Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий
Формирование «учебных» и «внеучебных» групп различных направлений двигательной деятельности целесообразно проводить на конкурсной основе по результатам тестирования уровней общей и специальной физической подготовленности, состояния здоровья мотивационных характеристик и т. д. Это позволит достоверно определить экзистенциональные параметры физического развития первокурсников… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
- 1. Л. Социализирующая роль физической культуры в процессе учебной и повседневной деятельности студенческой молодежи
- 1. 2. Формы организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе
- 1. 3. Анализ современного состояния физического воспитания студентов
- 1. 4. Педагогические технологии в системе физического воспитания студентов в вузе
- 1. Л. Социализирующая роль физической культуры в процессе учебной и повседневной деятельности студенческой молодежи
Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Одной из причин недостаточной эффективности образовательно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля является несовершенство традиционной системы организации физкультурно-спортивной деятельностиОграниченность и-моральное старение форм организации учебного процесса предопределили недостаточную эффективность дисциплины «Физическая культура» в реализации жизненно важных задач, стоящих перед физкультурными подразделениями высшей школы. С одной стороны, традиционные педагогические технологии, применяемые в большинстве вузов, как правило, из-за слабо развитой физкультурно-спортивной инфраструктуры не решают в полной мере проблем оптимизации физической подготовленности, функционального состояния и формирования потребностно-мотивационной сферы студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями (Л.И. Лубышева, 1992; В.Г. • Шилько, 2005 и др.). С другой стороны, обязательный курс физического воспитания в объеме 408 часов ограничивает возможность проведения академических занятий чаще двух раз в неделю (4 часа), что требует повышения интенсивности и эффективности воздействия на студентов для поддержания на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности в течение всего периода обучения в вузе (В.К. Бальсевич, 2002 и др.).
Анализ научной и учебно-методической литературы, результаты многолетних исследований (в течение 15 лет) на кафедре физического воспитания и спорта в Томском государственном университете по разработке и внедрению в учебный процесс педагогических технологий инновационной направленности выявил устойчивую тенденцию снижения уровня развития физических качеств (особенно выносливости) и увеличения численности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физическим воспитанием к 3-му курсу обучения.
Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов на основе применения спортивно-ориентированных технологий, как в структуре учебного расписания (в учебное время), так и в свободное от учебного труда время (внеучебное время, включая праздничные и выходные дни).
Таким образом, важной научной и практической задачей сегодня является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию (учебная и внеучебная формы) в связи с неразработанностью данной проблемы на концептуально-теоретическом, конструктивно-технологическом и методико-прикладном уровнях.
Традиционно сложившаяся в вузе система физического воспитания, ориентированная в большей степени на реализацию задач общеразвивающей направленности (ОФП) в рамках учебного расписания, ограничивает возможности удовлетворения физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов и формирования у них мотивационно-ценностных установок к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Сказанное выше и предопределило выбор темы диссертационного исследования: «Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий».
Для удобства изложения мы используем понятия «учебная форма организации занятий физическим воспитанием» и «внеучебная форма организации занятий физическим воспитанием».
Учебная форма — занятия физическими упражнениями в режиме учебного времени организации физкультурно-спортивной деятельности.
Внеучебная форма — это реализация обязательного курса физического л воспитания в свободное от основных занятий время, в том числе в выходные и праздничные дни. г е V.
Объект исследования: образовательный процесс физического воспитания студентов в вузе нефизкультурного профиля.
Предмет исследования: спортивно-ориентированные технологии физического воспитания студентов в вузе нефизкультурного профиля.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность физического воспитания студентов нефизкультурного вуза в учебное и внеучебное время с использованием спортивно-ориентированных технологий. Гипотеза исследования: физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза будет эффективным, если разработать и реализовать спортивно-ориентированные технологии на основе популярных видов спорта (аэробика, шейпинг, бодибилдинг, плавание), что позволит у студентов сформировать мотивационно-ценностные установки к регулярным занятиям физическими упражнениями, повысить уровень развития основных физических качеств и способствовать улучшению их здоровья.
В соответствии с целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить социально-педагогические проблемы физической культуры и физического воспитания студентов в вузе.
2. Разработать и методологически обосновать спортивно-ориентированные технологии физического воспитания студентов нефизкультурного вуза на основе популярных видов спорта среди молодежи: аэробики, шейпинга, бодибилдинга и плавания.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанных спортивно-ориентированных технологий физического воспитания студентов нефизкультурного вуза в учебное и внеучебное время.
Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. Был использован следующий комплекс научно-исследовательских, спортивно-педагогических и психологических методов.
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Беседы и интервью со студентами.
3. Тестирование общей физической подготовленности.
4. Антропометрические измерения.
5. Физиологические методы оценки уровня здоровья.
6. Анкетирование (оценка мотивационной сферы).
7. Педагогический эксперимент.
8. Методы математической статистики.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились:
• основные положения теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин [7], В. К. Бальсевич [9], В. М. Зациорский [66], Л.П. Матвеев[101, 105, 133] и др.);
• современные представления об организации спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский [34, 35], В. М. Зациорский [66], Л. П. Матвеев [103, 104 ], В. М. Платонов [138], H.A. Фомин [149] А. И. Завьялов и ДР-).
• концепция формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич [12, 15], Л. И. Лубышева [97, 98] и др.);
• современные теории организации образовательного процесса на основе педагогических технологий (В.П. Беспалько [22], В. И. Богомолов [27], Г. К. Селевко [131], В. Г. Шилько [152, 153] и др.);
• современные педагогические концепции и технологии физического воспитания студентов (H.A. Алексеев [2], C.B. Барбашов[20], Г. Н. Пономарев [122], В. В. Пономарев, В. В. Сериков [132] Л. К Сидоров, А. П. Матвеев и др.);
• концепция физкультурно-спортивной мотивации (Г.Д. Бабушкин [8], .P.A. Пилоян [110] и др.).
Научная новизна исследования:
1. Теоретически обоснованы и методически разработаны основные компоненты учебно-образовательного процесса в вузе нефизкультурного профиля, способствующие общему развитию личности студента.
2. Теоретически обоснованы и содержательно наполнены основные компоненты спортивно-ориентированных технологий популярных в студенческой среде видов спорта.
3. Предложенные спортивно-ориентированные технологии физического воспитания студентов наиболее популярных видов спорта среди молодежи (аэробика, шейпинг, бодибилдинг, плавание), проводимые во внеучебное время позволяют с одной стороны, компенсировать недостаточный уровень развития вузовской физкультурно-спортивной инфраструктуры, с другой — реализовать интересы и потребности студентов к регулярным занятиям по физическому воспитанию.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволили расширить и углубить знания основных положений педагогической системы физического воспитания студентов различных форм обучения, реализация которых предполагает использование современных спортивно-ориентированных технологий, применяемых с целью приобщения молодежи к ценностям физической культуры и формирования у них осознанной необходимости участия в физкультурно-спортивной деятельности по дисциплине «Физическая культура» в учебное и во внеучебное время.
Практическая значимость определяется тем, что разработаны учебные программы по предложенным технологиям, составлен и внедрен в учебный процесс план-график реализации программ по семестрам, разработан курс лекций, материалы которого используются студентами для написания рефератов по избранным направлениям двигательной активности. Опубликованы практические рекомендации по применению спортивно-ориентированных технологий в учебное и во внеучебное время для преподавателей физического воспитания вузов, колледжей, учителей'- общеобразовательных школ, гимназий и т. д.
Апробированы и внедрены в учебный процесс специальные «книжки, посещаемости» студентов, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» во внеучебное времяв этих книжках фиксируются основные показатели двигательной активности (посещаемость занятий, участие вспортивно-массовых мероприятиях, участие в соревнованиях различного1 уровня и т. д.), а по окончании каждого учебного семестра подводятся итоги.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля ограничивает возможности удовлетворения физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов и формирования у них мотивационно-ценностных установок к регулярным занятиям физическими упражнениями.
2. Разработанные экспериментальные технологии по физическому воспитанию (аэробика, шейпинг, бодибилдинг и плавание) позволяют в оптимальном объеме удовлетворить двигательные потребности студентов, способствуют развитию основных физических качеств, укреплению здоровья и формированию осознанной необходимости участия в физкультурно-спортивной деятельности. Организация учебного процесса-с использованием спортивно-ориентированных технологий позволила за три года занятий достоверно (р<0,05) улучшить до 67% показателей физической подготовленности студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в Томском государственном университете на 8 гуманитарных и 10 естественно-научных факультетах. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в 12 публикациях. Материалы диссертации докладывались на Межрегиональной научно-методической конференции «Повышение эффективности научных исследований и совершенствование учебного процесса» (Анжеро-Судженск, 2000);
Международных научно-практических конференциях «Физическая культура и здоровый образ жизни» (Томск, 2002) — «Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой» (Томск, 2003, 2004, 2005) — Всероссийском гуманитарном форуме с международным участием «Спорт и искусство в развитии физической культуры личности» (Томск, 2006) — «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Томск, 2006), «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования (Москва, 2007).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и приложений. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 40 рисунками. Список использованной литературы содержит 155 отечественных и 15 зарубежных источников.
ВЫВОДЫ.
1. Анализ научной и учебно-методической литературы, результаты многолетних исследований (в течение 15 лет) на кафедре физического воспитания и спорта в Томском государственном университете выявил устойчивую тенденцию снижения уровня развития физических качеств и увеличения численности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физическим воспитанием к 3-му курсу обучения. Одной из причин недостаточной эффективности образовательно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в нефизкультурных вузах является несовершенство традиционной системы организации физкультурно-спортивной деятельности.
2. Системное построение и реализация учебного процесса по физическому воспитанию с использованием спортивно-ориентированных технологий основываются на принципах педагогики сотрудничества. К числу наиболее значимых положений можно отнести переход от педагогики. требований к педагогике сотрудничества преподавателя и студента, личностный подход в образовательно-воспитательном процессе, единство обучения и воспитания. Гуманитарная, направленность и демократический подход в выборе вида спорта, двигательной активности с целью физического совершенствования студентов не. отрицала строгую последовательность усвоения учебного материала.
3. Построение технологической цепочки реализации учебного материала, способствующей ускорению процесса адаптации организма к применяемым педагогическим воздействиям по всем двигательным направлениям, предполагало использование информационно-технических средств обучения и воспитания (информационные технологии, аудиовизуальные средства-, тренажерные комплексы и т. д.). Более широко программированное обучение было представлено в технологиях аэробики и шейпинга, основу которых составляли разработанные программы, а их реализация в учебном процессе осуществлялась преимущественно через аудио-, видеокомплексы в сочетании с элементами традиционной1 классической системы обучения.
4. Установлено, что организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием спортивно-ориентированных технологий за три года занятий достоверно (р<0,05) улучшает до 67% показателей жизненно важных физических качеств и физической подготовленности студентов. Наиболее эффективным является бодибилдинг как для мужчин так и для женщин (улучшается достоверно 100% показателей). Менее ориентированным спортом на развитие основных физических качеств признаны у мужчин — плавание (достоверные изменения отмечены в 60% показателей независимо от формы обучения), у женщин — шейпинг (изменения зафиксированы в 60% показателей). Минимальные достижения по всем двигательным направлениям зафиксированы у мужчин в развитии выносливости (в 50% показателей достоверные сдвиги), у женщин — в совершенствовании быстроты (37,5% достоверных изменений), оптимальным видом спорта в развитии быстроты у мужчин признан бодибилдинг, у женщин — плавание.
5. Установлена эффективность учебного процесса по физическому воспитанию в нефизкультурном вузе с использованием спортивно-ориентированных технологий, организованные в учебное и внеучебное время, в неравной степени влияют на реализацию основных задач, стоящих перед физкультурными подразделениями. В развитии жизненно важных двигательных качеств более предпочтительными оказались достижения студентов (мужчин и женщин), занимавшихся физическими упражнениями по учебному расписанию. Однако и в группах занимавшихся физическим воспитанием вне учебного расписания, несмотря на то, что в целом результаты исследований в этом компоненте оказались ниже, все же более чем в 50% показателей отмечены достоверные изменения. Независимо от формы обучения более высокие показатели были зафиксированы в развитии скоростно-силовых качеств, гибкости и силы. Менее выраженными оказались достижения у мужчин в развитии выносливости, у женщин — быстроты.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Обобщение полученных данных на основании результатов проведенного исследования позволяет сделать некоторые практические рекомендации относительно построения учебного процесса по физическому воспитанию в вузе с использованием спортивно-ориентированных технологий.
1. С целью повышения эффективности физического воспитания студентов построение учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» целесообразно осуществлять с использованием учебной (в режиме учебной формы организации занятий) и внеучебной (обязательный курс физического воспитания в свободное от учебы время) форм обучения. Учитывая особую привлекательность и популярность спорта в студенческой среде и значительные успехи спортивных технологий в достижении акмеологического уровня физической подготовленности, функционального состояния, формирования мотивационных устремлений занимающихся, система физического воспитания, независимо от формы обучения, должна предполагать обязательное использование спортивно-ориентированных технологий.
2. Организационная структура учебного процесса по физическому воспитанию с использованием спортивно-ориентированных технологий должна предусматривать обязательный ежегодный социологический опрос первокурсников по изучению физкультурно-спортивных интересов и потребностей, привлекательности учебной и внеучебной форм реализации двигательной активности, мотивационной сферы, образа жизни и т. д. Результаты опроса позволят определить приоритеты в выборе технологических направлений и форм их реализации в процессе физического совершенствования.
3. Формирование «учебных» и «внеучебных» групп различных направлений двигательной деятельности целесообразно проводить на конкурсной основе по результатам тестирования уровней общей и специальной физической подготовленности, состояния здоровья мотивационных характеристик и т. д. Это позволит достоверно определить экзистенциональные параметры физического развития первокурсников потребностно-мотивационные характеристики, соматотипические особенности и адекватность их притязаний на занятия избранными направлениями двигательной активности. Сравнительный анализ исходных и модельных параметров физической подготовленности, функционального состояния первокурсников позволит определить лимитирующие звенья в физическом развитии студентов и скорректировать промежуточные цели и текущие педагогические задачи, реализация которых будет способствовать оптимизации учебного процесса, повышению эффективности вузовского физического воспитания в целом.
4. Для эффективного формирования мотивационных устремлений к регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью и оптимизации двигательной активности студентов вузе целесообразно внедрение в учебный процесс специальных книжек посещаемости обучающихся по дисциплине «Физическая культура» во внеучебное время, в которых фиксируются основные показатели участия в различных физкультурно-спортивных мероприятиях (посещаемость занятий, участие в спортивно-массовых мероприятиях, в соревнованиях различного уровня и т. д.) — подведение итогов — по окончании каждого семестра.
Список литературы
- Авдиенко А.Б. и др. Плавание: Метод, рек. для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общей ред. A.B. Козлова — М., 1993. — 234 с.
- Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1997.- 96 с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: ФиС, 1987. — 79 с.
- Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. М.: РУДН, 1999. — 45 с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.- 155 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367с.
- Ашмарин Б.А., Виноградов Ю. А., Вяткина З. Н. и др. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 286 с.
- Бабушкин В.З. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1971. — 18 с.
- Бальсевич В.А., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровья, 1987. 76 с.
- Бальсевич В.К. Здоровье в движении. М.: Советский спорт, 1988. — 120 с.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теор. и практ. физ. культ. 1991. — № 7. — С.37−39.
- Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теор. и практ. физ. культ. 1993. — № 4. — С.21−23.
- Бальсевич B.K. Противоречия традиционной методологии исследования физкультурно-спортивной деятельности // Теория деятельности и социальная практика: III Междунар. конгресс. М., 1995. — С. 53−54.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995. — № 4. — С. 2−8.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 2. — С. 17−23.
- Бальсевич В.К., Быковская И. М., Железняк Ю. Д. и др. Методологические основания современной концепции физического воспитания детей, подростков и юношества // Матер. Междунар. конф. «На пороге XXI века: образование и культура». М., 1996. — С. 32−34.
- Бальсевич В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. — 1997. № 6. — С. 15−25.
- Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физич. культ. 1998. № 10. — С.21−26, 39−40.
- Бандасарьян Н.Г., Кансунян Л. В., Немцов. A.A. Инновация в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. 1995.-№ 4.-С. 56−62.
- Барбашов C.B. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск, 2000. — 48 с.
- Баршай В.М., Рябцева Е. И., Янсон Ю. А. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1987.- С. 69−72.
- Беспалько В.П., Тагур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.:23