дембо А.Г. Врачебный контроль в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1976.
- Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1988.-288 с.
- Демидова С.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7 лет). Автореф. дис. канд. биолог, наук. Краснодар, 1988. — 23 с.
- Денис Пегин. Понять небо. Перевод С. К. Жукаркина. — М.: ЧП «ПИЕЛ». — 1997.
- Доронин A.M. Скоростно-силовая подготовка спортсменов с использованием машины управляющего воздействия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1992.- 19 с.
- Дорохов С.И. Методика начального обучения броскам мяча в ворота в гандболе на основе их биохимического анализа: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Л., 1983.-22 с.
- Дмитриев Г. Н. Начинающему парашютисту. М.: ДОСААФ, 1971.85 с.
- Дмитриев С.В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1988.- № 2. С. 22−24.
- Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов (педагогические проблемы управления).- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 222 с.
- Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки спортсменов старших разрядов. Проблемы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1961.- 325 с.
- Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.: Физкультура спорт, 1961.- 165 с.
- Забава В.И., Кареткин А. И., Иванников А. Н. Курс учебно-лётной подготовки спортсменов-дельтапланерисов ДОСААФ СССР (КУЛП СД-87). -М.: ДОСААФ СССР, 1988. 55 с.
- Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт.- М.: Физическая культура и спорт, 1969.- 199 с.
- Зациорский В.М. Осторожно: статистика! // Теория и практика физической культуры, 1989. № 2. — С. 52−55.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физическая культура и спорт, 1970, — 200 с.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.- М.: Физическая культура и спорт, 1979.- 168 с.
- Зациорский В.М. Спортивная метрология. М.: Физическая культура и спорт, 1982.- 194с.
- Збарский В.А. Подготовка бегунов на короткие дистанции на основе использования системы «Облегчающего лидирования» с обратной связью:
- Автореф. дис. канд. пед. наук. М. — 1992. — 24 с.
- Збродов А.Н. и др. Руководство пилотам CJ1A. М.: Полиграфкнига, 1993.
- Зигмунд Френкель. Введение в параглайдинг. Перевод А. С. Серебряковой. -М.: АОЗТ «ЛИРО». 1994. — 99 с.
- Зимкин Н.В. и др. Физиология человека: Учебник для институтов физ. культуры. -М.: Физическая культура и спорт, 1970
- Золотухин А.А. Влияние вестибулярной тренировки на формирование двигательных навыков в гимнастике у девочек 11−12 лет // Теория и практика физической культуры. 1965.- N 3.- С. 43−45.
- Зорина Т.М. Индивидуализация технической подготовки юных волейболистов с использованием тренажерных устройств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 22с.
- Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов.- М.: Физическая культура и спорт, 1987, — 135 с.
- Иванов П.И. Проектирование, изготовление и испытания параплана. -Феодосия: ЭКМА+. 1998. — 174 с.
- Иванов П.И. Эксплуатация параплана. Феодосия: «ЭКМА+». — 1999.
- Иващенко В.П. Управление вестибуломоторной подготовкой юных гандболистов. // Теория и практика физической культуры, 1987.- N8.- С.42−51.
- Измайлов М.Г. Саморегуляция двигательных действий конькобежцев в процессе восстановления и совершенствования техники бега/-на этапе начальной ледовой подготовки («вкатывание»): Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л. 1983.-22 с.
- Имад Салех А. А. Эффективность обучения упражнениям разной сложности в зависимости от особенностей структуры физической подготовленности начинающих гимнастов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1989.-20 с.
- Казаченко М.П. Помехоустойчивость человека в экстремальныхусловиях деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977. — 16 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1980. — 192 с.
- Карпман В.Л., Люблина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 134 с.
- Коблев Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: Автореф. дисс.. док. пед. наук.- М., 1990.-39 с.
- Кобяков Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнастов.-М.: Физкультура и спорт, 1976, — 187 с.
- Козьмин В. В, Кротов И. В. Дельтапланы. второе издание перераб. и доп. -М.:ДОСААФ, 1989. — 98 с.
- Комарова А.Д. Зависимость спортивного результата от уровня развития физических качеств (на примере толкания ядра) // Теория и практика физической культуры. 1970.- N 9.- 132 с.
- Коробков А.В. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки. (Физиологические основы) ЦС ССО и СССР.- М., 1961.- 195 с.
- Котенев К.Ф. Некоторые вопросы воспитания скоростно-силовых способностей прыгунов в высоту на этапе начальной подготовки // Проблемы физического воспитания и физиологии спорта. Челябинск.- N6.-1974.- С. 110 — 111.
- КоцЯ.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986. -218 с.
- Климова Т.М. Физическая подготовка спортсменок в классическом парашютизме: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Майкоп, 1995.- 23 с.
- Кривенцов А.Л. Основы моделирования подготовленности спортсменов: Учебное пособие. Алма-Ата, 1990. — 287 с.
- Крумова Л. Тенденции в развитиего на волейбонта техника в защите //
- Выпроси на физическата культура.- 1984. -№ 3. -С. 161−167.
- Кузнецов В.В., Новиков А. А. К проблеме модельных характеристик спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 1.- С. 5962.
- Кушлевич О. Анализ аварийности на парапланах // Вестник сверхлегкой авиации. 1992. — № 8. — С. 35−42.
- Куприн В.М. Базовая акробатическая подготовка спортсменов в классическом парашютизме. Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Майкоп, 1994.23 с.
- Ландоренко Л.Т. Гематологические сдвиги при эмоциональном напряжении, вызванном прыжком с парашютом: Автореф. дисс. кан медиц. наук, — Ленинград, 1971. 19 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебн. пособие для биологич. спец. вузов. -М.: Высшая школа, 1990. 352 с.
- Левина Г. Начальное обучение прыжкам в воду. М.- Физкультура и спорт, 1972.- 242 с.
- Левик Г. Е. Личность и деятельность спортсмена парашютиста.- М.: ДОСААФ, 1986, — 154 с.
- Лисова И.И. Воздушно десантная подготовка.- М.: Воениздат. 1977.286 с.
- Лисов И.И. Свободный полет.- М.: Молодая гвардия. 1979.-386 с.
- Литинский Г. А. Функциональная ассиметрия глаз // Русский офтальмологический журнал, 1929, т. 9. № 4. — С. 450−466.
- Ломов А.А. Методы определения функционального состояния вестибулярного анализатора спортсменов,— М.: Комитет по физическойкультуре и спорту, 1978.- 20 с.
- Ломоносов В.П. К вопросу о влиянии парашютного прыжка на состояние физической работоспособности парашютистов, Труды КВИФ -КИС им. Ленина, — Л, I960.- С. 29, 93 — 100.
- Лукин А. Из опыта подготовки парашютистов. Под ред. Петрова Б. Б. Киев, Наварти. 1938.- 238 с.
- Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение. // Теория и практика физической культуры.- 1991.-N4.- С. 2−9.
- Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте.// Теория и практика физической культуры. 1990.-N3.-С. 15−18.
- Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 1623.
- Лях В. И. Критерии определения координационных способностей. // Теория и практика физической культуры. 1991.- N11-С. 17−20.
- Магомедов P.P. Техническая подготовка горных туристов на основе целенаправленного развития функций вестибулярного аппарата: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп. — 1998. — 23 с.
- Майоров 0.10. Некоторые методические и методологические подходы к анализу сердечного ритма в условиях эмоционально напряженной деятельности и эмоционального стресса.- В сб.: Диагностика здоровья. -Воронеж: Изд. ВГУ. 1990. — С. 142−143
- Макаров Р.Н., Кришкевич И. Г. Специальная физическая подготовка летчиков. Москва. Издат. ДОСААФ СССР, 1981.- 86 с.
- Марищик В.М. О преодолении излишнего эмоционального возбуждения средствами специальной физической тренировки. Л.: Труды
- КВИФК им. В. И. Ленина, 1962.- 254 с.
- Матвеев Л.П. Общие основы спортивной тренировки // Очерки по теории физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1959, — С. 69 — 165.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ин-тов физ.культуры. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
- Матвеев Л.П. Методические принципы и методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания. 1967.-Т.1.- С. 83 -135.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
- Матвеев Л.П., Новиков Д. Д. Теория и методика физического воспитания. Учеб. для инстит. физ. культ. М.: 1991.- 543 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. 1981. 227 с.
- Мельников В.М. Двигательные представления и их значения в управлении движениями (экспериментальное исследование на материалах спорта): Автореф. дисс.. докт. психол. наук.- М., 1973.- 33 с.
- Менхин Ю.В., Волков А. В. Начало гимнастики.- Киев: Здоровье, 1980. 72 с.
- Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией движений: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1989.-48 с.
- Оглотков В.А. К вопросу о самостоятельной деятельности спортсменов в обучении (теории, проблемы, суждения // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 9. — С. 30−31.
- Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.
- Овсянников К.А. Прыжки с парашютом из военно-транспортных самолетов.- М.: Воениздат, 1964.- 264 с.
- Озолин Н.Г. О компонентах спортивной подготовленности//Теория и методика физической культуры.- 1986.- N4, С. 46−49.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-288с.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М., 1970.-487 с.
- Павлов А.Е. Пути повышения эффективности методики начального обучения в классической борьбе // Теория и практика физической культуры. -1986.-№ 9.-С. 31.
- Пилоян Р.А. Понятие «спортсмен высшей квалификации» с позиции теории функциональной системы. // Теория и практика физической культуры. I- 1982.-N11.-С. 51−53.
- Пилоян Р.А. Пути повышения эффективности нагрузки и о спорте // Теория и практика физической культуры. 1988.- N 7.- С. 28−30.
- Платонов В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов.- Киёв: Киев. Гос. инст. физ. культ. 1982.- 168 с.
- Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 285 с.
- Платонов В.Н. Теория спорта. Киев: Вища школа, 1987. — 424 с.
- Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Вища школа, 1984. — 352 с.
- Подарь Г. К. Методика начальной спортивной подготовки конькобежцев 13−14 лет // Нормирование тренировочных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 232 с.
- Подготовка по специальности парашютиста. См. программа начальной военной подготовки молодежи на учебных пунктах.- М.: ДОСААФ, 1974.- 135 с.
- Покровский В.М., Коротько Г. Ф. Физиология человека: Учебник в 2-х томах. М.: Медицина, 2000. — 448 с.
- Пономарёв Н.И., Дмитриев С. В. О проблемах целевой, смысловой и ценностной организации двигательных действий спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 7. — С. 27−29.
- Попов Ю.А. Обучение акробатическим упражнениям на основе методов сетевого планирования // Гимнастика. -1975. Вып. 2. — С. 20−24.
- Психологический отбор в парашютном спорте. (Метод, пособие для тренеров инструкторов и врачей). / Ред. В. Г. Траман.-М.: ДОСААФ. — 38 с.
- Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1958.-354 с.
- Руководство по организации и проведению теоретического и лётного обучения в авиационных организациях РОСТО. М.: РОСТО, 1994.- 113 с.
- Сарсания С.К., Селуянов В. Н. Физическая подготовка в спортивных играх.-М., 1991.-81 с.
- Сборник программ по парашютной и парашютно-спасательной подготовке авиации ДОСААФ СССР.- М.: ДОСААФ, 1984. 123с.
- Сборник программ по парашютной и парашютно-спасательной подготовке авиации ДОСААФ СССР. М.: ДОСААФ, 1974.- 147 с.
- Селуянов В.Н., Федякин А. А. Биологические основы оздоровительного туризма. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 123 с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. -207 с.
- Собетов А. Обучение детей парапланеризму. Опыт работы. //Вестниксверхлёгкой авиации. 1996. — № 12. — С. 8−10.
- Сизова М.В. Сравнительная характеристика физиологических реакций организма человека при занятиях экстремальными видами спорта: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 21 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика. -1984.-263 с.
- Смирнов Н.С. Чередование работы и отдыха в одном тренировочном занятии и соревновании по прыжкам в длину с разбега: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969. 18 с.
- Стрелец В.Г. Методы изучения и тренировки органов равновесия пилотов.- JL, 1972, — 237 с.
- Тараканов В.И. Взаимосвязь структуры физической подготовки с техническим мастерством и ее реализация в тренировочном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1983. — 21 с.
- Туманян Г. С., Колесов А. А., Петрачев М. Н., Алексеев Г. А., Мосолов Ю. А. Диссертационные работы как элемент научного потенциала отрасли физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1987. -№ 10.-С. 5−8.
- Туманян Г. С. Совершенствование системы физкультурного образования. (Методология и некоторые результаты исследований). /Методические рекомендации для аспирантов и студентов ГЦОЛИФКа,-М., 1987.- 55с.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба как учебная дисциплина: (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа). М-: ГЦОЛИФК, 1984.- 49 с.
- Тющин В.А. Методическое пособие для начальной учебно-лётной подготовки спортсменов парапланеристов по КУЛП-СД — 88. — М.:000 «Лирком». — 2000. — 105 с.
- Укран М.Л. Методика тренировки гимнастов. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 171 с.
- Унгер X. А. Зависимость результатов бега на короткие дистанции от показателей физических способностей и физичек ого развития. Канд. дисс. г. Тарту, 1966.- 25 с.
- Фарфель B.C. Выносливость и спортивное утомление на дистанции. //Теория и практика физической культуры, 1969.- N1.- С. 43.
- Файсхудинов И. Методика подготовки спортсменов парашютистов по индивидуальной акробатике. // Информационные материалы по парашютному спорту. 1988.- С. 3 — 74.
- Федякин А.А. Особенности технической и скоростно-силовой подготовки женщин в прыжках в длину: Дис.. канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1990.-110 с.
- Филин В.П. Общая и специальная подготовка юных спортсменов // Тренировка юных спортсменов. М.: Физическая культура и спорт, 1965. — С. 164−167.
- Филин В.П. Совершенствовать систему подготовки,— М.: Физкультура в школе, 1970.- N 8.- С. 24−27.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.
- М.: Физкультура и спорт, 1974, — 230 с.
- Филин В.П. Исследование актуальных проблем юношеского спорта. // Теория и практика физической культуры, 1975.- N11.- 64−68.
- Филин В.М., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.
- Фолков В.Н. Кровообращение. М.: Медицина, 2000. -448 с.
- Фомин Н.А. Физиология человека: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов М.: «Просвещение», 1982
- Шиян В.В. Биоэнергетические факторы специальной выносливости борцов // Научно-методическая разработка для студентов и аспирантов РГАФК, слушателей института переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров. М.: РГАФК, 1998. — 55 с.
- Чебураев B.C. Исследование способности гимнастов управлять движениями в пространстве и пути совершенствования этих способностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. — 19 с.
- Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы.- учеб. Пособие. М.: Советский спорт, 2005. — 272 с.
- Юсеф Г. Управление процессом технико-тактической подготовки волейболистов высокой квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук.1. М., 1993. 27 с
- Andersen R. Registrationg of the Pressure Power /the Force/ of the Body on the Floor During Movement5s, Especially Vertical Jumps // Biomechanics 1/1 st. Seminar Zurich, 1967. Basel- Switzerland: S. Karger AG, 1968. — P. 87−89.
- Berger R.A. Effect of varied weight training programs on strenth // Res. Quart., 1962.-P. 168−181.
- Best D. The sprint start // Athletic journal. 1984. -v.64. -№ 7. p. 30−31.
- Bosco C., Luhtanen P., Komi P. Kinetics and Kinematics of the Take-off in the Long Jump // Biomechanics V-B Ed. by P.V.Komi. Baltimore: University Park Press, 1976.-P. 174−180.
- Bosco C. Stretch Shortening Cycle in Skeletal Muscle Function // Studies in sport, Physical education and Health 15. University of Jyvaskyla. — Jyvaskyla, 1982.-64 p.
- Bresciani R. Un cycle de judo an collge // Education physigne et sport. -1984.-№ 186.-v. 46−50
- Dubois C., Robin T. Le papillon // Education phiigue et sport. 1984. -№ 186. — p. 11−15.
- Fleck S. Types of strength training: post and cons // Swimming Technigue, 1979.16.-P. 84−88.
- Freeman W. An Analysis of Heptathlon Performance and Training Track and Field quar. Rev. — 1986. — № 2. — P. 30−32.
- Fur-Iss B. Freestile turns // Swimming world. 1984. — v/ 25. — № 3. — p. 20−23.
- Goldhammer S. Post 1976 Hammer techniqui Changes // Track and Field Quartterly Review. /1984, vol. 84. № 0.1.
- Heusner W. The theory of strength development // Biokinetic Strength Training, v.l. Albany, California, 1988. — P. 138−153.
- Heusner W.W., Van Huss W.D. Strength, power, and muscular endurance // H.J. Montoye (Ed.) An introduction to measuement in Physical Education. Boston, 1978. P.53 — 79.
- Holland R. Speed treining // Athletic journal/ 1984. — v.64. — № 7. — p. 5051.
- Hoster M. Spezielle Kraftschulung mit jugeng lishen Sprinterinen und Weitsprungerinnen. Leichatletik, DDR, 1971. N 4. — p. 126−127.
- Houvion M. Berfectionnement du perchiste // Education physiqui et sport/ -1984,-s. 49−64.
- Hotz A. Bewegingslernen in alpinen shisport // Ein moeglichep beitrag zur angrwandtenbevegyngs und trainingslehre. Sportdokymentation, Literatyr der sportwissenssenschaft. 1984. — № 2. — s.194
- Ischiene P. Zu aktuellen problemen der technischen vorbereitung von spjrtlern // Leistunssport, 1984, № 4. s 5−8.
- Janssen J. P Gedaechtnispaychologische Aspekte der Ansteuerung sportmotorischer techniker//Leistunssport, 1983, № 5.-s 13−19.
- Komi P.V., Luhtanen P., Viljamaa K. Hetkollisten Koptaktivoimien mittaaminen voimlevy-anturilla // University Jyvaskylassa.- Jyvaskyla, 1974. 25 s.
- Marhold G. Zum Problem des optimalen Beschleuningungsweges dei sportlichen Hochsprungen // Biomechanics I /1st. int. Seminar Zurich, 1967. 1967. -Basel- Switzerland: S. Karger AG, 1968.- P. 161 — 164.
- Mierzejewski Z. Perspectywiczny plan sckolenia w siedmiobojukobiet // Lekkoatletika. 1988. — № 11. — P. 16−17.
- Miller D.I., East D.J. Kinematic and Kinetic Correlates of Vertical Jumping in Women // Biomechanics V-В/ Ed. by P.V. Komi. Baltimore: University Park Press, 1976.-P. 65−72.
- Moore F. Heptathlon Training // Track and Field quart Rev. 1986. — № 4. -P. 37−39.
- Morrison J.B. The Mechanics of Muscle Function in Loco- motion // J. Biomechanics. 1970. — N 3. — P. 431−434.
- Luhtanen P., Komi P.V. Segmental Contribution to Forces in Vertical Jump
- European journal of Applied Physiology. 1978. — V. 38. — P. 181−188.
- Nohara H., Yamaoka S., Hataoka M. Keto keuky gaiiraky kue // Cugzen karaky / Bull- Koyoto Univ. Educ., 1972, — V. N 40. — P. 77 — 86.
- Offenbacher E.L. Physics and Vertical Jump // American journal of physics. 1970. — V. 38. — N 7. — P. 829−836.
- Pedotti A., Cappozzo A., Figura F. The Interplay of Muscular and External Forces in Human Ambulation // J. Biomechanics. 1976. — V.9. — P. 35−43.
- Ristanovic D., Gavrilovic P., Ivancevoc V. Vertical Take off Performance as a Factor of Muscle Contraction Optimum // J. periodocum Biologorum. — 1982. -V.84.-N2.-P. 183−185.
- Somson J., Roy B. Biomechanical Analysis of the Volleybal Spike // Biomechanics V В / Ed. by P.V.Komi. — Baltimore: University Park Press, 1976.-P. 332 — 336.
- Vain A.A. Biomechanical Characterization of the Beha viour of an Athlete’s Support-motor System under impact // Biomechanics V-B / Ed. by P.V. Komi. Baltimore: University Park Press, 1976. — P. 58−61