Введение.
Феномен фашизма
Прежде всего, следует отметить, что любая идеология не возникает и не формируется в социальной пустоте, а возникнув, становится ответом на, определенный социальный заказ и выполняет определенные социальные функции. Идеология фашизма появляется в определенных условиях, на вполне определенной социальной и политической почве. И такой почвой становится ситуация крайней политической и социальной… Читать ещё >
Введение. Феномен фашизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
До сих пор идея фашизма, во всей своей разнообразности, привлекает внимание тысяч людей. Многие ученые бьются над этим феноменом. Фашизм, как подчеркивает, например, американский историк Роберт Пэкстон, является единственным большим новым политическим движением, которое возникло в Европе ХХ века, став источником многих бед.
Самым ярким проявлением фашизма стали появления таких государств как Фашистская Италия, во главе с Бенито Мусоллини и Третий Рейх под предводительством Адольфа Гитлера. Хоть и ряд исследователей признают национал-социализм разновидностью фашизма, однако, существует мнение о том, что это разные политические явления.
После Второй мировой войны слово «фашист» обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом.
Но, даже учитывая, что сегодня фашизм ассоциируется с преступлениями и античеловеческими поступками, на данный момент выходят миллионы книг и сотни научных работ на эту тему.
Феномен фашизма
Одним из результатов Первой мировой войны можно считать фашиизммассовое политическое движение и идеологию, одной из общепризнанных характеристик которой являются крайний национализм и экспансионизм. В чем причина успеха фашистской идеологии?
Прежде всего, следует отметить, что любая идеология не возникает и не формируется в социальной пустоте, а возникнув, становится ответом на, определенный социальный заказ и выполняет определенные социальные функции. Идеология фашизма появляется в определенных условиях, на вполне определенной социальной и политической почве. И такой почвой становится ситуация крайней политической и социальной дестабилизации. Причем характерно, что сама социальная реальность описывается в идеологии фашизма в категориях кризиса. Важнейшие симптомы социально-политической нестабильности известны:
- — социум распадается, а это значит, что ослабевает социально-культурная традиция как последнее интегрирующее общество начало;
- — власть утрачивает легитимность, доверие общества, наблюдается эсхатологический всплеск (ожидания конца света, распространение мистики и веры в иррациональное) как «симптом начинающегося коммуникативного отторжения населением власти (ее делегитимации) и других общественных структур, симптом и переживание распада»;
- — происходит невиданная активизация оппозиции и маргинальных политических движений, в то же время партийная система и политическая система в целом переживают глубокий кризис;
- — после Первой мировой войны многие заговорили о кризисе европейской либеральной и рационалистической цивилизации (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, М. Ван дер Брук) :
- — зародился «великий страх» перед революцией в России;
- — возникает ситуация распада общественных ценностей (ценностный вакуум), явление, которое Э. Дюркгейм назвал «аномией», а психоаналитики — «фрустрацией сознания».
Основными чертами идеологии фашизма являются:
- 1) формулировка целей и предпосылок движения;
- 2) критика наличного социального порядка;
- 3) обоснование целей и существования движения (так называемая защитная доктрина) ;
- 4) представления о тактике и политике движения;
- 5) мифы движения.
Основанная на генерализированных убеждениях идеология фашистских движений в целом носит квазирелигиозный характер. В ее основе лежат три убеждения, которые служат «символами веры» движения:
во-первых, постулируется уверенность, что достижение целей фашизма приблизит наступление «царства справедливости» на земле;
во-вторых, требуется слепая вера в реальность достижения поставленной цели;
в-третьих, в основе фашистской идеологии лежит вера в то, что движение выполняет священную миссию (в нацистском варианте — установление мирового господства высшей, арийской расы).