Национальное возрождение в Чехии и попытки к восстановлению ее государственной самобытности до 1867 года
Просвещенный абсолютизм Марии-Терезии, Иосифа II и их преемников почти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Нося имя особого королевства, имея монарха, венчанного короною св. Вацлава (исключением был Иосиф II), Чехия низошла на положение провинции Габсбургской монархии, управляемой распоряжениями, присылаемыми из Вены, при помощи центральных австрийских учреждений… Читать ещё >
Национальное возрождение в Чехии и попытки к восстановлению ее государственной самобытности до 1867 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Просвещенный абсолютизм Марии-Терезии, Иосифа II и их преемников почти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Нося имя особого королевства, имея монарха, венчанного короною св. Вацлава (исключением был Иосиф II), Чехия низошла на положение провинции Габсбургской монархии, управляемой распоряжениями, присылаемыми из Вены, при помощи центральных австрийских учреждений и местных чиновников, назначаемых из Вены. Всем видам чешского самоуправления, как мы видели, нанесен был тяжкий удар. Центральная власть приняла решительные меры к тому, чтобы слить Чехию в единое государственное тело с остальными австрийскими землями: государственным языком был объявлен язык немецкий; преподавание на всех трех стадиях стало немецким (за исключением только сельских школ грамотности). Но, стирая все национально-исторические особенности Чехии, просвещенный абсолютизм другими сторонами своей деятельности залатал основы для национального возрождения чешского народа, способствовал накоплению в его среде сил и средств, которые при благоприятных обстоятельствах могли послужить делу воссоздания национально-политической самобытности Чехии. Этими благоприятными сторонами просвещенного абсолютизма были заботы о развитии материального благосостояния и просвещения народов Габсбургской державы.
Культурно-общественное движение в Чехии и его первоначальный характер.
Лозунг, провозглашенный с высоты престола, пробудил дремавшие силы в чешском обществе, возбудил его самодеятельность и направил ее в стороны тех же идеальных целей, к которым стремилось правительство. Одновременно с учреждением кафедры агрономии в Пражском университете в 1776 г. образовалось в Праге земледельческое общество, поставившее себе целью разработку и распространение земледельческих знаний в стране. Возникают аналогичные учреждения и для развития индустрии и торговли.
Освобожденный от владычества иезуитов и схоластики, Пражский университет в короткое время создал в Чехии известный контингент ученых и просвещенных людей, которые объединились в 1784 г. в «Королевское ученое общество». Это общество возникло из частного кружка просвещенных аристократов, духовных, бывших воспитателями сыновей у чешских аристократов, и профессоров Пражского университета, собиравшихся для научных бесед в доме графа Ностица. В 1785 г. оно имело свое первое заседание в Каролинуме. Общество ставило себе целью исследование природы и истории Богемии, издавало свой журнал на немецком языке и в короткое время стало одним из известнейших ученых обществ в Средней Европе. Пробудившиеся интеллектуальные силы страны в последующие годы вызвали к жизни целый ряд других культурно-просветительных учреждений. В 1796 г. основана была в Чехии Академия художеств, в 1798 г. — Пражский театр (немецкий, но с любительскими спектаклями на чешском языке), в 1802 г. — Пражский технический институт, в 1810 г. — Пражская консерватория.
Во всем этом домостроительстве чешского общества, точнее сказать, чешской интеллигенции на первых порах преобладал областной, а не национальный характер. Трудились на благо Чехии не только чехи, но и немцы и онемеченные чехи. Даже работы ученых в области чешской истории и чешского языка на первых порах носили отпечаток чисто теоретического, научного интереса и писались на латинском и немецком языках. Таковы работы патера Геласия Добнера, издавшего в 1764—1785 гг. первое собрание исторических источников Чехии (Monumenta historien Bohemiae, v. I—VI) и латинский перевод чешской хроники XVI в. Гайка с комментариями в 6 томах; профессора Пражского университета Пельцеля, издавшего в 1783 и 1784 гг. два тома — Scriptores rerum bohemicarum и написавшего на немецком языке две монографии о Карле IV и Вацлаве IV и краткую историю Богемии (Kurzgefasste Geschiehte der Bohmen); аббата Добровского, написавшего целый ряд критических исследований по древней истории Чехии и славянства вообще на немецком языке. Чешские ученые на первых порах уверены были в окончательном торжестве германизма и скептически относились к намерениям возродить чешскую национальность. Добровскому приписывают знаменитые слова о чешском национальном будущем: «Оставьте мертвых в покое». Пельцель долгое время разделял ту же точку зрения и выразился один раз в печати, что трудиться над пробуждением чешского самосознания значит плыть против течения. Но при всем том национальная струя с самого начала примешивалась к культурно-общественному движению Чехии. Еще в 1774 г. граф Франциск Кинский издал на немецком языке брошюру в защиту прав чешского языка «Воспоминание чеха об одном важном предмете»; в следующем году появилось на латинском языке апологетическое рассуждение о чешском языке иезуита Балбина (Dissertatio apologetica pro lingua bohemica); в 1783 г. Карл Там издал уже на чешском языке «Защиту чешского языка» (Obrona jazyka ceskeho), а в 1785 г. Гаяке из Ганкенштейна — на немецком языке — «Рекомендацию чешского языка» (Empfehlung der bohmischen Sprache). Национальная струя все более и более стала окрашивать чешское общественно-литературное движение; элегический скептицизм стал все более и более уступать место бодрой вере и радостным надеждам относительно национального будущего Чехии.