Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Периодизация составляющих здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена. Третья группа периодизаций основывается на нескольких… Читать ещё >

Периодизация составляющих здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).

Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

Периодизация Выготского.

Л. С. Выготский выделял следующие периоды:

  • ?кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • ?младенческий возраст (до 1 года)
  • ?кризис 1 года
  • ?раннее детство (1−3 года)
  • ?кризис 3 лет
  • ?дошкольный возраст (3−7 лет)
  • ?кризис 7 лет
  • ?школьный возраст (7−13 лет)
  • ?кризис 13 лет
  • ?пубертатный возраст (13−17 лет)
  • ?кризис 17 лет

Периодизация Эльконина Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • ?Раннее детство
  • ?Младенчество (0—1 год)
  • ?Ранний возраст (1—3 года)
  • ?Детство
  • ?Дошкольный возраст (3—7 лет)
  • ?Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • ?Отрочество
  • ?Подростковый возраст (11/12—15 лет)
  • ?Ранняя юность (от 15 лет)

Классификация АПН СССР (1965).

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

  • ?Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • ?Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • ?Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • ?Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • ?Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • ?Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • ?Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)

Средний возраст.

  • ?первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
  • ?второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)

Пожилые люди— от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.).

Старческий возраст — от 76 до 90 лет.

Долгожители — старше 90 лет Биологический возраст.

  • ?Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • ?Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
  • ?Раннее детство — 1−3 года
  • ?Дошкольный возраст — 3 года — 6−7 лет
  • ?Младший школьный возраст — 6−7 — 10−12 лет
  • ?Подростковый период — 10−12 — 17−18 лет

Юношеский период.

  • ?юноши: 17—21 год
  • ?девушки: 16—20 лет

Зрелый возраст (1 период).

  • ?мужчины 21—35 лет
  • ?женщины 20−35 лет

Зрелый возраст (2 период).

  • ?мужчины 35−60 лет
  • ?женщины 35−55 лет

Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет.

Старческий возраст — 75−90 лет.

Долгожители — 90 лет и более.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой