Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Устная и письменная речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диалогическая речь предъявляет гораздо меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, нежели другие виды внешней речи. В этом случае зачастую предварительная подготовка не требуется, так как собеседники находятся в одинаковой равноправной ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко понимают друг друга. Им не нужно излагать свои мысли… Читать ещё >

Устная и письменная речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зависимости от того, употребляется ли для осуществления процесса коммуникации в качестве смысловых кодов звуки или письменные знаки, различают такие разновидности внешней речи, как устная (бытовая разговорная; деловая; специально-профессиональная; сленг и т. д.) и письменная речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.

В процессе произнесения устной речи человек воспринимает слушателей, их вербальную и невербальную реакцию на свои знаковые сигналы — сами слова, их смысл, форму, интерпретацию и пр. Получая быструю обратную связь, он может корректировать, изменять свою дальнейшую речь, подстраивая ее под конкретные условия обратной связи. В дополнение к собственно языковым средствам человек может также использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т.н.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.

Диалог (полилог) и монолог.

В зависимости от ситуаций общения устная речь приобретает вид диалогической либо монологической речи. Речь, в которой участвуют более двух человек, называется полилогом. В процессе диалога (полилога) люди говорят по очереди. В бытовом разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность диалога определяется высказываниями его участников, их замечаниями и репликами, возражениями или одобрениями. Речь каждого участника диалога поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. В ряде случаев (например, на экзамене) диалог организуется преднамеренно, чтобы выяснить ряд определенных вопросов, и тогда речь носит целенаправленный характер.

Диалогическая речь предъявляет гораздо меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, нежели другие виды внешней речи. В этом случае зачастую предварительная подготовка не требуется, так как собеседники находятся в одинаковой равноправной ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко понимают друг друга. Им не нужно излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушать собеседника, понять его, его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых (невербальных) средств.

Монологическая речь предполагает, что один человек говорит, а другие слушают. Монологическая речь проявляется в различных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и пр. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ее ярко выраженная направленность на слушателя.

Цель такой речи — воздействовать на мнение (отношение, мировоззрение, убеждение и пр.) слушателей, убедить их в чем-либо, или повлиять на их информационный уровень либо передать им знания. В связи с этим монологическая речь требует связного изложения мыслей, а также не только предварительной подготовки текстового сообщения выступающего, но и скрупулезного изучения и анализа предполагаемой аудитории. Она требует от говорящего умения логически и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной, доступной и отчетливой форме.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой