Доктрина юридического позитивизма Джона Остина
Учение о праве. Прежде всего, Остин стремится «очистить» право от наслоений этики, психологии, морали, религии, появившихся в связи с существующим многообразием подходов к определению права (доктрина естественного права, историческая школа права). По мнению Остина, «право в своем наиболее общем и полном значении… буквально… может быть определено как правила, предназначенные для управления… Читать ещё >
Доктрина юридического позитивизма Джона Остина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из родоначальников юридического позитивизма был английский правовед Дж. Остин (1790−1859). Он считается также основателем школы аналитической юриспруденции, сложившейся под влиянием И. Бентама. В период бурного развития капитализма задачей юристов было создание систем и категорий понятий, благодаря чему действующее право могло стать ясным, а его общие принципы могли использоваться для толкования отдельных источников или решения частных правовых случаев. Подобную задачу и пытался решить Остин в изданной в 1832 г. работе «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права» .
Учение о праве. Прежде всего, Остин стремится «очистить» право от наслоений этики, психологии, морали, религии, появившихся в связи с существующим многообразием подходов к определению права (доктрина естественного права, историческая школа права). По мнению Остина, «право в своем наиболее общем и полном значении… буквально… может быть определено как правила, предназначенные для управления поведением одного разумного человека со стороны другого разумного человека, обладающего властью над первым». Следовательно, паука о праве, т. е. юриспруденция, «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши»[1]. Он различает «позитивную нравственность» и «позитивное право» как два вида законов, установленных одной частью общества для другой. Позитивное право — это совокупность норм, которые «устанавливаются политически господствующими людьми, осуществляющими верховное, основанное на подчинении, правление в независимых государствах или независимых обществах. Совокупность устанавливаемых ими правил или единая часть такой совокупности выступает предметом юриспруденции… Только и исключительно к такой совокупности или ее единой части может применяться термин „право“ в … узком значении этого слова». Напротив, позитивная нравственность — это правила, которые устанавливаются не суверенами, а людьми, и «соблюдение которых поддерживается простым мнением, то есть чувствами, разделяемыми или испытываемыми неопределенным кругом людей в отношении человеческого поведения»[2].
Дж. Остин освобождает право от ценностного содержания и акцентирует внимание на юридической форме, придающей правилу характер общеобязательности. Для позитивиста первостепенное значение имеет «логика правовых конструкций». В то же время областью ценностных суждений, описывающих реальность в терминах добра и зла, справедливого и несправедливого, занимается этика. Право интерпретируется как волевое отношение. «Всякое право, — замечает Остин, — есть команда, приказ… разновидность повеления». Однако, в отличие от нормы морали, в позитивном праве, по Остину, повеление опирается на «принуждение к повиновению» .
В зависимости от формы выражения повеления и способов его обеспечения он выделяет три основных класса норм[3].
Первый класс охватывает нормы, которые созданы Богом и адресованы созданным им людям.
Второй класс охватывает нормы, которые созданы людьми, «обладающими политическим господством, либо частными лицами, реализующими свои правомочия» .
Третий класс образует «положительную мораль», которая включает правила: а) созданные людьми, не обладающими политическим господством и б) нормы, похожие на право, но выступающие в действительности или суждениями относительно правил человеческого поведения.
Юридический позитивизм в качестве права рассматривает правила, формально закрепленные в официальных актах государства, придающие им обязательную силу. Остин писал, что право — это «агрегат правил, установленных руководителями или сувереном», это «веление суверена», отмечая жесткую взаимосвязь государства и права — государство в лице правителя выступает в качестве источника права.
Наилучшей формой права Остин считал кодексы. Однако, в отличие от И. Бентама, он признавал частью права и судебные прецеденты, поскольку решения британских судей получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия короля (суверена). К тому же в Великобритании статусное право изобилует пробелами, и система судебного правотворчества призвана заполнить эти пробелы.
Взаимоотношения личности и государства Остин трактовал в духе утилитаризма. Отказываясь от доктрины естественных прав, он полагал, что права даются сувереном. Целью государства является не свобода индивида, поскольку степень ее полезности неодинакова в разных условиях, а общее благо. В достижении общественного блага суверенная власть ничем не связана. Естественными ограничениями суверенной власти правителя выступают религия, нормы морали и согласие подданных повиноваться данной власти.