Логические особенности юридического языка
Язык права, как и языки других гуманитарных и социальных наук, относится к частично искусственным. Его основу составляет естественный, или обычный, язык, дополненный многочисленными характерными только для права понятиями, каждое из которых получает более или менее строгое определение. Отношения между юридическими понятиями подвергаются тщательному анализу. В результате юридический язык… Читать ещё >
Логические особенности юридического языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Естественный язык
Владение языком — одно из условий профессионального мастерства юриста. Незнание выразительных возможностей языка, неумение пользоваться им для достижения поставленных целей способно сделать выступление прокурора, адвоката и др. малоубедительным, а то и просто беспомощным.
Как отмечалось ранее, все языки делятся на естественные, искусственные и частично искусственные. Первые возникают спонтанно, в процессе общения членов некоторой обширной социальной группы (например, русский язык, испанский язык и т. д.). Искусственные языки создаются людьми для каких-либо специальных целей (например, языки математики, логики, шифры и т. д.).
Язык права, как и языки других гуманитарных и социальных наук, относится к частично искусственным. Его основу составляет естественный, или обычный, язык, дополненный многочисленными характерными только для права понятиями, каждое из которых получает более или менее строгое определение. Отношения между юридическими понятиями подвергаются тщательному анализу. В результате юридический язык оказывается приспособленным к описанию и анализу той специфической сферы человеческих взаимоотношений, какими являются правовые отношения. Характерно, что речь юриста, изобилующая специальными терминами и не выраженными явно их связями, является, как правило, малопонятной или даже совсем непонятной для неспециалиста.
В процессе изучения права юристы уделяют особое внимание системе понятий, благодаря которой естественный язык становится частично искусственным языком права. Это вполне естественно. Не следует, однако, забывать, что язык права — только надстройка над естественным языком. Плохое владение последним, незнание его особенностей, неумение сполна использовать его выразительные возможности делает слабым и сам опирающийся на него язык права.
Далее рассматриваются некоторые особенности юридического языка, непосредственно связанные со своеобразием естественного языка, в атмосфере которого формируется и существует юридический язык: многозначность многих выражений как естественного, так и юридического языка, их неточность и неясность, выполнение нескольких ролей одним и тем же словом и т. п.
Язык, на котором мы обычно говорим, является — пусть это не покажется странным — полноправным соавтором всех наших мыслей и дел.
Источник обычно не бросающегося в глаза величия обычного языка и его тайной мудрости в том, что в нем зафиксирован и сосредоточен опыт многих поколений, особый взгляд целого народа на мир, отражена эпоха. «Если бы не было речи, то не были бы известны ни добро, ни зло, ни истина и ни ложь, ни удовлетворение и ни разочарование. Речь делает возможным понимание всего этого. Размышляйте над речью» (Упанишады, VI—III вв. до н. э.).
Естественный язык складывается стихийно и постепенно. Его история неотделима от истории владеющего им народа. Искусственные языки, сознательно создаваемые людьми для особых целей, как правило, более совершенны в отдельных аспектах, чем естественный язык. Но это совершенство в отношении узкого класса целей оказывается недостатком в отношении всех иных задач.
Естественный язык столь же богат, как и сама жизнь. Разнородность, а иногда и прямая несовместимость выполняемых им функции — причина того, что не каждую из своих задач он решает с одинаковым успехом. Но как раз эта широта и способность изменяться с изменением жизни и постоянно оставаться столь же гибким и готовым к будущим переменам, как и она сама, не дают языку закоснеть в жестких разграничениях и противопоставлениях.
Разнообразные искусственные языки, подобные языкам математики, логики и т. д., и генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка. Они возникают на базе последнего и могут функционировать только в связи с ним.
Обычный язык служит прежде всего для повседневного общения и имеет целый ряд своеобразных черт.
Он является аморфным как в отношении своего словаря, так и правил построения выражений и придания им значений. В нем нет ясных критериев осмысленности утверждений. Не выявляется четко логическая форма рассуждений. Значения отдельных слов и выражений за висят не только от них самих, но и от их окружения. Многие соглашения относительно употребления слов не формируются явно, а только предполагаются. Почти все слова имеют не одно, а несколько значений. Одни и те же предмета порой могут называться по-разному, иметь несколько имен. Есть слова, не обозначающие никаких объектов, и т. д.
Эти и другие особенности обычного языка свидетельствуют, однако, не столько об определенном его несовершенстве, сколько о могуществе, гибкости и скрытой силе.
Но если мы не считаемся с его особенностями, он может подвести и подстроить неожиданную ловушку. Многие логические ошибки связаны как раз с недостаточным умением пользоваться естественным языком.