Повышение эффективности подготовки учителя физического воспитания к организации внешкольной спортивно-массовой работы
В условиях научно-технической революции возрастает потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах, активно участвующих в общественной жизни, проявляющих сознательное ответственное отношение к своей профессиональной деятельности. Социальная значимость постановки и решения указанных вопросов особо подчеркивается в материалах ХХУ1 съезда КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета… Читать ещё >
Содержание
- ШВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Историография вопроса
- 1. 2. Анализ состояния подготовки студентов к вне-учебной работе в педагогических институтах
- ШВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВА
- ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Обоснование педагогических умений, необходимых учителю физической культуры для организации работы со школьниками во внеучебное время
- 3. 2. 1. Определение уровня подготовленности студентов младших курсов к организации вне-учебной работы
- 3. 2. 2. Оценка внеучебной деятельности студентов предвыпускного и выпускного курсов на педагогической практике в школе
- 3. 1. Обоснование педагогических умений, необходимых учителю физической культуры для организации работы со школьниками во внеучебное время
- 4. 1. Усиление педагогической направленности в содержании учебных дисциплин
- 3. Стр
- 4. 2. Совершенствование внеучебных форм подготовки студентов
- 4. 3. Обоснование и внедрение специального курса по внеучебной работе
- 5. 1. Разработка программы внеучебной практики студентов факультета физического воспитания
- 5. 2. Результаты экспериментальной проверки уровня подготовленности студентов к организации вне-учебной работы
Повышение эффективности подготовки учителя физического воспитания к организации внешкольной спортивно-массовой работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях научно-технической революции возрастает потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах, активно участвующих в общественной жизни, проявляющих сознательное ответственное отношение к своей профессиональной деятельности. Социальная значимость постановки и решения указанных вопросов особо подчеркивается в материалах ХХУ1 съезда КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о повышении качества подготовки студентов в вузах (1972, 1979 гг.).
Основы подготовки таких специалистов закладываются в советской школе. Следовательно, как было отмечено на июньском пленуме ЦК КПСС (1983)," Необходимо улучшить отбор и подготовку педагогических кадров с учетом современных требований". Эти задачи являются основополаганщими для педагогических вузов страны.
Слагаемые эффективного труда советского педагога — это синтез знаний и умений для организации и оптимизации учебной и внеучебной сферы деятельности.
В современный период развития общества, в связи с намечаемой реформой школы, повышение требований к учителю в организации как учебной, так и внеучебной работы, рост школ продленного дня, расширенная деятельность клубов по интересам, увеличение числа секций и оздоровительных групп, неизмеримо возрастает значение внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками. Среди наиболее эффективных и действенных форм воспитательного воздействия на учащихся, проводимых во внеурочное время, одно из ведущих мест принадлекит физической культуре и спорту, а осуществлять ее призван учитель физической культуры. Поэтому, необходимо вооружать учителя физической культуры эффективными средствами и оригинальными методиками организации воспитатедьного процесса во внеурочное время.
Принятая в настоящее время новая программа по физическому воспитанию школьников учитывает возможности учителя физической культуры работать творчески, с рациональным использованием суще-ствувдих возможностей школы, близлежащих спортивных объектов и городков здоровья по месту жительства. Существенным звеном вне-учебной физкультурно-оздоровительной работы становятся домашние задания по физической культуре. Успешная реализация названных форм работы возможна лишь при универсальных знаниях учителя, способного на высоком уровне организовать занятия с учащимися.
Однако, до настоящего времени, вопросы подготовки учителя к физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с учащимися во внеучебное время не стали еще предметом специального исследования. Необходимость повышения качества подготовки студентов к организационной работе и неизученность отдельных аспектов данной подготовки побудили к изучению этой проблемы.
Актуальность избранной для исследования проблемы подтверждается наличием следувдих факторов:
1. Программа профессиональной подготовки студентов на факультете физического воспитания, в настоящее время, не в состоянии удовлетворить потребность общества в квалифицированных специалистах, способных на высоком профессионально-педагогическом уровне проводить учебные и внеучебные занятия по физической культуре с учащимися общеобразовательных, школ.
2. В учебном плане педагогического вуза недостаточно уделено места вопросам теоретической и практической подготовки студентов к внеучебной работе.
3. С момента вывода педагогической практики на первых и вторых курсах за пределы обязательной программы неэффективно используется на данных курсах практическая подготовка студентов к про, фессиональной деятельности.
4. Как показал анализ специальной педагогической литературы, при подготовке студентов к педагогической и общественно-педагогической практике в школе недостаточно внимания уделяется профессиональной направленности в преподавании учебных дисциплин.
5. В научных исследованиях за последние годы не нашли глубокого и всестороннего отракения вопросы подготовки учителя физической культуры к внеучебной деятельности и их взаимосвязь с учебной деятельностью.
6. Недостаточно эффективно используется в процессе обучения студентов на факультете физического воспитания ценный опыт практической подготовки будущих педагогов, накопленный в ряде вузов нашей страны и за рубеяом.
Перечисленные факторы вызывают естественное противоречие между потребностью в квалифицированных кадрах и условиями их подготовки на факультетах физического воспитания. Данное обстоятельство позволило нам наметить задачи, установить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, определить методику и организацию исследования.
В результате проведенного исследования была впервые определена структура педагогических умений учителя физической культу. ры, необходимых для успешной работы во внеучебное время. Определены задачи и разработаны специальные задания по развитию и совершенствованию знаний и умений студентов для организации и проведения внеучебной работы по физической культуре и спорту. Выявлены формы и методы подготовки студентов факультета физического воспитания к внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с учащимися общеобразовательных школ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке специального курса «Внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с учащимися общеобразовательных школ», который апробировался в учебном процессе факультетов физического воспитания пединститутов Челябинска, Саранска и Уральска.
На основе исследования била разработана программа поэтапной подготовки студентов к внеучебной деятельности в условиях педагогического вуза, что позволило повысить профессиональный уровень студентов.
Результаты исследования позволили разработать методические рекомендации по различным аспектам организации общественно-педагогической практики на факультете физического воспитания, предназначенные для педагогов высшей школы и направленные на совершенствование практической подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры. .
Внедрение разработанных методических рекомендаций в учебный процесс факультета физического воспитания позволило улучшить качество подготовки молодых специалистов в соответствии с современными требованиями и запросами общества к учителю физической культуры общеобразовательной школы.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
— структура профессионально-педагогических знаний и умений учителя физической культуры для осуществления организационной работы во внеучебное время;
— пути совершенствования подготовки студентов к внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с учащимися общеобразовательных школ;
— поэтапная программа подготовки студентов к работе с учащимися во внеучебное время.
ВЫВОДЫ.
1. Выявлены и классифицировании! по определенным функциям (организаторская, конструктивная, гностическая, коммуникативная) одиннадцать наиболее значимых умений, характеризующих деятельность учителя физического воспитания во внеучебное время.
Уровень сформированности выявленных умений служит объективным критерием определения готовности будущих специалистов к внеучебной деятельности.
2. Установлено, что подготовленность студентов к внеучебной работе находится на низком уровне. Бо результатам рейтинга и самооценки уровень теоретической подготовленности студентов по 5-балльной шкале составил соответственно 3,5 и 3,9 баллауровень сформированности умений — соответственно 3,6 и 3,7 балла. Данный вывод подтверждается сравнительно низким показателем индекса удовлетворенности студентов своей подготовленностью к внеучебной работе (У = 0,30).
3. Выявлено, что в целях подготовки студентов к организации внеучебной работы в школе и по месту жительства могут использоваться следующие формы: внеучебная деятельность в педагогических отрядах студентов в разделе общественно-педагогической практики, шефская работа в общеобразовательной школе, школа молодого лектора (НМЛ), научно-исследовательская работа студентов (НИРС) факультеты общественных профессий (ФОП).
4. Установлено, что наиболее значимым фактором в процессе формирования знаний и умений, необходимых для ведения внеучебной работы в школе и по месту жительства, является целенаправленный процесс усиления педагогической направленности всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в вузетем самым подтверждается необходимость преподавания специально разработанного курса, дающего студентам соответствующие знания и умения. Разработка и внедрение спецкурсов значительно повысили общеобразовательный и профессиональный уровень будущих специалистов.
Выявленные параметры (умения), характеризующие уровень профессиональной готовности студентов экспериментальной группы, изменились после проведения спецкурсов на статистически достоверную величину (р < 0,05) по Т — критерию Стюдента. Индекс их удовлетворенности (У) своей подготовкой увеличился на 42,3 $.
5. Разработана поэтапная программа реализации основных форм и средств подготовки студентов факультетов физического воспитания к внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с учащимися общеобразовательных школ. Проведенное опытное обучение по предлагаемой программе показало позитивные количественные изменения в уровне профессиональных знаний и умений будущих педагогов.
Уровень сформированности знаний и умений у студентов экспериментальной группы изменился на статистически достоверную величину (р<0,01). Индекс их удовлетворенности (У) возрос на 48,4 $.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
На основании изложенных выводов можно сделать следующие рекомендации:
— В программе курсов всех изучаемых на факультете физического воспитания дисциплин, предусмотреть темы, специальные задания для дальнейшего усиления педагогической направленности и ознакомления студентов с формами (и методами работы со школьниками во внеучебное время.
— Для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса вуза необходима тесная взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов. С этой целью целесообразно вести практику на начальных курсах института (I и 2 курс) по организации внеучебной работы с учащимися общеобразовательных школ.
— С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на факультетах физического воспитания целесообразно использование комплекса внеучебных форм подготовки будущих учителей физического воспитания, среди которых наиболее действенными являются: шефская работа в общеобразовательной школе и по месту жительствашкола молодого лектора (ШМЛ) — научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
— Внедрить в программу учебно-воспитательного процесса института специальный курс «Внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с учащимися общеобразовательных школ» с целью формирования у студентов целостного представления о предстоящей педагогической деятельности.
— Успешная реализация задач воспитания профессионально-педагогических качеств студентов, интереса и удовлетворенности педагогической специальностью, требует поэтапного овладения соответствующими знаниями и умениями организационной работы во внеучебное время. С этой целью, целесообразно внедрить в учебно-воспитательный процесс факультетов физического воспитания разработанную нами поэтапную программу подготовки будущих учителей, реализуемую по курсам обучения в институте.
— Для формирования знаний и умений у студентов в аспекте организации и проведения внеучебной работы, необходимо использовать комплекс рекомендованных форм и методов подготовки и четко регламентировать данную деятельность в масштабах института.
Список литературы
- МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. — О воспитании и образовании. Т.2 — М.: Педагогика, 1978, — 488 с.
- ЛЕНИН В. И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского коммунистического Союза Молодежи2 октября 1920 г.).- Полн. собр. соч., т. 41, с. 298−318.
- ЛЕНИН В. И. Философские тетради. — М.:Политиздат, 1978. -752 с.
- Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. 146 с.
- Материалы ХОТ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
- Программа' Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 244 с.
- О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 г. Правда, 1981, 24 сентября.
- АДПУЛЛИНА О. А. Проблемы педагогических умений г. теорий и практики высшего педагогического образования.- Советская педагогика, 1976, № I, с i 58−61.
- АБДУЛЛИНА О. А, Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвузов и задачи ее совершенствования. — Советская педагогика, 1979, № 9, с. 96−102.
- АГЕЕВЕЦ В.У., ГОНЧАРОВ В. Д. Социальные исследования физической культуры (Вопросы методологии и процедуры): Учебное пособие.- Л.: ГДОШК, 1979.- 27 с.
- АГЕЕВЕЦ В.У., КАНЕВЕЦ Т. М. Физкультурное движение в СССР.-Л.: Знание, 1982.- 32 с.
- АКИМОВА А.П. О характере профессиональных умений в деятельности падагогов мастеров. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973, вып. I.-135 с.
- АЛЕКСАНДРОВ Г. Н., ВОРОБЬЕВ Г. В. Поиски общественных методов исследования проблем обучения и воспитания в педагогике средней и высшей школы (по материалам 1У сессии методического семинара АПН СССР).- Уфа, 1976.- 108 с.
- АЛОВА Г. Н. Внеучебная деятельность студентов как фактор формирования профессиональных качеств будущего учителя.-Свердловск, 1981.- 183 с.
- АЛФЕРОВ Ю.С., ОСОВСКИЙ Е.Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя. — Советская педагогика, 1971, № 2, с.83−90.
- АНДРЕЕВА Э. А. Факультатив. Три года работы. Физическая культура в школе, 1973, № 9, с. 5.
- АНТИПОВА Е. Н. Подготовка студентов к классному руководству в учебном процессе педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Одесса, 1975.- 27 с.
- АНТОНЕНКО С. С. Формирование у студентов педагогических институтов умений воспитательной работы с учащимися старших классов: Автореф. дис.. канд. наук. — Киев, 1978. — 20 с.
- АРТУНОВА Г. А. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 22 с.
- АШМАРИН Б. А. Опыт преподавания теории и методики физического воспитания.- - В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Л., 1977, с. 59−61.
- АШМАРИН Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.:Физкультура и спорт, 1978.-233с.
- БАЛАХНИЧЕВА Г. В. Внеучебная деятельность студентов педвузов в системе их подготовки к воспитательной работе в школе. Лис.. канд. пед. наук. -Луцк, 1981.- 197 с.
- БАЛБЕБКО G. I0. Личность учителя физической культуры и условия ее формирования в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед.наук.- Одесса, 1973. — 19 с.
- БАКЕНОВ В. Работа с педагогически запущенными подростками в спортивно-трудовом лагере. — Воспитание школьников, 1974, Ш 3, с. 64−65.
- БОБКИН А. И. Научные основы усовершенствования программы и методики педагогической практики. — В кн.: Совершенствование процесса обучения будущих учителей физического воспитания. Пермь, 1980, с. 83−97.
- БОГДАНОВ Б. М. Организация и методы воспитания общественной активности студентов. — Советская педагогика, 1976, JS 7, с. 96−101.
- БОЙКО А. Н. Проблема внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику воспитательной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед.наук.1. М., 1979. 21 с.
- БОЙКО Ю. П. Правонарушения и физическая культура, спорт в свободном времени школьников. — В кн.: Актуальные проблемы физического воспитания и спорта. М., 197.4, с. 29.
- БОЛДЫРЕВ Н. И. Основы теоретической и практической подt. готовки студентов педвуза к воспитательной работе.- В кн.: Подготовка студентов к воспитательной работе. Минск, 1971, с. 38−46.
- БОЛДЫРЕВ Н.И. 0 подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе. — Советская педагогика, 1972, & 5, с. 77.
- БОЧАРОВА В. Г. Педагогические основы воспитания школьников по месту жительства.- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1975.- 237 с.
- БУРЛАКА Я. Н. Подготовка учителей в ЧССР. — Народное образование, 1976, № 8, с. 84.
- БУРОВИХИН В.А., СОРОКИН Н. И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя в педагогическом вузе.-Советская педагогика, 1980, № б, с. 103−109.
- Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры (Под ред. Л.П. МАТВЕЕВА.-/ М.- Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
- ВШГЕНСКИЙ М.Я., ЛУПАНДИНА Н.А., САФИН Р. С. Проблемы формирования профессиональной направленности в физическом воспитании студентов педагогических вузов. — Теория и практика физической культуры, 1974, № 9, с. 55−58.
- ВОЛОКШИНА М. Н. Подготовка студентов пединститутов к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками: Авто-реф. дио.. канд. пед. наук. -М., 1974. — 24 с.
- Вопросы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.- Методические заметки кафедры психологии. Т. 57, Пермь, 1968, с. 15−17.
- Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеурочной работе: Сб. научных трудов (Под общ. ред. Э.Г. Костяшкина). М., 1974, 232 с.
- ВОРОБЬЕВА В. В. Педагогическая практика как средство подготовки студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Рязань, 1975.- 19 с.
- Воспитание школьников во внеучебное время. М.: Просвещение, 1971.- 49 с.
- Внеклассная работа по физической культуре: Методическое пособие (Под ред. Т.П. Богданова). М.: Просвещение, 1965, с. 7−12.
- Внеклассная физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа с детьми младшего школьного возраста. Инструктивно-методическое письмо. М., 1970. — 23 с.
- ВШЗбВ^.З., ПОТАШНИК М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., 1983. — 208 с.
- ГЛАДКОВА Г. Н. Методическое руководство работой с детьми по месту жительства.- В кн.: Воспитательная работа с учащимися в микрорайоне школы. М.: Педагогика, 1976, с. 33−36.
- Г0Н0Б0ЛИН Ф. Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- ГОРНОСТАЙ П.С., КОБЗАРЬ Л.Н. -Психолого-педагогическая подготовка студентов педагогического института к воспитательной работе в школе. Радянска школа, 1978, № II, с. 10.
- ГРИГОРЬЕВА Е. А. Применение рейтинга для оценивания целей учебной деятельности студентов.- В кн.: формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. М., с.89−91.
- ДЕМИДЧУК Н.В. К вопросу практической подготовки будущего учителя для работы в школе, — В кн.: Психолого-педагогичаские основы совершенствования подготовки специалистов в университете. Днепропетровск, 1980, с. 227−246.
- ДЕНИСОВ А. И. Исследование средств и методов формирования организаторских умений руководителей школьного туризма в условиях педагогического вуза: Автореф. цис.. канд.пед.наук.- Л., 1977. — 20 с.
- ДЕРКАЧ А. А. Обучение основам педагогического мастерства в работе с пионерами. — Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1972. — 247 с.
- ДЕРКАЧ Т. С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе (на материале педвузов). Дис.. канд. пед. наук. — М., 1972. — 232 с.
- ДЖАББАРОВ А. Д. Подготовка студентов педвузов к военно-патриотическому воспитанию учащихся средней общеобразовательной школы. — Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1980. — 122 с.
- ЕВСТРАТОВ В. Г. Факторы формирования профессионально-педагогических качеств личности. — В кн.: Вопросы методики воспитания студенческой молодежи. Тамбов, 1973, с. 42−53.
- ЕРШОВ Н. С. Школа юного спортсмена при педагогическом институте. — В кн.: Воспитательная работа с учащимися в микрорайоне школы. М.: Педагогика, 1976. — 80 с.
- ЕСАРЕВА З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л., 1974. — 112 с.
- ТОШНА Л. Е. Подготовка воспитателей детских дворовых клубов в университете общественных профессий. — В кн.: Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе. М., 1971, с.153--156.
- ШШНА Л. Е. Роль ФОП в профессиональной подготовке будущего учителя к воспитательной работе в микрорайоне школы.-В кн.: Проблемы формирования основ профессионального мастерства студентов в педагогическом вузе. Усть-Каменогорск, 1977.- 134 с.
- ЗА1ШЗИНСКИЙ В.И. 0 путях разработки активного обучения в высшей школе.- В кн.: Методология и методы преподавания проблем педагогики высшей школы. Тшень, 1980, с. 6.
- ЗЕЙЛИГЕР-РУБШИПТЕЙН Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.- Л., 1978. — 198 с.
- ИВАНОВА Л. П. Практическая подготовка учителя на старших курсах педвуза. Ученые записки Горьковского государственного педагогического института им. Н.й. Добролюбова. — Горький: ГГПИ, 1961, вып. ХУЛ, с. 47−58.
- Инструктивно-методические рекомендации по повышению качества урока физической культуры.- Физическая культура в школе, 1978, J& 5, с. 24−27.
- И0Г0ЛЕВИЧ А.О. 0 некоторых путях совершенствования внешкольного воспитания учащихся. — Воспитание школьников, 1977, № I, с. II.
- КАМАЛДИНОВ М.К., КУЧКАРОВ Ш. М., НАУМОВА Г. Б. -Общественно-политическая практика студентов. Советская педагогика, 1978, № 7, с. 102−105.
- КАНЕВЕЦ Т. М. Забота Коммунистической партии о-развитии физической культуры в СССР.- Л., 1969. — 19 с.
- КАНЕВЕЦ Т. М. Из истории советского физкультурного движения. М., 1972. — 48 с.
- КАСПИНА В. А. Вопросы общественно-педагогической практики студентов. — Советская педагогика, 1974, $ 10, с. 90−95.
- КОБЗЕВ М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя. — Советская педагогика, 1978, J6 9, с. 87−92.
- КОБЫЛЯЦКИЙ Н. И. Учебный процесс и формирование специалиста в высшей школе. — Дисс.. докт.пед. наук. — М., 1975.- 319 с.
- К0Л0ДЕНК0ВА А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1977. — 20 с.
- КОЛОСОВА Л. И. Некоторые вопросы содержания и методики подготовки студентов к воспитательной работе с подростками.
- В кн.: Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе. М., 1971. -100 с.
- К0РЕЦКИЙ В. М. Модель специалиста и профессионально-педагогическая &bdquo-деятельность. — Теория и практика физической культуры, 1978, J& I, с. 50−52.
- КОСТЯШКШ Э. Г. Теория и практика внеурочной работы в школе. Дис.. докт. пед. наук. — М., 1972. — 350 с.
- К0СТЯШКИН Э. Г. Внеучебная работа — повседневное внимание.- Воспитание школьников, 1979, № I, с. 31−33.
- КОЧЕТОВ А. И. Принципы. подхода к. изучению личности школьника. — Физическая культура в школе, 1978, II 4, с. 27−32.
- КОШЕЛЕВА B.C., ШАПОВАЛОВА Н.П. — Из опыта проведения общественно-педагогической практики. В кн.: Формирование ком-мунистичеокого мировоззрения учащихся. Смоленск, 1973, с.35−46.
- КРАСОВСКИЙ Б. Д. Формирование организаторских умений как часть профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. — Дис.. канд.пед. наук. — Киев, 1973. — 218 с.
- КРОТОВ В. Пути совершенствования внеурочной воспитательной работы. Воспитание школьников, 1973, № I, с. 27.
- КРУПСКАЯ Н. К. Реорганизация подготовки учительства. -Избранные статьи, речи и письма. М., I960. — 262 с.
- КРУПСКАЯ Н. К. Об учителе. — М.: АПН РСФСР, I960.- 168 с.
- КУДИНОВ С. Н. Гностические умения деятельности учителя физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1978. 20 с.
- КУЗЬМИНА Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. — 98 с.
- КУЗЬМИНА Н. В. Очерки по психологии труда учителя. — Л., 1967. — 183 с.
- КУЗЬМИНА Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — 61 с.
- КУЗЬМИНА Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста в вузах. — В кн.: Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалиста в вузах. Л., 1970, с. 47−61.
- КУЗЬМИНА Н. В. Актуальные вопросы вузовской педагогики.-Советская педагогика, 1972, № 4, с. 48−59.
- КУЗЬМИНОВА М. Н. Разновозрастные отряды детей по месту жительства. Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. — М.: Педагогика, 1969, вып. 15, т. 23D, с. 132.
- КУЛИНКОВИЧ К. А. Развитие физической культуры и спорта в БССР. — Минск: Беларусь, 1969. — 169 с.
- КУЛШ Р. В. Пути повышения эффективности педагогической практики студентов пединститутов в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1978. -13 с.
- КУНЦ 0. За порогом института. — Комсомольская жизнь, 1974, № 4, с. 74−75.
- КУРАП0ВА Н. Н. Воспитание подростков в микрорайоне силами общественности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Л., 1971. — 22 с.
- БУРОВА В. Т. Факультативный курс подготовки учителя физического воспитания в педагогических и учительских институтах: Автореф-. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1954. — 19 с.
- КУСТ0БАЕВА Е. К. Пути совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителя: Автореф. диссер.. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1980. — 24 с.
- КУНЬЕВ В.О., АРУТЮНОВА Г. А. Подготовка студентов к работе классного руководителя современной школы. — В кн.: Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеурочной работе. М., 1974, с. 164−167.
- ЛЕБЕДЕВА С. С. Повышение квалификации педагогических кадров, содержание работы курсов повышения квалификации руководящих и методических кадров школ.- В сборнике научных трудов. Л., 1976, с. 27.
- ЛЕОНОВА Н. А. Формирование у студентов педагогических умений в воспитательной работе с пионерами. — Дрю.. канд. пед. наук.- Л., 1971.- 241 с.
- ЛЕНИНСКАЯ А. З. Система приемственных связей школы и внешкольных учреждений по интернациональному и патриотическому воспитанию школьников. Лис.. канд. пед. наук. — Киев, 1979. — 194 с.
- НО. ЛОГОНЕВИЧ А. З. Педагогический отряд «Луч». — Вестник высшей школы, 1976, № 4, с. 70.
- ЛУКИНА С.Н. Общественно-педагогическая практика как форма профессионально-педагогической подготовки студентов педвузов. — В кн.: Физическое воспитание в школе и вузе. Ставрополь, 1974, вып. 4, с. 30−33.
- ЛУПАЩШНА Н. А. Квалификационная характеристика учителя физической культуры. — Педагогический институт им. Н. К. Крупской. М., 1976, с. 5.
- МАКАРЕНКО А.С. 0 моем опыте. Т.5, — М.: АПН РСФСР, 1958, с. 267−258.
- МАКАРЕНКО А. С. Мои педагогические воззрения. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1958, с. 277−307.
- МАКАЧЕК 3. Задачи школы ГДР и дальнейшее совершенствование подготовки учителей. — Советская педагогика, 1974, № 4, с. 15.
- ШЛАКОВ Н. В. Педагогическая направленность в преподавании учебных дисциплин. — Советская педагогика, 1973, № 2, с. 11−14.
- МАЛАШЕНКО А.И.- Педагогические проблемы организации работыс детьми и подростками по месту жительства. В кн.: Воспитание школьников. Ростов-на-Дону, 1971, с. 24−25.
- МАРИНКЕВИЧ А. В. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе в школе в процессе общественно-педагогической деятельности. — Дис.. канд. пед. наук.-M.f 1875. — 195 с.
- МАСАЛЬГИН Н.А. Математико-статистические методы в спорте. — М.- Физкультура и спорт, 1974. — 56 с.
- МАХОВ И. В. Из опыта организации ОБП студентов. — В кн.: Некоторые вопросы профессиональной подготовки студентов. Орск, 1973, вып. 19, с. 13−27.
- МЕЛЬНИКОВ В. М. Новые задачи педагогических учебных заведений в подготовке кадров по физическому воспитанию. — Теория и практика физической культуры, 1972, № II, с. 64−65.
- Методы системного педагогического исследования (Учебное пособие). Л., 1980. — 172 с.
- МИХАЙЛОВ С.К., ДРЕМИН Н. А. Формирование общественной активности студентов. — Пермь, 1973.- 72 с.
- МОРНЦ Я. Система профессиональной подготовки учителя в социалистических странах: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Л., 1981. — 20 с.
- М0Т0РИН В. М. Анализ особенностей профессиональной деятельности учителя физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1981. — 23 с.
- НАУМЧЕНКО И. А. Система практической подготовки молодого учителя. — Саранск, 1972. — 189 с.
- НЕЧАЕВА Н. 0 практике студентов второго курса.- Народное образование, 1971, № II, с. 33−35.
- НИЧКАЛО Н. Г. Некоторые вопросы подготовки студентов к проведению летней воспитательной работы со школьниками. -В кн.: Вопросы профессиональной подготовки учителя к вне-учебной работе. М., 1974, с. 14−19.
- Общественно-педагогическая работа необходимое звено в профессиональной подготовке будущего учителя. — Сборник статей. М., 1974. — ПО с.
- ОВЧИННИКОВ С. С. Подготовка будущего учителя к общественной деятельности в процессе внеучебной работы в педагогическом вузе. — Дис.. канд. пед. наук. — Иркутск, 1969. -252 с.
- О дополнительных мерах по развитию массовой физической культуры и спорта среди школьников: Приказ Министерства просвещения РСФСР, Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР. М., № 105/249, 1979, 3 апреля.
- О дополнительных мерах по усилению воспитательной и физкультурно-массовой работы среди детей и подростков: Постановление
- Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР, № 3, 1977, 27 марта.
- ОРЛОВ А.Н. Общественно-политическая практика в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1979. — 26 с.
- Основы профессионального мастерства учителя физической культуры: -Тезисы докл. Всесоюзной научной конференции. Ульяновск, 1976. — 142 с.
- ПАВЛОВА Т.Н.-Опрос как метод изучения общественного мнения. Философские науки, 1968, й 3, с. 114.
- ПАВЛОВА Л. Д. Формирование у студентов педагогических /умений работать с родителями учащихся. — Дис.. канд.пед. наук Л., 1975. — 219 с.
- ПАНКИНА М. Н. Совершенствование системы подготовки студентов пединститута к проведению внеклассной работы по биологии. — Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1981. — 232 с.
- Педагогическая практика студентов факультетов физического воспитания. М.: Просвещение, 1975. — 30 с.
- Педагогический словарь. М.: АПН РОФСР, I960, т. I. — 172с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия 1964−1968, т. 4 — 207 с.
- ПЕРЕСВЕТОВ Н.Н.- Прогнозирование устойчивых профессиональных интересов студентов. В кн.: Вопросы профессиональной подготовки специалистов в педагогическом вузе. Уральск, 1974, с. 21−39.
- Перечень навыков и умений по организации и проведению воспитательной и внеклассной работы в школе. Челябинск: ЧПИ, 1957. — 28 с.
- ПЕТУНИН О.В. 0 профессиональном мастерстве учителя физического воспитания: спецкурс. — Ульяновск, 1978. — 73 с.
- ПЕТУХОВ Е., ГРЕЧИНА В. Это нужно будущим учителям. -Народное образование, 1971, В II, с. 36−37.
- ПИСКУНОВ А.И. 0 совершенствовании подготовки учителя-воспитателя (в вузе). — Советская педагогика, 1977, № 8, с. 90−95.
- ПИСКУНОВ А. И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов. — Советская педагогика, 1975, № 2, с. 79−86.
- Подготовка студентов к воспитательной работе в школе.-Минск: Белорусский государственный университет, 1973. -149 с.
- Подготовка студентов к спортивной и физкультурно-массовой работе в школе.- Народное образование, 1981, № 12, с. 101.
- ПОДОЛИНА Н. Массовик или педагог? Учим проводить внеклассные мероприятия. — Вестник высшей школы, 1981, Л 2, с. 70.
- Положение о физическом воспитании. учащихся общеобразовательной школы, Физкультура в школе, 1980, № 2, с. 34−38.
- ПОНОМАРЕВ Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
- ПОХЛЕБИН В. П. После школьного звонка физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа среди детей по месту жительства. — Физкультура в школе, 1980, ift 9, с. 46−49.
- ПОЦЕЛУЕВ А. А. Совершенствовать систему подготовки учителей физического воспитания. — Теория и практика физической культуры, т. 22, вып. 4, 1959, с. 254−257.
- Программа педагогических институтов. Педагогическая практика студентов 1П-1У курсов. М.: Просвещение, 1964. — 14 с.
- РОДИОНОВА В. А. Формирование основ профессионального мастерства в процессе общественно-педагогической практики.-В кн.: Проблемы формирования основ профессионального мастерства студентов в педагогическом вузе. Усть-Каменогорск, 1977, вып. 2, с. 118.
- РОЗОВ В. К. Новые тенденции в развитии педагогического образования. — Советская педагогика, 1979, № 2, с. 91−96.
- РУБЦОВ А. Н. Актуальные проблемы общественно-политическойпрактики студентов. -Л., 1975. 13 с.
- РЯБОВ В. В. Комплексный подход к воспитанию студентов.-Советская педагогика, 1977, № 7, с. 81−89.
- РЯЗАНЦЕВА В. Н. Подготовка студентов педагогических институтов к работе с педагогически запущенными детьми. -Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1974. — 204 с.
- САФИН Р.С. -Содержание и методика профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических институтов по физическому воспитанию. Теория и практика физической культуры, 1978, № II, с. 44−46.
- Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, № 22.- М.: Учпедгиз, 1956, с. 17−23.
- СИНИЦИН В. И. Факультет физического воспитания и школа.-Теория и практика физической культуры, 1961, № 4, с. 252.
- Система педагогических умений и навыков. Куйбышев, 1959, — 21 с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы (Под ред. Кузьминой Н.В.). Л., 1973. — 128 с.
- С0ЛДАТЕЙК0 В А. Практика студентов в пионерских лагерях (Калининская обл.). — Народное образование, 1973, й 5 с. 24.166. .Справочник директора школы. М., 1954. — 514 с.
- Справочник партийного работника. М.: Политиздат, 1982.- 528 с.
- СУХОМЛИНСКИЙ В. А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1979.- 92 с.
- Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе. -М.: Просвещение, 1976. 56 с.
- ТЕРНОВАЯ Н.И. -Изучение, обобщение и внедрение в практикупередового опыта внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности. Лис.. канд. пед.наук. — Киев, 1982. -233 с.
- ТЛЕУПОВ Э.Д. -Формирование личности советского учителя в процессе общественной деятельности студентов педвузов: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. 19 с.
- Т0Р0П0 В Л. В. Исследование методики применения спортивных фильмов в воспитательной работе с подростками во внеучебное время.- Л., 1977. — 20 с.
- ФИШЕР Н. Новая концепция подготовки учителей в ЧССР. — Современная высшая школа, 1978, № 2, с. 24.
- ФИЩНА М.Н.- 0 подготовке студентов к работе с «трудными детьми?! В кн.: Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. М., 1973, с. 222−230.
- ФРАНКЕ П., БЮЛЬ X. Подготовка учителей с высшим образованием в ГДР после IX съезда Социалистической Единой партии Германии. — Современная высшая школа, 1978, № 2, с. 5.
- Чему учит опыт летней педагогической практики.- Советская педагогика, 1970, J6 7, с. 93−98.
- ЧУДИНОВ И. Г. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта 1917- 1957 гг. — М., — Физкультура и спорт, 1959. — 302 с.
- ШИЛОВА С. Ф. Учим проводить внеклассные мероприятия. -Вестник высшей школы, 1981, $ 2, с. 70.
- ЩЕДРИНА А.К. 0 критериях оценки личности цреподавателя высшей школы. — В кн.: Научные труды Тюменского университета. 1980, сб. 73, с. I02−110.
- ЯГОФАРОВА Н. Подготовка студентов педагогического института к работе с пионерами в условиях сельской школы. — Дисо.. канд. пед. наук. — М., 1973. — 231 с.
- ЯКУШЕВА Т. Г. Развитие интереса к педагогической профессии во время практики. — В кн.: Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970, с. I3I-I49.
- ГЕНОВ Ф.- Состояние, прогноза и подготовка на спортно- педагогическите кадри. София: Медицина и физкультура, 1975, — 197 с.
- ДИНЕВ Й. Развитието на педагогическите способности в осно-вата на профессионалата подготовка на бъдещите учители по физическо возпитание.- Въпроси на физическата куллтура, 1982, № 7, с. 453−456.
- ЧЕРНЕВ С. Управление на възпитателния процес. София, 1977.- 180 с.
- Т0Д0Р0 В А., ПОДОЛСКИ В. Методика на възпитателната работа съе спортитите. — София: Медицина и физкультура, 1971. 160 с.
- ALIPIEVA V. Exigences contemporaines envers le pedagogue sportif pour line bonne reusstre dans la profession de pedagogue. 1 n: Sbornikk pracize V1, mezinordni vedeckke konference. Up Olomouc, 1978, S. 292.195'f. — «
- CTACHYRA G., ZUKOWSKI H. Osobnost trenera ve svetleobjekktivnich metod hodnoceni. I n: Sbornik praci ze YI, merzinarodni vedeke konference. Up Olomouc, 1978, S. 312.
- ROA L. The Psychology of Occupation. N.- Y., 1958.
- SKI-MER B. The science of learning and the art of teaching.
- Harvard Educ. Rev.», 1954.
- WITTY P. The teacher Who Has Heipod me the Most. Puddue Univ. Stud. Higer, Edus., 1951, И 76.