Индивидуальная психология (А. Адлер)
Альфред Адлер (1870−1937) был одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления — 3. Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он стал первым президентом Венского психоаналитического общества, но вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие основным положениям Фрейда, и стал основателем нового, социально-психологического направления… Читать ещё >
Индивидуальная психология (А. Адлер) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Альфред Адлер (1870−1937) был одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления — 3. Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он стал первым президентом Венского психоаналитического общества, но вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие основным положениям Фрейда, и стал основателем нового, социально-психологического направления в глубинной психологии. Его теория мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему психологии личности.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та глав;
ная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
Однако было и нечто общее, объединявшее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг пришел к идее о целостности и Самости личности значительно позже, в 50-х годах XX века.
Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о «творческом Я». В отличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, творческое Я, согласно Адлеру, представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.