Крестовые походы.
История средних веков
К середине XI в. церковь сформулирует идею о возможности заслужить спасение в войне за Святую Землю, и рыцари откликнутся на нее с огромным энтузиазмом. Чувство вины, жажда спасения и надежда обрести его в бою за Гроб Господень будут важнейшими мотивами, определявшими решение отправиться в Святую землю (здесь находятся важнейшие для христиан святыни — Гроб Господень, пещера Рождества… Читать ещё >
Крестовые походы. История средних веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предпосылки, организация и начало Крестовых походов
Истоки и причины крестоносного движения
Крестовыми походами принято называть военно-религиозное и отчасти колонизационное движение, охватившее Западную Европу с конца XI по конец XIII в.1 Формирование идеи Крестовых походов проходило в условиях демографического роста в Западной Европе на завершающем этапе становления рыцарства, в период жестоких файд, тяжелых природных бедствий и эпидемий. Крестовые походы во многом явились ответом на эти явления.
Важную роль в оформлении крестоносного движения сыграли процессы, происходившие в религиозно-психологической сфере. К XI в. христианство все больше становилось фактором внутренней жизни, определяло поступки, намерения и настроения людей. Страх перед вечными муками, связанный с осознанием собственной греховности, приводил к поиску действий, которые помогли бы искупить грехи и обрести спасение. В Западной Европе распространились подвижнические настроения, которые выражались в молитве, аскезе, жертвовании, уходе в монашество.
Особое значение в качестве спасительного действия приобрели паломничества. В XI в. множество людей разного звания направлялись к христианским святыням. Они верили в спасительную ценность преодоления тягот пути и пребывания в святых местах. Немалую часть пилигримов (лат. peregnnus — ‘чужеземец, странник') составляли рыцари, осознавшие, что их образ жизни далек от евангельского этического идеала[1][2] и ведет к вечным мукам, ведь даже невольное убийство церковь считала смертным грехом (рис. 9.1).
К середине XI в. церковь сформулирует идею о возможности заслужить спасение в войне за Святую Землю[3], и рыцари откликнутся на нее с огромным энтузиазмом. Чувство вины, жажда спасения и надежда обрести его в бою за Гроб Господень будут важнейшими мотивами, определявшими решение отправиться в Святую землю (здесь находятся важнейшие для христиан святыни — Гроб Господень, пещера Рождества, Гефсиманский сад, Голгофа и др.).
Рис. 9.1. Муки рыцарей в аду. Фрагмент миниатюры из книги Геррады Ландсбергской «Сад наслаждений». Эльзас. Ок. 1180 г.
В основе такого решения могли лежать не только раскаяние и надежда на спасение, но и желание улучшить свое материальное положение, приобрести владения. В это время жители Западной Европы, получавшие представление о Востоке по уникальным вещам, легендам, свидетельствам купцов и путешественников, полагали, что там их ждут несметные богатства и удивительные чудеса. Желание материального благополучия могло привести в ряды крестоносцев как крестьян, только что переживших «семь тощих лет»[4], так и младших сыновей сеньора, которые согласно распространенной в ту пору системе майората имели мало шансов на собственное поместье. Жажда славы, власти, богатства манила на Восток и знатных сеньоров. Кроме того, решение отправиться в Святую Землю питалось желанием увидеть известные по Священному Писанию места земной жизни Иисуса и отомстить мусульманам, которые, по рассказам паломников, жестоко преследовали христиан.
Важную роль в организации походов сыграла окрепшая благодаря клюнийским реформам (о реформах см. в параграфе 12.2) церковь, уповавшая на то, что помощь христианам Востока будет содействовать объединению разделенной с 1054 г. христианской церкви и духовному оздоровлению западноевропейского общества.
- [1] Современники называли такие походы путь, паломничество. В XII в. стали использовать термин крестоносец (принявшие обет отправиться в поход нашивали на одежду кресты). В XIII в. появляется термин крестовый поход, который становится общеупотребительным не ранее XV в.
- [2] Основные этические нормы христианства зафиксированы в так называемой Нагорнойпроповеди Христа (см. Мф. 5—7).
- [3] Церковь, основываясь на трудах св. Августина (354—430), выработала учение о справедливой войне. Позднее папа Григорий VII (1073—1085), стал трактовать войны в защитухристианства как способ религиозного служения.
- [4] Так по аналогии с рассказом о бедствиях, насланных Богом на Египет, в Средние веканазывали период 1087—1095 гг., когда на Западную Европу обрушились неурожаи, падежскота и эпидемии.