Критерии выделения форм государственного устройства
По типу политической системы (государственно-политическое устройство) — демократия, авторитаризм, тоталитаризм; Система государственного управления производна от принятой в стране формы государственного устройства. Тирания преследует выгоду одного правителя, олигархия — состоятельных людей, демократия — малоимущих. В настоящее время формы государственного устройства классифицируются по критериям… Читать ещё >
Критерии выделения форм государственного устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система государственного управления производна от принятой в стране формы государственного устройства.
В настоящее время формы государственного устройства классифицируются по критериям:
- · по источнику власти (форма правления) — монархия, народовластие, теократия;
- · по типу политической системы (государственно-политическое устройство) — демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
- · по характеру отношений между центром и составными частями (государственно-территориальное устройство) — конфедерация, федерация, унитарное государство.
Аристотель ввел классификацию форм государственного устройства по критерию принадлежности верховной власти — одному лицу, нескольким (многим) лицам или всем гражданам, соответственно: монархия (царская власть), аристократия, полития. От этих форм могут быть производные: тирания, олигархия, демократия.
Тирания преследует выгоду одного правителя, олигархия — состоятельных людей, демократия — малоимущих.
Монтескьё выделил три образа правления: республика, монархия, деспотия. Монархию он считал богоустановленной властью, а пример деспотии видел, в частности, в правлении Петра I.
В качестве формы правления выделяют также разновидность монархии — империю. Под империей понимается насильственное (путем завоевания или иных силовых способов воздействия), а также договорное объединение государств во главе с монархом.
Источником верховной власти может также стать революционный, вооруженный переворот, который впоследствии приобретает разнообразную политическую окраску.
Государственное устройство даже в пределах одной страны весьма подвижно и проходит везде один и тот же исторический цикл, на протяжении которого прежний порядок сменяется новым в результате эволюции или революции, при этом ему могут предшествовать периоды реакции или реставрации. Революции обычно завершаются периодами реакции, при этом происходит не просто возврат к прежнему, а открывается что-то новое.