Барьер акцентуации характера
Ригидный субъект общениячеловек, который не сразу включается в коммуникативную деятельность. Он слушает партнера внимательно, говорит неспешно, мысли излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл, не любит, чтобы его перебивали. Не терпит поспешности в изложении мысли от других. Надо входить и выходить из общения с ригидным субъектом с учетом сложившихся… Читать ещё >
Барьер акцентуации характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Выделяют следующие типы акцентуации:
гипертимический — постоянно отличное настроение, «сверхбойкий» человек;
дистимический — во всем противоположный гипертимическому; «вечно серьезный», замкнутый, угрюмый человек;
циклоидный — циклические смены настроения: человек ведет себя то как гипертимик, то как дистимик;
возбудимый — гневливый, склонный к неадекватной резкой реакции;
застревающий — человек с не склонен забывать ни причиненное ему зло, ни сделанное ему добро;
педантичный — «занудливость», склонность к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям;
тревожный — боязливый, настороженный, неуверенный;
эмотивный — излишне чувствительный, сердобольный, слезливый;
демонстративный — манерный, истероидный, эгоцентричный;
экзальтированный — склонный к преувеличению, искреннему выражению чувств.
В повседневной жизни приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и каждый тип акцентуации порождает свои проблемы и в определенных ситуациях создает однотипные конфликты.
Один из распространенных источников конфликтов и обид — несоответствие самооценки и оценки окружающих.
Правильная самооценка приводит к адекватному уровню притязания и самоуважению. Завышенная — к завышенному уровню притязаний, что приводит к неудачам и даже фрустрации. Заниженная — к заниженному уровню притязаний, формированию «комплекса неполноценности» .
Барьер манеры общения Манера общения как индивидуализированная программа формируется на базе темперамента, характера и типа акцентуализаций личности.
Доминантный субъект общения всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладевать инициативой и подавлять активность партнеров по общению. В общении напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же, может не отвечать на вопросы.
Недоминантный субъект общения — полная противоположность доминантному. Очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Поведение покорности приводит к такому внешнему изменению, когда человек словно уменьшается, постоянно чувствует себя просителем, боится лишний раз взять коммуникативную инициативу на себя, задать вопрос, высказать точку зрения. Общаясь с недоминантным партнером необходимо стимулировать его, предоставляя ему инициативу и возможности выразить себя.
Мобильный субъект общения обладает легкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто поверхностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Продолжительное монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Проститься с ним также легко, как и разговориться.
Ригидный субъект общениячеловек, который не сразу включается в коммуникативную деятельность. Он слушает партнера внимательно, говорит неспешно, мысли излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл, не любит, чтобы его перебивали. Не терпит поспешности в изложении мысли от других. Надо входить и выходить из общения с ригидным субъектом с учетом сложившихся этикетных норм общения, избегая торопливости и небрежности.
Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию, он характеризуется обращенностью к окружающему миру, объекты которого его притягивают. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от эмоционального состояния. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Умеет говорить открыто и искренне.
Интровертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Он больше всего сосредоточен на аутообщении (диалоге с самим собой). Обидчив. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценных чувств и по этой причине всегда завистлив. В нормальных условиях пессимистичен и озабочен, потому что мир и люди ни капельки не добры к нему, стремятся его сокрушить.
Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности, признания ее достоинств.