Периодизация составляющих здоровья
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена. Третья группа периодизаций основывается на нескольких… Читать ещё >
Периодизация составляющих здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
Периодизация Выготского.
Л. С. Выготский выделял следующие периоды:
- ?кризис новорожденности (до 2 мес.)
- ?младенческий возраст (до 1 года)
- ?кризис 1 года
- ?раннее детство (1−3 года)
- ?кризис 3 лет
- ?дошкольный возраст (3−7 лет)
- ?кризис 7 лет
- ?школьный возраст (7−13 лет)
- ?кризис 13 лет
- ?пубертатный возраст (13−17 лет)
- ?кризис 17 лет
Периодизация Эльконина Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:
- ?Раннее детство
- ?Младенчество (0—1 год)
- ?Ранний возраст (1—3 года)
- ?Детство
- ?Дошкольный возраст (3—7 лет)
- ?Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- ?Отрочество
- ?Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- ?Ранняя юность (от 15 лет)
Классификация АПН СССР (1965).
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:
- ?Новорождённые — от 1 до 10 дней
- ?Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- ?Раннее детство — от 1 до 2 лет
- ?Первый период детства — от 3 до 7 лет
- ?Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- ?Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- ?Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
Средний возраст.
- ?первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- ?второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
Пожилые люди— от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.).
Старческий возраст — от 76 до 90 лет.
Долгожители — старше 90 лет Биологический возраст.
- ?Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- ?Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
- ?Раннее детство — 1−3 года
- ?Дошкольный возраст — 3 года — 6−7 лет
- ?Младший школьный возраст — 6−7 — 10−12 лет
- ?Подростковый период — 10−12 — 17−18 лет
Юношеский период.
- ?юноши: 17—21 год
- ?девушки: 16—20 лет
Зрелый возраст (1 период).
- ?мужчины 21—35 лет
- ?женщины 20−35 лет
Зрелый возраст (2 период).
- ?мужчины 35−60 лет
- ?женщины 35−55 лет
Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет.
Старческий возраст — 75−90 лет.
Долгожители — 90 лет и более.