Наука и культура
В 1782 г для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные — в губернских городах и малые — в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых… Читать ещё >
Наука и культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вторая половина ХVIII в явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. В 60−70 г. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений: были отрыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Одно из воспитательных учреждений имело особое значение в истории русской школы и просвещения — это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образованию в России.
В 1782 г для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные — в губернских городах и малые — в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, а в главных — Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить — речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.
Учрежденная в 1763 г Медицинская коллегия должна была готовить медицинских работников. В 1774 г при Берг-коллегии открылось Горное училище, впоследствии реорганизованное в горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы.
Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времен Академия наук провела пять экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. В Академии наук значительно возросло число русских ученых, среди них — выдающиеся натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и др. К рассматриваемому времени относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина.
Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь ХVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85% приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г императрица подписала указ о позволении заводить «вольные» типографии. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки.
Крепнет национальное своеобразие отечественной литературы. Новаторские достижения в русской литературе, прежде всего, имели место в произведениях Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина. Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся «разночинная» интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающий в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь — крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.