Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании актуальности разработки проблемы полового диморфизма, в разработке теоретических положений о диморфических особенностях морфологических и функциональных систем женского организма, о содержательной основе различий в структуре и ритмах тренирующих воздействий на различные морфофункциональные системы женщин, занимающихся разными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава II. МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН В АСПЕКТЕ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА
    • 2. 1. История формирования и развития научных представлений о феномене женского спорта
    • 2. 2. Проблематика полового диморфизма в медико-биологическом, педагогическом, психологическом и социальном аспектах
    • 2. 3. Диморфизмы возрастного развития кинезиологического потенциала девочек и девушек
    • 2. 4. Диморфизмы стимулируемого развития кинезиологического потенциала девочек, девушек и женщин в процессе спортивной подготовки
      • 2. 4. 1. Возрастное развитие силовых и скоростно-силовых качеств
      • 2. 4. 2. Возрастное развитие выносливости
      • 2. 4. 3. Возрастное развитие подвижности в суставах
      • 2. 4. 4. Возрастное развитие способности к овладению движениями и управлению им
    • 2. 5. Диморфизмы стимулируемого развития кинезиологического потенциала девочек, девушек и женщин в процессе спортивной подготовки
  • Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЖЕНЩИН-СПОРТСМЕНОК
    • 3. 1. Диморфические особенности морфологических характеристик женщин-спортсменок
    • 3. 2. Диморфические различия конституциональных особенностей
    • 3. 3. Особенности изучения телосложения женщин, занимающихся легкоатлетическим семиборьем
    • 3. 4. Диморфические особенности функциональных систем женщин, проявляющиеся в условиях соревновательной деятельности
  • Глава IV. ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ЗНАНИЯ ДИМОРФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН (ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ)

5.1. Морфофункциональные, двигательные и психологические детерминанты специфики содержания обучающих и тренирующих воздействий в процессе физического воспитания и спортивной подготовки девочек, девушек и женщин.

5.2. Диморфические особенности адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

ВЫВОДЫ.

Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

•.

В последние десятилетия XX века борьба женщин за равные права с мужчинами ознаменовалась внушительными успехами в сфере спорта, в том числе и в Олимпийском движении. Так, в программу Олимпийских игр были включены художественная гимнастика и синхронное плавание — два вида спорта, которыми занимаются исключительно женщины. Во многих видах спорта отмечается быстрый прогресс результатов в женских видах программ соревнований [23, 25, 123, 132, 133, 134, 135,.

141, 160, 161, 187, 192, 193, 194, 200, 204, 212, 222, 235, 290, 320, 353, 361, 362, 363, 371, 373, 380, 390, 394].

Вместе с тем, несмотря на преодоление формальных запретов на участие женщин в спортивных состязаниях и подготовку к ним в ряде стран существуют ограничения на занятия женщин спортом. Прежде всего это касается отдельных стран с низким уровнем цивилизации, например Африки. Кроме того, во многих странах, в частности в мусульманских такие ограничения или запреты связаны с религиозными принципами. Однако даже в высокоразвитых странах ведутся дискуссии о том, могут ли женщины заниматься всеми без исключения видами спорта. Правда, они уже не имеют прежней остроты, так как мнения об отрицательном влиянии некоторых видов спорта на женский организм не подтверждены ни практикой женского спорта, ни результатами научных исследований [32, 82, 109, 136, 137, 143, 145, 155, 156, 160, 161, 168, 169, 172, 173, 185, 190, 247, 256, 257, 272, 274, 312, 344, 345, 354, 356,.

377, 398, 399, 403].

Стремление женщин к достижению высоких спортивных результатов во многих видах спорта, а также то обстоятельство, что без успехов в развитии женского спорта ни одна страна не сможет войти в группу лидеров мирового спорта и добиться серьезных успехов в программах Олимпийских игр, свидетельствует о том, что будут предприниматься все более активные действия правительств, национальных спортивных организаций, деловых кругов, заинтересованных в развитии спортивного бизнеса и сопутствующих спорту инфраструктур, а также средств массовой информации в направлении повышения роли женского спорта в пространстве международной и национальной культуры. Все это в конечном счете будет инициировать рост интенсивности тренировочных нагрузок в женском спорте, привлечение высоких наукоемких технологий спортивной тренировки в процессе их многолетней подготовки.

Между тем современный уровень знаний о специфических особенностях женского организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для многих видов спорта, является явно неполными. Недостаточно изучены адаптационные возможности женского организма к интенсивным физическим нагрузкам.

Знания о функциональных возможностях «обычной» женщины не вполне применимы к оценке функциональных возможностей женщин-спортсменок, демонстрирующих высокие спортивные результаты. Соматические особенности «обычной» женщины также отличаются от таковых у спортсменок [100, 151, 158, 207, 242, 244, 250, 261, 262, 263, 268, 278, 280, 283, 284, 285, 286, 291, 297, 306, 307, 309, 317, 318, 320, 321, 322, 323, 324, 333, 334, 335. 336, 345, 348, 349, 350, 351, 387]. Эти обстоятельства обусловливают необходимость проведения исследований в рамках проблематики полового диморфизма тех морфо-функциональных систем организма женщин, которые определяют специфику содержания тренирующих воздействий в процессе их многолетней спортивной подготовки и могут лимитировать объемы и интенсивности их применения в тренировке женщин-спортсменок.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным проведение специального исследования, направленного на систематизацию особенностей морфологических и функциональных характеристик женщин-спортсменок, выявление значимых для эффективной спортивной деятельности параметров их динамики в процессе многолетней спортивной подготовки, обоснование принципиальных подходов к достижению адекватности педагогических воздействий диморфическим специ-фикам развертывания адаптивных процессов в женском организме и психике под влиянием тренирующих нагрузок.

Объект исследования — феномен полового диморфизма морфо-функциональных систем женщин-спортсменок.

Предмет исследования — педагогическая организация стимулируемого развития кинезиологического потенциала женщин-спортсменок с учетом диморфических особенностей их морфологических и функциональных систем, обеспечивающих двигательную деятельность спортивного характера.

Цель исследования — теоретико-методическое обоснование методологии совершенствования педагогических систем многолетней спортивной подготовки женщин на основе учета фактора полового диморфизма.

Для достижения поставленной в работе цели — теоретико-методического обоснования методологии совершенствования педагогических систем многолетней спортивной подготовки женщин на основе учета фактора полового диморфизма — нам предстояло решить следующие задачи:

1. Осуществить метатеоретическое исследование проблемы развития женского спорта в аспекте полового диморфизма.

2. Определить основные тенденции в развитии современных представлений о феномене женского спорта.

3. Выявить и систематизировать особенности развития и функционирования морфологических и функциональных систем женщин-спортсменок.

4. Обосновать содержание специфических характеристик протекания адаптационных процессов при тренировочных и соревновательных нагрузках в процессе спортивной подготовки женщин.

5. Изучить особенности экстремальной соревновательной деятельности женщин.

6. Осуществить теоретико-методическое обоснование принципов и учета фактора полового диморфизма при осуществлении спортивной подготовки женщин и технологий их реализации.

Методы исследования:

Исследовательский инструментарий включал такие методы исследования:

1. Педагогические: изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, изучение официальной документации, опубликованных в специальной периодической печати информационных материалов, анализ дневников спортсменок и спортсменов, педагогические наблюдения.

2. Медико-биологические: соматометрический, антропометрический и физиологический мониторинги в обычных и эстремальных условиях соревнований и в период восстановления после сверхпродолжительных спортивных соревнований.

3. Теоретико-логические: логический анализ, теоретический анализ и синтез, систематизация и классификация.

4. Математико-статистические: расчет средних величин изученных показателей, корреляционный анализ, расчет антропометрических индексов и компонентов состава тела.

Гипотеза исследования. Опираясь на известные результаты теоретических [5, 6, 7, 12, 13, 20, 21, 22, 24, 52, 53, 54, 55, 86] и экспериментальных [1, 2, 3, 4, 10, 11, 13, 25, 42, 56, 57, 63, 64, 92, 93, 95] исследований и разработок, мы предположили, что выявление детерминант повышения эффективности тренировочного процесса женщинспортсменок на основе достижения соответствия содержания, направленности, объемов и интенсивностей тренирующих нагрузок морфологическим и функциональным особенностям женского организма обеспечит минимизацию неприемлемых для женского организма стимулов развертывания адаптационных перестроек и создаст условия для организации непротиворечивого процесса совершенствования их спортивного мастерства.

Достоверность и обоснованность полученных данных определяется методологической базой исследования, достаточным объемом выборки, многообразием и адекватностью методов исследования и обработки его материалов, результатами многолетней экспериментальной проверки выдвинутых гипотез и сформулированных научных положений и технологических модулей спортивной подготовки женщин.

Научная новизна исследования определяется получением в результате его проведения ранее не известных данных о морфофункцио-нальных характеристиках, многолетней динамике спортивной результативности, содержании тренирующих воздействий сильнейших спортсменок Польши, Украины, Белоруссии, России, Европы и мира, о специфических особенностях протекания адаптационных процессов при спортивной тренировке женщин и педагогических средствах достижения адекватности содержания и направленности тренировочных нагрузок морфологическим и физиологическим особенностям ответных реакций организма спортсменки на эти нагрузки.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании актуальности разработки проблемы полового диморфизма, в разработке теоретических положений о диморфических особенностях морфологических и функциональных систем женского организма, о содержательной основе различий в структуре и ритмах тренирующих воздействий на различные морфофункциональные системы женщин, занимающихся разными видами спорта, о возрастной динамике соматических и функциональных различий между спортсменками и спортсменами, занимающимися разными видами спортивной деятельности.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе ее выполнения результаты позволяют обеспечить обоснованный выбор стратегий и технологий как многолетней спортивной подготовки, так и программ построения тренировки женщин-спортсменок в мезо-, макрои микроциклах, а также при решении отдельных конкретных задач спортивного совершенствования и организации плодотворной соревновательной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Диморфические особенности строения и функций женского организма оказывают разноплановое влияние на спортивную технику, тактику и результативность, что обусловливает необходимость перманентного уточнения содержания тренирующих и обучающих воздействий при организации их специальной физической, технической и тактической подготовки.

2. Точное знание качественных и количественных параметров ди-морфических различий морфофункциональных систем женского и мужского организма позволяет эффективно использовать результаты новейших научно-теоретических разработок и технологических достижений теории и методики спортивной подготовки, внося соответствующие коррекции в процессы их освоения и реализации при организации спортивной тренировки женщин.

3. Диморфические особенности развертывания адаптационных процессов в женском организме под влиянием тренирующих нагрузок детерминируют объемы, интенсивности, ритмы и акценты последних, а также содержание восстановительных и профилактических мероприятий, и форм и методов психологической и педагогической поддержки учебно-тренировочного и воспитательного процесса, организации субъект-субъектных отношений тренера и его учениц.

выводы.

1. Проведенное нами исследование диморфических особенностей морфологических характеристик женщин-спортсменок показало, что между группами спортсменок — представительниц разных видов и дисциплин спорта имеются определенные различия. Выявленные различия соматического порядка между представительницами команд элитного уровня от разных стран свидетельствуют о большом разнообразии возможностей достижения высоких спортивных результатов представительницами разных соматотипов.

2. Диморфизм поперечных и обхватных размеров звеньев тела у мужчин и женщин-атлеток почти в два раза больше, чем других сомато-метрических параметров, что свидетельствует об отсутствии так называемой «маскулинизации» современного женского спорта. Соматические различия спортсменов и спортсменок, по нашим данным, статистически достоверны на уровне р<0,01.

3. В результате исследования установлена исключительно васокая способность женщин к выполнению соревновательных нагрузок длительной, в том числе и экстремальной, продолжительности.

4. Метатеоретическое исследование различных аспектов спортивной подготовки женщин на моделях, представляющих разные виды спорта, показало как общие закономерности структуры диморфических детерминант специфики построения содержания и ритмов распределения тренирующих нагрузок во времени, а также по их объемам и интен-сивностям, так и специфические особенности технологий спортивной подготовки женщин в каждом из рассмотренных видов спортивной деятельности.

5. Полученные в ходе исследования результаты позволяют обеспечить обоснованный выбор стратегий и технологий как многолетней спортивной подготовки, так и программ построения тренировки женщин-спортсменок в мезо-, макрои микроциклах, а также при решении отдельных конкретных задач спортивного совершенствования и организации плодотворной соревновательной деятельности.

6. Наследственные и средовые детерминанты морфологического и функционального развития должны быть достаточно продуманно сбалансированы, а главное разумно использованы в интересах роста спортивных достижений спортсменок без ущерба для их физического, психологического и нравственного здоровья.

7. Наиболее серьезными упущениями современной организации многолетней спортивной деятельности девочек, девушек и женщин оказались недостатки специальной подготовки. Это проявилось в низком уровне как специальной физической, так и спортивно-технической и тактической подготовки и, соответственно, подготовленности.

8. Целесообразно выделение в самостоятельный раздел содержания и структуры тренировочного процесса спортсменок целенаправленных комплексов интегральных тренирующих воздействий, обеспечивающих системные увязки различных тренировочных и обучающих эффектов в отработанных оптимальных для каждого этапа подготовки двигательных действиях и тактических решениях. Это позволит в максимальной степени использовать заметные координационные преимущества женщин перед мужчинами.

9. Выявленная специфика морфофункциональной организации биологической и психологической составляющей кинезиологической системы женщин-спортсменок свидетельствует о наличии больших резервов и потенциальных возможностей ее совершенствования в процессе спортивной деятельности на основе тех преимуществ, которые обеспечивают более эффективные по сравнению с мужчинами алгоритмы динамики содержания спортивной подготовки.

10. Диморфические особенности строения и функций женского организма оказывают разноплановое влияние на спортивную технику, тактику и результативность, что обусловливает необходимость перманентного уточнения содержания тренирующих и обучающих воздействий при организации специальной физической, технической и тактической подготовки женщин.

11. Точное знание качественных и количественных параметров ди-морфических различий морфофункциональных систем женского и мужского организма позволяет эффективно использовать результаты новейших научно-теоретических разработок и технологических достижений теории и методики спортивной подготовки, внося соответствующие коррективы в процессы их освоения и реализации при организации спортивной тренировки женщин.

12. Диморфические особенности развертывания адаптационных процессов в женском организме под влиянием тренирующих нагрузок детерминируют объемы, интенсивности, ритмы и акценты последних, а также содержание восстановительных и профилактических мероприятий и форм и методов психологической и педагогической поддержки учебно-тренировочного и воспитательного процесса, организации субъект-субъектных отношений тренера и его учениц.

— 224.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Становление функции эндокринной и кар-диореспираторной систем у спортсменок пубертатного возраста: Дисс. докт. биол. Наук. СПб. -1992. — 347 с.
  2. Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. -1980. -18 с.
  3. Е.С. Методические предпосылки использования ритмической гимнастики в занятиях с женщинами зрелого возраста: Тез. XVI респ. научн.-метод, конф., 25−26 февр. Ереван, 1987, с. 38−40.
  4. И. А. Из опыта тренировки конькобежцев-женщин (ТиПФК, 1952, № 12, с. 903−908).
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.-М.: Наука, 1980. -196 с.
  7. Ф.И. Развитие силовой выносливости и гибкости у гимнасток //Теория и практика физической культуры. -1966. N 3. С. 12−13.
  8. А., Беглецов А. Барьерист 1-го класса//Легкая атлетика, 1975, № 9, с. 14.
  9. И.А. Возрастные изменения сосудистой системы и механизм геронтогенеза/Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь. — Ставроп. гос. пед. ин-т. — 1977, — Вып.2.- С. 118 -144.
  10. П.О. Факторы, обусловливающие выносливость спортсмена // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — № 1. -С. 43−47.
  11. С. В, Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск. — 1998. 45 с.
  12. А.Н., Воронов В. А. Проявление воли лыжницами в процессе гонок // Теория и практика физической культуры. -1964. N 12. — С. 62−64.
  13. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема//Вопросы философии.-1981 № 8- С. 78−89.
  14. Бальсевич В. К Физическая активность человека. Киев: Здоров’я. — 1991.-287 с.
  15. В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). М.: ГЦОЛИФК, РИ0.1992.
  16. В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 11. -С. 15−19.
  17. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) //Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 21 -26, 39 — 40.
  18. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры. 2000. — 278 с.
  19. .А. Комплексная оценка специальных способностей девочек на начальном этапе обучения упражнениям художественной гимнастики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев. 1985. — 22 с.
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М.: Медицина, 1966.-22 623. Бехтольд И. Женщины в легкой атлетике // Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 6.
  21. Борек 3. Специфика тренировочной нагрузки девочек и мальчиков в спринтерском беге/Яеория и практика физической культуры. — 1999. -- № 6. С. 24−26, 39.
  22. Брайтонская декларация 'Женщины и спорт" // Спорт для всех. 1997, № 3−4.
  23. Г. А. Природа женщины как проблема: (Концепции феминизма) // ОНС. Общественные науки и современность. 1998, № 2. — С. 45 -53.
  24. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М., Физкультура и спорт, 1986. 191 с.
  25. Н.Ж.- Соломатин В.Р., Рыбина Я. В., Вовк Е. Е. Закономерности возрастно-полового развития соматических и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 3. — С. 48−51.
  26. Н.Ж., Чеботарева И. В. Девочки в спортивном плавании // Теория и практика физической культуры. -1999. № 6. — С. 37 — 39.
  27. В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Л., 1984. -44 с.
  28. П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. Т. 1. 1992, № 1.
  29. В.Е. Влияние спорта на женский организм. /Яеория и практика физической культуры. -1961. № 3. — С. 185 -188.
  30. О. Пол и характер /Пер. с нем. М., 1991 (1903).- 192 с. .
  31. Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 11 -12.-С. 21−24.
  32. Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 7.-С. 41 -54.
  33. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио. -1958. — 214 с.
  34. А.А., Кырге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность. -М: ФиС, 1983.
  35. П.А. Эндокринология пола. М.: Медицина, 1980.- 253 с.
  36. Возрастная физиология //Серия: Руководство по физиологии. -Л.: Наука, 1975.
  37. В.М., Ромашов А. В. Лонгитудинальные исследования скоростно-силовых показателей школьников 11−14 лет // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 7. — С. 5 6.
  38. Л.В. Физические способности детей и подростков. — К. — Здоров'я. 1981.- 116 с.
  39. Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. — Киев. — Здоров'я. 1984. — 144 с.
  40. Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки. М.: ГЦОЛИФК, 1986, — 64 с.
  41. Н.И. Биология спорта на пороге XXI века: Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. Т. 1. — М: ФОН, 1998, с. 55−60.-22 848. Воронина О. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования. 1988. № 2.
  42. О.А. Введение в тендерные исследования (тезисное изложение лекции): Матер. Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96». М., 1997.
  43. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление инте-гративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры. -1996.- № 5. — С. 59 — 62.
  44. З.А. Женщины в изначально мужских видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 18 — 22.
  45. А.С. Клиника и диагностика гиперандрогении у женщин с бесплодием: Канд. дис. М., 1986.-152 с.
  46. Л. В. Нильс Бук и его система. //Теория и практика физической культуры, 1925. № 3. — С. 62 — 73.
  47. Гигиена труда женщин /Под ред. Измерова Н. Ф. (СССР), Хойблай-наХ. Г. (ГДР). М.: Медицина, 1985. — 237 с.
  48. П.А. Техника бросковых движений с обручем и методика обучения им: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск. — 1989. -18 с.
  49. Г. И. Комплекс упражнений с гантелями для женщин с избыточным весом (из опыта работы с группой «Здоровье» // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 9. — С. 8 — 9.
  50. В.В. Роль физических упражнений в гинекологии //Теория и практика физической культуры, 1927. № 1. — С. 26−31.
  51. В. О работе по женской физкультуре в ГЦИФК/ЛГеория и практика физической культуры, 1931. № 4−5. — С. 12.
  52. В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № ¾. — С. 21 -26.
  53. А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития //Теория и практика физической культуры, 1977.7—С. 12−14.
  54. Гужаловский, А А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск.: Нар. Асвета. 1978. — 88 с.
  55. А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1979. № 9, — С. 28 — 31.
  56. С.И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности и оздоровительной деятельности женщин веление времени // Теория и практика физической культуры. — 1998, — № 2. — С. 56 — 58.
  57. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. -1996.- 544 с.
  58. В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С. Выготского и Н. А. Бернштейна //Теория и практика физической культуры. -1996. № 11. —С. 10−14.
  59. Р. Наука о моторике перед лицом кризиса?//Теория и практика физической культуры. -1997. № 5. — С. 57 — 63.
  60. В.М. Проблемы медицинской биоритмологии. — М.: Медицина, 1985. -207 с.
  61. В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации и их отражение в ритме двигательного акта // Сб. научн. трудов ВНИ-ИФК. —М.—1972.—С- 77−131.
  62. Е.Ф. Объем тренировочной нагрузки лыжниц-гонщиц старших разрядов в подготовительном периоде // Теория и практика физической культуры. — 1959 — № 11. — С. 820 825).
  63. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М.-1996. -40с.
  64. В.Н. Динамика физиологических функций спортсменок в течение овариально-менструального цикла // Теория и практика физической культуры. 1964, — № 3.- С. 6 — 9.
  65. О. Д. Исследование крови у женщин-спортсменок во время тренировок в разные фазы овариально-менструального цикла //
  66. Теория и практика физической культуры. 1959. — № 8.- С. 693 — 695.
  67. О.Д. Пульс, артериальное давление и дыхание у женщин-спортсменок в разные фазы овариально-менструального цикла // Теория и практика физической культуры. — 1962.— № 9.— С. 29 — 32.
  68. М., Радзиевский П. Влияние курса интервальной гипокси-ческой тренировки на состояние функциональной системы дыхания и физическую работоспособность спортсменок-волейболисток подросткового возраста / Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 123.
  69. Р.Н. Влияние психологического стресса на взаимосвязь индивидуальных свойств и деятельности спортсменок (на примере художественной гимнастики): Автореф. дис.. канд. пед. наук: — М. — 1988.—20с.
  70. Зюлковска J1. Динамика изменений морфологических показателей польской молодежи. Аспекты диморфизма //Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — С. 10—11.
  71. О.А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. 1982. -18 с.
  72. М.П. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с женщинами зрелого возраста: Дис. канд. пед, наук. — М. — 1987. 246 с.
  73. Я. Ритмическая способность перед и после анаэробного усилия самых лучших польских барьеристов. Теоретические и практические аспекты двигательных способностей человека. —АФВ, Катовице, 1997, с. 47−50.
  74. Я. Взаимосвязь уровня максимальной скорости и результатов в барьерном беге среди женщин и мужчин разных уровней подготовленности //Проблемы полового диморфизма в спорте. АФВ, ПТНКФ, Катовице, 1995, с. 280−285.
  75. Я. Зависимость результатов в барьерном беге от избранных факторов физической подготовленности и телосложения девочек имальчиков в возрасте 7−14 лет// Проблемы полового диморфизма в спорте. — АФВ, Катовице, 1996, с. 306−310.
  76. Я. Скорость бега и способность к воспроизведению ритма в сравнении с результатами в беге с барьерами 13−15-летних не тренирующихся девочек и мальчиков //Теория и практика физической культуры,—1999— № 6.—С. 16—18.
  77. А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. Омск. — - СибГАФК, 1998. — 322 с.
  78. А.Я. Исследование спортивной работоспособности баскетболисток высших разрядов в различных фазах менструального цикла: Автореф.. дис. канд. пед. наук. —П., 1977. 22 с.
  79. Ким Дзихи. Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. -1997.-22 с.
  80. Т.М. Физическая подготовка спортсменок в классическом парашютизме: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Краснодар. 1995. -23 с.
  81. Г. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. — М.: Преображение, 1996. 219 с.
  82. Я. А Экспериментальное исследование некоторых путей повышения выносливости в спортивных упражнениях типа стандартных комбинаций: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. -1968. 16 с.
  83. Т.П. Особенности женского организма и спорт // Теория и практика физической культуры. -1957. № 1. — С. 72 — 74.
  84. В.Г., Никитюк Б. А. Медицинская антропология. — К.: Здоров’я, 1992. — 192 с.
  85. Коц Я. М. Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986. -С. 179−193.
  86. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. — Киев: Наук, думка, 1973. — 320 с.
  87. А.З. Вторичная тканевая гипоксия. Киев.: Наук, думка, 1983.—254 с.
  88. А.З. Биологические механизмы повышения аэробной и анаэробной производительности спортсменов // Теория и практика физ. культуры. — 1998—№ 3. — С. 2—7.
  89. Ф.И. Хронобиология и хрономедицина. Руководство. — М.: Медицина, 1989. —399 с.
  90. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1988, — 320 с.
  91. А.И. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4 — 7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности // Пути управления технической подготовкой спортсменов. — Омск: ОГИФК.-1980.— С. 26−31.
  92. В. Руководство по дыхательным упражнениям (пневматике) // Теория и практика физической культуры, 1925. — № 1−2. — С. 1−32, 32- 58.-234 110. Крупко-Большова Ю. А. Патология полового развития девочек и девушек. — К.: Здоров’я, 1990. — 229 с.
  93. С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. —М,-1983. 18 с.
  94. З.И. Развитие двигательных качеств в условиях урока физкультуры//Физкультура в школе. — 1976. — № 11. — С. 11 — 12.
  95. Куликов J1.M. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. — М. ФОН.—1995. — 395 с.
  96. Л.М., Рыбаков В. В. К развитию общей теории спортивной подготовки //Теория и практика физической культуры. -1999. — № 7. — С. 20 22.
  97. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.:ФиС, 1987.
  98. Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. СПб.— СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. 324 с.
  99. A.M., Бронникова К. Н. Физкультура и клиника. М.: Мосздравотдел. -1928. 117 с.
  100. С.А. Особенности становления функции половой системы у девочек-подростков, регулярно занимающихся спортом: Автореф. дис. канд. пед. наук. —Харьков. 1980. — 23 с.
  101. Л.Л. Врожденные нарушения полового развития. -Л.: Медицина, 1966. — 186 с.
  102. Т.С. Исследование функций кардиореспираторной системы при напряженной мышечной работе сложнокоординационного характера у юных и взрослых спортсменок (на примере художественной гимнастики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. 1973. — 18 с
  103. Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект/ЛГеория и практика физической культуры. 2000. — № 6. — С. 13 — 16.
  104. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей в циклических локомоциях и спортивно-игровых двигательных действиях//Проблемы спортивной тренировки. Вильнюс: 1984. —С. 174 175.
  105. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей.// Теория и практика физической культуры. 1987. — № 2. — С. 56 -58.
  106. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск.: Полымя, 1989—159 с.
  107. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: Дис.. докт. пед. наук. —М. — 1990. -459 с.
  108. В.Г. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. — 1987. -21 с.
  109. В.Я. Исследование путей повышения эффективности прыжков в художественной гимнастике : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. —1976.-18 с.
  110. Э.Х. Специальная двигательная подготовка в художественной гимнастике : Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. — 1989. 18 с.
  111. О.П. Сравнительная эффективность влияния упражнений разной структуры аэробной направленности на физическое состояниеженщин второго периода зрелого возраста в общей кондиционной тренировке: Автореф. дис.. канд. пед. наук.—М.—1993.-22 с.
  112. А.С. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки у сильнейших тяжелоатлеток в зависимости от этапа подготовки на современном этапе // Теория и практика физической культуры. -1997. № 7. — С. 22 — 24.
  113. Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. М.: Hypoxia Medical. -1993. 330 с.
  114. Н.Ю. Эволюция женской олимпийской про-граммы/Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 6, с. 33−36.
  115. М.Н. Опытная работа по применению физических упражнений в раннем послеродовом периоде //Теория и практика физической культуры. -1931. — № 7. — С. 16−22.
  116. Миронова 3. Б. Использование элементов художественной гимнастики в занятиях с женщинами среднего и пожилого возраста // Теория и практика физической культуры. -1966. № 3. — С. 56 — 59.
  117. В. Внутренняя структура двигательных способностей детей и молодежи в возрасте 8−18 лет. —АФВ, Катовице, 1995.
  118. С.Н. Женская проблематика на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры, 2000. № 11. — С. 16−22.
  119. V Всероссийское совещание «Практика олимпийского образования»: Матер. М.: Советский спорт, 1999.
  120. М.Я. Тренировка голландских пловцов-женщин // Теория и практика физической культуры. 1956. — № 3. — С. 220−222.
  121. В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.:ФиС, 1969. 32 с.
  122. В.В., Русин В. Я. О влиянии алкоголя на баланс железа, меди, марганца и цинка в организме женщин-спортсменок // Теория и практика физической культуры. -1985. № 10. — С. 42 — 44.
  123. Т. Проблемы и перспективы развития групповых упражнений по художественной гимнастике в Украине. Наука в олимпийском спорте. -- 2000. С. 67.
  124. Л. Н. Физическая культура и спорт в жизни советской женщины // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 3. — С. 74 -75.
  125. С.Е. Основы теории адаптации и спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1999. № 1. — С. 12 — 17.
  126. Н.Я. Что показало нам катание норвежских фигури-сток//Теория и практика физической культуры. -1946. № 11 -12. — С. 591 -593.
  127. Патология полового развития девочек и девушек /Под ред Ю.А. Крупко-Большовой. — Киев: Здоров’я, 1990. — 232 с.
  128. П.К., Дмитриев О. Б., Широков В. А. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам (на примере каратэ-до)//Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 11/12. — С. 55- 58.
  129. Т.В. Эмоциональные состояния и взаимодействие в спортивной команде в динамике менструального цикла женщин-спортсменок/ Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 117.
  130. В.И., Радзиевский А. Р., Фомин С. К. Подготовка лыж-ниц-гонщиц // Теория и практика физической культуры. -1984. -- № 7. -С. 35 36.
  131. В.И. Особенности тренировки женщин в лыжном спорте. Киев: Здоров’я. — 1990. — 229 с.
  132. В. Н. Теория спорта. Киев: Вища школа, 1997. 287с.
  133. Поворознюк В, Шахлина Л, Новохацкий А, Климук В. Структурно-функциональное состояние костной ткани у гимнасток высокой квалификации/ Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 108.
  134. Полторапавлова. Методы моделирования и оценки оригинальных элементов в художественной гимнастике: Автореф. канд. дис. М., 1991.
  135. Ю.Т., Свечникова Н. В. Современный женский спорт. Киев, 1987.
  136. Ю., Пангелов Ю. О сохранении здоровья (менструальной функции) и работоспособности спортсменок в период занятий спортом // Наука в олимпийском спорте.- 2000.-С. 89.
  137. И.В. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг». Положительное решение о выдаче патента по заявке № 4 940 994 114 от 22.05.91.
  138. И.В. Шейпинг высокая технология в социальных программах для женщин/Буклет. СПб., 1989. — 16с.
  139. Г. Тренируемость равновесия у женщин разного возраста // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 12. — С. 48—50.
  140. Л. Анализ и коррекция рационов питания членов сборной команды Украины по спортивной гимнастике / Наука в олимпийском спорте. -2000.-С. 113.
  141. А.Р., Шахлина Л. Г., Яценко З. Р., Степанова Т. П. Физиологическое обоснование управления спортивной тренировкой женщин с учетом фаз менструального цикла //Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 6. — С. 47−50.
  142. А., Олешко В. О некоторых медико-биологических аспектах женской тяжелой атлетики в Украине / Наука в олимпийском спорте. -2000.-С. 97.
  143. А.Т. Невынашивание беременности у женщин репродуктивного возраста: Докт. дис. М., 1990. — 283 с.
  144. Репродуктивная эндокринология /Под ред. С.С. К. Йен, Р.Б. Джаф-фе: Пер. с англ. — М., Медицина, 1998. —Т. 1. — С. 193−212, 269−318.
  145. В.Б., Матарадзе О. В., Смирнова О. В. Основные закономерности половой дифференцировки репродуктивной системы / Половая дифференцировка функции печени. М.: Медицина, 1991, с. 10−39.
  146. А.Т. Физическая подготовленность женщин 20 — 49 лет, ранее не занимавшихся физической культурой // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 6. — с. 53−55.
  147. Руководство по эндокринной гинекологии /Под ред. Е. М. Вихляе-вой. — М.: Медицина, 1997. -С. 5--195.
  148. Е. В. Спортивная ориентация и специфические особенности этапа начальной подготовки девочек-барьеристок: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 18 с.
  149. Е. О концепциях координационной подготовки в единоборствах. Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тез. докл. Междунар. конгресса. Т.1 М.: ФОН, 1998, с. 240 — 241.
  150. Е. Половой диморфизм и индивидуальные особенности развития координационных способностей высококвалифицированных спортсменов восточных единоборств // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. — С. 59 — 62.
  151. А.В. Методика начального обучения барьерному бегу девочек на основе анализа координации мышечной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. —Л., 1986. -21 с.
  152. Сексопатология /Под ред. В. Г. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. 459 с.
  153. В.Н., Мякинченко Е. Б. Основы теории оздоровительной физической культуры: Учебн. пос. для инструкт. Оздоровит, физ. культ. М., 1994.
  154. В. В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок: Автореф. дис. канд. пед. наук. Харьков, 1989. — 20 с.
  155. Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек и девушек на фоне занятий спортом: Дис.. док. пед. наук СПб, 1997. -245с.
  156. Т.С. О проблемах женского спорта // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. С. 56 — 63.
  157. Т., Соболев Д. Штрихи к психологическому портрету спортсменок. // Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 33
  158. Э.В., Новокшенова Н. А. Опыт работы с подготовительной группой женщин по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. -1961. № 11. — С. 863 — 866.
  159. И. Влияние физической культуры на конституцию женщины, на роды и менструацию //Теория и практика физической культуры, 1931, — № 9. -- С. 41.
  160. М.П., Соломко Л. А. Влияние комплексных занятий с беговой направленностью на состояние здоровья и физической подготовленности женщин среднего возраста // Теория и практика физической культуры. -- 1980. № 11. — С. 37−40.
  161. Т.К. К проблеме диморфизма в современном спорте / Наука в олимпийском спорте. 1995. — № 2. — С. 24−30.
  162. С., Соха Т. Половой диморфизм в теории и практике современного спорта // Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 6. — С. 4−7.
  163. В. Обоснованно ли деление видов спорта на мужские и женские? / Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 28−32/
  164. Я. О некоторых особенностях тренировки в плавании для женщин // Теория и практика физической культуры. — 1959. — № 4. С. 307−308.
  165. Г. Основы сенсорной физиологии. — М.: Мир, 1976. — 285с.
  166. Д.И. Педагогические аспекты подготовки женщин, занимающихся спортивной борьбой // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. С. 12−15.
  167. В. Женская олимпийская программа и эмансипация. Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 46.
  168. B.C. Возрастные особенности развития скорости бега// Легкая атлетика. — 1964. — № 8. — С. 31—32.
  169. О.Л. Построение учебно-тренировочного процесса юных гимнасток в подготовительном периоде на основе рационального чередования различных типов занятий в микроциклах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Омск. 1983. — 19 с.
  170. Трещева О. Л, Смирнова Е. И. Оптимизация тренировочных режимов комплексов круговой тренировки в подготовке гимнасток 10−11 лет// Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 9. — С. 42.
  171. Тур Ш. И. Женщины и спорт в Израиле / Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 22.
  172. В.Н. Техника олимпийских чемпионок Г. Зыбиной и Н. Ромашковой // Теория и практика физической культуры. 1952. — № 12. -С. 909−913.
  173. А. Г. Динамика взаимосвязей между двигательными и вегетативными функциями при физических нагрузках // Актуальные вопросы медико-биологической оценки функциональной подготовленности спортсменов: Сб. науч. тр. Л.: ЛНИИФК, 1981. — С.47 55.
  174. Т. П., Белорусова А. В. Влияние занятий гимнастикой на нервную и мышечную системы женщин среднего и пожилого возраста II Теория и практика физической культуры. 1968. — № 2. — С. 52 — 54.
  175. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М, — Изд-во АПН РСФСР, — 1959, — 67 с.
  176. B.C. Труды 5-й научн. конф. по возр. морфологии, физиологии, биохимии. М., 1962, с. 189.
  177. В.Л., Янкаускас Й. М. Назревшие вопросы теории и методики женского спорта //Теория и практика физической культуры. 1969. -№ 11.- С. 57−64.
  178. Л.П. Состояние и перспективы исследования актуальных проблем женского спорта //Теория и практика физической культуры. -1980. № 10. — С. 5−6.
  179. Л.П., Ландышев В. В. Модель мезоцикла тренировки женщин в беге на средние дистанции с использованием условий среднегорья II Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С. 1820.
  180. Г. В. Особенности возрастного развития выносливости у женщин // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 8. — С. 44 — 46.
  181. С.И. Скоростно-силовая подготовка школьников//Вопросы юношеского спорта, — М, — ФиС, 1967, — С. 139 144.
  182. Фомин Н. А, Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.~ ФиС. — 1972. — 256 с.
  183. С. К. Тренировка женщин накануне соревнований по лыжным гонкам // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 10. -С. 26 — 28.
  184. Т.Г. Силовая и техническая подготовка пловцов в различных возрастных Группах. М.~ Физкультура, образование, наука, 1998. — 254 с.
  185. А. А. Физическая культура среди женщин в Скандинавии // Теория и практика физической культуры. 1956. — № 3. — С. 222 — 224.
  186. Н.И. Управление тренировочными нагрузками спортсменок высших разрядов в художественной гимнастике: Автореф. канд. дис. М&bdquo- 1980.
  187. Л.В. Итоги Спартакиады //Теория и практика физической культуры, 1928. № 5. — С. 6 — 12.
  188. Л.Я. Особенности развития скоростно-силовых качеств у девочек под влиянием систематических занятий физическими упраж-нениями//Развитие двигательных качеств школьников.- М. ФиС. -1967.—С. 131−149.
  189. Л.Я. Исследование скоростно-силовых качеств у юных гимнасток//Тренировка юных спортсменов. М.~ ФиС. — 1965.- С. 133 —148.
  190. Л. Я. Специфика развития скоростно-силовых качеств у девочек и девушек, систематически занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 12. — С. 32−35.
  191. С.В. Нормативные показатели оценки физической подготовленности лыжниц-гонщиц 16−17 лет 1 разряда: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 1985. — 18 с.
  192. Л.В. Дозирование скоростных нагрузок у лыжниц младших разрядов // Теория и практика физической культуры. 1965. — № 2. — С. 35—37.
  193. О.Н. Роль Всевобуча в привлечении женщин к спортивному движению в первые годы Советской власти // Теория и практика физической культуры. — 1973. — № 3. — С. 12—15.
  194. ШахлинаЛ.Г. Медико-биологические основы управления процессом спортивной тренировки женщин: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. К., 1995. — 32 с.
  195. Л. Г. Проблемы полового диморфизма в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 6. -С. 51−55.
  196. Л.Г. Женщины и спорт на рубеже третьего тысячелетия //Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 10.
  197. О. Отбор девушек-байдарочниц с учетом динамики их подготовленности на этапе специализированной базовой подготовки // Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 10−246 238. Шолих М. Круговая тренировка. М.~ ФиС, 1966.- 166 с.
  198. Л. Проблемы и перспективы управления тренировочным процессом женщин в спортивном плавании / Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 62.
  199. Л. П. Кислородное обеспечение организма женщин при развитии выносливости в беге: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Краснодар. -1981.-16 с.
  200. Н.М. Специально-подготовительные упражнения для овладения юными гимнастками техникой сложных упражнений с мячом: Автореф. дис.. канд. пед. наук--Л., 1984.
  201. Е. Компоненты массы тела и их взаимосвязь с физическими возможностями женщин-спортсменок/ Наука в олимпийском спорте. 2000. — С. 103.
  202. С.В. Задачи и содержание спортивной гимнастики для женщин // Теория и практика физической культуры. — 1945. — № 4−5. — С. 21—27.
  203. Е.С. Возрастные изменения мышц человека. М.: Изв. АПН РСФСР. — 1958. — Т. 97. — С. 127--164.
  204. Й.М., Логвинов Э. М. Моторика растущего женского организма. Вильнюс: Мокслас, 1984. — 152 с.
  205. Е.П. О некоторых особенностях зрительно-двигательной реакции у высокорослых девушек-баскетболисток // Теория и практика физической культуры. 1965. — № 2. — С. 32−33.
  206. З.Р. Влияние циклических изменений эстрогенов на работоспособность и максимальное потребление кислорода у женщин //Физиол. журн. АН УССР. 1987. — Т. 30, № 2. — С. 202−207.
  207. Bala P. The somatotypes of sportsmen and sportswomen. Brighton Polytechnic, Chelsea School of Human Movement, 1983, 54.
  208. Bany A. Factorial analysis of physique and performance in prepubes-cent boys//lbidem. — 1965. — V. 32.—P. 283 — 287.
  209. Barlieri R.L. Hyperandrogenic disorders //Clin. Obset. Gynecol. 1990, N 33, p.640−65
  210. Bellesteros J. M., The Training of Women Marathon Runners. New Stud. Athl., 4, 1993.
  211. Borms J., Hebbelinck M., The Female Athlete. Basel, Karger, Medicine and Sport, 1981. P.46−67.
  212. Berlioux M. The Olympic Saga from a Feminine Point of View // Rep. of the 25 Sess. of International Olympic Academy.Athens. 1985. — P. 98.
  213. Borms J., Hebbelinck M., The Female Athlete. Basel, Karger, Medicine and Sport, 1981.
  214. Borms J. Women and Sport. — Basel: Karger, 1984. 165 p.
  215. Bowles, G. and Klein, D. Theories of Women’s Studies. L, NY: Rout-ledge, 1983.-289 p. C
  216. Butcher J. Longitudinal analysis of adolescent girls' participation in physical activity // OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 68.
  217. Butts N. K., R. Pein and M. Stevenson, Male and female responses to similar swim training programs // OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 61
  218. Carter J. E. Lindsday, (Ed)., Physical Structure of Olympic Athletes. Part II, Kinanthropometry of Olympic Athletes. Basel, Karger, Medicine and Sport, 1984. P23−24.
  219. Charzewski J., Antropologia. AWF Warszawa, 1999. — 315s.265. 11. Connel J.E. Hydrolyzed proteins in modern food. Canadion Food Industries, 1966, vol. 37, N2, p. 23−27.
  220. С. Т., Maratona ed ultramaratona. Rev. Cult. Sport., Ann. 3, 1984.
  221. Drozdowski Z., Antropologia Sportowa. PWN, Warszawa, 1984.
  222. Drozdowski Z., Ewolucja dymorfizmu piciowego motoryki cztowieka a sport, w: Problemy Dymorfizmu Ptciowego w Sporcie. AWF Katowice, 1995 (cz.2).
  223. Dyer K. F. Catching Up the Men: Women in Sport. — London: Junction Books, 1982.
  224. Dyer K.F. The improvement in women’s track performance 1921−1978. J. Sports Med. Sydney, 1980, 1.
  225. Ellison I. The commerzial utilisation of waste fuwory yeast. Ins. Botter and Packer, 1971, vol. 48, N1, p. 51−59, 61−62.
  226. Eriksson B.O., Engstrom J., Karlsberg P. et al. A physiological analysis of former girl swimmers//Acta Paediatr.—1971.— V. 217.— P. 68 — 79.
  227. Espenshade A., Meleney H. E. Motor performance of adolescent boys and girls of today in comparison with those of 24 years age // Research Quarterly. — 1961.—V. 32. — P. 186 —189.
  228. Ferris E., Kobieta i wspotczesny sport aspekty medyczne. Sport Wyczynowy nr 11, 1981. — S. 34−37.
  229. Furdal S. Porownywanie trendow wynikow polskich lekkoatletow i lek-koatletek w latach 1968−89. Sport Wyczynowy 1992, nr 7−8.
  230. Gatecka U., Szymanska-Parkieta K., Socha Т., Struktura somatyczna uprawiaj^cych biegi dtugie w swietle stosowanych typologii. Zmiennosc Bi-ologiczna Cztowieka, Vol. 2, Uniwersytet Jagieloriski, Krakow, 1995. S. 3438.
  231. Glassow R.B., Kruse P. Motor performance of girls age 6 to 14 years//ResearchQuarterly. — 1960. — V. 33, No. 3. — P. 426 — 433.
  232. Gondek E., Socha Т., Gatecka U., Dymorfizm plciowy w wysokosci i masie data przedstawicieli wybranych konkurencji lekkoatletycznych. Prob-lemy Dymorfizmu Ptciowego w Sporcie. (cz. 2), AWF Katowice, 1995. S. 4556.
  233. Grimm H., EinfQhrung in die Antropologie. Jena, 1961. 138 S.
  234. Grossman A. Neuroendocrinology of stress//Clin. Endocr. Metab. 1987, N2, p. 247.
  235. Haleczko A., Socha Т., Somatyczne uwarunkowania osi^gni^c kobiet i m^zczyzn w podnoszeniu ci^zarow. Problemy Dymorfizmu Piciowego w Sporcie, (cz. 6), AWF Katowice, 2000. S. 123 134.
  236. Haleczko A., Socha Т., Przejawy dymorfizmu ptciowego w wielobojach lekkoatletycznych. Problemy Dymorfizmu PJciowego w Sporcie, AWF Katowice, 1994.-S.67−75.
  237. Henry F. M, Whitley J.D. Relationship between individual differences in strength, speed and mass in an arm movement // Ibidem. — 1960.— V. 31.— P. 24—33.
  238. Highmore O. The athletic ability of boys in a secondary modern school //Ibidem.—1962,—V. 33, No. I.—P. 149 — 161.
  239. Hirtz P. Koordinative Fahigkeit im Schulsport. Berlin, Volk und Wissen, 1985, s. 152.
  240. Human Rights Watch Global Report on Women’s Human Rights: Human Rights Watch Women’s Rights Project. N.Y.:Human Rights Watch, 1995. 147p.
  241. Iwanowa t. S., Biologiczne cechy organizmu kobiety. Sport Wyczynowy nr 6, 1970. S. 65−72.
  242. Так S. Dymorfizm piciowy zdolnotoci motorycznych dzieci i miodzieiy z Krakowa w aspekcie uwarunkowac rozwojowych i aktywnofeci i’yciowej. Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie. Red. prof. dr. hab. S. Socha -Katowice, 1994, s. 313 326.
  243. Tlak S., Sakowicz B. Wpyw mych treci treningowych na rozwyj pre-dyspozycji koordynacyjnych 11−14 letnich dzieci w aspekcie dymorfizmu piciowego. Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie. Red. prof. dr. hab. S. Socha Katowice, 1994, s. 534 — 541.
  244. Katie R. Motor efficacy of athletic training applied to seven-year old schoolgirls in teaching physical education. Biol. Sport 1995- 12: 251 -256.
  245. Klimek A., Cempla J., Kobosko W. Zroznicowanie dymorficzne w po-ziomie wybranych parametrow fizjologicznych kadry narodowej kobiet i mezczyzn w biegach narciarskich. w: «Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie», AWF, Katowice.
  246. Kolodij O. Specyfika treningu kobiet w rzutach lekkoatletycznych. w: «Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie», AWF, Katowice.
  247. Kozmin A. Charakterystyka oceny potencjalnych mozliwosci zawodnic-zek uprawiajacych kajakarstwo. w: «Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie», AWF, Katowice.
  248. Koztowski S., Granice przystosowania. Wiedza Powszechna, War-szawa, 1986.-234 s.
  249. Kozlowski S., Nazar K., Roznice w adaptacji fizjologicznej do wysrtkow fizycznych u kobiet i mezczyzn. w: Problemy Medyczne Wychowania Fi-zycznego i Sportu. Gdansk, 1986. S. 67 — 81.
  250. Lewin R., Szpak Т., Socha Т., Kryteria oceny wptywu stosowanych obci^zen treningowych w cyklicznych dyscyplinach sportu. Problemy Dymorfizmu Ptciowego w Sporcie, (cz. 3), AWF Katowice, 1996. S. 243 -257.
  251. Leonard W. M. Male-female differences among a national sample of collegiate men and women varsity basketball players // OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 66.
  252. Lutter J. M. and Cushman. S. Psychological benefits of running while pregnant // OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 65
  253. Malina R.M., Beunen G.P., Claessens A.L., Lefevre J., Vanden Eunde В., Renson R., Vanreusel В., Simon G. Fatness and physical fitness of girls 7 to 17 years. Obesity Research, 1998- 3: 221 231.
  254. Malinowski A., Wolariski N., Metody badari w biologii cztowieka. Wybor metod antropologicznych. PWN, Warszawa, 1988. 132 s
  255. Meinel K., Schnabel. Bewegungslehre Sportmotori 9, stark uberar-beitete Auflage. Sportverlag Berlin, 1998, s. 447.
  256. Milicerowa H., Budowa somatyczna jako kryterium selekcji sportowej. Monografie AWF, Warszawa 1973. 314 p.
  257. Milicerowa H., Budowa somatyczna jako kryterium selekcji sportowej. Wychowanie Fizyczne i Sport, nr 4, 1978. S. — 12 -16.
  258. Mleczko E. Przebieg oraz uwarunkowania rozwoju funkcjonalnego dzieci krakowskich miedzy 7 a 14 rokiem zycia. Krakow, AWF, 1991. 180 s.
  259. Mleczko E. Polski fenomen w biegu maratonskim czy droga kobiet do maratonu? w: «Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie», AWF, Katowice.
  260. Mleczko Kowalczyk J., Maciaszek J., Szeklicki R.E., Tokarz R. WstKpne wyniki badac nad nowopowstaiym zagadnieniem dymorfizmu piciowego w piice no’inej. Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie. Red. prof. dr. hab. S. Socha Katowice, 1994, s. 157 — 166.
  261. Niescieruk-Szafranska B. Wydolnosc beztlenowa a wielkosc wybranych parametrow strukturalno-czynnosciowych u kobiet i mezczyzn uprawiajacych pilke nozna. w: «Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie», AWF, Katowice, 1997.
  262. Nour A., Szpak T. W3asciwosci przygotowan w warunkach gorskich w rocznym cyklu szkolenia zawodniczek specjalizujacych sie w kolarstwie szosowym. w: «Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie», AWF, Katowice, 1995.-S. 56−67.
  263. Nour A., Lewin R., Szpak Т., Socha T. Charakterystyki podstawowych wskaznikow efektywnosci wysilkow w kolarstwie w aspekcie dymorfizmu piciowego. Problemy Dymorfizmu Piciowego w Sporcie, (cz. 3), AWF Katowice, 1996. S. 78 — 65.
  264. Nowak Z. Wplyw wysilku fizycznego na prace serca w biegach na 400 m. w: «Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie», AWF, Katowice, 1995. 214−219.
  265. Osicski W., Szeklicki R., Kowalczyk J. i inn. ZryTnicowanie piciowe w obrembie koordynacyjnych zdolnohbci motorycznych Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie. Red. prof. dr. hab. S. Socha Katowice, 1994, s. 443 -445.
  266. Osinski W., Kusy K., Plec jako element okreslaj^cy post^powanie w wychowaniu fizycznym i sporcie. w: Problemy Dymorfizmu Piciowego w Sporcie, AWF Katowice, 1994. S. 435 -439.
  267. Osinski W. Body fat and motor fitness: the analysis of shape of the relationship in boys and girls. Antropomotorika, 1994. 14. P. 3−15.
  268. Parizkowa J., Body fat and physical fitness. Martinus Nijhoff, Haga, 1977.- 189 p.-255 334. Piechaczek M., Oznaczanie catkowitego ttuszczu data metodami densytometryczn^. i antropometrycznq. Mat. i Prace Antropol., nr 89, 1973. S. 67 89.
  269. Т. В., Body Composition Charakteristics of Male and Female Track and Field Athletes, Research Quartely, 1977. P. 89 -96.
  270. Pollok M. L., Foster C., Pels A. E., Holum D. Comparison of male and female Olympic speed skating candidates. OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 63.
  271. Raczek J.: Szkolenie mlodziezy w systemie sportu wyczynowego, Katowice, AWF, 1989. 323 s.
  272. Raczek J., Mynarski W.: Koordynacyjne zdolnosci motoryczne dzieci i mlodziezy. Katowice, AWF, 1992. 136 s.
  273. Raczek J., Mynarski W., Ljach W.: Teoretyczno-empiryczne podstawy ksztaltowania i diagnozowania koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Katowice, AWF, 1998. 187 s.
  274. Rolski Z., Kordian I. Testy mleczanowe jako element roznicujacy trening plywaczek i plywakow. w: «Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie», AWF, Katowice, 1995.
  275. Rich G.Q. Muscular fatigue curves of boys and girls//lbidem. — 1960.— V. 33, No. 33 — P. 485 — 498.
  276. Sheldon W.H., Atlas of Man. Harper. New York, 1954. 438p.
  277. Sheldon W.H., The Varietes of Human Physique, New York, 1940. -362p.
  278. W. A., Lukaski H. C., &., Relatinships among swimming perfomance, body composition and somatotype in competitive collegiate swimmers. The Journal of Medicine and Physical Fitness, 1993. P. 59 — 78.
  279. Skibinska A., Sktad M., Genetyczne uwarunkowania somatotypu Shel-dona. Wychowanie Fizyczne i Sport, nr 2, 1979. S. 34 -52.
  280. Skibinska A., Dymorfizm ptciowy a sport wyczynowy. Wych. Fiz. i Sport, nr 6, 1963.-P. 23−26.
  281. А., Туру somatyczne lekkoatletow. Wych. Fiz. i Sport, nr 1, 1965. Skierska E., Socha Т., Gajewski A. K., Cz^stosc cykli miesi^czkowych u zawodniczek uprawiaj^cych judo. Wych. Fiz. i Sport, nr 39, 1995. S. 35 -51.
  282. Skierska E., Socha Т., Gajewski A. K., The risk of menstrual disorders in Polish elite swimmers. Biology of Sport, 13, 1996. 23 — 28.
  283. Skierska E., Socha Т., Trening sportowy jako czynnik zaburzaj^cy cykl miesi^czkowy u narciarek i biathlonistek. AWF Warszawa, 1995. 148s.
  284. Socha S., Funkcje i budowa data a praktyka sportowa. Roczniki Nau-kowe, AWF Katowice, nr 1, 1972. S. 78 86.-257 355. Socha S., Wpfyw czynnika morfologicznego na osi^gni^cia sportowe w dziesi^cioboju. Monografie, AWF Poznari, nr 101, 1981. S. — 67 — 79.
  285. Socha S., Dymorfizm ptciowy-aktualny problem wspolczesnego sportu. w- Problemy Dymorfizmu Piciowego w Sporcie, AWF Katowice, 1994. S. 89 -102.
  286. Socha S., Problemy dymorfizmu piciowego w teorii i praktyce szkolenia sportowego. w: Problemy Dymorfizmu Piciowego w Sporcie,(cz. 2), AWF Katowice, 1995. S. 74 — 82
  287. Socha S., Socha Т., Optymalizacja szkolenia kobiet w strategii rozwoju sportu polskiego. Trening, nr 3, 1995. S. 54 -76.
  288. Socha S., Socha Т., Przejawy dymorfizmu piciowego w szkoleniu dzieci i mlodziezy. w: Aktualne Problemy Sportu Dzieci i Mlodziezy. Instytut Sportu, Warszawa, 1995. S. — 97 — 101.
  289. Socha S., Udzial kobiet w strategii rozwoju sportu polskiego. w: Kon-gres Sportu, Warszawa, 1998. S. 78 — 79.
  290. Socha S., Wspolczesne problemy sportu kobiet. Rocznik Naukowy, AWF Gdansk, 1998. S. 56−61.
  291. Socha S. Udzia3 kobiet w strategii rozwoju sportu polskiego. w: Materi-aly Kongresu Sportu. Warszawa, 1998. S. 68 — 73.
  292. Socha S., Sport kobiet-wyzwanie dla nauki. Sport Wyczynowy nr 3−4, 2001.-S. 17−21.
  293. Socha Т., Borek Z., Osi^gni^cia sportowe w swietle dymorfizmu piciowego w wybranych konkurencjach lekkoatletycznych. w: Problemy Dymorfizmu Piciowego w Sporcie, AWF Katowice, 1994. S. 36 — 44.
  294. Socha Т., Socha S., Model jako narz^dzie optymalizacji szkolenia w wielobojach lekkoatletycznych. Trening, nr 1, 1994. 45 — 49.
  295. Socha Т., Wybrane problemy dymorfizmu w sporcie. w: Sport w Zyciu Kobiety. Warszawa, 1995. S. — 39 — 47.
  296. Socha Т., Balsewicz W., Zaporozanow W., Kuzmin A., Specyfika morfofunkcjonalnych mozliwo&ci w dzialalnosci sportowej obojga pfci. w: Problemy Dymorfizmu Plciowego w Sporcie. (cz. 3), AWF Katowice, 1996. -S. 46 -49.
  297. Socha Т., Dymorficzne aspekty czasowej struktury treningu spor-towego. w: Problemy Dymorfizmu Plciowego w Sporcie. (cz. 3), AWF Katowice, 1996. -S. 48−57.
  298. Socha Т., The problems of womens Olympic sport. The Modern Olympic Sport, Kiev, 1997.-P. 35−41.
  299. Socha Т., Pro-health aspects of women’s participation in sport. Woman and Sport, International Association of Physical Education and Sport for Girls and Women, AWF Gdansk, 1997. P. — 67 — 69.
  300. Socha Т., Wybrane aspekty treningu kobiet. w: Kobieta Sport Zdrowie, Warszawa, 1998. S. 67 — 73.
  301. Socha Т., Zdrowotne aspekty uczestnictwa kobiet w sporcie. w: Czlowiek Wczoraj Dzis Jutro, Uniwersytet M. Curie-Sklodowskiej, Lublin, 1998.-S.-91. 95.
  302. Sozanski H.: Sport dzieci i mlodziezy zarys problematyki //Sport Wyczynowy. 1977, N 11−12. -S. 7−14.
  303. D. P., Taylor S. R. &, Differences in ultra endurance exercise in perfomance — matched male and female runners. Medicine and Science in Sports and Exercise, 1996. — P. 78 — 87.
  304. Stawezyk Z. Wstepne badania wplywu pory dnia na odieglose skoku w dal//Rochniki Naukowe WSWF w Poznaniu.—Poznan, 1964.—Z. 9—S. 39 — 45.
  305. L. Индивидуальный подход как одно из направлений совершенствования системы спортивной подготовки женщин, w: «Problemy dimorfizmu piciowego w sporcie», AWF, Katowice, 1997. S. 76 — 67
  306. Szymariska-Parkieta K., Gatecka U., Socha Т., Dymorficzne roznice wybranych wskaznikow proporcji data u lekkoatletow. Problemy Dymorfizmu Ptciowego w Sporcie (cz. 2), AWF Katowice, 1995. S. 49 — 57.
  307. Tanner J. M., Education and Physical Growth. University of London, Press LTD, 1961.-342 p.
  308. Tanner J. M., The Physique of the Olympic Athlete. Allan and Unwin Ltd., London 1964. 365 p.
  309. Tuttle G., Why the gap between men’s and women’s record? Track and Field, 1982.-P. 98−105.
  310. Talbot M. Time and Context in Women’s Sport and Leisure // Researching Women and Sport. London: MACMILLAN PRESS LTD, 1997. P. 68−97.
  311. Welon Z., Somatotypy dziewczst a ich rozwoj fizyczny. Mat. i Prace Antropol., nr. 82, 1971. P. 45−67.
  312. Wolanski N., Rozwoj Biologiczny Cztowieka. PWN, Warszawa, 1983. -349 s.
  313. Wolanski N., Genetyczne i antropologiczne czynniki osisigni^c spor-towych i rozwoju motorycznego. Kultura Fizyczna, nr 2 i 3, 1981. S. 35 -39.
  314. Wyznikiewicz Z., Aktywnosc sportowa kobiet. Aspekty biologiczne. PWN-Warszawa, 1978. 213 s.
  315. Szopa J., Mleczko Т., Zak S.: Podstawy antropomotoryki. Warszawa-Krakow, PWN, 1996. 224 s.
  316. Wankiewicz U., Czasowe Z., przestrzenne dynamiczne aspekty koor-dynacyjnych zdolnonci motorycznych. Katowice, AWF, 1998, 143 s.
  317. A. 1984 An Olympiad for Women //Olympic Message. — № 1. — 1982. P. 87−95.
  318. White A. and Brackenridge C. Who rules sport? Gender divisions in the power structure of British sports organizations from 1960 // OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 66.
  319. Wolanski N., Parizkowa J.: Sprawnosc fizyczna a rozwoj czlowieka. Warszawa, Sport i Turystyka, 1976. -231 s.
  320. Wolf A, S. Reproductive function of female sportives // Nouroend.1982, N 3, p.208.398. 10. Wolkow N.I., Koriagin W.M. Z badan nad kryterium klasyfikacji obci-azien treningowych. Sport Wyczynowy, 1979, nr 7. S. 56 -65.
  321. Wolkow N. Adaptacja kobiet i mezczyzn do kombinowanego oddzia3ywania treningu interwalowego w warunkach zakloconej hipoksji. w: «Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie», AWF, Katowice, 1995. S. 15 -23.
  322. Women’s Studies Encyclopedia. Ed. H. Tierney, N.Y., 1991. 892 p/
  323. Zaharieva E. Menstrual function and sport И OLYMPIC SCIENTIFIC CONGRESS, Sport and Gender, Eugene, USA. 1984. — P. 64.
  324. Zaporozanow W., Grzywocz R., Socha T. Gabrys Т., System oceny przygotowania w sprincie kobiet. Problemy Dymorfizmu Ptciowego w Sporcie, (cz. 2), AWF Katowice, 1995. S. 97 — 108.
  325. Zaporozanow W., Kuzmin A., Socha Т., Grzywocz R., Horszid F., Kontrola treningu i prognozowanie osisigni^c w sporcie wyczynowym. Problemy Dymorfizmu Ptciowego w Sporcie. (cz. 3), AWF Katowice, 1996. P 211−231.
  326. Zryinicowanie piciowe w statycznej rywnowadze ciaia badanej przez komputerowy system posturograficzny. Problemy dymorfizmu piciowego w sporcie. Red. prof. dr. hab. S. Socha Katowice, 1994, s. 433 — 442.
Заполнить форму текущей работой