Нарушение речевых функций у детей с церебральным параличом
Речевые расстройства могут усугубляться за счет ошибок воспитания и неблагоприятного окружения. В наиболее важные для развития речи годы жизни ребенок с церебральным параличом находится в различных лечебных учреждениях. Если в них не уделяется достаточного внимания педагогической работе, речевое развитие больного ребенка отстает от нормального. Отрицательно сказываются на развитии речи… Читать ещё >
Нарушение речевых функций у детей с церебральным параличом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают расстройства речи, частота которых, по нашим данным, составляет 70—80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Наиболее тяжелые нарушения речи наблюдаются при распространенных поражениях мозга с вовлечением в патологический процесс коры и подкорково-стволовых отделов. Наряду с повреждением определенных мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с церебральным параличом имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения. Это — онтогенетически молодые отделы мозга, имеющие важнейшее значение в речевой деятельности человека. К ним относятся прежде всего премоторно-лобная и теменно-височная области коры головного мозга. Известно, что в формировании этих отделов ведущая роль принадлежит афферентной импульсации от речевой и скелетной мускулатуры, а также интеграции афферентных импульсов.
В созревании корковых речевых зон ведущее значение принадлежит зрительно-слуховым и слуходвигательно-кинестетическим связям. Интегрированное восприятие непосредственных (сенсорных) сигналов и их обработка, обобщение и формирование понятий могут осуществляться только при согласованной совместной деятельности правого и левого полушарий.
У детей с церебральным параличом могут выявляться различные расстройства речи в связи с нарушением совместной деятельности правого и левого полушарий.
Большую роль в развитии речевых расстройств играет то обстоятельство, что больные дети мало занимаются предметно-практической деятельностью, имеют сравнительно небольшой жизненный опыт и общаются с весьма ограниченным кругом лиц.
Речевые расстройства могут усугубляться за счет ошибок воспитания и неблагоприятного окружения. В наиболее важные для развития речи годы жизни ребенок с церебральным параличом находится в различных лечебных учреждениях. Если в них не уделяется достаточного внимания педагогической работе, речевое развитие больного ребенка отстает от нормального. Отрицательно сказываются на развитии речи и реактивные состояния, которые иногда возникают у больных детей в связи с изменением привычного образа жизни среди родных и близких.
Неблагоприятное влияние на развитие речи больного ребенка оказывают допускаемые иногда родителями, существенные ошибки в процессе воспитания. Потребность в деятельности, в частности речевой, гасится в том случае, если родители чрезмерно опекают ребенка, например стремятся многое сделать за него.
Потребность в речевой деятельности не развивается в том случае, если родители предупреждают все желания ребенка или выполняют их в ответ на жест и взгляд. Ребенок с церебральным параличом в первые годы жизни часто лишен значимого для него речевого общения, которое, как было показано выше, является важной предпосылкой развития речи. Важное значение в патогенезе речевых нарушений у детей с церебральным параличом имеет сама двигательная патология. Роль двигательной функциональной системы в развитии речи наиболее полно раскрыта в ряде работ. Многие исследователи подчеркивают взаимосвязь между развитием речи и формированием общей моторики.