Заключение.
Платон и Аристотель: два проекта идеального государства
У Платона благо целого не предполагает благо частей, а, напротив, в целях блага государства он отнимает у своих воинов счастье, но если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив? Это, конечно, не ремесленники и не вся это масса рабов. Между тем отношение счастливого целого к частям своим не то же, что отношение четного к своим частям. Аристотель критикует Платона за то, что тот думал достичь… Читать ещё >
Заключение. Платон и Аристотель: два проекта идеального государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таким образом, в результате исследования можно сделать следующие выводы. Взгляды Платона формировались под влиянием исторической действительности, а именно под влиянием кризиса полисной организации, который в IV в. до н.э. стал уже несомненным фактом. Мыслитель посвятил решению этой насущной проблемы два наиболее обширных и фундаментальных диалога — «Государство» и «Законы», где представил во всей полноте свою концепцию преобразования общества на идеальных началах. Платон дважды обращается к переустройству полиса. Во времена Аристотеля полис переживал тяжелый кризис, симптомами которого были ожесточенная социальная борьба внутри греческих городов-государств и резкое разделение последних на демократические и олигархические.
В отличие от Платона Аристотель различает идеальную, абсолютно наилучшую, форму государственного устройства и ту, которая возможна в действительности, которая более удобна и более общая для всех государств.
У Платона благо целого не предполагает благо частей, а, напротив, в целях блага государства он отнимает у своих воинов счастье, но если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив? Это, конечно, не ремесленники и не вся это масса рабов. Между тем отношение счастливого целого к частям своим не то же, что отношение четного к своим частям. Аристотель критикует Платона за то, что тот думал достичь совершенного государства посредством отмены частной собственности.
Согласно Аристотелю, источник общественного зла — не столько собственность, сколько беспредельность желаний человека и его алчность, причем последняя направлена также и на почести, поэтому «нужно более заботиться о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что учение Платона об идеальном государстве, внесшее несомненный вклад в соответствующую область знаний и определившее развитие различных течений в западной науке, тем не менее, остается слишком идеальным, т. е. утопическим. Тогда как представления Аристотеля отличаются трезвостью суждений, говорящих о проницательности и прозорливости философа, который оказался способен создать проект, наиболее приближенный к реальности для того времени.