Теория ценообразования: понятия равновесной цены, эластичности спроса, периодов производства
Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие «репрезентативная фирма» как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе… Читать ещё >
Теория ценообразования: понятия равновесной цены, эластичности спроса, периодов производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим вкладом в экономическую теорию А. Маршалла является учение о ценообразовании. Ученый свел воедино идеи маржиналистов о функциональной взаимосвязи ряда факторов, таких как цена, спрос и предложение. Он обнаружил, что со снижением цены товара растет спрос на него, а при возрастании его цены — снижается, кроме того, понижение цены вызывает сокращение предложения, а с ростом цены оно растет. Маршалл сделал вывод о том, что устойчивой или равновесной ценой является цена, установившаяся в точке равновесия спроса и предложения. Приведенное на рис. 6.1 взаимное расположение кривых спроса и предложения называют " крестом Маршалла". Следовательно, если на рынке цена выше равновесной, то предложение будет больше спроса и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.
Рис. 6.1. Рыночное равновесие.
Нечто похожее высказывал позднее и Й. Шумпетер, утверждая, что «в народном хозяйстве, где господствует свободная конкуренция, цена блага не может длительное время превышать его издержки, поскольку получаемая от этого прибыль заставит хозяйственных субъектов перенести свою деятельность именно в эту область, в результате чего предложение возрастет и цена вновь понизится до уровня издержек»[1].
Развивая теорию цены спроса А. Маршалл выдвинул концепцию об эластичности спроса, которая характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал, что должна быть высокая эластичность спроса относительно предметов роскоши. Согласно воззрениям Маршалла, существует особое влияние спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода времени. Маршалл рассматривал эту взаимосвязь «как общее правило», суть которого он объяснял так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства (предложения) на стоимость»[2]. Стоит отметить, что Маршалл рассматривал так называемую точечную эластичность спроса. Дальнейший анализ эластичности спроса был представлен концепцией дуговой эластичности спроса в работе соратника Дж. Хикса английского экономиста-математика и статистика Роя Аллена (1906−1983).
Исследования в рамках теории " предельных издержек производства" позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он обращается к проблематике возрастания и убывания отдачи от производства при расширении его масштабов. Он, в частности, отмечает, что крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной продукции. В результате крупная фирма получает преимущество перед конкурентами благодаря постоянно возрастающей экономии от масштаба. Маршалл отмечает, что главную выгоду от такой экономии извлекает в большей степени общество, получая больше товаров по более низким ценам.
Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие «репрезентативная фирма» как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.
Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономических законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала, дает пропорционально более высокую отдачу. По второму закону увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции. Причем, по убеждению исследователя, в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу.
Как видим, по мнению А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. В то же время, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, — это превышение ее издержек над уровнем рыночной цены.