Типы, формы и функции государства
Наличие системы специальных органов, подчиняющихся только закону. Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства. Политическая, которая включает: обеспечение политической стабильности; осуществление властных полномочий; выработка политического курса. Экономическая… Читать ещё >
Типы, формы и функции государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тип государства определяется экономическим базисом общества. Истории известны следующие социально-классовые типы: буржуазное, капиталистическое, социалистическое и так далее.
Государства различаются с точки зрения форм правления, то есть принципами организации государственно власти, а также с точки зрения территориально-политического устройства.
Две основных формы правления: монархия и республика. В республике глава государства избирается на определенный срок. В рамках монархии различают абсолютную и конституционную.
Республиканская форма правления имеет две модификации: президентская и парламентская.
Зачатки парламентской республики появились в Англии, и эта форма характерна для большинства государств западной Европы. Характеристики: невысокий уровень инфляции, сбалансированный бюджет, устойчивая национальная валюта. Президентские республики: Северная и Южная Африки (политическая и экономическая нестабильность, дефицит торгово-платежного бюджета, инфляция, миграция), США.
— Формы территориально-политического устройства.
Унитарное государство.
Федеративное государство.
Конфедерация.
Федерация — это более сложное объединение, которое включает в себя автономии, края, области, республики.
Конфедерация — союз независимых суверенных государств.
Правовое государство предполагает:
Признание права ценностью общества.
Верховенство закона и его господство в общественной жизни.
Незыблемость свободы, личности, ее прав, ее интересов, их охрана и гарантированность.
Наличие стабильной политически действующей конституции и развитого законодательства.
Взаимная ответственность государства, с одной стороны, и граждан с другой стороны.
Четкое распределение власти на законодательную, судебную и исполнительную.
Наличие системы специальных органов, подчиняющихся только закону. Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства. Политическая, которая включает: обеспечение политической стабильности; осуществление властных полномочий; выработка политического курса. Экономическая — организация, координация и регулирование экономических процессов. Правовая, которая включает: создание и установление правовых норм; обеспечение правопорядка; регулирование общественных отношений и поведения граждан; охрана общественного строя от экстремизма. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики: исполнение решений; формирование государственного управленческого аппарата и его использование; контроль за исполнением законов; координация деятельности различных субъектов политической системы. Социальная — удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т. д.). Культурно-воспитательная — создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан. Внешние функции государства. Внешнеполитическая, которая включает: сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах; обеспечение участия государства в международных организациях. Оборонительная — обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Форма государства. Любое государство имеет определенную форму, под которой понимается обычно способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В структуре современного государства различают пять основных элементов: представительные органы, исполнительно-распорядительные, судебные, органы прокурорского надзора, органы государственного контроля. Существует два основных принципа организации государственной власти. Согласно первому, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны находится в одних руках. Принцип разделения властей выражается в четком разграничении законодательной, исполнительной и судебной власти по функциями и составу.