Вопрос 25. Взаимоотношения церкви и государства в XVIII в
Монастырский приказ, воссозданный в 1701 г., был подчинен синоду. В 1724 г. приказ был переименован в Камер-контору, в 1726 г. — Коллегию экономии. Усиление монархической власти, требовавшей безусловного использования церкви в интересах государства, столкнулось с интересами церкви. С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами… Читать ещё >
Вопрос 25. Взаимоотношения церкви и государства в XVIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Положение церкви
- 2. Духовный регламент
- 3. Синод
- 1. Усиление монархической власти, требовавшей безусловного использования церкви в интересах государства, столкнулось с интересами церкви.
В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничивались налоговые льготы церковных учреждений.
В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась — приказ стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.
С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды.
С 1722 г. вступление в духовное сословие подвергалось жесткой регламентации. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе сорокалетнего возраста. Уплата подушного налога за представителей податных сословий, поступивших в духовенство, возлагалась на их родственников. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гилыши.
С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.
2. Главным источником церковного права являлся Духовный регламент, утвержденный Петром 1 и Освященным собором и опубликовайный синодом в 1721 г.
Духовный регламент состоял из трех частей. Первая часть закрепляла принципы коллегиального управления и раскрывала его преимущества по сравнению с единоличной властью патриарха. Во второй части определялись компетенция Духовной коллегии и обязанности церковных иерархов. В третьей части говорилось о составе Духовной коллегии и обязанностях ее членов.
В 1722 г. Регламент был дополнен Правилами, в которых содержались уставы о монашестве и приходском духовенстве.
3. Духовным регламентом учреждался центральный государственный орган управления русской православной церковью, именуемый Духовной коллегией и переименованный в 1721 г. в Святейший правительствующий синод. В 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора, на которого возлагался контроль за деятельностью синода.
Православие было государственной религией. Синод учреждался вместо патриарха и соборов. Акты синода приобретали юридическую силу после утверждения их императором. Распоряжения синода издавались с пометой «по указу Его Императорского Величества».
Синод как административно-судебный церковный орган обладал следующей компетенцией: рассматривал дела о церковных службах, истолковывал церковные догмы, занимался борьбой с ересями, назначал и смещал церковных должностных лиц, осуществлял суд над духовенством, а по некоторым категориям дел — и над мирянами, и т. д.
Монастырский приказ, воссозданный в 1701 г., был подчинен синоду. В 1724 г. приказ был переименован в Камер-контору, в 1726 г. — Коллегию экономии.
Превращение церковного управления в придаток административно-бюрократической системы навсегда лишило духовную власть политических притязаний.