Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Художественные особенности балаганных представлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На время народных гуляний праздничная площадь заставлялась балаганами, качелями, каруселями. Почти все имели наружные балконы. На них выступали зазывалы. Первыми появились паяцы в иностранных балаганах пантомим. С середины 1820 г. на роль зазывал стали приглашать русских, полагая, что словесная реклама даст больший эффект. Русские паяцы не ограничивались прямой обязанностью, но и развлекали… Читать ещё >

Художественные особенности балаганных представлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На время народных гуляний праздничная площадь заставлялась балаганами, качелями, каруселями. Почти все имели наружные балконы. На них выступали зазывалы. Первыми появились паяцы в иностранных балаганах пантомим. С середины 1820 г. на роль зазывал стали приглашать русских, полагая, что словесная реклама даст больший эффект. Русские паяцы не ограничивались прямой обязанностью, но и развлекали публику шутками, прибаутками, острословили, высмеивая и себя, и народ.

Во второй половине 19 в. сложился особый тип зазывал — «дед, старик». Его наряд: серый кафтан-полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, в шляпе коломенке или гречневиком, украшенной яркими тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах, с полуштофом под мышкой с красным носом (на веселе).

Требования к голосу: шутки должны произноситься громко, голос должен быть охрипшим и сиплым.

Многие шутки носили сезонный характер, но злоба дня проходила, а шутка сохранялась и повторялась. Особенно ценились зазывалы владеющие «эзоповым» языком. Были случаи, когда уводили в участок.

Если в Петербурге основным типом зазывал бал «дед», то в Москве предпочитали выступать по двое. Подобные парные выступления быстро набрали популярность и стали отдельным жанром — «раус» (разговор двух лиц в форме диалога). Один задает вопрос или советует, а другой отвечает невпопад, не так выполняет задания. Первый — обычный человек, второй — шут, умный глупец.

Раусы впитывали ходячие остроты, словесные штампы, заимствовали образы и приемы, не лишаясь своей оригинальности, но при условии, что авторы и исполнители — мастера своего дела. Их диалоги близки к Петрушке. К концу 19 в. раусы вытеснили балконного «деда» .

Балаганный театр — так называемый театр для народа, игрался в «балаганах» — временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги. Такой театр имеет те же тексты и то же происхождение, что и народный театр, но в отличие от народного не имеет значимости, содержанием его становится фольклорная форма существования текста. Вместо мифологической зрелищность. За небольшим исключением — явления массовой культуры (зрелищность — товар). Все тексты балагана в той или иной степени — авторские, в обязательном порядке проходили цензуру. Отчасти проникая обратно в деревню, в казармы и на корабли, иногда обретали вторую фольклорную жизнь (те самые тетрадочки народных исполнителей, которыми они не пользовались).

Балаганный театр возникает в период Петровских реформ. Использовался как проводник государственной идеологии. Ликвидирован в 1918 году вместе с лубочной литературой и кулачными боями.

В послереволюционные годы была попытка монополизировать зрелище и создать «красный балаган», от этих попыток остались «агитбригады» и современные парады и шоу. Другим лицом многоликого балагана стало кино, а позже и телевидение. Многие элементы балагана «ушли» на эстраду и в цирк, в театр. В связи со сказанным может возникнуть впечатление, что Балаган есть нечто непременно низменное. Вовсе нет. Если литературная основа Балагана высока — то высок и Балаган. Так, театры Мольера и Шекспира были балаганами. Шекспировская традиция, как известно, погибла: в ХVI — XVII вв. балаганы в Европе повсеместно запрещены. Через столетие, на других уже корнях, вырос современный европейский театр. Так что мало иметь высокую литературу, нужны еще и соответствующие постановки: поставить Шекспира теми же средствами, что и Чехова затруднительно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой